Дорогие мои девчонки
Сегодня 10 сентября 2024 года. Люблю сентябрь за тёплую и нежаркую погоду, за красоту природы и, конечно, за начало учебного года. Я пришла в гимнастический зал спортивной школы немного раньше положенного времени, села за инструмент и стала ожидать прихода детей.
Вот они первые ласточки: Софья и Марианна. Следом пришла Аня. Все трое поздоровались и застыли в дверях. Загорелая стройная Софья, обладательница необыкновенно чёрных глаз и браслета из цветных камешков, негромко обратилась ко мне: «Можно мы подождём своего тренера здесь, в зале?» По школьным правилам входить в спортивный зал без тренера воспитанникам не разрешается. Но мне хочется пообщаться с девочками . Я киваю головой в знак согласия. Девочки быстро входят и усаживаются на скамейку возле зеркала со мной по соседству.
Все трое молча уткнулись в телефоны, и с невероятной проворностью стали перебирать тонкими пальчиками. Они уже успели обсудить все летние приключения, потеряли к ним интерес и потому погрузились в своё привычное состояние - манипуляции в телефоне.
- Я прошла первый уровень, - нарушив тишину, сообщила своим подругам Софья. - Теперь готовлюсь к нападению старухи Гренни.
- А я уже давно прошла первый уровень, теперь жду, когда на меня нападёт Голова, - не отрываясь от экрана, быстро проговорила Марианна. Она почти на голову ниже Софьи, круглолица. Её волосы ровно разделены на две части и заплетены в косы, нос немного вздёрнутый вверх, и на носу и, на щеках разбросаны маленькие светлые веснушки. Она всегда быстро говорит, спешит и боится опоздать или остаться неуслышанной.
- Мне больше нравится игра «Глаз». Она страшнее и сложнее, - скороговоркой поделилась Марианна.
Аня сидела немного отдельно от подруг и тоже сосредоточенно играла в телефоне, бесконечно нажимая на экране какие-то значки. Впечатлениями не делилась и предпочитала молчать.
- Девочки, а вы не боитесь таких игр? – спросила Елена Владимировна, которая бесшумно вошла в зал и села на стул у входа, наблюдая за происходящим.
- Нет! – почти одновременно ответили они.
- Это же игра, - спокойно отозвалась Марианна.
- Простая игра в ужастики, - равнодушно добавила Аня.
- Это же всё не в жизни происходит, - окинув нас острым взглядом, окончательно утвердила Софья.
- А в жизни чего боитесь, девочки? – обратилась я к ним.
- Собак, - оторвав взгляд от телефона, отозвалась Марианна.
- Муравьёв, - выдержав небольшую паузу, ответила Софья,- а ещё…пауков.
- Я боюсь Бабайки и поэтому никогда не выношу пакет с мусором вечером, – вкрадчивым голосом поделилась Аня. - А вдруг он меня утащит.
Оля, будучи на прямом шпагате, немного поодаль от нас, вытянув прямые руки впереди себя, лежала на груди, и что - то сосредоточенно читала в телефоне. Для гимнастки такое возможно, вовсе не трудно, тем более для Оли, целеустремлённой спортсменки.
И, как мне казалось, в нашем разговоре участия принимать не собиралась.
- Голода,- негромко произнесла она.
А ты испытала голод, Оля? - спросила я.
- Нет, - честно созналась она. – Но, всё равно, боюсь его.
- А зимой в лесу одна смогла бы переночевать?
- Нет, слишком страшно!
Я повторила вопрос другим девочкам. Те, выдержав напряжённую паузу, отрицательно замахали головами.
- Даже с родителями не смогла бы, - созналась Аня.
Девочки доверительно и честно ответили на все вопросы. Они не хитрили, не стремились показать себя лучше, чем они есть. Я с благодарностью смотрела на них. Мне хотелось продолжить беседу, услышать их мнение на некоторые события, случившиеся в далёком 1966 году. Я попросила разрешения у Елены Владимировны продолжить нашу беседу.
- Только не долго,- согласилась она,- пока ждём опоздавших.
- Тогда послушайте рассказ из моей детской жизни.
Именно в этом году я поступила в первый класс Филинской начальной школы Костромской области. Школа была небольшая: всего две классные комнаты и широкий квадратный коридор, в котором зимой проводились уроки физкультуры и танцы. Да, да! Нас учили танцевать. Учительница выносила радиолу, ставила большие чёрные пластинки на проигрыватель и показывала детям шаги вальса, польки, галопа и даже некоторые движения фокстрота. Так же под музыкальное сопровождение пластинок мы пели вместе с детским хором.
В классной комнате, где проходили другие уроки, располагались сразу два класса: первый и третий. Учительницу звали Татьяна Васильевна Афанасьева. В другой классной комнате: второй и четвёртый. Уроки там вела Валентина Ивановна Малафеева. Первоклассники писали в тетрадях-прописях стальными перьями, макали кончики своих перьев в стеклянные чернильницы, в которых находились фиолетовые чернила. У всех одноклассников на партах стояли стеклянные чернильницы, а у меня – беленькая фарфоровая. На ней синей краской была изображена курочка. Я очень дорожила своей чернильницей и в тайне опасалась, что она может оказаться на другой парте, а у меня вместо неё появится простая стеклянная баночка .
Татьяна Васильевна объясняла новый материал не спеша, писала на доске крупно, говорила ясно и на детей смотрела строго. На похвалы была скуповата, никогда не кричала. Самыми обидными словами в её лексиконе считались два слова - «грубиян» и «грубиянка». Применяла она их, в исключительных обстоятельствах.
- Нельзя грубо разговаривать. Отвечать нужно вежливо, даже если тебе не нравится вопрос или собеседник.
Плохой оценкой письменной работы считалось слово – «небрежно». Кляксы мы ставили и довольно часто. Чернила слетали с кончика пера как-то сами собой, непроизвольно, как будто на зло. До слёз удручала запись, выведенная ровным учительским почерком красными чернилами в конце странички «Оч. небрежно».
Татьяна Васильевна являла образец сельской интеллигентности. На уроки приходила в белоснежной сорочке, синем бостоновом костюме с ромбиком, на котором изображен глобус и книжечка, в лаковых чёрных туфлях. Каштановые волосы завиты и аккуратно уложены. Урок вела преимущественно стоя, на стул опускалась крайне редко. Во времени ориентировалась быстро. Точно распределяя время на объяснение и самостоятельную работу, чередуя переход от первого класса к третьему. Виртуозно, но вполне реально. Дело опыта. Ей было за тридцать. Опыт был наработан.
Зима в тот год была суровая. Морозы стояли крепкие, ночи звёздные. Месяц светил так ярко, что без труда было возможно разглядеть на улице все строения и предметы, почти как днём. Если морозы доходили до тридцати градусов, то всех первоклассников возили в школу на санях. Тащил розвальни конь по кличке Афоня. А возницу звали дядя Сеня. Хороший добрый старик. Заботливый и ласковый. Иногда дядя Сеня запрягал большого чёрного коня по кличке Ворон. Этот красавец принадлежал к владимирской породе. Рослый конь, крупный, со смоляной гривой и в белых носочках. Он бежал необыкновенно резво, сани тащил легко и воздух выдыхал в виде белого густого пара. За санями вырисовывались две колеи. Я ликовала, когда видела, что возле моего дома снова остановился Ворон. Мне он казался былинным персонажем. На таких конях передвигались и сражались богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич. Эх, много бы я сейчас отдала, чтобы прокатиться вот так: на санях, да по морозу, да ещё и в компании добрых весёлых подруг.
В классе с правой стороны у окна располагалась русская печь. Топила её техничка обыкновенными дровами, преимущественно берёзовыми поленьями. Они горели жарко и чуть-чуть потрескивали. Волшебной музыкой осталось в моей жизни звукосочетание: треск горящих в русской печи дров и медленный скрежет ученических перьев по тетрадной странице. Сквозь сказочные узоры на окнах виднеется заснеженная длинная с поворотом поленница берущая своё начало у школьного крыльца.
Войдя к началу урока в класс, раздевшись, первым делом надо было подойти к Татьяне Васильевне и показать ей щёки и нос. Если она замечала белые пятна, то сама протирала их ватой, смоченной в одеколоне под названием «Гвоздика». Затем погреться у печки. Я помню, как мы окружали белоснежную тёплую русскую печь, прижимали к ней свои ладони, прислонялись щекой. Сколько тепла исходило от неё. Уютно, спокойно, и надёжно рядом с Татьяной Васильевной.
По своей сути и образу жизни она была селянкой и интеллигентом одновременно. Жила при школе, занимая небольшую её часть, с краю, где располагалась комната и кухня с отдельным входом и маленьким крылечком. Имелась пристройка, в которой содержалась корова. Звали её Рябина. Мы все любили Рябину за спокойный характер. Иногда, с разрешения Татьяны Васильевны, заходили к ней, кормили хлебом. Все знали её голос. Мягкий и протяжный. По голосу могли определить в каком она настроении.
Однажды, во время урока рисования, Рябина начала отчаянно мычать. В её голосе слышался крик о помощи. Все дети замерли и вопросительно смотрели на Татьяну Васильевну. Её взгляд выразил тревогу. Она попросила нас посидеть тихо и подождать некоторое время, пока она сходит к Рябине и посмотрит, что с ней случилось. Живо накинула на плечи пуховый платок и спешно вышла из класса.
- Может чужая собака в сарай вошла? – предположила Ира Климова.
- Или волк проник? Они сейчас везде шастают,- отозвался с последней парты Сашка Гусев.
- Может, что упало на неё? – предположила Наташа Шустина.
Рябина продолжала мычать так же сильно и отчаянно.
Третьеклассники Сашка Коржов и Сашка Зачиналов соскочили со своих парт, быстро накинули пальто и без шапок побежали в сарай, где находилась Рябина. Мы сидели молча и прислушивались. Внезапно до нашего слуха донёсся оглушительный свист. Так умел свистеть только Сашка Коржов. Следующий свист был несколько тише и не такой заливистый.
- Зачиналов , - прошептали некоторые.
- Может они нас на помощь зовут, а мы расселись тут! - возмутилась Шустина.
- Одеваемся! Бежим в сарай! – скомандовала Ирка.
Мы соскочили со своих парт и все разом кинулись за своими пальто. Некоторые выскочили на улицу без пальто, и наткнулись на спасательную команду во главе с Татьяной Васильевной.
- Ребятки, живо все заходим в класс,- дала указание она. – Всё уладилось.
- Рысь в сарай забралась, - громко, что бы все слышали, сообщил Зачиналов.
- Она ход проделала, теперь повадится лазить в сарай, - вслух размышлял Коржов. – Лаз надо искать, доской закрыть его. Рысь большая и голодная, запросто сможет горло перекусить Рябине.
- Испугалась нашего свиста. Как побежит, что есть духу по балке, да прямо со стрехи в сугроб как прыгнет и давай дёру в лес.
- Я не сразу её увидел, - сознался Зачиналов, - Сашка пальцем показал на неё. Смотрю, а она по балке идёт и скалится, а на ушах чёрные кисточки. Рысь, ясное дело. Кошки бы Рябина не испугалась. Я знаю, мне отец рассказывал. Горло надо сразу закрывать. Рысь может прыгнуть на плечо и, сразу зубами вцепиться в шею. Я воротник поднял, и давай свистеть. Сашка поддержал, когда у меня дыхалка закончилась.
- Ход надо сегодня до ночи успеть заделать . Сегодня ночью опять придёт. Голодная она. Даже днём в сарай забралась, не побоялась.
- Сейчас все звери голодные. Повсюду корм ищут, - заботливо проговорила Ирка.
- К нам позавчера ночью рысь приходила. Одну курицу задушила. Спим с бабушкой, вдруг слышим - шум приключился в курятнике, куры во всю силу голосят, разбудили нас. Бабушка побежала в сарай, а там кошка бродит по насесту. Бабушка, как закричит на неё: «Брысь!» Она прыгнула в открытую дверь, прямо над бабушкиной головой пролетела. Большая серая, с кисточками на ушах. Бабушка домой вернулась и говорит мне: « Ларка, а ведь это рысь была, а не кошка. Слишком она крупная для кошки и кисточки на ушах». Испугались мы обе, заснуть потом долго не могли. А утром в сарае на полу курицу нашли с перерезанным горлом, она в крови лежала , - поделилась печальной историей я.
На уроке рисования все мастерили украшение для новогодней ёлки. Первоклассники из цветного серпантина складывали гирлянду - гармошку, а третий класс клеил цепочки. Много наделали, всю ёлку потом обмотали. Потихоньку и разговаривали о насущном. Все дети друг друга внимательно слушали и вносили свои дополнения.
Робко в диалог вступила Катя Лапшина.
- Мама сказала, что на ферму повадились волки. Приходят каждую ночь, и теперь мама боится ходить одна. Они теперь на утреннюю дойку ходят вместе с тётей Аней и обе с вилами в руках.
Она училась в третьем классе и была выше всех остальных детей. Рыжеволосая, с толстой косой и серыми глазами, с мелкими веснушками, спокойная девочка. Они с мамой жили на краю хутора в небольшом бревенчатом доме с баней во дворе. Я была у Кати в гостях. Скромно и уютно, очень чисто. Вдоль стен располагались две кровати, близко окну прижался стол, на котором Катя учила уроки, в углу высился шкаф. Самовар на небольшом кухонном столе с заварным чайником наверху. Мне очень понравился Катин травяной чай из самовара, вприкуску с земляничным вареньем. На верёвочке у печки висели букетики из трав. Это они создавали прелестный травный запах. Пахло Иван- чаем, ромашкой и мелиссой.
Я удивилась, как много умела делать по дому Катя. Она была хорошей помощницей маме. Самостоятельно могла истопить печь. Вдвоём с мамой двуручной пилой они распиливали небольшие брёвна. А кругляши им колол на поленья отец Сашки Гусева. Они были соседями. Катя умела вязать носки, вышивать, могла самостоятельно приготовить ужин, ожидая маму с работы.
Утром следующего дня мы добирались в школу самостоятельно. Ночью мороз выдался небольшой. Мы бодро шагали по хрустящему снежку, вдыхая чистый воздух. Всё происходило, как всегда. Татьяна Васильевна осматривала носы и щёки учеников, только взгляд её выражал тревогу. Ученики сели за свои парты взволнованными, потому что Сашка Гусев, греясь у печки, известил всех о том, что Катя Лапшина вчера ушла в лес и до сих пор не вернулась.
- Она пошла за ёлкой, взяла с собой салазки, верёвку и ножовку. Мать вернулась с вечерней дойки, а Катьки нет дома. Она сразу к нам прибежала, узнать, где дочь. Я ей всё рассказал. Она в слёзы, до сих пор плачет. Председатель совхоза всех мужиков отправил утром на поиски Кати. Из «Песочинского» военного лагеря привезли солдат. У них рации, солдаты прочешут весь лес до самой «Песочни».
- Волки! – вздрогнула я.
- Рысь! – прошептала с ужасом Наташка Шустина.
Новый материал слушали рассеянно, отвечали на вопросы так же. Ожидание повисло в воздухе. На третьем уроке кто - то постучал в дверь, мы застыли. Татьяна Васильевна вышла в коридор и через несколько минут вернулась в класс. Она сияла.
- Ребята у нас хорошая новость. Нашли Катю. Нашёл её дядя Сеня почти у Чёрной заводи. У неё всё хорошо, жива и здорова. С ней ничего не случилось, никто не обидел. Она дома, отогрелась горячими щами и чаем и легла спать. Остальное она сама расскажет, когда придёт в школу.
Катя пришла через два дня. Мы все обступили её. Кончик её носа и щёки светились от жёлтой мази. Обморозилась, всё таки, голос звучал сипло..
- Катюха, сильно страшно было ночью? - первым обратился к ней Зачиналов.
- Страшно. Я устала, хотела выйти на дорогу и опять возвращалась на то же место, откуда выходила. Каждый раз узнавала его. Оно как заколдованное. Снова спешила, хотела быстрей выйти и выходила туда же к большой сосне. Я пять раз прошла по кругу, совсем ослабла, идти больше не могла и решила лечь отдохнуть. Сумерки сгустились . Быстро темнело. Ножовкой спилила несколько больших веток у этой сосны. Сделала из них настил, а другой веткой накрылась, как одеялом с головой. Сосна высокая, ветви тяжёлые, свисают до самой земли. Я спала как в шатре, там теплее, чем на открытом воздухе. А ночью я проснулась от тёплого дыхания. Кто-то дышал мне в лицо. Открыла глаза и увидела большие губы и огромные глаза. Испугалась, вскрикнула от неожиданности и замерла. Это была голова лося с ветвистыми рогами. Он посмотрел на меня, потом понюхал и пошёл прочь. Медленно, медленно. А месяц светил ярко, по всему небу рассыпаны звёзды. Мне хотелось, чтобы скорее наступило утро, боялась, что пойдёт снег. Утром меня начнут искать и обязательно найдут, если снег не засыплет все следы и дорожки. Снова задремала. Сколько времени прошло не знаю. Но, когда открыла глаза, было уже светло.
Я долго тёрла щёки варежкой, подышала в ворот пальто. В кармане обнаружила леденцы. Доставала две конфеты и решила съесть их. Подвязала пальто верёвкой, чтобы теплее было, стала ждать людей. Прислушивалась, громко закричать не получалось, голос от холода осип. И вдруг слышу, что кто-то зовёт меня по имени : «Катюша! Катюша!» Закричала в ответ, но мой голос был почти не слышен. Изо всех сил кулачками постучала по высокой сосне, и с её лап свалился снег. Стала хлопать в ладоши, попробовала посвистеть, но свист не получился. Несколько раз шаркнула по сосне ножовкой. Голос приближался. Ту я поняла, что меня услышали. Легко узнала голос дяди Сени. Когда он вышел ко мне, я заплакала от радости и бессилия. Вместе мы быстро вышли на основную дорогу. Оказывается, я недалеко была от неё. Почти доходила до неё и снова уходила по кругу вправо. Маму жалко переволновалась она сильно.
В этот день из школы нас забирал дядя Сеня. После обеда хлопьями повалил снег, дорогу стало заметать прямо на глазах. Татьяна Васильевна позвонила в поселковый совет и попросила, чтобы всех малышей отвезли домой на санях. Самостоятельно отпускать их она опасается. Пока возница ждал нас у школьной калитки, у него на шапке образовался небольшой сугроб, а на спине у Ворона большущий. Возница стряхнул снег рукой, погладив конскую спину и похлопав шею. Мой любимец бежал сквозь метель, его могучие ноги почти не увязали в снегу. Следы от полозьев быстро исчезали под непрерывно падающими хлопьями.
Дядя Сеня рассказывал нам, как у каждого человека одна нога сильнее другой, шагает шибче, забирает больше и потому человек уходит в сторону вместо того, что бы идти ровно. У многих людей: «правая» сильнее. Вот и у Катюшки оказалась правая нога сильнее. Потому и пошёл искать девочку к «Чёрной Заводи». И не ошибся!
- А, если, левая? – хором спросили мы.
-Тогда к военным лагерям надо идти, в направлении «Песочного»,- спокойно ответил старик.
Мы молча слушали.
- А Катя всё правильно сделала: и шалаш соорудила, и настил в нём, и ножовку держала при себе. Правильно, что под сосной остановилась. Хвойный запах сильнее всех остальных. Волки не обнаружат, потому, как не почувствуют человеческий дух. А лося бояться не следует. Он не обидит. Под сосной может оказаться прогалина, а в ней мох. Лось корм ищет. Мох для него первая еда. Пугаться и метаться - это последнее дело в любых обстоятельства, а уж тем более в лесу, да ещё зимой, пропадёшь.
Мудрый старик учил нас полезным вещам. Хорошо жить, когда добрые люди живут с тобой рядом, - подумала я. А Катя Лапшина молодец. Не испугалась.
Нашу беседу тактично остановила Елена Владимировна. Она пригласила спортсменок на построение. Началась тренировка. Жаль, диалог только начался. Девочки стали говорить, что Катя сама виновата, не надо было самостоятельно идти в лес. Но, свои определённые выводы я сделала. Потому что видела главное - глаза детей. Девочки слушали внимательно. В их глазах читалось живое участием и сочувствие. Способность к сочувствию – одно из главных человеческих качеств, по определению академика Бехтерева. Сохраните его на всю жизнь, дорогие мои девчонки.
Свидетельство о публикации №124100706716
Думай сама. Они так далеки от природы и мало, что могут делать самостоятельно. И не надо постоянно искать виноватых, жаловаться друг на друга. Дружите и будьте добрее. Об этом говорю.
Лариса Тим 19.10.2024 18:52 Заявить о нарушении