Вспоминая Ф. И. Тютчева

Всем доброго здравия .
Хотелось бы остановиться на двух стихотворениях Фёдора Ивановича Тютчева ,обратить внимание , что " не так , как кажется при прочтении " . Своё видение укажу ниже , но и буду рад вашим размышлениям , если таковые возникнут .



Зима недаром злится
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора .

И всё засуетилось ,
Всё нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон .
 
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит .
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая
И , снегу захватя ,
Пустила , убегая ,
В прекрасное дитя...

Весне и горя мало :
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу .

1836 г.

Фёдору Ивановичу Тютчеву 33 года , пора расцвета . Пишет прекрасную , воздушную
акварель , - о встрече Зимы и Весны . Стихотворение читается одним вздохом .
Но всегда смущало :
И жаворонки в  н е б е .
Полное отсутствие рифмы , но при чтении никакого нарушения ( ни визуального , ни
слухового ) , гармония восприятия . Рассматривал ли Тютчев , другие варианты ?
Думаю , что да .

И всё засуетилось ,
Всё нудит Зиму вон -
И жаворонки с силой      сильно ; мило ; в стылом - ( маловероятный , но вар. )
Уж подняли трезвон .

Казалось бы , что мешало почти соблюсти рифму .Но с силой ,сильно - это не про птичку-невеличку . Мило ? Какое-то вялое , не подходящее по состоянию , - pas impressionne* . Нет , и ещё раз нет . Не про жаворонка . Небо без жаворонка Весной , где Музыка как-бы повисает и во времени , и в пространстве ?
Мог ли Фёдор Иванович рассматривать - в выси . Очень заманчивый вариант .
В выси ( в куполе неба ) , но и опять нет . Небо разлитое от поля и до невидимого воздушного поля , в жаворонке живёт , как и он в нём сорастворяется .
И просто , и естественно , - по-другому невозможно увидеть и услышать .
* pas impressionne ( фр.) - не впечатлен .

Рассмотрим ещё одно стихотворение .

Яркий снег сиял в долине -
Снег растаял и ушёл ;
Вешний злак блестит в долине -
Злак увянет и уйдёт .

Но который век белеет
Там , на высях снеговых ?
А заря и ныне сеет
Розы свежие на них !..

1836 г.

Первое четверостишие . Где в одном временном сгустке и прошлое , и настоящее , и
будущее , но всё в одном стихотворном сердечном сжатии , - о преходящем , умирающем мгновении . Время здесь течёт ( меняется ) для гор , долины , да и для
Поэта - Божественным взглядом проникшим в застывшее вчера , умирающее сегодня и
внутреннее рождение будущего мгновения , ещё не родившегося , но которому не избежать и вчера , и сегодня . Тленности .
Может быть поэтому некая насмешка над рифмой : ушёл - уйдёт , невозможность ( подчёркнутая дисгармония ) сорастворения прошлого с будущим . Ум понимает неизбежность процесса от прошлого к такому же будущему , что увянет и уйдёт .
А второе четверостишие , - Гимн Вечности , Душе , Гармонии .

Фёдору Ивановичу Тютчеву Поэту и Гражданину - Вечная память и Царствие небесное,
всем нам доброго здравия .

 


Рецензии
Виктор, у миллиардов людей могут быть огрехи, а у него нет? Может быть он делал это умышленно, а может быть и нет, нам это ничего не даёт. Нужно смотреть на стихотворение в целом, хотя иногда из-за одного слова могут записать в

Игорь Константинович   08.10.2024 13:50     Заявить о нарушении
Да , каждый видит , слышит , излагает , - только
одним известным ему способом-даром , вложенным в него Всевышним .
Выслушать и понять другого человека ? Немыслимая задача , но только для человека . Мы можем только попытаться настроиться на волну его переживаний , настроения , но сердце и ум его , не в нашей власти .

Виктор Найшев   08.10.2024 14:40   Заявить о нарушении