Имажинизм... Есенин, Мариенгоф и Шершеневич...

       Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф и Вадим Шершеневич — поэты, которые вместе основали новое литературное движение — имажинизм.

       Они познакомились в издательстве ВЦИК, где Мариенгоф работал литературным секретарём. Вместе с Рюриком Ивневым и другими поэтами они создали группу имажинистов, которая заявила о себе в «Декларации», опубликованной в журнале «Сирена» в 1919 году.

       В своём творчестве участники движения использовали неожиданные и непривычные метафоры и выражали непривычный взгляд на вещи. Они считали, что образность важнее точности, и эпатировали публику соединением далёких друг от друга по значению предметов или явлений.

       В период расцвета имажинизма, который продолжался примерно до 1922 года, группа опубликовала около 60 поэтических сборников и теоретических трактатов, основала несколько издательств и начала выпускать собственный журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном».

       Сергей Есенин вышел из группы в 1924 году, и постепенно она распалась...


           * * * * * * * * * * * * * * *




         Анатолий Борисович Мариенго;ф (24 июня [6 июля] 1897, Нижний Новгород —
     24 июня 1962, Ленинград) — русский поэт-имажинист, теоретик искусства,
     прозаик и драматург, мемуарист.

         Родился в купеческо-дворянской семье. Отец — купец второй гильдии Борис
     Михайлович Мариенгоф (1867—1918), еврейского происхождения, был приписан из
     мещан города Митавы Курляндской губернии в нижегородское купечество;
         4 мая 1894 года в Нижнем Новгороде принял православие и 26 сентября того
     же 1894 года заключил брак с Александрой Николаевной Мариенгоф (урождённая
     Хлопова, 1870—1913. Матери, которая родилась в имении под Ардатовом,
     принадлежал деревянный одноэтажный дом с мезонином в первой Кремлёвской
     части Нижнего Новгорода. В 1911 году семья проживала на Большой Покровской
     улице, дом № 10 (Чесноковa и Кудряшовa).

          Анатолий Мариенгоф учился в Нижегородском дворянском институте
     императора Александра II. Детство его прошло под сильнейшим влиянием отца. В
     обширных мемуарах писателя, созданных во второй половине столетия, тому
     отводилась роль наиболее здравомыслящего и тонкого человека среди всего
     тогдашнего окружения Анатолия, да и среди позднейших знакомств. Борис
     Михайлович участвовал и в формировании литературного вкуса сына.
          Чрезвычайная антирелигиозность Анатолия Мариенгофа, судя по всему,
     также была воспитана отцом.

         В 1913 году, после смерти жены, отец Мариенгофа, воспользовавшись
     приглашением английского акционерного общества «Граммофон», стал его
     представителем в Пензе и переехал туда с детьми (у Анатолия была ещё младшая
     сестра Руфина). Там Анатолий продолжил учёбу в 3-й частной гимназии С. А.
     Пономарёва, где в 1914 году издавал журнал «Мираж»...

           * * * * * * * * *


         Вадим Габриэлевич Шершеневич (24 января [5 февраля] 1893, Казань — 18
     мая 1942, Барнаул) — русский поэт, переводчик, сценарист, драматург,
     режиссёр, критик, один из основателей и главных теоретиков имажинизма.

         Родился в семье профессора Габриэля Феликсовича Шершеневича, известного
     юриста и впоследствии депутата I Государственной Думы, и оперной певицы
     Евгении Львовны Мандельштам (по сцене Львовой, 1869—1919), сестры адвоката
     М. Л. Мандельштама. Дед — педиатр, учёный-медик и организатор
     здравоохранения Лев Борисович Мандельштам. Родители расстались без
     оформления развода, когда сыну было семь лет, и он в дальнейшем жил с
     матерью.

         С 1907 года жил в Москве, учился в частной гимназии, основанной Л. И.
     Поливановым (в ней же ранее учились В. Брюсов, Андрей Белый, Сергей
     Соловьёв, в одном классе с Вадимом — шахматист Александр Алехин), в
     Московском университете — сперва на математическом, потом на историко-
     филологическом факультетах, некоторое время стажировался в Мюнхенском
     университете.

         Писать стихи начал в гимназические годы, пробуя разные манеры. В первых
     поэтических сборниках («Весенние проталинки» (1911), «Carmina» (1913))
     ощущается сильнейшее влияние мэтров символизма — Бальмонта, Брюсова, Блока.

         Последующие — «Романтическая пудра», «Экстравагантные флаконы» (оба —
     1913) ненадолго сближают Шершеневича с эгофутуристами. В 1913 году вместе с
     Львом Заком организовал футуристическую группу «Мезонин поэзии». Часто
     печатался под различными псевдонимами (в основном как критик: В. Гальский,
     Георгий Гаер, Венич, Egyx и другими). . .
 


Рецензии