Н. С. Гумилёв Наставники
НАСТАВНИКИ
Лес
Подлесок только начал зеленеть,
просветы дышат запахом сосновым,
и небо пасмурно , и сонно . Словом,
простор для вечных размышлений, ведь
в подобный лес тропа кого - то завела -
и тамплиеров , и мальтийского посла ,
и принца Гамлета с идапьго Дон - Кихотом ,
искавших в соснах предзакатных что - то ,
в чём вряд ли можно усомниться. Так
и я брожу среди взволнованных деревьев ,
к рассказам их прислушиваюсь древним,
что знали Гумилёв и Пастернак .
Н . Заречный .
...Ещё раз прошу не признавайте меня
совершенолетним и не отказывайтесь
помогать советами . Всякое ваше письмо
с указаниями относительно моего
творчества
для меня целое событие.
Из письма Гумилёва Брюсову, 1909
Я помню дни: я , робкий ,торопливый ,
Входил в высокий кабинет.
Гумилёв - Анненскому
Меж нами сумрак жизни длинный ,
Но этот сумрак не корю.
И мой закат холодно- дынный
С отрадой смотрит на зарю.
И. Анненский
Волшебная скрипка
Валерию Брюсову
Милый мальчик , ты так весел , так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье , отравляющем миры ,
Ты не знаешь , ты не знаешь , что такое это скрипка ,
Что такое этот ужас начинателя игры!
Тот , кто взял её однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей.
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.
Надо вечно петь и плакать этим струнам , звонким струнам,
Вечно должен виться , биться обезумевший смычок ,
И под солнцем , и под вьюгой , под белеющим буруном,
И когда пылает запад , и когда горит восток.
Ты устанешь и замедлишь , и на миг прервётся пенье ,
И уж ты не сможешь крикнуть , шевельнуться и вздохнуть ,-
Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье
В горло вцепятся зубами , встанут лапами на грудь.
Ты поймёшь тогда , как злобно насмеялось всё , что пело ,
В очи глянет запоздалый , но властительный испуг ,
И тоскливый смертный хопод обовьёт , как тканью , тело ,
И невеста зарыдает , и задумается друг.
Мальчик , дальше ! Здесь не встретишь ни веселья ,ни сокровищ!
Но я вижу - ты смеёшься , эти взоры - два луча .
На , владей волшебной скрипкой , посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью , странной смертью скрипача.
Н. Гумилёв.1907
Памяти Анненского
К таким нежданным и певучим бредням
Зовя с собой умы людей ,
Был Иннокентий Анненский последним
Из царкосельских лебедей.
Я помню дни: я ,робкий, торопливый,
Входил в высокий кабинет,
Где ждал меня спокойный и учтивый,
Слегка седеющий поэт.
Десяток фраз , пленительных и странных,
Как бы случайно уроня,
Он вбрасывал в пространство безымянных
Мечтаний - слабого меня.
О, в сумрак отступающие вещи,
И еле слышные духи,
И этот голос , нежный и зловещий,
Уже читающий стихи!
В них плакала какая -то обида,
Звенела медь и шла гроза.
А там над шкафом профиль Эврипида
Слепил горящие глаза.
Скамью я знаю в парке : мне сказали,
Что он любил сидеть на ней,
Задумчиво смотря ,как сини дали
В червонном золоте аллей.
Там вечером и страшно и красиво,
В тумане светит мрамор плит.
И женщина , как серна , боязлива
Во тьме к прохожему спешит.
Она глядит , она поёт и плачет,
И снова плачет и поёт ,
Не понимая ,что все это значит,
Но только чувствуя - не тот.
Журчит вода, протачивая шлюзы,
Сырой травою пахнет мгла.
И жалок голос одинокой музы,
Последней - Царского Села.
Н. Гумилёв .1911
***
Я люблю безнадёжный покой ,
В октябре - хризантемы в цвету,
Огоньки за туманной рекой,
Догоревшей зари нищету.
Тишину безымянных могил,
Все банальности Песни без слов;,
То , что Анненский нежно любил ,
То , чего не терпел Гумилёв.
Г. Иванов
Из книги Э. Голлербаха ;Царское Село
(...) при всей своей разности поэтических темпераментов учителя и
ученика, элегические мелодии Анненского не раз проскальзывали в лирику
"конквистадора" .И могло ли быть иначе , если он дышал воздухом тех же
парков , где меланхолические вечера простирают над тёмными кущами свои
серо- сиреневые крылья и последние лучи умирающего солнца золотят замшённые
руины ? Разве не Анненским навеяно это ощущение (такое явственное над
шатрами вековых лип), что "деревьям , а не нам дано величье совершенной
жизни", и разве не голос Анненского ,разве не его тоска слышится в строках,
повторяющих знакомое сравнение :
Как этот ветер грузен , не крылат !
С надтреснутою дыней схож закат.
И хочется подталкивать слегка
Катящиеся еле облака.
Царское Село
Двоился лебедь ангелом в пруду.
Цвела сирень . Цвела неповторимо!
И вековыми липами хранима
Играла муза девочкой в саду.
И лицеист на бронзовой скамье,
Фуражку сняв , в растёгнутом мундире,
Ей улыбался , и казалось в мире
Уютно , как в аксаковской семье.
Д. Кленовский .1949
***
В ремешках пенал и книги были ,
Возвращалась я домой из школы ,
Эти липы , верно , не забыли
Нашей встречи , мальчик мой весёлый.
Только ставши лебедем надменным,
Изменился серый лебедёнок.
А на жизнь мою лучом нетленным
Грусть легла , и голос мой не звонок.
А. Ахматова. 1912
Из книги Э. Голлербаха Царское Село
Он (Гумилёв) внёс в царкосельскую стихию запах крови тигровой и
человеческой вместе с лёгким налётом библиотечной пыли.
В его памяти стоял небольшой томик ,посвященный Царскому Селу. Он брал его,
когда нужно , перелистывал пожелтевшие листы длинными своими тонкими пальцами
и пробегал холодным взглядом раскосых глаз, но сам не вписал туда ни одной
строки (если не считать стихов об Анненском). За него писала о Царском другая-
"восковая, сухая рука" , много раз лежавшая на его рукаве в часы долгих
прогулок по парку. Вот почему
;В шуршании широкошумных лип
Мне слышится его тягучий голос.
И в полумраке вечера встречается - в который раз ... давно разлучённая , но
навсегда неразлучная пара.
У него осанка прусского лейтенанта, белесоватые глаза глядят и не глядят,
веки розовы от ветра и словно не мигают. Длинная шея зябко втянута в воротник
пальто. Голос прыгает от низких нот почти к дискантам, растягивая слова и
проглатывая их , как устрицы.
Спутница хрупка и стройна , чёлка осеняет грустные её , лёгкие брови.
Тютчевская ночь стынет в её глазах. Резок и крут её профиль , движения мягки и
бессильны, она слабо улыбается и прячет улыбку в муфту, как нечто такое ,что
нужно беречь от людей . Надломленным голосом она рассказывает о чём - то своём
неистощимо - женском.
Они идут рука об руку, по дорожке , огибающей озеро,и прислушиваются к
шелесту шагов смуглого отрока , бродившего тут столетие назад :
Здесь лежала его треуголка
И растрёпанный том Парни.
Царкосельская гимназия
Есть зданья неказистые на вид,
Украшенные теми , кто в них жил,
Так было с этим.
Вот оно стоит
На перекрёстке скудности и пыли.
Какой - то тесный и неловкий вход
Да лестница , взбегающая круто,
И коридоров скучный разворот -
Казёнщина без всякого уюта.
Но если приотворишь двери в класс -
Ты юношу увидишь на уроке,
Что на полях Краевича таясь,
О конквистадорах рифмует строки.
А если ты заглянешь в кабинет ,
Где бродит смерть внимательным дозором,-
Услышишь , как седеющий поэт
С античным разговаривает хором.
Обоих нет уже давно . Лежит
Один в гробу , другой , без гроба , в яме ,
И вместе с ними , смятые в грязи,
Страницы с их казнёнными стихами.
А здание ? Стоит ещё оно
Иль , может быть , с землёй уже сровнялось ?
Чтоб от всего , чем в юности, давно ,
Так сердце было до краёв полно,
И этой капли даже не осталось.
Д. Кленовский. 1957
Свидетельство о публикации №124100607577
Спасибо- погружайтесь .
Подкупает конкретность и лиризм ваших строчек .
Всего доброго ! М . Левянт .
Майя Левянт 12.10.2024 00:31 Заявить о нарушении