Лилия живописи Анатолия. Слово о Сергии
Конечно - мы живём в городе Сергия Радонежского.
Влияет ли это каким-либо образом?
Анатолий имеет возможность писать Лавру при любом состоянии природы - и вечером, и ночью, что не получится у живописца-туриста.
Но влияние Сергия, его духа - в другом.
Вот как-то тянет в те дороги, которыми ходил Преподобный.
И в нашей жизни появились Дмитров, Переславль, Кириллов, Киржач, Тульская область - появились с поправкой на Сергия, и картины, и стихи, и венки сонетов.
Школа Сергия Радонежского - он ведь лично основал 70 монастырей, во многие места ходил пешком, выбирая... Как успел? Новостей не смотрел, в смартфонах не залипал, газет-журналов пустых не читал.
Хочется прикоснуться к этому подвигу... Хотя бы вдуматься, осмыслить.
Как-то Анатолий с друзьями - священником и художником Сергеем Аристарховым, с братьями художниками Петровыми отправились в Переславль из Посада пешкарём - так ведь ходил сам Сергий.
Договорились ночевать в стогах, по теплу - лето - не зима, пить родниковую воду, кушать хлеб да сало, на заходя в магазины, вот взяли и пошли.
Автобус идет один час. Машина - 40 мин. Они шли три дня и две ночи ночевали на природе. Не по трассе шли - напрямую через луга.
Результат: дошли. Растерли в кровь ноги. Просветились, вдохновились, есть, что вспомнить! Пластыри - тоже блага цивилизации. Во времена Сергия что было? Мед, жир, подорожник. Страдали - но прикоснулись к чему хотели. И наговорились вдосталь за поход.
Но обратно герои ехали на автобусе...
А у нас с Анатолием была вылазка на Куликово поле.
Пожалуй, стоит рассказать.
Тоже дорога Сергия Радонежского.
Мы поехали на автобусе с паломнической группой.
Паломники - отдельная песня. И такая поездка имеет свои правила.
Мы же заперлись в Москве в автобус - как всегда, отправляясь в дорогу - с бутылочкой - полторашкой - пивасика, и умник Анатолий стал этот писасик пить, пока ждали отправления.
Мы не пьем, не курим. Но в поездки берем бутылку или пакет магазинного вина, Анатолий расслабляется, потягивает, я там тайно тоже что-то дотягиваю... Но это тихонько, незаметно. Та же поездка была нашей первой туристической, 2000 год.
На нас устремились 30 пар паломнических глаз с осуждающим приговором, как на врагов народа.
Ну, поехали. Посетили Угрешский монастырь в Люберцах.
Гиды рассказывали много, старались. Колокольня монастыря была тогда из одного яруса - невозможно представить!
Потом путь направился в Тульскую область, Себено - на родину Матронушки. Маленькая церковь в сиренях, овраги в сурепке, старенький беленький домик - хатка...
На ночевку остановились в школе - в спортзале, спали на матах, стульях, столах - кто где лег. Видать, сторож, добрая душа и знакомец организаторов, не пожалел дать ключи. Лето же, каникулы - кому сдалась эта школа?
Устроились. Ясно - без одеял и подушек. Есть же своя одежда, сумки... 30 пар глаз следили за нами: а не предадимся ли мы оргии на матах после пивасика? И то верно: нарушивший одно правило - нарушит и все остальные.
Но ничего, переночевали, едем дальше.
А дальше - Белопесоцкий монастырь, переход Дмитрия Донского через Оку.
Красота невероятная. Питания по ходу не было никакого - паломники же, не нажираться едем. Но и перекусить нечем - кто что взял, Кажется, в монастыре были пирожки.
Там мы узнали невероятную историю.
Белопесоцкий женский монастырь, как и многие другие, был разрушен, упразднен в советское время. Потрясающая древнерусская архитектура погибала.
НоНо вот монастырь открыли заново, приехало несколько монахинь. Вдалеке от путей и туристов он тихонечко жил. Вдруг в алтаре начался пожар. А в алтаре хранилась главная святыня монастыря - посох Сергия Радонежского.
Сергий оставил его монастырю до 1380 года.
И вот минута - и посох сгорит.
Но кто может спасти святыню?
Одни монахини рядом. А женщинам в алтарь нельзя.
Как вы думаете - решились монашки ради святыни нарушить правило?
Известно, что потом Патриарх, Алексий Второй, похвалил монашек.
Так что вы ответите?
Вы догадались, что посох сгорел?
Правило не было нарушено.
Такая история.
А дальше мы едем в Серпухов, осматриваем его - Владимир Серпуховской сыграл важнейшую роль в Куликовской битве.
Голодными глазами смотрим на обычных туристов, которым положена какая-то юшка в тарелки. У нас же поездка паломническая. 2000 год, на туристах наваривать доход только учились, а о сервисе никто не заботился. Приехал - смотри во все стороны.
Потом поехали в сторону Епифани, это Тульская область, поля, речушки, мелкие дерени и такие же игрушечные церковки в них.
И вот подруливает авто к красной церквушке - там много старинных икон, пропустить никак нельзя.
Лето, полдень, жара.
В церкви множество икон, одна другой краше. Но многие надо разгадывать - настолько непонятны. Гид говорит - сейчас священник подойдет - все расскажет. Мы выходим на улицу - поп неподалёку. Край деревни, толпа народу, хоронят бабку.
Лето, жарища, бабка воняет. Сельчане - если церковь есть - это не деревня, а село, поднимай выше - селяне плачут.
Священник идет к нам.
Мы всем миром просим сначала похоронить, дескать, дождемся. Или поедем дальше.
На что священник неотсупен в решении: когда вы еще здесь побываете? Никогда. Следовательно, уехать нельзя, он не отпустит. И правда - прошло 24 года, Я и не доберусь, и дороги не вспомню, и название села забыла.
Дождаться? Священник рассуждает, что бабке все равно, воняет она или нет - а родня потерпит. Может, грехи смоются, если при жизни бабку обижали.
Не уйдут они, дождутся. И начинает вести экскурсию. Икон полно, да все с мелкими клеймами. И он очень подробно про все говорит. Когда же еще нас просветить?
Священник добр и весел. Покойницкие миазмы уже по всей округе.
Зеленая родня смирно сидит: видно, что священника чтут, уважают и любят.
Из прохладной церкви мы уже не высовываемся. Сельчане? - Ждут. Солнце палит.
Часа через три священник сказал все, что хотел до нас донести. Мы выкатываемся к автобусу. Зелёные селяне под тучами чёрных мух чуть-чуть оживляются. К автобусу спешит матушка с тазиком пирожков - на всех, угощение, поддержать наши силы в дороге.
Нам необыкновенно хорошо: священник поступал по правилам - по жизненным, по своим, по своей высшей правоте. Он благословляет нас: и так поздно приедете.
Он сэкономил наше время, не заставив ждать - нас.
Он не сократил экскурсию. И он не побоялся гнева сельчан: с ними ему жить кажинный день, нас же он больше не увидит.
Казалось, он проявил равнодушие. Но, если размыслить - он поступил максимально неравнодушно.
Думаю, никто не забыл ни его, ни дивной церкви, любовно украшенной внутри расшитыми полотенцами, ни увиденной житейщины, ни несчастной покойной бабки - ей теперь тоже неугасимая память трех лишних десятков людей.
Солнце закатывается. Мы мчимся в Епифань.
И хочется жить, и жить хочется поправильней.
В Епифани успеваем посмотреть разрушенные храмы, колодезь на горе - долетаем до села, что поближе к Куликову полю и падаем на редкие стулья в сельсовете.
Барачного типа сельсовет, матов спортзальных нет и в помине. Люди раскладывают одежду и сумки на полу, пристраиваются, дремлют. В кабинеты никто не пустит, ясно, но - коридор весь в нашем распоряжении.
Я выхожу на улицу: овсяные поля, река, туман... Какие туристические гостиницы? Гуляй-поле. Красота! Что многие, у кого остались силы, и делают: гуляют вдоль сельсовета, досчатого длинного барака. Завтра - Куликово поле!
Утро!
Снова солнце собирается палить. Нам сказали, что в Тульской области несколько недель стоит жарища. Люди переживают за урожай. Поэтому сначала будет молебен о дожде - молитва нескольких священников и большого количества мирян должна сделать свое дело.
Нас ведут к храмам в Монастырщино - это окраина Куликова поля.
Подходит группа священников. С хоругвями. Начинается молебен о дожде.
И через полчаса начинается чудо.
Небо откуда-то собирает огромные тучи. Гроза. Да такой силы! Дождище! Да так быстро! Народ - а народа много, ибо объявлен крестный ход через поле - лезет в церковь от дождя. Набиваются, как в рейсовый автобус. Снаружи молнии и гром. Страшно.
Вот это да! Дороги набухают жидкой глиной. Как теперь идти на какое-то поле?
Вскоре дождь становится терпимым, можно быть на улице.
Еще немного - и дождя нет.
Дороги моментально сохнут. Свежо, тепло, хорошо.
А нам пора идти через поле.
Все паломники своими группами двигают к полю. Перед каждой группой - батюшка, за кем надо изти. Да и так не заблудиться: впереди виден храм-сталла. Там музей. Музей тоже в программе.
И тут батюшка наш припускает по полю с хорошей беговой скоростью. По ковылям. На просьбы помедленнее дает понять, что выдержим. Потому что с молитвой. А поле - пять на пятнадцать км, и бежим мы по той направляющей, где все 15. Прямо. Кто-то из паломников тащит тяжеленные хоругви и крест с лампадой. Бежим.
В середине поля делаем привал минут на 15. И снова чешем к музею. Ковыли кивают навстречу: не одни вы тут такие бегали.
Мы преодолели поле за три часа.
Битва, по легенде, шла три дня.
Мы видим все реалии карты битвы: батюшка рассказывает и историю, и географию.
Сил нет. Мы в музее. Рядом наш автобус.
Мы едва осилили первый зал музея... Кажется, только заглянули.
И - домой.
Дома я берусь за переложение "Задонщины", а Толя - за иллюстрации к книге и полотна об этом крестном ходе.
Наша книга выходит в том же году в сергиевом Посаде. Крохотным тиражом, давно раритет. Но в музей мы книгу отправили и нам прислали бумагу и благодарность: приняли на хранение.
Моя статья - предисловие к книге - "Дорога Дмитрия Донского" - напечатана в газете "Советская Россия", чем я очень горжусь. Я порадовала отца этой большой и красивой публикацией. Ну, и сама вдохновенно работала над статьей.
Я думаю, что если кто-то из нашей незнакомой нам паломнической группы прочтет эту статью - то вспомнят эту поездку и ее необыкновенные реалии.
Пишу в День Сергия Радонежского 8 октября 2024
Свидетельство о публикации №124100807267