Балерина
Посвящено одной из великих балерин
Мира, чья жизнь была ради танца – Галине Улановой.
Первая часть.
Конец 1909 года
Петербург чествовал в то время
Балерину великую,
Анну Павлову. В тоже время,
Он также там прощался с ней.
Отныне её домом станет,
Туманный Лондон – Альбион.
Осиротеет там театр
Мариинский с уходом той.
И весь русский балет там тоже.
А через два месяца там
У пары же тогда балетной,
Девочка Галя родилась.
(У танцовщицы Марии Фёдоровны Романовой
И балетного режиссёра Сергея Николаевича Уланова)
Которой суждено там будет,
Трон опустевший впредь занять –
Королевы балета, русской
Школы великой там.
… Родители очень хотели
Иметь мальчика. Галя же
Была как мальчик. И матроска -
Любимая одежда той.
А на верёвочке кораблик,
Любимая игрушка там.
Летом, с мальчишками играла,
В «индейцев» эта девочка.
Гордилась стрелами и луком,
Терпеть девчонок не могла,
С их куклами и куличами,
Что на песке делали те.
Первый балет же, на который,
Родители ту приведут,
Была тогда там постановка:
То – «Спящая красавица».
Балетом тем – не заболела
Галя. Как юная Павлова та.
И не мечтала о балете,
И не стремилась танцевать.
(Не умоляла родителей поскорее отдать
Её «учиться танцевать»)
Галя вообще ж не хотела
Быть балериной. Жаждала
Быть моряком, и непременно –
Лишь капитаном только быть.
1917 год
Счастливой жизни беззаботной,
Настал конец. Голод пришёл,
С разрухой же. И родители
Галю отдали в интернат.
(Где ребёнок будет хотя бы накормлен и одет)
А интернат этот был только,
Там при училище тогда,
Балетном. Галя то узнала,
И долго там рыдала та.
(И умоляла родителей: «НЕ НАДО!
ТОЛЬКО НЕ ТУДА!»
И в первый же день в интернате,
Оправдав прозвище своё:
«Капитан» - она попыталась,
С «балетного рая» СБЕЖАТЬ…
У выхода ж ту отловили,
На место водворили там.
Отчаянию тогда ж Гали
Предела не было в тот миг!
Преподавательницей первой,
У Гали была её мать.
Дочери всё время внушала:
Что предстояло делать ей:
(Бывшая танцовщица Мариинского императорского
Театра)
«Ты поступила в школу, значит,
.Ты должна заниматься тут,
Как можно лучше. И должна стать,
Хорошей балериной. Так.»
(Это слово «ДОЛЖНА» Галя запомнит на всю жизнь)
Именно оно там и будет,
Определять всю её жизнь.
Она должна стать балериной!
И она станет ею там.
В первый раз выйдет уж на сцену
Галя в спектакле, в 10 лет.
«Каприз бабочки» был балет тот,
В роли Божьей коровки» - та.
И кто же мог тогда подумать,
Что лишь там несколько шажков
Балетных па, сделанных Галей,
К мировой славе приведут.
Вторая часть.
Она была смешной девчушкой,
С нелепым красным кругом там
На спине – (крылышками это
Божьей коровки). Роли той.
Училище окончив Галя,
В труппу та принята была,
То – Ленинградского театра
Оперы и балета там.
Сразу ж солисткой ту приняли.
Неслыханное дело там!
Впервые здесь вышла на сцену -
Роль: Одетты – Одиллии.
(Здесь в этом академическом театре она
Была и неподражаемой трагической
ЖИЗЕЛЬЮ, и хрупкой прелестной МАРИЕЙ
В «Бахчисарайском фонтане», и здесь
Родилась легендарная ДЖУЛЬЕТТА и др.)
Если ж в других ролях блистали
Другие балерины, то
Джульетта – это там бесспорно,
Только Уланова была.
И знаменитый бег Джульетты –
Улановой, символом стал
Вечной любви. А её руки,
Бессмертия символом был.
(Её неповторимые волшебные руки, лежащие
На груди мёртвого Ромео)
Первым Ромео же на сцене
Стал Константин Сергеев там.
Созданы были друг для друга,
Те как танцовщики тогда.
(Полная гармония, абсолютная синхронность
Танца. Он был её партнёром и в других
Постановках, но роль Ромео стала самой
Близкой и дорогой)
Настолько дорогой та стала,
Что предпочтя Улановой,
Потом Дудинскую Наталью –
Ромео роль не танцевал.
(Дудинская стала спутницей на сцене и в жизни)
Партию Ромео он больше не танцевал НИКОГДА.
И НИ С КЕМ)
1951 год
Уланова там, как солистка,
Отправится впервые там
В Италию. Публика эта
Увидит, как танцует та.
Покорена она там будет
Улановой - и навсегда.
Потом были ж ещё гастроли,
Гастроли и гастроли… вновь.
(Во многих и во многих странах)
1956 год
И знаменитые гастроли
В Лондоне были в этот год.
Показ «Ромео и Джульетты»
Впервые этой публике.
Напряжённое ожиданье…
Осмелились русские им
Английскую тогда представить
Классику! Нонсенс, то для них.
Уланова в роли Джульетты.
А высоко в ложе над ней –
Елизавета – королева,
Что аплодировала ей!
(Русской балерине)
Две королевы рядом были,
Балета и этой страны,
Приветствующие друг друга!
Это ли не признание.
Аплодисментов шквал раздался,
На улице также толпа,
Восторженная – и НЕСЛА та
АВТОМОБИЛЬ С АРТИСТАМИ!
(На руках)
Третья часть.
От Греты Гарбо получила
Уланова тогда ж письмо.
Хотела встретиться с Галиной,
Знакомства ж не было того.
(Гарбо НЕ СМОГЛА ПРОЕХАТЬ СКВОЗЬ
ТОЛПУ ЛОНДОНЦЕВ, ОКРУЖИВШИХ ТЕАТР)
1959 год
Когда в Нью – Йорке выступала
Уланова потом в тот год,
Та посетит один театрик,
Что на Бродвее тогда был.
Шла пьеса там о современных
Ромео и Джульетте. Та -
Уланову потрясла сильно…
Надолго в ней оставит след.
(Этой пьесой была знаменитая «Вестсайдская
История» - рассказ о любви и смерти)
Рудольф Нуриев в приезд каждый
Улановой уже в Париж,
Цветы ей слал, прося о встрече;
Цветы брала. Встреч – НИКАКИХ.
(Она была героем своего времени)
Уланова – слава с триумфом,
Символ балета СССР.
Как же любовь? Обыкновенной,
Обычной женщины? Как – тут?
Но необыкновенная же
Та балерина в жизни сей,
Не может быть уже обычной
Женщиной… Да, была любовь.
Мужчин немало у ней было,
На много старше чем она.
В первый раз она вышла замуж,
В 17 лет. Случилось так.
(Её мужем стал – Исаак Самуилович Милейковский,
Преподаватель фортепияно в училище)
Маленьким был и лысоватым,
Ничем не примечательный…
Чем он привлёк восторженную
Молодую девушку там?
Может музыка покорила?
Но этот ранний брак тогда,
Не смог повлиять на судьбу той
Улановой. Распался ж брак.
Её жизнь – отдана театру.
Она готовилась уже,
Уже к карьере той балетной,
И впереди – встреча ждала.
1938 год
В Ленинград прибыл на гастроли,
Юрий Завадский со своим
Театром. Он уже известным –
Актёром, режиссёром был.
Он на 16 лет был старше,
Улановой. Красавцем был,
Что покорил немало женщин -
Но сам был ею покорён…
Не просто он любил Галину,
Он поклонялся ей. Их брак,
Традиционным и обычным
Не был. Они там жили врозь.
(В разных квартирах)
В Москву после войны приедет,
Уланова, и насовсем.
Квартиру она получила
На Котельнической набережной..
Но её настоящим домом,
Маленькая квартирка впредь
На Новослободской же стала –
С очередным любимым той.
Артистом же и режиссёром,
Иваном Берсенёвым там.
Он тоже был на много старше,
До его смерти с ним жила.
(До 1951 года. В который умер Иван Николаевич)
На панихиде Берсенёва,
Две женщины стояли там,
Рядом – Гиацинтова Софья,
Жена. И Галина Уланова
Четвёртая часть.
В конце уже пятидесятых,
В её жизнь человек вошёл:
Рындин Вадим Фёдорович то,
Главным художником он был.
(Большого театра)
Был умным он и интересным.
И был всего на восемь лет,
Старше Улановой. Но был в нём,
Один неважный всё ж грешок.
(Кроме любви к великой балерине, он
Любил к тому ж спиртные напитки)
Одно время она терпела,
Его запои… Но затем,
Просто там дверь за ним закрыла…
И вновь осталась там одна.
Да, были тогда в её жизни
Мужчины. Но они прошли
Как - то стороной… Отношенья
С ними – как дружба там была.
На уважение, и только,
Но не на любовь у неё.
Её ж единственной любовью
На деле был всегда балет.
Ему та душу отдавала,
И своё тело… А мужьям
Немного уже оставалось –
Немного значили ж для той.
Про неё слухи не ходили,
Никакие и никогда.
Не связывалось её имя
Там с сильными мира сего.
И вот в её дом вошла как – то
Оставшись там на двадцать лет –
Там Агафонова Татьяна,
Подругой, дочерью той став.
(Она была журналисткой)
Недоумение, та дружба
У многих вызовет тогда.
Но домыслы, грязные слухи,
Не пачкали имя её.
Имя великой балерины.
Просто соскальзывали те,
С её там белоснежных крыльев…
С её неповторимости.
Детей не было у Галины.
Важнее был валет для той.
Должна была та стать великой,
И стала ею. Жертвы дав.
Пожертвовала материнским,
И женским счастьем в жизни та,
Это её был выбор в жизни,
И её право, вот так жить.
Уланова ушла со сцены
В 50 лет. Но для неё
Такого уровня, считалось
Что слишком рано это там.
Ведь некоторые танцуют
Там до глубокой старости.
Правда, совсем не сознавая
Что, то - нелепо и смешно.
(Выглядит со стороны)
1960 год
В тот год зрители, что пришли там
На «Шопениану», ещё ж там
Не знали, что сегодня видят
Кумира там в последний раз.
«Шопенианой» и начнётся
Улановой в балете жизнь.
Ей и закончилась. Но всё же,
Та из театра не ушла.
(Она покинула только сцену)
Кому же, как не ей учить там
Молодых, что пришли в бале?
Легенде нашего балета.
И она начала учить.
Не технике она учила,
Учила их ИСКУССТВУ та.
Искусству жить, любить и думать,
Также уметь в жизни прощать.
Учеников же было много,
И гордостью стали все те
Балета нашего: Васильев (В),
Максимова (К), другие все:
(Нина Тимофеева, Нина Семизорова, Людмила
Семеняка, Малика Сабирова, Владимир Васильев,
Катерина Максимова)
8 января 1980 года
В этот день её день Рожденья.
В театре вечер в её честь.
С Максимовой Екатериной,
«Щелкунчик» был показан там.
(В финале Максимова протягивает руку и
Выводит на сцену Галину Уланову)
Столько наград, сколько их было,
Там у Улановой, никто
Там не имел. Но самой главной,
Наградой с всех - МЕДАЛЬ была.
«ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА»
Медаль она ту получила
За выступления её,
Под бомбами и под обстрелом
В городе, осаждённом там.
(В 1941 году)
(Народная артистка СССР,
Дважды Герой Социалистического Труда,
Четырежды лауреат Государственной премии СССР,
Лауреат Ленинской премии,
Премия имени Анны Павловой парижской академии танца,
Премия Оскара Парселли «Жизнь ради танца»,
Почётный член американской академии искусств,
Награждена Командорским орденом за заслуги
В области искусства…)
И в тоже время не было там
Скромнее человека и
Непритязательного очень.
И к славе не стремилась та.
Тем более там и к богатству.
Стремилась только к одному,
Делать своё дело в балете
Как можно лучше. Этим жить.
И слава вместе же с богатством,
Там падала к её ногам.
И ей, как дважды там Герою
При жизни ставят памятник.
(…БРОНЗОВЫЙ БЮСТ НА АЛЛЕЕ ГЕРОЕВ
ПАРКА ПОБЕДЫ В ЛЕНИНГРАДЕ…)
Март 1984 года
В далёкой Швеции в Стокгольме,
Появится фигура там,
Бронзовая и небольшая,
Как королевы лебедей.
Она стоит там на пуантах,
Ввысь устремлённая там вся,
И широко раскинув руки,
Будто собралась там взлететь…
(С этой грешной земли. Тоненькая одинокая фигурка…)
Во всём мире ту почитали
Русскую балерину. И
Дань отдавали уваженья,
Настолько велика была.
(Помимо памятников и мемориальных досок,
Есть и необычные проявления благодарности)
Голландские же цветоводы
Вывели тогда в её честь,
Тюльпанов сорт – «Ulanova» там.
То правда, память на века.
Колесников Леонид создал,
Белой сирени также сорт –
«Galina Ulanova» назвал оный,
Вот так любили все её.
А Крымские же астрономы,
Назвали именем её,
Там астероид. Банк России
Сделал монету в честь её.
(Ценную с её профилем. А в её квартире на
Котельнической набережной создан
мемориальный музей Галины Улановой)
Уланова в конце той жизни
Всё ж одинокою была…
Она ж была там одинока
И всю сознательную жизнь…
Ведь гении – все одиноки.
Из жизни же она уйдёт
21 марта 1998 года
В преклонном возрасте уже.
«…МАЛЕНЬКАЯ ХРУПКАЯ ЖЕНЩИНА
ПОДАРИВШАЯ МИРУ СЧАСТЬЕ И ЛЮБОВЬ…»
.
Свидетельство о публикации №124100801776