Как смотреть мультики

«Всё есть яд и всё есть лекарство. Только доза делает лекарство ядом и яд лекарством», – сказал когда-то перевернувший историю медицины учёный врач Парацельс. Его слова можно отнести не только к лекарственным препаратам, но и ко всему на свете, в том числе и к мультикам, которые становятся злом или добром в зависимости от того, как именно мы их используем.

Сразу оговорюсь, что я не претендую на роль нейропсихолога, педагога или иного представителя научного мира, мои предположения основаны только на личном опыте, здравом смысле и критическом мышлении. И это мышление не может не подсказывать мне очевидную вещь: мультфильмы – это мощнейший инструмент пропаганды (или, если выбрать более мягкое слово, воспитания). В чём причина этой уникальной мощности? В том, что синтетические виды искусств воздействуют на нас через разные каналы восприятия. Проще говоря, мультики воздействуют на детей и через слух, и через зрение. Из этого тезиса, который не требует особых доказательств, я делаю два вывода. Во-первых, моя важнейшая обязанность быть цензором, решающим, какие именно образцы поведения я впускаю через экран в сердце ребёнка. А во-вторых, если я хочу уменьшить мощность воздействия на детскую нервную систему, то я могу выбрать не мультики, а другие переходные жанры искусства.

Для чего же мне снижать мощность инструмента, которым можно сеять высокое и прекрасное с тройным КПД? Для того, чтобы мой ребёнок не разучился слышать тихое: стрекотание кузнечиков, шуршание страниц и шёпот Бога. Если позволить себе гастрономическую аналогию, мультики – это остро-солёно-перчёное блюдо. Очень выразительное и развивающее кругозор, но при ежедневном и многоразовом использовании притупляющие чувственность вкусовых рецепторов. А я очень хотела бы сохранить в своих детях восприимчивость к скромному и способность нырять за глубоким.

Неизбалованного экранным временем ребёнка песни и аудиосказки зачаровывают так же, как и мультики, но нагрузка оказывается в разы ниже, ведь глазки в это время отдыхают. И если я иногда, вовремя не оценив ситуацию, сталкивалась с перевозбуждением или истерикой после мультиков, то выключение аудиосказок всегда воспринимается спокойно. Оговорюсь, что у нас никогда и ничего не играет «фоном», просто так. Мы любим тишину (условную тишину, которая бывает в доме с маленькими топающе-поющими детьми). Поэтому музыка – это событие, сознательно принятое решение, некая конечная ситуация. Ребёнок просит (или я сама предлагаю) аудиосказку, сказка включается и играет до тех пор, пока я не замечаю, что детское внимание рассеялось или переключилось на что-то другое. Время этого внимания зависит и от возраста, и от склада ребёнка. Но даже если ваш ребёнок ярко выраженный визуал, то, мне кажется, было бы весьма полезно сознательно развить у него и слуховое восприятие, которое пригодится и для написания школьных изложений, и для того, чтобы вовремя услышать свою остановку в электричке. Кроме того, мультики – дело сидячее, тогда как прослушивание песен можно сделать делом танцующе-подпрыгивательным, а дополнительная физическая активность в наше зимне-квартирное время никому не повредит.

Визуальные аналоги мультиков – богато иллюстрированные книги, фотоальбомы, репродукции картин и диафильмы – учат ребёнка вдумчиво вглядываться и внимательно всматриваться. Вроде бы мультик тоже даёт много пищи для глаз, но пища эта так быстро убегает, что редкий охотник за прекрасным успевает её поймать. И это не единственная, но тоже весомая причина, почему для изучения мультфильма надо посмотреть его много-много раз.

Да-да, изучения, вы не ослышались. Каждый новый мультик, как и новая тема в математике – это напряженное исследование. Надо следить за сюжетом, переживать за попавшего в неприятности героя, вникать в смысл фраз, вслушиваться в слова песен. Поэтому каждый новый (для ребёнка) мультфильм мы смотрим вместе. Я комментирую-проговариваю сюжет или задаю наводящие вопросы: «Это – голубой щенок. Он добрый. А это – чёрный пират. Он какой? Правильно, злой». Я наблюдаю за реакцией ребёнка и стараюсь направить ход его мыслей в нужное русло. Потому что даже если мультфильм – любимая классика моего детства, мой ребёнок – другой отдельный человек. Он может сделать совсем другие, неожиданные для меня выводы. Так, например, из всего мультфильма «Жихарка» – серии из моего любимого глубокоуважаемого мультипликационного сериала «Гора самоцветов» – моего сына больше всего зацепила и напугала сцена с бабайкой. То, что для меня было смешным и безобидным, для него оказалось страшным и вредным. И, если бы во время просмотра меня не было рядом, то как я узнала бы о том, что сейчас происходит в доверенной мне Богом детской душе?

Когда мы посмотрели, обсудили и разобрали мультфильм, то… Мы смотрим его ещё раз. А потом ещё, и ещё, и ещё раз. Зачастую родители торопят ребёнка, им хочется интересненького и новенького, а «Колобка ты уже сто раз слушал, зачем тебе ещё?» Но повторение – мать учения. А ещё мать спокойствия и стабильности. Ежедневные ритуалы делают мир по-домашнему предсказуемым, и если ребёнок привязался к каким-нибудь мультикам, книжкам или занятиям, то я стараюсь отойти в сторонку со своими передовыми идеями, и дать человеку спокойно, в своём темпе прожить эту историю, пропустить сюжет через себя, наиграться в новую роль.

В это блаженное время мультик перемещается в раздел «для самостоятельного использования». Прекрасный раздел, который достаётся из закромов в те минуты, когда маме нужно своё время. Я включаю старшему сыну совместно изученные мультфильмы и с чистой совестью ухожу укладывать младшего, не опасаясь, что мой сын встретит не нужную ему бабайку.

Чем дальше в лес, тем зубастее и причудливей волки, но, по крайней мере, в самые нежные годы детства родитель может (у меня напрашивается слово «должен», но я по себе знаю, как отталкивает нравоучительная интонация) фильтровать детский контент. Ребёнок не захочет синий трактор, если он не видел синий трактор. Невозможно хотеть то, чего не видел, правда? Поэтому если синетракторная поэтика «чтоб на попе не было прыщей, нужно кушать больше овощей» вам не нравится, то вы её ребёнку не включаете, а если нравится – включаете. Самая удачная и, наверное, ушедшая в прошлое схема из моего детства – иметь на компьютере папку «Мультфильмы». Всё, что в этой папке, тебе можно. А других папок для тебя не существует. В этой папке не включится неизвестно откуда взявшийся Бармалей, и реклама не прервёт ниточку душевного рассказа.

Я пишу эти слова, находясь в роли мамы трёхлетки и прекрасно осознавая, что построенные мной заборчики дисциплины постепенно будут раздвигаться. Однажды мои дети дорастут до полнометражных фильмов, а потом и до споров со мной: «Мам, ты не понимаешь, это новая культовая вселенная, не закончилось же на Гарри Поттере развитие фентези». И, надеюсь, мне хватит мудрости и гибкости для выстраивания дружеского уважительного диалога со своими повзрослевшими детьми. Но сейчас – время строить заборчики и выбирать мультики. Что там у нас сегодня по плану? Ага, «Рождество» Михаила Алдашина. Приноси с кухни миску с мандаринами, устраивайся поудобнее и смотри, как мама Мария заботливо купает своего новорождённого Малыша. А ты – мой малыш, и я тоже тебя люблю. Сильно-сильно? Конечно, сильно-сильно. Как лев? Ну, как тебе сказать…


Рецензии