Талмуд и Competing Response in ABA

Талмуд и Competing Response: Как древняя мудрость помогает в корректировке поведения

Современный поведенческий анализ, в частности техника «Competing Response», может показаться далёким от текстов Талмуда. Однако, если «леитбонен» (вдумчиво посмотреть), можно найти много общего между этими подходами к изменению поведения. Оба метода — и научный, и религиозный — предлагают стратегии для того, чтобы заменить нежелательное поведение на позитивное, с целью улучшить жизнь человека.

«Competing Response»: Научная техника замещения

Одной из ключевых техник поведенческого анализа является «Competing Response» — это замещение одного поведения на другое, которое физически несовместимо с первым. Например, если человек часто кусает щеки зубами, можно предложить жевать морковку или яблоко. Поскольку зубы будут заняты чем-то полезным, это автоматически устранит возможность кусать щеки. Это работает потому, что человек не может делать оба действия одновременно.

Талмудический взгляд: Замещение плохого хорошим

В Талмуде, в Пиркей Авот (4:2), говорится: митцва геререт митцва, аверот геререт аверот (одна заповедь ведет к другой, а грех — к новому греху). Мудрецы подчеркивают, что лучшее средство для избавления от дурных поступков — это замена их на хорошие дела, или «митцвот». Эта идея сильно перекликается с техникой «Competing Response», где нежелательное действие заменяется другим, полезным и позитивным.

Пример из практики: Competing Response и Талмуд

Вот несколько примеров, как техника «Competing Response»  может сочетаться с талмудической мудростью:

1. Физическая замена: В поведенческом анализе человек может заменить одно действие на другое, физически несовместимое с вредной привычкой. Это подобно тому, как в Талмуде предписывается заменять греховное поведение на исполнение заповедей. Например, в случае кусания щек можно предложить человеку грызть морковку — это и есть классический «Competing Response»

2. Мицва вместо греха: Подобно тому, как в поведенческом анализе используется положительное подкрепление для замены нежелательного поведения, Талмуд предлагает практиковать мицвот, чтобы заполнять время добрыми делами и вытеснять греховные мысли и действия.

3. Рациональное действие и шува: Техника «Competing Response» помогает человеку осознанно заменять вредное поведение на полезное. В Талмуде этот принцип аналогичен идее «шувы» (раскаяния), когда человек исправляет свои ошибки, активно заменяя их позитивными действиями.

Заключение: Совмещение традиции и науки в изменении поведения

Техника «Competing Response» из поведенческого анализа учит, что для того чтобы устранить вредное поведение, нужно заменить его на полезное и несовместимое с первым. Это полностью соответствует талмудической идее замещения греха на мицву. Обе эти системы помогают нам понимать, что осознанная замена плохого поведения на хорошее — это путь к улучшению жизни и достижению духовного роста.

Совмещение науки и традиции, как в случае техники «Competing Response» и мудрости Талмуда, может быть мощным инструментом для коррекции поведения и личностного развития.


Рецензии