Об оптимальном количестве слов...

Около 20 лет тому назад, когда я писал свои первые отдельные Венки сонетов и черновик классической Короны сонетов
(потом я несколько лет её дорабатывал, и издал), я начал изучать более внимательно классические примеры построения Венков (Волошин, Брюсов, Вячеслав Иванов, Бальмонт, Сельвинский и т.д.), а  также самодеятельность современников (в данной области) в те годы.
Читая и сравнивая между собой два сонетных Венка Максимилиана Волошина,  обратил внимание на то, что второй по времени написания Венок более совершенен, что весьма логично, т.к. автор приобрёл некий опыт во время написания первого Венка и использовал этот опыт при написании последующего. Совершенство "Лунарии" проявилось многоаспектно.  И неповтряющимися яркими рифмами, и более чёткой системой образов и много чем ещё. Однако тогда я обратил особое внимание на то, что среднее количество слов в сонетах (при одном и том же метрическом размере этих Венков) значительно сократилось во втором Венке относительно первого. Появилось больше строк с небольшим количеством слов, т.е. чаще использовались более длительные (по количеству слогов) слова. Речь поэта стала как бы напевнее и вместе с тем увереннее. Это объяснимо. Когда автор чувствует себя неуверенно в построении стихотворного произведения, он использует так называемые "втычки" (стиховедческий термин введенный ещё в 18 веке поэтому Костровым), чтобы заполнить паузы в строках, возникающие из-за неуверенного пользования русским языком, малого словарного запаса и т.д.
Когда таких втычек становится меньше, количество слов тексте сокращается, а ритм стиха (не путать с метрическим размером) становится совершеннее. Очевидно, что для каждого метрического размера есть примерный оптимум наполнения строки словами. Поэтому много лет назад я стал использовать понятие, которое я назвал ИС Индекс Слов (по строкам), где ИС = (количество слов в произведении) разделить на (количество строк произведения). В процессе совершенствования собственных произведений я видел, что ИС уменьшается до определенного оптимального предела.

Схожую картину (ведь законы поэзии общие для всех) можно наблюдать в очередной раз и сейчас во время новой коллективной работы по построению сонетной структуры, носящей название Полувенка сонетов. Для трёхстопного анапеста, который выбран метрическим размером данной структуры ,  оптимум количества слов в 14-строчном сонете, возможно, находится примерно между 55 и 60. Всё что значительно выше этого уровня,  может свидетельствовать о версификационных проблемах автора. В процессе доработки текста, его шлифовки, устранения ошибок и огрехов, текст благополучно сокращается, ужимается по количеству слов и становится более совершенным, разумеется не механически, а вследствие работы автора или при помощи его соратников-друзей (редакторов), сокращение количества слов – это следствие и хороший маркер данного процесса.


Рецензии
Здравствуйте, Гавриил!
Это интересно. Захотелось
у себя на странице "порыться".
Хотя и так знаю, что грешна...
Спасибо. Хороших Вам дней!
Нам всем...

Дробицькая Наталья   07.10.2024 08:24     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Наталья ☺️

По ходу процесса в товарищеском общении последовали интересные находки. Намерен опубликовать и дать ссылки.

Гавриил Тишков   08.11.2024 00:59   Заявить о нарушении