Грех Катерины

"Так и рвется душа
Из груди молодой!
Хочет воли она,
Просит жизни другой."
           А. Кольцов
 Писатель, драматург А. Н. Островский (1823 - 1886 г.), путешествуя с семьей по городам поволжья - Торжок, Тверь, Кинешма, Кострома, наблюдая и записывая интересные на его взгляд моменты самобытной жизни людей этого края, задумал написать пьесу, в которую и вошли многие сцены и диалоги писателя без авторских изменений. Так в пьесе нашел отражение виденный автором швейный промысел — шитье золотом по бархату в г. Торжке Тверской губернии. Об этом вышивании упоминает Катерина, вспоминая свое детство.
 Начав писать пьесу в пяти действиях с названием "Гроза" в июле 1859 года, драматург заканчивает ее 9 октября и в том же году 2 декабря пьеса была поставлена в Малом театре, в Москве.
 В сюжете драмы автор поднимает проблему общественной жизни купечества перед назревающей сменой общественных устоев русского общества конца пятидесятых и начала шестидесятых годов. Само название пьесы "Гроза" символично с изменениями в Природе в период проявления грозы.
"Гроза в драме есть страх Божий - не что иное", отмечает М. М. Дунаев (Том 2 - 5. А. Н. Островский), что и подтверждает один из персонажей пьесы - Дикой, обращаясь к Кулигину, "Гроза-то нам в наказание посылается, чтоб мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться". Дикой выражает стихийное восприятие грозы, от которой не защититься железными штырями, ибо он, как и все персонажи пьесы, погружен в мир греха и темных страстей, отмечает М. М. Дунаев. И это совершенно верно. Народ охвачен страхом перед грехом, не давая возможности себе здраво мыслить, ощущать иное состояние души, когда происходит полет мысли, воображение фантазии, ощущение свободы, любви, вдохновения.
Автором в его произведении очень хорошо освещена тема самоодурманивания, религиозного ханжества, подмены истинного понимания на искусственно выдуманное, фальшивое суждение в угоду успокоения собственного невежества.
 "Луч света в темном царстве" так охарактеризовал пьесу "Гроза" писатель и литературный критик Н. А. Добролюбов. Его впечатление от пьесы - это страшный вызов "темному царству", самодурной силе. В Катерине - главной героини произведения он увидел протест против кабановской старообрядческой деспотии. Она "луч света в темном царстве". Он считал значительным то, что женщина - самое бесправное существо, выражает протест против тирании и деспотизма, против беспросветного существования, безрадостной жизни, проявляя твердость и решимость.   
 Сюжетом к написанию пьесы послужило событие произошедшее летом в Костроме. Название города в пьесе А. Н. Островский изменил на Калинов. Молодая женщина(Александра Клыкова) вышла рано утром из дома, а позже ее тело нашли в Волге. Во время следствия выяснилось, что свекровь женщины издевалась над ней,
а бесхарактерный муж не мог повлиять на ситуацию. В итоге у Александры на какой-то момент сложились отношения с почтовым служащим. А позже произошло горестное событие.
 Эта женщина и явилась прообразом главной героини пьесы А. Н. Островского "Гроза" Катериной, которая с детства жила в обстановке любви и ласки, внимании и заботы. Она гуляла, молилась, вышивала, была благопристойная, честная, чистой души девушка. Выйдя замуж за Тихона (автор подбирал имена по типажу своих героев), её жизнь изменилась, стала подневольной. Тихон - тихий, безвольный человек, был полностью под влиянием своей матери, подавляющей своим грозным характером любые проявления нормальной человеческой жизни. В семействе Кабановых царит домострой, который вершит мать Тихона Ивановича Кабанова — Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха).
 Катерина, поняв всю безнадежность своего существования в семье Кабанихи, мучилась невозможностью, что-либо изменить, направить жизнь в то русло, в котором будет стремление к чему-то прекрасному, волнующему, вдохновляющему. Ей не хватало свободы дружеских, родственных отношений, основанных на взаимоуважении, любви, радости существования. Образ Катерина обрисован автором, как натура сильная, живая, свободолюбивая, чувствительная, способная противостоять несправедливости жестокого мира, восстать против насилия и безрассудства.
«Я еще лет шести была. Обидели меня чем-то дома...я выбежала на Волгу, села в лодку, да и оттолкнула ее на другой берег! На другое утро нашли верст за десять! Эх, Варя, ты не знаешь моего характеру!» - признается она. «А, уж коли мне здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой".
Жизнь Катерины в семье Кабанихи становится для нее заключением в тиски безысходности положения безрадостной жизни. Ее сила жизни, чувствительная душа жаждет иной жизни - светлой, эмоционально насыщенной, не такой, какая сложилась
у нее и она пытается вырваться, не зная, как. Свободолюбивая, она стремится к отношениям возвышенным, к взаимности и любви.
"Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать)". 
И судьба ей дарит знакомство с Борисом (племянник Дикого), в которого она влюбляется, даже толком не поговорив с ним. Он не такой, как все те, кто окружал ее в этом угнетающем чувства обществе. Она потянулась к нему, как бабочка на свет, воспылав к нему надеждой, которая изменит ее существование, которая освободит ее из этих тисков самообмана, в котором царят страх и духовная слепота.
Так она рассказывает Варваре о своих грехах: "Ночью, варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то ласково говорит со мной, точно голубя меня, кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду..."
Борис тоже влюбился в Катерину. Катерина, богобоязненная натура, пугается своей грешной любви, ее приводит в ужас возможность божьей кары, но она не в состоянии противиться возникшему в ней чувству. "Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти". И не смотря на обуявший ее страх из-за неправедного действия, который приведет ее к греховному поступку, она, покорившись чувству, берет ключ от калитки у Варвары, что бы встретиться с Борисом.
«Любовь сильнее смерти,
Сильнее страха смерти».
И. С. Тургенев
Она решилась на этот шаг, она встретится с Борисом во что бы то ни стало. И это решение далось Катерине непросто, и здесь в ней происходила борьба ее нравственных устоев, душевной чистоты с противостоящим им соблазнам чувств и стремлению к свободе. Осознавая всю тяжесть своего положения, влюблённые тайно встречаются, но Борис вынужден уехать по приказу Дикого в Сибирь. Катерина безропотно принимает решение Бориса оставить ее и все же без всякой надежды просит его, - «Возьми меня с собой». «Нельзя, Катя, не по своей воле я еду, дядя посылает меня», ответил ей Борис.
 Совесть мучает молодую женщину и она признаётся мужу в присутствии его матери в измене, после чего жизнь ее становится совершенно невыносимой. И не столько невыносимой из-за свекрови Кабанихи, сколько из-за своих душераздирающих убеждений о честности и порядочности перед мужем и стыдом перед другими людьми. В душе Катерины гроза, в ней происходит внутренняя борьба с самой собой, когда она мечется в безысходности своего положения при содеянном греховном поступке - измене мужа и беспросветным существованием в порядке сложившихся устоев и традиций жизни общества. Эта борьба буквально разрывает все ее существо на части, когда полная здоровья и сил, она умирает в этом "темном царстве", в котором и живя, не живешь и выбраться из него нет возможности. Ее решение бесповоротно. Совершив один греховный поступок, она добавляет другой, когда решается на добровольный уход из жизни, бросившись с утёса в Волгу. Катерина пошла на перекор сложившимся традициям - слепое повиновение, подчинение, полная зависимость от поддержания старшим поколением держать все и вся в страхе. Так Кабаниха учит сына Тихона, что жена должна бояться мужа. Страх и только страх - основа жизни в этом "темном царстве", где верят только в него и доверяют только ему, а не любви. Любовь не так важна в понимании людей мира Кабанихи, Дикого и других персонажей пьесы.
В диалоге с Варварой, прослеживается состояние Катерины, обуянной страхом перед Богом, когда Варвара удивляется, что Катерина боится грозы. На, что Катерина отвечает ей: "Как девушке не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг явлюсь я перед Богом, такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот, что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! страшно вымолвить!"
Катерина  в этом диалоге с Варварой показана автором высоко нравственной натурой в противовес Варваре с ее моралью "темного царства": "А по-моему: делай что хочешь, только бы шито, крыто было". Но Катерина не приемлет такого лицемерия, обмана: "Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу", на что Варвара ей возражает: "Ну, а ведь без этого нельзя, ты вспомни, где живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало".
Как прекрасно автор обрисовал в этом диалоге пропитанный ложью мир, упадок нравственности и разгул духовной нищеты, утраченные ценности моральных устоев.
И поистине Катерина с ее высокой нравственностью, чистотой и правдивостью, как луч света во тьме противостоит этому царящему миру лжи и душевной деградации.
Когда Катерина рассказывала Варваре о своей жизни до замужества, Варвара ответила ей: "Да ведь и у на тоже самое". Но Катерина ей возразила: "Да здесь все как будто из-под неволи". Вроде внешне так, но внутренне Катерина чувствует не соответствие, она сравнивает и делает выводы. И выводы эти не утешительны.   
Очень верно на мой взгляд заметил М. М. Дунаев в книге "Православие и русская литература": "В судьбе Катерины всё усугубляется  тем, что внешние обстоятельства закрывают ей движение к подлинной любви, а внутренних собственных, духовных сил для смирения ей недостает. Она оказывается в одиночестве и что страшнее всего: в духовном одиночестве. Духовное одиночество одолевается верою, но вера ее разрушена грехом и отчаянием. В Катерине происходит полное угасание веры, приведшей ее к самоубийству."   
  Главные действующие лица пьесы — Катерина и её свекровь Кабаниха — две сильные женщины, каждая из которых отстаивает свою правду. Кабаниха олицетворяет собой мир устаревшей патриархальной морали, Катерина же стремится освободиться от оков принуждения и преклонения.
Основная идея произведения заключается в необходимости защищать свои интересы, развиваться, стремиться к независимости, красоте и духовности, не быть слабым духовно и безвольным.
 Образ Катерины и сама драма А. Н. Островского "Гроза" поражают своей глубиной ощущений, развитием событий, трагизмом и создают огромное пространство к размышлениям, возможности понять характер произведения, его суть и основу взаимоотношений между персонажами пьесы. До глубины души трогает и трагедия Катерины, как неизбежный фактор устаревших традиций, и то, как происходила деградация общества, потеря веры и надежды.
 Авторская позиция пьесы ярко выражена в монологе потрясенного смертью Катерины Кулигина: "Живой душе и смерть не страшна, она теперь свободна, несмотря на то, что за свободу заплачено самой высокой ценой - жизнью". Автор взывает к милосердию, которого не нашла Катерина в своей земной жизни. Страшный грех самоубийства по мнению автора, может быть прощен "судией, который милосерднее земных судий".
Внешний конфликт драмы разрешается протестом слабого и безвольного Тихона, его прямым обвинением матери в гибели Катерины: "Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы". Также и его воплем  на смерть жены, завершающий драму - "Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться"!
Читая эту трагедию, невозможно не откликнуться на нее всей душой, проникнуться ее многогранностью, не ощутить на себе весь трагизм происходящих сцен жизни.
 И в результате старый мир пошатнулся. Народ вышел на берег Волги за пределы города с жестокими нравами. "Гроза" разразилась над городом Калиновым. Финальная сцена драмы наполнена и трагическими нотками, и, следуя закону жанра трагедии, внесла освежающее, ободряющее начало в жизнь людей.   


Рецензии