Поэма по общей психологии
Личность изучать совсем непросто:
Много в ней феноменов, имён,
К ней наук всех интерес возросший
Словно к вещи взором обращён.
Только личность - это ведь система,
Она с миром - целое одно!
И, читая книгу, непременно,
Видим про себя мы в ней кино.
Не всегда проекции мешают:
Не любил вот Фрейд смотреть в глаза -
Развернул кушетку - и вещает,
Но домой как муж идёт назад.
2. Понятие о личности в системе наук. Междисциплинарный статус категории.
Личность в философии научной
Ценной в онтологии была:
Демокриту с атомом нескучно,
А Платон идеалист был, да...
Личность гносеологам - измерить,
Ценной - аксеологам назвать
(Роджерсу с Маслоу) - век лелеять,
От объективизма защищать.
В естествонаучных представленьях
Врач ятрогенией наделён -
В белому халату возраженьях
Человек уж точно не силён.
А дидакто... - эта вот - ...гения -
Всем нам явно самый злостный враг:
Педагог сказал: шизофрения -
Значит всё, теперь уже никак.
Ну, а что общественны науки?
Школа всё исправит али нет?
С менеджментом точно нет разлуки -
Знает, что мне надо, интернет.
3. Объяснительные принципы психологии личности (системности, развития, детерминизма и др.).
Личность объясняют многогранно,
Принципов здесь много: целых шесть!
Личность как система? - Нет, не странно!
В социуме личностей не счесть!
Личность должна очень быть активной:
Психику под мир приспособлять,
Творческой и надситуативной,
И среде достойно отвечать,
Также непременно развиваться,
На этапы сложности дробить,
Хисторигенеза не чураться:
Быть культурной, опыт накопить.
Принцип субъективности, конечно,
Чтобы всё осознанно менять.
Рубинштейн, Леонтьев этим гре;шны,
Цель их: бытие преображать.
Как без иерархии Маслоу?
Пирамида это или нет -
Личность понимают с полуслова,
Всем, кто ниже, она шлёт привет.
А детерминизм какой же разный!
Классики пинают вдруг ежа,
Подражать системе так заразно!
Статика - монеты. Цель важна!
4. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в изучении личности.
Естествонаучной парадигме
Был необычайно верен Вундт,
Фехнер, Кант в своём позитивизме,
Также Титченер был очень крут.
Как объект людей воспринимали,
Измеряли в цифрах феномен,
Всех одной гребёнкой причесали.
Их структуры нравились не всем.
Но потом явился гуманизм,
Тот, который Франкл возглавлял,
Важен был ему субъективизм,
Интуиции он волю дал.
Ценна очень индивидуальность,
Обьяснён был каждый феномен,
Быть на равных - вот она реальность!
Респондента жизнь ценнее схем!
5. Феномен Я – как форма переживания личности (по Д.А. Леонтьеву).
Дмитрий Алексеевич Леонтьев
Описал пятькрат феномен "Я".
Потеряла его словно зонтик
В амнезии психика моя.
Грань телесная - как воплощён я,
Есть ли в моём теле дефицит,
Учится ходить новорождённый,
А в тринадцать - будто лыком шит.
Психика - одна из этих граней:
Темперамент, ценности, мотив.
А ещё есть много предписаний -
Социально-ролевой конфликт:
Дома мне положено быть мамой,
Но латентно лезет педагог,
Или, может, я не умный самый
Внешне роль свою играть не смог.
Или мои ценности решили
В спор вступить: списать мне или нет?
Совести бы муки отступили,
Если б Голиков не слал привет.
Я в субъектной грани существую,
Мыслью - значит есть, сказал Декарт.
Если я ответственность миную,
Будет больше -лось в сто тысяч крат.
А ещё третичность смысла грани:
Как себя ценю, как отношусь.
Уровень здесь миссии, призванья -
Чем как человек я отличусь.
6. Проблема Биологического – Социального в психологии. Основные детерминанты процесса развития личности.
Факторов, влияющих на личность,
Выделено было целых три.
Биогенетический - налично
То, что мы от предков привнесли.
Социогенетика - за среду:
Джон Уотсон объясняет всё!
Собственно активный фактор - веру
В творчество мышления несёт.
Конвергенция Уилли Штерна
ДНК сроднила со средой.
Фрейд же конфронтировал их верно:
Суперэго с Ид вступило в бой.
"Я" в конфликте этом возникает,
Контролирует гомеостаз.
Лев Выготский, кстати, точно знает,
Что культура развивает нас,
А наследственность - лишь предпосылка,
Ощущенья объясняет ей.
А Леонтьев защищает пылко
Отношения, что всего важней:
Да, физиология влияет -
Ей благодаря я - индивид,
Но в онтогенезе возникает
Личность позже, превосходит Ид.
7. Био- и Социо-генез: основные концепции.
Геккель Эрнст - вот Дарвина поклонник!
Больше сам, чем Дарвин, дарвинист!
Эмбриону жабры дал негодник,
Чтоб филогенез нам объяснить.
А в труде сравнил нас с муравьями -
Типа помним мы, как строить дом.
Бога в психоплазме видел... Крайний
Взгляд биоподхода спрятан в нём.
Стенли Холл - педолог самый первый,
Развивал детей всего в пять фаз:
Рыться и копаться черезмерно -
Формочки, совочки - всё для нас.
Стадия охоты и захвата -
До одиннадцати где-то лет:
Осторожнее к чужим ребята;
Агрессивность, тайны, страх, привет!
А потом мы стали пастухами:
Хочется нам кошек и собак,
Нежность чтоб, границы изучали,
Строим домики - пока вот так.
А в пятнадцать лет мы земледельцы,
Интерес к погоде и цветам.
В двадцать лет промышленности дверцы
И торговли вдруг открыты нам:
Стали современным человеком,
Осознали чётко денег роль,
Важным математику предметом
Приняли мы в форме игровой.
Эдвард Уилсон - социобиолог,
Про "репродуктив. императив":
Выживает, кто силён и молод,
Альтруисты - в подданных у них.
Социогенетик Джон Уотсон
Бихевиористом ярым был,
Два врождённых страха очень чётко
К маленькому парню применил.
8. Вопрос о собственной активности человека. Надситуативная активность и жизнетворчество.
Уильям Штерн подал IQ идею,
Факторов двух видел компромисс:
Я в среде возможности узрею,
Осознал себя когда я лишь.
А Вадим Артурович Петровский
Нас над ситуацией поднял,
Больше, чем задача, цели ловко
Он решить нам срочно приказал:
Поезд задержать до переезда
И фигуры слева сбить мячом,
Интеллект, и спорт, и да, конечно,
Риск в профессии нам тут знаком.
Сальвадорро Мадди, Дим Леонтьев
Знали в жизнетворчестве весь толк,
Мир внутри расширил если с толком -
За пределы выйти значит смог.
Самотрансцеденцией зовётся
Эта встреча с миром, путь вовне.
Если депрессивно вам живётся,
Саморазвивайтесь - вот совет!
9. Эмоции. Функции эмоций. Роль эмоций в функционировании психики.
Психики процессы - emovere -
Значит "возбуждать" и "волновать" -
Значимых событий компас верный,
Чтоб могли мы, что хотим, узнать.
Первые эмоции животных
Помогли сородичей понять.
Так уж биологии удобно,
Чтоб могли весь мир мы отражать.
Человек всегда главней эмоций,
А они ему подчинены.
Девять функций миром задаётся -
То, чем нам эмоции важны:
Отражать, оценивать, конечно -
Вдруг забыли утром мы поесть.
Регулировать, переключать неспешно -
Чтоб от стресса сохранить нас здесь.
Подкреплять хорошие мгновенья
И коммуникации служить.
Компенсировать все возбужденья -
Лучше у психолога поныть.
Синтезировать - когда смеёмся
В разных ситуациях мы вдруг -
Вспомнить обе значит нам придётся
В случае одной всего из двух.
Побуждать - апатии не надо!
Дезорганизации - ура! -
Если мы смеёмся до упаду -
Значит отдохнуть уже пора.
Чтобы смочь предвосхитить решенье,
Нужно нам с эвристикой дружить -
Тихомиров вызвал восхищенье,
Когда смог шах-мат нам объяснить.
Если появилась вдруг потребность,
Знаем по эмоции о ней.
"Страсти", по Декарту, - это ценность,
Путь к прекрасной памяти моей.
10. Виды эмоциональных процессов и состояний.
Вундт считал, эмоций очень много,
Титченер их видел только две.
Сложно лишь понять, своей ль дорогой
Каждая шагает из страстей.
Страх, тревога, ужас - что сильнее?
Но по сути всё это одно.
Знак эмоций - вот что нам важнее,
Специфичность: что добро, что зло.
Интенсивность, длительность: аффекты,
Собственно эмоции и стресс,
Настроенье, страсть, и чувства где-то,
Специфичность ещё в стрессе есть:
Потерял лимон - упал от стресса,
Выиграл - опять лежишь без чувств!
Страсть сплела когниций всех процессы,
Волю, и мотив, и смех, и грусть.
Чувства очень длительны по сути,
Связаны с историей культур.
Рубинштейн Сергей любил до жути
Изучать их уровни структур.
Аффективно-эмоционально
Чувствуем органикой мы их,
Человек, примат - здесь всё банально:
Ярость, страх - потребность будит их.
Уровень осознанный - предметный:
Отражаем мир, самих себя.
Чувства интеллекта здесь приметны,
Эстетичность, нравственность моя.
А устойчивость мировоззренья
Могут установки показать:
Юмор и трагичность, сожаленье
Чувственно нас будут обобщать.
11. Стадии развития стресса и его профилактика. Аффект и проблемы его диагностики.
Знаем мы, что стресс неспецифичен:
Выиграть лимон иль потерять.
Стресс по виду физиологичен:
Голод, холод чтобы ощущать.
Стресс бывает эмоциональный -
Если что-то нужно пережить;
Информационный: "Ой, экзамен!";
Острый - его срочно бы решить,
А не то недолго до дистресса!
Эустресс, конечно, лучше чуть.
Затяжная хроника процесса -
В депрессивный омут верный путь.
Мы стрессуем от коммуникаций.
Стадий стресса знаем целых три:
Всё с тревоги будет начинаться -
Стрессогенный стимул видим мы.
Резистентность стресса - это плохо,
Здесь дистресс бывает, эустресс,
К форме он хронической дорога,
Адаптация нужна нам здесь.
Истощенья стадия опасна -
Выгорание, ресурсов ноль,
И психосоматика ужасна,
И душевная терзает боль.
Лучше к профилактике прибегнуть:
Витамины кушать, сладко спать,
Правильно питаться, быстро бегать,
С психологией дружить опять,
Прекращать взаимоотношенья,
Если стало вдруг невмоготу,
Создавать благое окруженье,
Сублимировать всю тошноту.
Если же дошло вдруг до аффекта,
Знайте: если это в первый раз,
Ожидайте сильного эффекта,
Воспитанье тут не сдержит вас.
Благо, всё проходит очень быстро,
Доминанта кровь отправит в мозг,
Стимул может быть и неказистым,
Только важным вам, порой до слёз.
Или бьёте вы, или бежите,
Бледные при этом - просто жуть!
Бегают глаза, а вы визжите,
А потом не помните ничуть.
Стадии развития аффекта:
Нужно подготовиться сперва:
Выплесните сразу для эффекта
Или же накопите сполна.
Аффективный взрыв - сознанье узко
И ничто не значимо вокруг.
А потом - постстадия, и чувства
Будто умерли, всё пусто вдруг.
12. Физиологические теории эмоций (теория Джеймса-Ланге, теория Кеннона-Барда). Биологическая и эволюционная теории эмоций.
Джеймс, Ланге теорию эмоций
С органами чувств соотнесли:
Радуемся, если мы смеёмся,
Но от радости и плачем мы!
Когнитивно-бихевиорально
Можно их немного защитить:
Белый кролик страшен был реально,
Можно в самолёте страх забыть.
Смех нам повышает настроенье,
Дышим - расслабляемся - живём.
Кеннон, Бард сказали, что движенье
В времени с эмоцией одном:
Импульс поступает в кору мозга
И одновременно - в область мышц.
Пётр Кузьмич Анохин нашёл способ,
Как нам перестать бояться мышь:
Следобразованье, подкрепленье -
Организм мобилизовать
Может оптимально повторенье,
Нужно только способ поискать.
Хорошо всё - будешь желать снова,
Коли плохо - новый путь найдёшь.
Если с научением фигово,
Видимо, граблями огребёшь. ;
Эволюции король наш Дарвин
Обезьян равняет и людей.
Адаптаций механизм славный
Важен нам эмоцией своей:
Передать сородичам посланье
Можно, обнажив лишь свой оскал,
Стал улыбкой он рудиментарной,
Свою важность где-то потерял.
У древесных мишек липнут лапки -
У людей ладони все в поту.
Чувства в эволюции так шатки,
Риск шизофрении на кону.
13. Теория эмоций П.В. Симонова. Теория когнитивного диссонанса.
Информационную проблему
Пал Васильич Симонов поднял:
Если слишком мало мы имеем,
Будет отрицательным накал.
А потребность тут со знаком "минус",
Чётко мы её осознаём,
Если ниже вдруг необходимость,
Значит будем счастливы потом.
Леон Фейстингер нам всем известен:
Когнитивный ввёл он диссонанс -
Ждали солнце - пошёл дождь - и здесь он
Внёс свой отрицательный окрас.
Только ведь хотим мы очень счастья!
Как же нам свободу обрести?
Изменить когницию? - Прекрасно!
Обмануть себя и огрести...
Можно ещё новую добавить
Или снизить значимость одной:
Виноград лиса не будет славить,
Захлебнётся лучше пусть слюной.
А ещё, конечно, можно скрыться,
От проблемы быстренько сбежать.
Стоит ожиданью с фактом сбыться,
Консонанса тут логично ждать.
Новой информации вторженье -
Вот сиюминутный диссонанс,
С тем, что уже знаем, столкновенье.
Это просто вводит в ступор нас.
14. Когнитивные теории эмоций (М. Арнольд, Р. Лазарус, С. Шехтер).
Важны когнитивные процессы,
Чтобы мы к эмоциям пришли.
Внешне всё нейтрально. Интересны
Те оценки, что у нас внутри.
Магда Арнольд об интуитивной
Быстрой нам оценке говорит:
Видим - думаем - боимся сильно -
И бежим подальше во всю прыть.
Ричард ей Лазарус возражает:
Субъективность здесь претит ему.
Непосредственность - да, роль играет -
Опыт исключили почему?
Если мы встречаем человека,
Можем испугаться, это факт.
Только вдруг знакомы мы полвека
И он нам не страшен, он не враг.
Если нам исследовать немного,
Встречу эту переоценить,
То другой эмоции дорогу
Сможем мы сознательно открыть.
Стенли Шехтер когнитивный фактор
С физиологическим связал.
Всё, что в теле, очень важно так-то:
От того эмоций весь накал.
Только знак эмоций и модальность
Могут лишь когниции решить,
Прошлый опыт, интерес, реальность -
Важно всё, чтоб радость ощутить.
Если вам укол адреналина
Сделать и всё точно объяснить,
Будет для спокойствия причина,
Что с внушеньем вовсе не сравнить.
15. Проблема воли в психологии. Произвольность и волевая регуляция. Виды волевых действий. Этапы волевого действия.
Воля - регуляция субъектом
Поведенья, действий всех его,
Внешние препятствия при этом
К цели исчезают оттого.
Но свобода воли отрицалась
Материалистами - аж жуть!
Внешней всё причиной объяснялось,
Человек не выбирает путь.
Стоики - они уже за волю.
Аристотель описал её:
Важно что-то делать нам с тобою,
Действия и воля - наше всё.
Можем что-то делать произвольно,
Можем подсознательно творить,
Волевое действие хоть вольно,
Но должно разумным всё же быть.
Мотивация с предметом сродни,
Воля выбор действий повлечёт.
Тут целенаправленность, свобода
Через тернии к звезде ведёт.
Наши вот учёные вещали,
Будто воля даже тормозит,
Нас от негатива защищает,
К нужному же сразу побудит.
Если действуем непроизвольно,
Значит власть рефлексов тут в ходу,
Плана нет, и цели-то не больно,
Например, в аффекте иль в бреду.
Степень осознания же цели
Тоже очень разной может быть.
Подконтрольно действовать сумели -
Произвольность мы смогли включить.
Регуляция здесь волевая
Выражена в психике моей:
Целеустремлённости без края,
Инициативности, идей!
Волевое действие простое
Без борьбы мотивов протечёт,
Вижу цель - идти даже не стоит,
Меня по течению несёт.
Сложное же действие с сознаньем,
Тесно с планами сопряжено,
И, конечно, с противостояньем,
Что препятствиями нам дано.
Сложных действий целых семь этапов
Выделил Леонтьев Алексей.
С цели начинаем, списка планов.
Как достичь нам этих всех идей?
Появляются потом мотивы,
Что нам за и против говорят,
Борются. И нужно сделать выбор,
Установки важны здесь стократ.
А потом принять нужно решенье,
Отказаться в пользу одного,
Страхи здесь, потери и сомненья,
Перепутье нам сложней всего.
Приняли - теперь осуществляем,
Тайм реализации идей.
Сложности все преодолеваем,
Чтоб достичь заветную нам цель.
Рубинштейн всё проще предоставил,
Выделил этапов лишь квартет:
Ставим цель, её мы обсуждаем
(Борятся мотивы или нет).
А потом решаем, что нам делать,
Как к желанию нам путь найти.
И затем решительно и верно,
Следуем по этому пути.
16. Подходы к изучению воли: гетерономный, свободного выбора и регуляционный.
Да, теорий воли очень много.
Вот в гетерономной, например,
Как самостоятельный феномен:
Воля не подвластна нам совсем.
Герман Эббингауз про инстинкты
"Зрячие" подробно рассказал:
Тянемся мы к пище - затем сыты -
Нам в ассоциациях плюс балл.
А - в бэ - в цэ - потом опять обратно -
Отмотав назад, мы вспомним всё.
Гербарт Иоганн сказал: приятно,
Разумом коль волю обнёсем.
Интеллектуальные процессы
Импульсам прокладывают путь,
Тут привычки очень интересны,
Каждый наш поступок - воли суть.
А в теории вот автономной
Воля к трём подходам подошла:
Выбрать - нужен тут подход свободный,
Уильям Джеймс раскрыл его дела.
Две идеи к выбору причастны,
Чтобы выбрать действие одно -
Что сознанию сейчас подвластно,
То и будет сразу решено.
Человек свободен. Виктор Франкл
Тоже вот об этом говорил.
Например, попала мышка в банку,
Может там устроить просто пир.
Регуляционный подход тоже
Воле власть контроля отдаёт,
Тут физиология поможет
Нам отрегулировать подход:
Если, например, мы засыпаем
Прямо на уроке (караул!),
Нужно активировать вниманье,
Можно приседать, чтоб не уснул.
Сеченов, и Павлов, и Анохин
Были в тот подход вовлечены.
Был ещё и мотивационный,
Но о нём потом расскажем мы. ;
17. Мотивационно-волевая сфера личности. Мотивационный подход к исследованию воли.
А мотив от "двигаю" - moveo -
Это то, что движет существом.
Мотивация одну проблему
Всё не оставляет на потом:
Как нам быть, чтоб целесообразно
Наше поведенье представлять?
Аристотель говорил, что разум -
Средство воли - сильно чтоб желать.
Сеченов - ну, наш, Иван Михалыч
Тоже вот мотив превозносил,
О безличии холодной малость
Воли с отрицаньем говорил.
Лев Выготский, Пиаже считали:
Мало что-то лично пожелать,
Нужно, чтоб мотивы помогали
К действиям внутри нас побуждать.
Да, свобода воли - это классно,
Но мотивы всё же тут важны!
Изменился смысл действий - сразу
Поменяли побужденье мы.
Про подход теперь. Волюнтаризм:
Воля - всеобъемлющий масштаб,
Воля тут всемирная вторична,
Человек - смиренный Бога раб.
Сам не принимает он решений,
Так в политике, да и везде.
(Лишь Хрущёв наш - кукурузы гений.)
Все закономерности в трубе.
Шопенгауэр, Локк, Юнг немного
С бессознаньем коллектива тут.
А Выготский, Курт Левин, Маслоу
Волю как начало признают:
Воля мотивацию толкает,
Побуждает к действию опять
И препятствий преодолевает,
Столько, что непросто подсчитать.
Дмитрий тут Узнадзе и Выготский
Говорили: воля в этот раз
С мотивацией вдруг расстаётся,
Чтобы проявиться в трудный час.
18. Основные понятия психологии мотивации в трудах отечественных исследователей. Сдвиг мотива на цель.
Рубинштейн и Алексей Леонтьев
Очень мотивации верны.
Цель, мотив тут есть, и даже вроде
Сильно нам потребности важны.
Ими называем наши нужды -
Что снаружи нас всегда лежит,
Иногда предметность им нечужда,
Иногда функционал рулит:
Есть потребность, например, в движенье,
Значит, здесь мотив - здоровым быть.
Есть мотив порой в воображенье,
Или его можно ощутить.
Он - предмет потребности какой-то,
Идеальный иль материал,
Направляет он собой кого-то:
Сыыыр Рокфора очень привлекал. ;
Может побуждать, давать нам смысл:
Например, мотив - экзамен сдать.
Стимулы: диплом, помочь стремиться
Или же себя лишь выручать.
Актуальные при мне мотивы,
А латентные все где-то спят.
Цель всегда с предметом в связи сильной:
Телефон - мотив, а цель - болтать.
Тот ещё мотив-то провокатор!
Служит цель связующим звеном,
Мостик она, просто помогатор,
Для плохой зависимости фон:
Хочет быть крутым порой подросток,
Это его главный щас мотив.
Чтобы это стало супер просто,
Ставит целью он начать курить.
Но потом куренье убивает,
Хочется здоровье укрепить,
Силу "быть крутым"-мотив теряет,
И борьбе здесь неизбежно быть.
Победил мотив в ней "быть здоровым",
"Быть крутым" подвинулся на цель,
Цель "курить" вдруг стала без опоры,
И теперь зависимости дрель
Свелит парня, изнутри съедает...
Так это Леонтьев описал.
Рубинштейн же очень точно знает,
Что без цели наш мотив пропал.
Цель - предмет, мотив - к нему дорога,
Что нас побуждает изнутри.
Миллион хотим, но цель немного
Сложно нам поставить - и сидим...
19. Зарубежные теории мотивации.
"Мотивация" - ввёл этот термин
Шопенгауэр давным-давно.
Объяснял причины поведенья
Им людей, животных заодно.
А теорий зарубежных много:
Около полтиника уже.
Содержательным свою дорогу
Дал Маслоу, Альдерфер. А Шейн,
Оучи, Макгрегор - в отношеньях
Изучали целый ворох тем.
Портер, Лоурер, Джон Адамс - во твореньях
Про процессы объясняли всем.
Абрахам Маслоу в пирамиде
Власть всю иерархии отдал.
Две нужды врождённые здесь видим,
Три же человек приобретал.
Сон, вода, еда - что нужно телу,
Выше - покровительство и кров,
Третья ступень в дружбу дарит веру,
Дальше - престиж, статус. И готов
Человек тогда быть благородным,
Реализоваться уже сам.
Но при этом нельзя быть голодным,
А иначе сидеть низко нам.
Дальше, в "усечённой" пирамиде,
Параллельно верхнюю ступень
Независимой Маслоу видит.
Но и это тоже дребедень...
Иерархию послал он в топку,
Выделил всего лишь блоков два:
Тот, дефицитарным что зовётся,
Насыщать мы можем иногда.
Это сон, еда, да шоппинг тот же -
Что даётся нам как результат.
Блок бытийный же с процессом сложным,
Творчеством связать нас очень рад.
Шейн в теории той отношений
"Якоря карьеры" нам открыл.
А процессуальный Адамс-гений
О вознаграждении судил.
20. Способности: определения, признаки. Френсис Гальтон и история психологии способностей.
Чтоб успешным быть и отличаться,
Каждому способности нужны.
Есть ли смысл только здесь стараться?
Не с рожденья ль нам они даны?
Знаньям, навыкам, ну и уменьям
Почву создают всегда они.
Сами - от задатков без сомненья,
С темпераментом сопряжены.
Френсис Гальтон изучал их много,
Сам себя порой опровергал,
Положенья в обществе дорогу
Он способностями объяснял:
Тот, кто выше, блещет тот талантом,
Женщины глупее всех мужчин.
Эмпирическим он был гигантом,
Роль наследственности протащил.
И среда, конечно же, влияла,
И тогда евгеника отбор,
Через выбор лишь осуществляла,
Брак через селекции пошёл.
Нужно было выбрать только лучших,
Ведь стране же гении нужны.
Test и цифры - это очень скучно,
Гальтон же был ими одержим.
Павильон на выставке расправив,
Приглашал измерить он людей,
Вес, рост, слух, возможно, даже память -
Он собрал три тысячи идей!
В продолжении лабораторно
Данные со всех он собирал,
Обрабатывал регрессионно
И статистике начало дал.
21. Виды способностей. Проблема выделения общих и специальных способностей.
Уровней способностей уместно
Выделить, пожалуй, только два:
Гениальный - творческий, конечно,
И репродуктивный - он талант.
Отличить их по происхожденью
Можно, на две части разделив:
Кто-то от природы просто гений,
Кто-то специфически красив:
В специальности силён, к примеру,
Теоретик, практик, кандидат,
В творчество привносит много веры,
Общим он способностям так рад!
Вот они как раз-то характерны
Большинству планеты сей людей:
Говорить, есть, думать, бегать, верно,
Без успеха деятельностей.
Склонны спец. способности к задаткам:
Чтобы им себя осуществлять,
Развиваться нужно многократно,
Просто так художником не стать.
Общий переходит в специальный,
Если стал сильнее развит он.
Многие поспорили реально,
Есть ли оба вида. Но потом
Нам Борис Теплов сказал: возможно,
Шадриков ответил: точно нет -
Специальности оттенок сложный
Общим свойствам своим шлёт привет.
Кто теоретически способен,
Тот абстрактно мыслить одарён.
Если человек практично склонен,
Тогда вряд ли теоретик он.
Быть способным можно и в учёбе,
В творчестве: открытья совершать,
В матерьяльном мире иль духовном,
Так высокоразвитым чтоб стать.
22. Проблема развития способностей. Высшие уровни развития способностей.
Чтоб способности у нас развились,
Очень нам задатки тут нужны.
Они прочно с нашим телом слились,
С ними родились когда-то мы.
Точки зрения здесь две: во-первых,
Классика: задатки нам важны,
Чтоб способности развились, верно.
Небылицын вот, Теплов за них.
Во-вторых, тут Шадриков Владимир:
Он в задатках свойства лишь узрел
Элементов функций организма,
Что успеха славят наш удел.
Чтоб могли способности развиться,
Важно динамичными им быть,
Действовать, бороться, в пары слиться,
Компенсировать, влиять, дружить.
Одарённость - яркие задатки,
Склонные способности развить.
Навыки, умения тут хватки
И важны, чтобы успех творить.
У таланта высоко развитый
Уровень способностей всегда.
Выдающийся успех, обвитый
Многим способностями, да.
Вот феноменальная вдруг память -
Что это, способность иль талант?
Если больше нечего прибавить,
Будь запоминанию лишь рад.
Гениальность - это просто нечто!
Выше уровня развитья нет.
Новую эпоху нам навечно
Дарит гениальный человек.
Психология здесь отступает,
Социальность - вот где первый план!
Гении шедевры щедро дарят.
Уникальность, редкая как сан.
Доктор вот Чезаре Ломброзоро
С психопатией её связал.
Что ж она, сродни тогда позору?
Тут немного он излишка дал.
Одарённости концепций много,
Долго будет все перечислять.
Джозефа Рензулли вот дорогу
Я хотела бы лишь вскользь назвать:
Одарённость - следствие развитья
Компонентов личности аж трёх:
Интеллекта, творчества, мотивов -
Лишь на стыке их ты одарён.
23. Конституция человека. История исследований конституции.
Целостность структур и тела функций -
Это конституция моя.
Приобретено их много унций,
Часть же унаследовала я.
Она организм приспособляет
К миру окружающей среды,
Меня к реактивности склоняет,
За обменом вещества следит,
Двигает онтогенез отважно.
Из пропорций тела состоит,
Психика, эмоции здесь важны,
БЖУ, реакций многих прыть.
Важно также, чтоб сопротивлялся
Организм фактором среды.
Конституций признаки троятся:
Размер тела, тип веществ внутри,
Вид, как реагирую я часто:
Энергичность гипер-, -нормо, -дез.
Конституцию связали властно
С темпераментом. А как же без?
Он соматику связал с кукушкой.
Гиппократ вот, самый древний врач
Говорил о гуморах не скучно,
Воде, воздухе, огне - ловкач!
Темпераменты тогда назвали
Кант с Галеном в самый первый раз.
А потом всё это возрождали,
Там метафоры пришли как раз:
Груша, яблоко, Кощей, Ягуся -
В общем очень долго длилось всё.
Пётр Франсович Лесгафт не струсил
И систему кровотока ввёл:
Ве;нок то;нки стенки, нет просвета -
Ясно всё, сангвиник значит ты.
Если толсты стенки, места нету -
Ты холерик, выводы верны.
А активно отдыхать полезно,
Нужно приседать, читать, решать.
Быть ленивым так неинтересно,
Дом советов нужно нагружать.
Павлов был, конечно, за науку,
Физиологический расклад.
Свойства темперамента - не скука!
Он системе нервной очень рад.
Клаус Конрад и Уильям Шелдон -
Все здесь засветились по чуть-чуть.
"Конституция" ввёл Кречмер термин.
А потом решили отдохнуть.
Небылицын и Теплов проснулись,
Взяли измерительный подход
В темперамент смачно окунулись
И сказали: нет, так не пойдёт,
Что-то намудрил товарищ Павлов,
И четыре типа нервной эс
Терпят как-то целый ряд провалов,
Темперамент не подходит здесь.
24. Учение Э. Кречмера о конституции. Критика (Клаус Конрад).
Кречмер Эрнст два вида знал психозов:
Шизик и в депрессии маньяк.
Астеничный - тощий, пикник - толстый,
Атлет очень крепким мышцам рад.
Шизофреники все астеничны,
Эпилептики идут в спортзал,
Биполярность очень уж пикнична.
Первый с третьим Кречмер описал.
Циклотимики то на подъёме,
То всё плохо снова, хоть помри.
То подвижны, то вновь в полудрёме,
Адекватны к стимулам - пикник.
Шизотимики то проявляют
Чувственность, то снова холодны.
Их скачкообразный темперамент
И неадекватность видим мы.
Лептосоматическому типу
Шизиков приписывает он.
Тут навязчивости разных видов,
Чувство к формам, ритуалов том.
Знает о ступеньках он в подъезде,
И детали сложно пропустить,
Эмоционально очень сдержан,
Субъективен, быстро любит жить.
Пикник очень к цвету осторожен,
Мыслит он предметно, синтез тут,
Эмоционален, гибко сложен,
Объективен, двигается гуд.
Клаус Конрад с Кречмером не ладил,
Он статистику не признавал,
И болезни конституций ради
Здесь он тоже лишними назвал.
Сам классифицировал несложно:
Размер тела, плотность тканей тут,
Их объём. Болеть - ну да, возможно,
Но болезни могут отдохнуть.
Лептосоматический - высокий,
Он растёт за счёт лишь ширины,
А пикнический - как раз широкий,
Только в этот раз за счёт длины.
У астеника нос острый, скулы
Гипопластике подчинены,
Плечи узкие, чуть-чуть сутулый,
Руки, ноги очень уж длинны,
Тонкокожий, волос очень мало,
Подбородок чуть назад идёт.
Как-то несуразно описала,
Ну да ладно, уж и так пойдёт.
Атлет - он широкий, крупноносый,
Скулы выражены, как скала,
Подбородок, плечи - как утёсы,
Крупны ноги, руки, голова.
Грубость кожи, волосатый сильно.
Да, портрет, как будто это Халк. ;
В общем, груда мускулов обильных,
Если приглядеться, это танк. ;
25. Психология конституциональных различий У. Шелдона.
Уильям Шелдон антропоскопией
Фото всех в трёх ракурсах читал:
Спереди и сзади, сбоку зырил -
Он в них непохожести искал.
Три нашёл. Сначала эндоморфы:
Пухлый, шея вовсе чуть видна;
Крепыши такие мезоморфы;
В эктоморфах жира нет, бедааа...
Соматотипировал потом их,
Каждый признак в цифрах посчитал,
До семи шкала его доходит.
И теории он волю дал:
Шесть аж было с половиной сотен
В списке черт - оставил пятьдесят.
Тридцать три мужчины целый год он
Семимерно рьяно изучал.
Статистическая обработка –
Корреляция тут помогла,
В результате лишь три группы чётко
Шелдону статистика дала:
Висцеротония - про комфорт тут,
Удовольствие от похвалы,
Быть расслабленным, поспать охота,
Люди, если тяжко, им нужны.
Есть ещё сомато- там -тония -
Энергичны и уверены,
Громкие, манеры пробивные,
Двигаются в сложный миг они.
А церебротоники контактов
Часто очень склонны избежать,
Скованны и тихи, недостатку
Сна порой им противостоять,
Как и социуму очень сложно.
Новые привычки так трудны!
Часто устают, одно поможет
В тяжкие минуты: быть одним.
Реагируют порой мгновенно,
Живы, словно юноши, они,
Внешне тоже будто бы нетленны,
Время, кажется, подвластно им.
Дальше Шелдон список расширяет,
Дополнительно исследует,
Двадцать черт для группы выделяет,
И соматотипам следует.
Двести взрослых он мужчин проверил,
Длилось это целых аж пять лет.
И открыл тем он науке двери,
Выделив здесь шестьдесят аж черт.
Эндоморфы с вистцеротонией
Были в тесноте сопряжены,
Мезоморфы - с соматотонией,
Эктоморфы - цере-братаны. ;
Эндоморфы мягкие от пьянки,
Мезоморфы в морду могут дать,
Эктоморфы словно валерьянку
Могут водку литрами глотать. ;
26. Понятие о темпераменте. Отличительные признаки и компоненты темперамента (В.С. Мерлин, В.Д. Небылицын).
Темперамент - это совокупность
Психофизики внутри всех нас.
Содержание здесь недоступно,
Лишь динамика важна сейчас.
Он - характера большой фундамент,
Физиологично - ВНД,
Психики движенья отражает,
Не зависит от "зачем" и "где".
Компонента два: сперва активность:
Энергичность и наоборот;
Эмоциональность: позитивность,
И модальность - радость, горе, гром.
В темперамента структуре сферы
Можно наблюдать аж целых три:
Эмоциональная, во-первых -
Импульсивность, чувствуем как мы;
И моторная здесь сфера важна -
Наши ритм, быстрота и темп;
Общая активность нужна также -
Как активен с миром человек.
Темпераментов всего четыре:
Вот холерик вспыльчивый пошёл,
А сангвиник чувствует не сильно,
Как флегматик - тот в себя ушёл.
Меланхолик молча слёзы терпит.
В общем, очень кратким если быть,
Скорости и силе чувств, наверно,
Стоит эти строки посвятить.
Сильные и быстро возникают
Чувства у холерика всегда;
Медленно, и слабо проявляет
Их флегматик, это правда, да.
Быстро возникающие чувства,
Слабые - сангвиник значит ты;
Сильные, но медленные - грустно,
Так ведь меланхолику кранты.
Чистых видов точно не бывает.
Небылицын Боря и Теплов
В мерлиновской школе изучают,
Девять темперамента основ:
Эмоционально возбудимы
Как мы к слабым стимулам порой;
Если свет погас почти незримо -
Возбудимости вниманья роль;
И эмоций сила очень важна -
Видно, мы довольны или нет;
И тревожности здесь роль отважна -
Есть угроза - для эмоций свет;
Импульсивность - про непроизвольность -
Как мы реагируем на всё;
Идя к цели, подключаем волю -
Чтобы приспособиться, ползём.
А ещё пластичность и ригидность
Тоже помогают нам в пути;
Резистентность - это очевидность -
Чтобы, что мешает, тормозить.
И субъективация (пристрастность) -
Личные понятия нужны.
Выводы: динамика прекрасна,
Действуем - достигнем цели мы.
27. Типы темпераментов.
Павлов говорил нам о трёх свойствах
Нервных человеческих систем:
Сила/слабость - тут всё очень просто -
Выдержали клетки - нет проблем.
Вот с уравновешенностью сложно -
Возбужденье, торможенье тут,
Хоть они в балансе всевозможном,
Могут и не проявиться вдруг.
Можно быть подвижным и инертным -
Смог переключиться или нет.
Гиппократ описывал всё верно,
Павлов помахал ему в ответ.
Что ж, теперь подробнее. Сангвиник -
Крови много, сложен, как пикник,
Он уравновешен, нервно - сильный,
Быстр, подвижен - Трамп его двойник.
Возбудим холерик, желчь обильна,
Малость жилист, но астеник он,
Неуравновешен, нервно - сильный,
И кричит, как Жириновский вон.
Слизь - инертный пикник наш флегматик,
Тоже нервно - сильный, тормозит,
Неуравновешенный он, кстати -
Бегемотик из "Ну, погоди!".
Меланхолик - слабый, с чёрной желчью,
Возбудим, астеник и инерт,
Как Пьеро. Подумать только если,
Чистых типов мало. На десерт
Хочется смешать по два мне типа:
СХ - сильный громкий ураган,
Впечатлительный и возбудимый,
А ФМ - медлительный дружбан.
СФ - хоть он вроде и сангвиник,
Как флегматик, в ступор может впасть.
ХМ - уникальный гипертимик,
Но меланхоличности тут власть.
Темперамент - это навсегда нам,
С ним лишь научиться можно жить.
Зная об особенностях данных,
Их учесть. Нельзя их изменить.
28. История исследований темперамента. Основные подходы и теории (гуморальные, морфологические, «научная теория» И.П. Павлова, школа Теплова-Небылицына).
Три теории про темперамент
В двадцать первом веке знаем мы.
Гуморальной Гиппократ был занят,
Гален, Лесгафт были ей верны.
Гиппократ про жидкости вещал нам:
Крови много - так сангвиник ты,
А холерикам желчь дарит шарму,
Слизь даёт флегматика понты.
Желчь чернеет - всё, ты меланхолик
Тут в игру вступил Клавдий Гален,
Про пропорции он "соков" вольно
С упоеньем нам поведал всем.
Описал развёрнуто немного,
Что нам эти жидкости дают:
Псих - холерик, меланхолик - болен,
А флегматик - терпелив. Но тут
Пётр Франсович Лесгафт родимый,
Проанализировав, сказал,
Что нам изучить необходимо
Кровеносной жизни карнавал:
Ве;нок то;нки стенки, нет просвета -
Ясно всё, сангвиник значит ты.
Если толсты стенки, места нету -
Ты холерик, выводы верны.
Много места, стенки очень то;нки -
Ты флегматик. Ну, а если вдруг
Стенки про;чны и поток широкий -
Меланхолик нам представлен тут.
А активно отдыхать полезно,
Нужно очень мыслить, приседать,
Быть ленивым так неинтересно,
Дом советов нужно нагружать.
За теорию "Морфологичность"
Кречмер был, и Шелдон заодно.
Кропотливо физиологичность
С психикой связали они, о!
Кречмер Эрнст два вида знал психозов:
Шизик и в депрессии маньяк.
Астеничный - тощий, пикник - толстый,
Атлет очень крепким мышцам рад.
Шизофреники все астеничны,
Эпилептики идут в спортзал,
Биполярность очень уж пикнична.
Первый с третьим Кречмер описал.
Циклотимики то на подъёме,
То всё плохо снова, хоть помри.
То подвижны, то вновь в полудрёме,
Адекватны к стимулам - пикник.
Шизотимики то проявляют
Чувственность, то снова холодны.
Их скачкообразный темперамент
И неадекватность видим мы.
Лептосоматическому типу
Шизиков приписывает он.
Тут навязчивости разных видов,
Чувство к формам, ритуалов том.
Знает о ступеньках он в подъезде,
И детали сложно пропустить,
Эмоционально очень сдержан,
Субъективен, быстро любит жить.
Пикник очень к цвету осторожен,
Мыслит он предметно, синтез тут,
Эмоционален, гибко сложен,
Объективен, двигается гуд.
Клаус Конрад с Кречмером не ладил,
Он статистику не признавал,
И болезни конституций ради
Здесь он тоже лишними назвал.
Сам классифицировал несложно:
Размер тела, плотность тканей тут,
Их объём. Болеть - ну да, возможно,
Но болезни могут отдохнуть.
Лептосоматический - высокий,
Он растёт за счёт лишь ширины,
А пикнический - как раз широкий,
Только в этот раз за счёт длины.
У астеника нос острый, скулы
Гипопластике подчинены,
Плечи узкие, чуть-чуть сутулый,
Руки, ноги очень уж длинны,
Тонкокожий, волос очень мало,
Подбородок чуть назад идёт.
Как-то несуразно описала,
Ну да ладно, уж и так пойдёт.
Атлет - он широкий, крупноносый,
Скулы выражены, как скала,
Подбородок, плечи - как утёсы,
Крупны ноги, руки, голова.
Грубость кожи, волосатый сильно.
Да, портрет, как будто это Халк. ;
В общем, груда мускулов обильных,
Если приглядеться, это танк. ;
Уильям Шелдон антропоскопией
Фото всех в трёх ракурсах читал:
Спереди и сзади, сбоку зырил -
Он в них непохожести искал.
Три нашёл. Сначала эндоморфы:
Пухлый, шея вовсе чуть видна;
Крепыши такие мезоморфы;
В эктоморфах жира нет, бедааа...
Соматотипировал потом их,
Каждый признак в цифрах посчитал,
До семи шкала его доходит.
И теории он волю дал:
Шесть аж было с половиной сотен
В списке черт - оставил пятьдесят.
Тридцать три мужчины целый год он
Семимерно рьяно изучал.
Статистическая обработка –
Корреляция тут помогла,
В результате лишь три группы чётко
Шелдону статистика дала:
Висцеротония - про комфорт тут,
Удовольствие от похвалы,
Быть расслабленным, поспать охота,
Люди, если тяжко, им нужны.
Есть ещё сомато- там -тония -
Энергичны и уверены,
Громкие, манеры пробивные,
Двигаются в сложный миг они.
А церебротоники контактов
Часто очень склонны избежать,
Скованны и тихи, недостатку
Сна порой им противостоять,
Как и социуму очень сложно.
Новые привычки так трудны!
Часто устают, одно поможет
В тяжкие минуты: быть одним.
Реагируют порой мгновенно,
Живы, словно юноши, они,
Внешне тоже будто бы нетленны,
Время, кажется, подвластно им.
Дальше Шелдон список расширяет,
Дополнительно исследует,
Двадцать черт для группы выделяет,
И соматотипам следует.
Двести взрослых он мужчин проверил,
Длилось это целых аж пять лет.
И открыл тем он науке двери,
Выделив здесь шестьдесят аж черт.
Эндоморфы с вистцеротонией
Были в тесноте сопряжены,
Мезоморфы - с соматотонией,
Эктоморфы - цере-братаны. ;
Эндоморфы мягкие от пьянки,
Мезоморфы в морду могут дать,
Эктоморфы словно валерьянку
Могут водку литрами глотать. ;
Физиологической зовётся
Павлова теория НС.
В ней он за науку рьяно бьётся
Небылицын, Теплов, Мерлин здесь.
Павлов говорил нам о трёх свойствах
Нервных человеческих систем:
Сила/слабость - тут всё очень просто -
Выдержали клетки - нет проблем.
Вот с уравновешенностью сложно -
Возбужденье, торможенье тут,
Хоть они в балансе всевозможном,
Могут и не проявиться вдруг.
Можно быть подвижным и инертным -
Смог переключиться или нет.
Гиппократ описывал всё верно,
Павлов помахал ему в ответ.
Что ж, теперь подробнее. Сангвиник -
Крови много, сложен, как пикник,
Он уравновешен, нервно - сильный,
Быстр, подвижен - Трамп его двойник.
Возбудим холерик, желчь обильна,
Малость жилист, но астеник он,
Неуравновешен, нервно - сильный,
И кричит, как Жириновский вон.
Слизь - инертный пикник наш флегматик,
Тоже нервно - сильный, тормозит,
Неуравновешенный он, кстати -
Бегемотик из "Ну, погоди!".
Меланхолик - слабый, с чёрной желчью,
Возбудим, астеник и инерт,
Как Пьеро. Подумать только если,
Чистых типов мало. На десерт
Хочется смешать по два мне типа:
СХ - сильный громкий ураган,
Впечатлительный и возбудимый,
А ФМ - медлительный дружбан.
СФ - хоть он вроде и сангвиник,
Как флегматик, в ступор может впасть.
ХМ - уникальный гипертимик,
Но меланхоличности тут власть.
Темперамент - это навсегда нам,
С ним лишь научиться можно жить.
Зная об особенностях данных,
Их учесть. Нельзя их изменить.
Чистых видов точно не бывает.
Небылицын Боря и Теплов
В мерлиновской школе изучают,
Девять темперамента основ:
Эмоционально возбудимы
Как мы к слабым стимулам порой;
Если свет погас почти незримо -
Возбудимости вниманья роль;
И эмоций сила очень важна -
Видно, мы довольны или нет;
И тревожности здесь роль отважна -
Есть угроза - для эмоций свет;
Импульсивность - про непроизвольность -
Как мы реагируем на всё;
Идя к цели, подключаем волю -
Чтобы приспособиться, ползём.
А ещё пластичность и ригидность
Тоже помогают нам в пути;
Резистентность - это очевидность -
Чтобы, что мешает, тормозить.
И субъективация (пристрастность) -
Личные понятия нужны.
Выводы: динамика прекрасна,
Действуем - достигнем цели мы.
29. Соотношение понятий: Темперамент – Характер – Личность.
Темперамент - это совокупность
Психофизики внутри всех нас.
Содержание здесь недоступно,
Лишь динамика важна сейчас.
Он - характера большой фундамент,
Физиологично - ВНД,
Психики движенья отражает,
Не зависит от "зачем" и "где".
А характер - это совокупность
Психики устойчивых манер,
Нам типичных. В этом его крутость.
Поведенье наше видно всем.
Темперамент появился раньше,
Генетически первичен он.
Будет во всех сферах проявляться,
С нервной он системой сопряжён.
Он устойчив, также амотивен:
В отношенье к миру никакой.
Для характера - информативен,
Ярче проявляется, где боль.
А характер - он-то воспитуем,
Формируется прижизненно,
Проявляется, когда рисуем -
В ситуациях обыденных.
Выражает отношенье к миру,
Можно его контролировать.
Личности является кумиром,
Помогает её сформулировать.
Личность - это тоже совокупность,
Отношений лишь общественных,
Что реализуются чрез трудность
В разных действиях существенных.
Так уж описал её Леонтьев.
В ценностях, мотивах, смыслах он
Видел то, ради чего живёт он,
Смысл жизни в личность заключён.
На формирование влияет
Личности наследственность, среда,
Собственно активность - окрыляет.
Личность развивается всегда.
30. Понятие о характере. Этапы формирования характера.
Что ж, характер - это совокупность
Неизменных качеств, черт моих,
Обусловливающих поступность,
Социально проявляемых.
Формируется в семье и школе,
Коллективе и профессии,
Мама с папой проявляют волю,
Темперамент и НС в процессии.
Собственно активность человека:
Например, саморазвитие,
Тоже сюда вносит свою лепту,
У задатков под прикрытием.
Мир в нас что-то точно подавляет,
Что-то же он стимулирует.
Лишь в противоречии к деталям
Наш характер прогрессирует.
Чтоб в давленье социума выжить,
Через волю регулируем
Поведенье, и препятствий нишу
Преодолеваем мирно мы.
Если личность сильно подавляют,
Ставят блок к реализации,
Значит чел характер потеряет
В этой злостной провокации.
Положительный настрой так важен!
Здесь вступает конституция
С темпераментом в тандем отважный,
Личности даёт инструкции.
Тормоза холерикам всем чужды -
Будут в жизни рисковать они,
А флегматикам комфорт так нужен -
Тихи они, наблюдательны.
Развивая важные задатки,
Мы самореализуемся,
В положительных эмоций кадке
Цель, характер формируются.
Да, этапов тут, конечно, много:
Вот до года, во младенчестве,
Базово доверия дорога
Дарит мир нам человеческий.
В детстве раннем учимся трудиться,
Если здесь нас ограничивать,
Может трудолюбие сгубиться,
Будем мы не предприимчивы.
А до школы - ролевые игры
Развивают дружелюбие.
В школе - перепроверяем виды
И ломать систему будем мы.
Всё, что ранее сформировалось,
Может закрепиться или нет,
Сублимация, учёбы малость
Школе младшей тоже шлют привет.
Я подросток - тут гормонов много,
Будущее и самоконтроль,
Воли очень сложная дорога,
И спокойствия полнейший ноль.
Юношество - ценности, конечно,
Цели и мировоззрение.
К двадцати годам характер вечный,
Могут быть лишь ухудшения.
31. Нормальный и патологический характер, критерии диагностики.
Кебриков и Ганнушкин в тандеме
Про характер рассказали всем.
Норма - значит он без отклонений,
Рыбу с мясом, стало быть, не ем. ;
"Среднего" характера немного.
Есть акцентуации ещё -
Эти интересности с порога
Вспыхивают, коли уязвлён.
В слабое звено попали если,
Индивида не затормозить.
Но при этом очень интересно:
Слабое же сильным может быть.
Просто видов ведь акцентуаций
Много так, что сложно сосчитать.
Одному - букетик из акаций,
А другому - чтобы подметать.
Вот Личко сказал тут на досуге,
Будто бы акцентуаций две:
Одна явная - всю жизнь нас любит,
А другая прячется везде.
Явная - крайняк какой-то нормы,
Скрытая при травмах восстаёт,
Может быть она лишь в лёгкой форме,
Может, и к психозу приведёт.
Психопаты - интеллектуальны,
Это патология уже,
Раньше их, в СССР, реально
На учёт цепляли в диспансер.
Тяжело им и дисгармонично,
Неуравновешенность фонит,
Неустойчивы они психично,
В социуме - словно инвалид.
Три критерия нам здесь помогут
Эту крайность в обществе узнать:
Всё тотально: в обществе и дома
Будут они склад свой проявлять.
Их черты стабильны до безумья -
С ними они точно на всю жизнь.
И дезадаптация тут рулит -
От характера, среда, держись!
32. Акцентуации и психопатии. Основные виды.
Десять назову акцентуаций:
Сенситивный - очень робок он,
Склонен также он себя чураться,
Очень много интеллекта в нём.
А шизоид замкнут, неконтактен,
Отгорожен сильно от людей,
Весь фантазиях своих, прохладен,
Свойственна раздвоенность идей.
Гипертим общителен, активен,
Тусоваться вечно норовит,
В монотонности совсем не силен,
Одиночество ему претит.
Психостеник вечно в рефлексии,
Сам себя бичует, страхов воз,
Нерешителен и робок сильно,
До ответственности не дорос.
Эпилептик злобно-возбудимый,
Напряжён, авторитарен он,
Аффективно-гневный и тоскливый,
Бережлив, ревнив, желает трон.
Истероид - этот эгоцентрик,
В центре быть вниманья жаждет он,
Критику в свой адрес он не терпит,
Неестественный позёр во всём.
А циклоид - как погода в море:
Тот цунами, то полнейший штиль,
Плохо переносит он укоры,
Но порой такой, как гипертим.
Астено-невротик - ипохондрик,
Утомляем, аффективен он,
Очень аккуратен, но не троньте!
Планы выполнять настроен он.
Неустойчивый тип не желает
Что-то делать, он безделью рад,
Сам себе себя предоставляет,
К алкоголю склонен, словно раб.
А конформный тип очень ригиден,
Склонен к мимикрии, быть "как все",
Ограничен, личность как - не виден,
Не выносит ветра перемен.
Про психопатии. Вот шизоид
Не способен радости желать.
Порицать, хвалить его не стоит,
Эксцентричен, весь в себе опять.
Диссоциативное расстройство -
Нетерпим к фрустрации, жесток,
Нет вины, эмпатии, но свойство
Есть винить других - и в блок.
Эксплозивный - часто вспышки гнева,
Может вдруг порезать сам себя,
Неусидчив, к отверженью нервный,
На противодействие шипя.
Истерический - тот театрален
И внушаем, будет всё прощать
Лишь себе, с другими не считаясь,
От него манипуляций ждать.
Психостеник вечно весь в сомненьях,
Перфекционист, ещё педант,
Всё на много сотен раз проверит,
Озабочен часто в пустяках.
При тревожном личности расстройстве
Напряжён, застенчив человек,
Не уверен он в своём устройстве,
Всем понравиться стремится век.
Ну, и наконец-то, параноик -
Он злопамятен, коль оскорблён,
К подозрительности очень склонен
И ревнив, права качает он.
33. Динамические изменения патологий характера. Факторы патологизации и депатологизации характера.
Динамические измененья
Могут очень быстро проходить.
Здесь аффекты, бегство, без сомнения
Ауто- и просто агрессив.
Демонстрации и нарушенья
Поведенья преходящие:
Мелкие проступки, наркозелье,
Бег из дома и бродяжки здесь.
Ранний секс, депрессии, неврозы.
В общем, есть надежда, что пройдут.
Измененья стойкие - к психозам
И к болезням психики ведут.
Если ряд акцентуаций явных
В скрытые латентно перешёл,
При взрослении всё будет славно:
Опыт незаметно сгладит ор.
Может психопатия развиться,
Да патологичности дойти.
Сложно тут ремиссии добиться
Или как-то это обойти.
Что для этого бывает нужно? -
Чтоб акцентуация была,
Неблагоприятность среды чуждой
Слабое звено чтоб прокляла,
Должно это долго продолжаться,
В возрасте критичном нужно быть,
Трансформация акцентуаций
Тоже может стимулом служить.
Патологизировать характер
Чтобы, есть четыре тут пути:
Внешний: семья, школа, так-то
Можно и в культуре брешь найти.
Но семья особенно влияет,
Маминой подруги только сын
В "правильность" нас быстро загоняет,
Но ещё ведь есть "семьи кумир" -
Когда бабки-мамки прямо бьются;
Или вот тревожность: "Ой, чихнул!"
"Культ болезней", отверженье льются
С тиранией вместе в жуткий гул.
Внутренний путь - это психотравмы -
Темперамент и гормоны тут,
И совсем сангвиник не забавный,
Коль внутри флегматик - просто жуть!
А ещё есть кризисы развитья:
Возрастные: кризис вот трёх лет,
И профессии могут побить нас,
Коли страха перед риском нет.
И периоды акцентуаций
Сенситивные здесь тоже есть:
В детстве нужно шизом стать бояться,
Параноиком - сперва созреть.
Экстремальный путь: конечно, войны,
Революции и алкоголь,
От зависимостей быстро больно
В психопатов мы вступаем строй.
Речь идёт о слабых лишь тут звеньях.
А характер можно ли вернуть?
Стоит говорить о сожаленьях,
Иль обратно невозможен путь? -
Можно, если выбрана работа,
Где есть сублимация всегда,
Или в психологии живёте,
Рефлексии навыки тогда
Самопониманьем, осознаньем,
Бережно поддерживаете,
Своё слабое звено вниманьем
Окружив, придерживаете.
Свидетельство о публикации №124100701074