По конкурсу - За туманом
http://stihi.ru/2024/10/05/3872 - Итоги конкурса
Конкурс для романтиков - первый после летнего перерыва, открывает новый творческий сезон нашей Мастерской. Когда я задумывала его тему, мне казалось, что она очень проста, что у всех авторов в личных архивах есть что-то романтическое и походное. Никакого сложного задания здесь нет - никакой теории и никаких специальных приемов - просто повод вспомнить и рассказать о том, что случилось в нашей жизни в условиях проживания на природе в качестве туриста. Требовались стихи, перекликающиеся по настроению и теме с текстом довольно старой, но всем известной песни Юрия Кукина:
Понимаешь, это странно, очень странно,
Но такой уж я законченный чудак:
Я гоняюсь за туманом, за туманом,
И с собою мне не справиться никак.
Люди сосланы делами,
Люди едут за деньгами,
Убегают от обиды, от тоски...
А я еду, а я еду за туманом,
За мечтами и за запахом тайги..
Моё задание формулировалось очень конкретно и даже узко: стихи должны были поэтическим языком рассказать нам о туристических маршрутах - настоящих или прошлых - о жизни в палатках, о приготовлении пищи на костре и о замечательных людях, с которыми мы были в этих путешествиях.
К моему удивлению, стихов на туристскую тему нашлось не так уж и много. Оказывается, появилось целое поколение, никогда не путешествовавшее с палаткой и рюкзаком по городам и весям России, не знавшее поездок, не привязанных к гостиницам с комфортным проживанием и с оплаченным пропитанием. И это новое поколение пишет стихи на совершенно другие темы! Многие авторы путали стихи о романтике путешествий со стихами пейзажной или любовной лирики, описывающих красоту живой природы или нюансы собственного настроения (чувства). Стихи были хороши, но, увы, не того жанра. Были и придуманные стихи - написанные специально к конкурсу (что, конечно, замечательно!), вот только им не хватало достоверности: чувствовалось, что их автор никогда не жил в палатке, не лазил по горам, не кормил комаров в лесу, а просто использует свою творческую фантазию.
За сентябрь все-таки набралось 47 заявок - разных по качеству и сюжету стихов, каждое из которых достойно публикации в статье и подробного разбора, но, чтобы не утомлять вас, я все-таки отобрала только половину их - на свой вкус и свое личное ощущение от их искренности и достоверности. Предлагаю сразу же приступить к чтению.
*********************************
3. КРАТКИЙ ОТПУСК. ЕЛЬКА ВОЛКОВА
По-над Байкалом отгорел закат,
в туман седой закутавшись по плечи.
Выкручивает лампу в сотни ватт
предавгустовский луноликий вечер.
Костёр швыряет искры в небеса,
трещит сушняк осиновый, сгорая.
Сидим, молчим, глядим во все глаза,
как Бог пшено в ладони набирает
и рассыпает жёлтое зерно
по бездне, распластавшейся над нами.
Сорвавшись, вниз звездой летит одно
и где-то разбивается о камни.
Стегает время по спине хлыстом -
затянет завтра нас бетонный омут.
Из глубины помашет вслед хвостом,
прощаясь навсегда, бесценный омуль.
Плечом к плечу, глядим куда-то вдаль -
где небо и тайга, обнявшись, дремлют.
Луну качает тёмная вода,
Бог убаюкал шебутную Землю.
Созрела ночь, костёр наш пеплом стал,
звенят в тиши июля отголоски.
Мы завтра новый день прочтём с листа
и упакуем в память краткий отпуск.
В этих стихах понравились небанальные и меткие образы, среди которых и «пшено» звезд, которое «Бог в ладони набирает» и рассыпает по небу, а одно зерно «сорвавшись, вниз звездой летит и где-то разбивается о камни»! А еще отлично передано сожаление о неминуемости завершения путешествия: «Стегает время по спине хлыстом - затянет завтра нас бетонный омут». Красивые стихи. Разве что слово «шебутное» я бы заменила. Слово такое есть, но оно плохо сочетается со стилистикой остальной речи данного стихотворения.
Кстати, подав заявку на участие, автор закрыла свою страницу. Обидно. Дорогие авторы! Давайте больше так не поступать в отношении своих коллег: или вы подаете заявку на участие, или вы знать нас не хотите!
8. ДВА МИЛЛИОНА ЛЕТ. ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ
Ночь без края, зверобой и мята,
Тих костёр, ему бы тлеть да тлеть,
Речка широка и безымянна
И тебе два миллиона лет.
Вечность в ожидании финала,
Чёрный космос бесконечно мал,
Тонет в чае вместе с рафинадом
Глупый героический комар.
Засыпаешь словно в мягком кресле
И при свете матушки-Луны
Пескари поют друг другу песни,
Люди врут, что рыбы молчуны.
Лодка, пристань и фанерный домик,
Гаснут лампы тёплых летних звёзд,
Золото ладоням дарит донник,
Шелестит метёлкой лисохвост.
Дым тумана бледного, густого,
Разнотравье в утренней росе,
Хорошо за пазухой Христовой,
Вылезать не хочется совсем.
Замечательный язык в этом стихотворении - и выразительный, и авторский, оригинальный по части привлечения образов. Начало стихов отлично передает огромность мира дикой природы: «Ночь без края», «Речка широка и безымянна, и тебе два миллиона лет». И даже противоречие «Чёрный космос бесконечно мал » здесь не смущает: космос мал в сравнении с тем, что чувствует лирический герой! Много находок, которые запоминаются: «Тонет в чае вместе с рафинадом глупый героический комар», «Люди врут, что рыбы молчуны», «Хорошо за пазухой Христовой, вылезать не хочется совсем». Стихи больше пейзаж, чем передача духа туристского похода и его романтики, но очень красивые стихи!
10. ТАЙНА. АНДРЕЙ ПОГАДАЕВ
Где за синеющей далью притихла тайга,
За перевалом туманным струится река,
На берегу неизвестного всем ручейка
Ждёт меня тайна, которая сердцу близка.
Лапы сосны заслонят от мелькающих дней,
Грусть на душе унесёт торопливый ручей,
Пламя костра мне подскажет заветный ответ,
Вот она тайна, которой нигде больше нет.
В пепле серебряном спрятались угли во тьме,
Я растворюсь в уносящейся ввысь тишине,
Роскошь, которой не встретить в больших городах,
Я в ней купаюсь, забыв о житейских волнах.
Утро зовёт, на рассвете сверкая росой,
Жаль покидать уголок, подаривший покой,
В руки возьму щебеча расставанием ручей
И расскажу, как я буду скучать средь людей.
В этих стихах чувствуется романтика походной жизни, не просто описание красоты природы, а еще и «тайна, которая сердцу близка», «тайна, которой нигде больше нет». В чем она? В роскоши, «которой не встретить в больших городах», в том, что «лапы сосны заслонят от мелькающих дней, грусть на душе унесёт торопливый ручей». К сожалению, в тексте есть ляпы, помешавшие мне его отобрать: «В руки возьму ЩЕБЕЧА РАССТАВАНИЕМ ручей и расскажу...» - странный строй фразы, смысл которой теряется. И еще: «в уносящейся ввысь тишине». Тишина, это не то, что движется, это другая категория, к которой не подходит «уносящейся». Так можно сказать о звуке, свете, веществе... - достаточно часто встречающаяся ошибка построения метафоры.
11. В ОТРОГАХ ПРИПОЛЯРНОГО УРАЛА. СЕНЯ ПРОТУБЕРАНЦЕВ
В отрогах приполярного Урала,
В заимке, что рубилась не сплеча,
Есть грядки, что рыхлились без орала,
Бабинный маг, две кружки и свеча.
Мы здесь с женой, с шуги и до морозов,
Москва без нас и так весьма людна.
Семейный схрон - лекарство от неврозов,
Под сенью звёзд, с геранью у окна.
Дом три на пять родных квадратных метров,
Лежанка-плац, под лапник и матрас.
С засовом дверь, от зверя и от ветров,
В окошке пара ставен без прикрас.
Наш верный пёс и друг, Сибирский Хаски,
Участник всех походов и затей,
Бесстрашный зверь, ловец хозяйской ласки -
Он нашенский, и нет его крутей!
В тайге есть то, чего не видел город:
Грибной урман с порожистой рекой,
В котором кедропад летит за ворот,
И тьма грибов теснится под рукой.
Прозрачна рябь, здесь хариус и щука
В речной траве друг дружку сторожат.
Мы в обуви из евро-каучука,
Начерпали на чай воды ушат.
Вовсю дымит труба палатки-баньки:
Намяла плоть кормилица-тайга
В тумане фара противотуманки
Комфортна двум, раздетым донага.
...Жена и я сидим у самовара,
Беседуем под местный фиточай,
Урчит очаг - домишко не хибара,
Жаль вальс в нём не станцуешь невзначай!
Луна в туман вползает заскорузло,
А это знак, что нам здесь хорошо.
Дремотная река меняет русло,
Под лодкой, что упёрлась в бережок...
Стиль речи заниженный, народный, но он проходит по всему стихотворению и теме соответствует - тип лексики однородный, поэтому здесь не является недостатком. Зато очень выразительно передана обстановка и настроение: «Дом три на пять родных квадратных метров, лежанка-плац, под лапник и матрас», «Вовсю дымит труба палатки-баньки: намяла плоть кормилица-тайга». Дело совсем не в комфорте, а в любви к этой малоудобной жизни, дарящей ощущение счастья: «Луна в туман вползает заскорузло, а это знак, что нам здесь хорошо».
12. СЕВЕР. РУСАКОВ ГРИГОРИЙ
Здравствуй, приятель! Вижу ты снова здесь!
(Манит полярный север морозным утром.)
Может в Москве, так мало своих чудес,
Мало метелей, снега с приставкой ультра?
Лучше молчи, я знаю простой ответ.
Все говорят: «Дела, суета, работа».
Только ты сам то веришь в логичный бред?
Это - наркотик с примесью ген азота.*
Здесь добывают деньги, свободу, газ,
Пенсии, льготы, славу, артрит и грыжи.
В мире обычном много дежурных фраз,
Только я знаю - слабому здесь не выжить…
Хоть и согласен - можно сойти с ума,
Сдаться, просить пощады, замёрзнуть просто.
Здесь не бывает - завтра пройдёт зима.
Лето - пожалуй, быстро. Мгновенно - вёсны.
Что мне тебе рассказывать, слышал сам.
Чистая правда - люди пускают корни!
(Тянутся корни цепко по сапогам,
Лезут в карманы, в сердце сильнее молний.)
Кто не сорвался, всё бесполезно - свой!
Нет вам пути обратно, кранты и точка.
Даже сбежавших в отпуск влечёт домой,
Дом на краю у моря в болотных кочках.
Север, конечно - это моё с тобой.
Вся красота гармонии зимней стужи,
Шелест деревьев, ветер, метели вой,
Снежный скрипучий хруст, как раскаты ружей.
Это про нас о жизни, где видим сны,
Свет фонарей, мерцание звёздных взоров,
Ауру солнца, блинный овал Луны
И в ледяном окне бахрому узоров.
* - Ген NOS3 кодирует NO-синтетазу - один из ферментов группы NOS, которые катализируют синтез оксида азота. Оксид азота запускает каскад биохимических реакций, которые приводят к расслаблению мускулатуры сосудов и увеличению кровотока (авторская сноска)
На первый взгляд, стихи не о романтиках - любителей путешествий, а о суровой жизни на севере, требующей мужества: «В мире обычном много дежурных фраз, только я знаю - слабому здесь не выжить…». И в то же время, эти стихи по теме, потому что именно суровые условия жизни меняют человека, делая его романтиком: «Кто не сорвался, всё бесполезно - свой! Нет вам пути обратно, кранты и точка. Даже сбежавших в отпуск влечёт домой дом на краю у моря в болотных кочках». Замечательные стихи! Вот только одно место меня напрягло: «Это - наркотик с примесью ген азота», к коему есть авторская сноска с пояснением. Я не любитель вставки в текст стихотворения терминов или понятий, требующих сноски с пояснениями: стихи, особенно стихи на конкурс, должны быть понятны без всяких сносок широкому кругу читателей. Но беда здесь не в этом - пояснение мне в целом понятно, но только, если там слово «ген» употреблено в значении «элементарная единица наследственности», то логично ожидать управления словами «с примесью генОВ азота». Или я опять чего-то не поняла?
13. ЛЕТНЕЕ. ГАЛИНА СКУДАРЁВА
Как летнее небо бездонно,
Как липы печально глядят!
Ты видишь в проёме оконном
Собравшихся в парке ребят.
Весь вечер бренчат на гитаре
И новые песни поют.
А старенькой тёте Тамаре
За пОлночь уснуть не дают.
Ах, дети, не нюхали жизни:
Весной турпоходы не в счёт!
Романтикой их Юрий Визбор
Навряд ли теперь привлечёт.
А всё же попробовать стоит.
Закинув за спину рюкзак,
Простившись с проспектом бетонным,
Отправиться вновь на вокзал.
Как в юности, встретить рассветы,
Всю ночь просидев у костра...
Мечтаю я вновь под куплеты,
Что льются в окно со двора.
И, может, смешливая Тонька,
В ночи подбирая аккорд,
Немного стесняясь, тихонько
Из Визбора что-то споёт.
Содержание стихов мне понравилось - ясно, содержательно, а вот язык изложения, к сожалению, слишком прост, он годится для слов народной песни, но для авторской поэзии немного беден. Хотя построение фраз везде правильное. Разве что в предложении: «А старенькой тёте Тамаре за пОлночь уснуть не дают» сомнительное ударение, правильное ударение - «зА полночь».
14. ТАЁЖНЫЙ ПРИВАЛ. АГЛАЯ ЛЮБИМЦЕВА
Рисуя задумчиво контур на тонком стекле,
Смотрю я на ФОТО, что в рамке стоит на столе,
И снова мне чудится запах ночного костра,
И кажется, все это было лишь только вчера.
Там звёздное небо любуется звёздной рекой.
Там месяц в прохладную воду нырнул с головой.
Палатка уснула под сенью плакучих ракит
И молодость наша с беспечной улыбкой глядит.
С годами мы стали серьёзней и как-то взрослей.
Женились, работаем, в школу отводим детей.
И жизнь удалось нам настроить на правильный лад,
Но время от времени тянет вернуться назад.
Туда, где костёр освещает таёжный привал,
Где прячется в зарослях ивы знакомый причал,
Где дивной жар-птицей взмывает заря над рекой,
И молодость, нас приглашая, нам машет рукой.
Рисуя задумчиво контур на тонком стекле,
Смотрю я на ФОТО что, в рамке стоит на столе.
Пусть время ложится на плечи туманом седым,
Но там, на привале, ты будешь всегда молодым.
Нравится композиция стихотворения - закольцовка текста рефреном, раскрытие темы через воспоминания, рожденные взглядом на старую фотографию. Портит впечатление только повсеместно бытующее, но не литературное слово «фото» - ну, почему бы не употребить вместо него «снимок»?? Сами воспоминания - романтичны, правдивы (веришь, что стихи написаны по испытанному!), хотя и не отличаются особой оригинальностью: «И снова мне чудится запах ночного костра, и кажется, все это было лишь только вчера». «Палатка уснула под сенью плакучих ракит. И молодость наша с беспечной улыбкой глядит». Хорошие стихи.
15. ХАДАТА. ТАТЬЯНА ПОГРЕБИНСКАЯ
Далеко-далеко, на Полярном Урале,
В покрывалах снегов – голубая мечта.
Мы раскинули карты и лыжи достали,
И отправились в гости к тебе, ХадатА*!
Сквозь снега и хребты мы к тебе пробирались,
Ты немым миражом неустанно звала!
Километры лыжни вслед за нами остались,
И в объятья свои ты бродяг приняла.
Здесь Полярный Урал. Он помягче, чем Полюс.
Но здесь тоже метёт, хоть пурга и не та.
Голос прежних метелей и Арика* голос,
И гитару его помнишь ты, Хадата!
И под пение вьюги, пурги иль метели,
Рядом с жарко гудящим твоим камельком,
Мы под нашу гитару свОи песни запели,
001 001 0001 001 0 сбивка
Чтоб оставить их здесь – на потом, на потом!
В горной чаше твоей пусть звучат эти песни,
В голос звонкого эха свОи звуки вольют!
001 001 0001 001 сбивка
Мы тебе благодарны за кров твой чудесный,
За такой необычный – суровый – приют...
Ты нас так приютила – в метели крутила,
Трое суток на прочность проверяла живьём!
001 001 0001 001 сбивка
Чтобы ты нас теперь хорошо отпустила,
В свОи кружки, ребята, давайте нальём!
Здесь Полярный Урал…
Энергичные, эмоциональные стихи, написанные по реальным воспоминаниям. Скорее слова к песне, чем авторская поэзия. Не могу сказать, что мне симпатична их концовка в предпоследней строке. И хотя они полностью соответствуют заданию и сами по себе симпатичны, но отобрать их в личный шорт лист мне помешали три сбивки ритма четырехстопного анапеста (показала их звуковой схемой выше). Что еще раз доказывает факт написания этих стихов для пения. (« где поэт подгадит, там певец сгладит»).
19. КАРЕЛЬСКИЙ СПЛАВ. ВАЛЕЕВА МАРИЯ
Сбежав от ангины, больничной хандры и уколов,
В последний момент отъезжающий поезд догнав,
Навстречу всегдашнему солнцу, в целительный холод, –
В Карелию еду, к озёрам и рекам на сплав.
Изящная звонкая Кереть и Белое море, –
Прозрачность воды до мельчайшего камня на дне.
Лет двадцать прошло, но качаются сосны на взгорье,
Пред внутренним взором несётся каяк в буруне.
Я походя черпаю воду и пью торопливо.
Озёрного края пронзительный сладостный вкус
Со мной навсегда остаётся живящим мотивом, –
Всё в прошлом, но вспомнив его, я светло улыбнусь.
Не совсем «походные стихи», скорее, это яркая живописная пейзажная зарисовка дикой природы, где живет «озёрного края пронзительный сладостный вкус». Тем не менее, спасает концовка стихов написанная как обращение к прошлому, как тоска о романтике былых путешествий: «Со мной навсегда остаётся живящим мотивом, – всё в прошлом, но вспомнив его, я светло улыбнусь».
20. МОЖАРОНЕХВАТАНИЕ. НАТАЛЬЯ АЛЯСОВА
Земля по кругу вертится,
Сменяя вёсны с зимами,
Прокладывая верную
Дорогу на восток.
Во мне надежда теплится,
Что нудное, унылое
Оставлю непременно я
Хотя бы на денёк.
Уеду за туманами,
За свежими рассветами,
За умиротворением
Для жаждущей души.
Родное, долгожданное,
То самое, заветное!..
Там каждое мгновение
Порадовать спешит.
Приеду. Может осенью.
Деревья будут в золоте,
А в печке будет весело
Потрескивать огонь.
Местами небо с просинью.
Тепло в уютной комнате.
Осенний дождик песенкой
Затянет проливной.
Там счастье – неподдельное!
Там с солнышком свидание!..
И пусть кому-то скучными
Покажутся слова...
А у меня – предельное
Можаронехватание.
А мне Можары – лучшие
В любые времена.
Достаточно трудная для слуха квадратная рифмовка строфы АБСдАБСд здесь звучит легко и мелодично. Стихи заряжают энергией и тягой к перемене мест - «Можаронехватанием». Мне очень понравился этот авторский неологизм, использованный к месту. И невольно хочется присоединиться к планам автора: «Уеду за туманами, за свежими рассветами, за умиротворением для жаждущей души». Язык стихов прост, но это совсем не мешает им стать запоминаемыми - симпатичными читателю.
21. ЗА ТУМАНОМ. ВИКТОР КОЛЕСНИКОВ 6
Простишь, простишься и обиду
Увозишь в дальние поля,
Чтобы не помнить и не видеть
И всё с нуля и всё с нуля.
Как шелуха от злого лука,
Златая ссыплется молва.
Встречайте, лодка и излука
И над излукой дерева.
Пусть голос тот и та улыбка
Речною смоются волной
И по стремнине вёрткой, гибкой
Умчатся дымкой голубой.
И жизнь иною здесь предстанет,
Той неизменной, как и встарь.
И жар несбывшихся свиданий
Остудит даль, остудит даль.
Неплохой текст для песни то ли о походной жизни, то ли просто о поездке на природу, которая излечивает от неудачной любви. «Простишь, простишься и обиду увозишь в дальние поля...», «Как шелуха от злого лука, златая ссыплется молва...», «И жизнь иною здесь предстанет...». Просто, но точно передано настроение лирического героя.
22. В ГИМАЛАЯХ. ТАТЬЯНА ШАДУЯ
Увидеть КайлАш средь снегов и туманов –
Мечта! Мы начнём восхождение рано.
МанЯт Гималаи. Маршруты крутые:
Курумника осыпь, потоки шальные
Воды ледяной, обжигающей, вкусной.
Под гром водопада танцуют индусы!
Улыбки взаимны и не лицемерны.
Их боги над нами смеются, наверно.
Друзей перекличка и фраза простая
Навстречу привычно: «Ом намах Шива’я!»
Нежданно – дожди. Серпантином дорога.
Рюкзак впечатлений к родному порогу
Доставить бы целым… Боюсь, разобьются!
Под фото-прицелом успеть улыбнутся...
А стопы гудят и колени не гнутся
На скользкой тропинке... О, верные бутсы!
От страха вцепляешься пальцами в камни.
Вдруг вспомнишь молитву, напутствия мамы...
Дойти, перемочь… Горы в дымке уснули.
Великого мощь. Хорошо, что рискнули.
Стихи, немного выпадающие из всех романтических текстов - но только по месту путешествия, а не по духу. Что может быть ярче и сильнее по впечатлениям, чем поход в горы со всеми его тяготами, опасностями и восторгом от преодоления: «От страха вцепляешься пальцами в камни. Вдруг вспомнишь молитву, напутствия мамы...». Я заразилась авторским настроением этих стихов, мне очень понятны слова последней пары строк: «Дойти, перемочь… Горы в дымке уснули. Великого мощь. Хорошо, что рискнули». Стихи понравились. Они не придуманы, а выстраданы реальным опытом странствий.
25. ЛУЧШЕ ГОР… ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ТЮРИН
А у нас непогода... Вертолёт не летит,
да и спутник закрыло – вот и связи лимит.
Мне никак не прорваться, настигает буран,
никуда не пробраться: «Жизнь, ко мне будь добра!»
Да, бывало такое, нас спасал лишь репшнур*,
за зацепки* хватались – жизнь была на кону.
А теперь всё иное и не видно ни зги
из-за снежных наносов, леденящей пурги.
Вот вокруг потемнело, крюк для трещин беру,
закрепился на полке* на холодном ветру...
«Ты прости дорогая, где-то я был не прав.
Всё! Походы бросаю – никаких переправ»...
Просыпаюсь – ты рядом, ну а я весь в поту.
Значит сердце тревожит и зовёт в высоту.
* – репшнур – вспомогательная верёвка толщиной 6-8 мм, предназначенная для самостраховки и др.,
* – зацепка – любая мелкая деталь рельефа скал, которую можно использовать при лазании, как опору для рук и ног,
* – полка – горизонтальная площадка на скале.
Замечательные стихи о том, как «сердце тревожит и зовёт в высоту» у того, кто когда-то реально испытал опасную, но не сравнимую ни с чем романтику походов. Из концовки стихотворения читатель узнает, что события - это сон, но это не меняет эмоций, вместе с автором мы переживаем время, в котором «не видно ни зги из-за снежных наносов, леденящей пурги. Вот вокруг потемнело, крюк для трещин беру, закрепился на полке на холодном ветру...». Вместе с автором на мгновение принимаем решение больше не рисковать: «Ты прости дорогая, где-то я был не прав. Всё! Походы бросаю – никаких переправ»... Живые, не выдуманные стихи, хотя и не самой изысканной речью написанные. Но это не особо мешает, разве что слово НУ в предпоследней строке хочется чем-то заменить или совсем убрать...
28. ВЕСНОЙ НА БАЙДАРКЕ. АЛЕКСАНДР БЕЛИЧЕНКО
Весной, ребятушки, холодно!
Куда и зачем мы идём,
Байдарушки тащим волоком,
Пуды в рюкзачищах несём?
А нам не трудна эта доля.
Мы едем на речку и в лес,
Нас радует шумная воля,
Мы жаждем природы чудес.
Теченьем и греблей до пота
Байдарка стремится вперёд.
За каждым крутым поворотом
Нас всех неизвестное ждёт.
А речка, российское чудо,
То плёсами молча блестит,
То вздыбит яры желтогрудо,
То вдруг перекатом бурлит.
Красива землица родная,
И глаз не устанет смотреть,
Когда нам река открывает
Сосновую зелень и медь,
Красавиц-берёз белостволье,
Зелёный еловый покров,
Лугов изумрудных раздолье,
Обрывы и кручи холмов.
Конечно, весною бывают
И дождь, и снега, и мороз.
Бывает, что вдруг замерзают
И руки, и ноги, и нос.
Да, трудности… Что, на них злиться?!
Для юмора их маята!
В душе навсегда поселится
Российских земель красота!
Эмоциональные стихи, заряженные атмосферой похода, в которых «За каждым крутым поворотом нас всех неизвестное ждёт», а «трудности… Что, на них злиться?! Для юмора их маята!». Стихи производят хорошее впечатление, если только не начать вчитываться в сочетание слов в некоторых фразах, а поскольку судьи вчитываться обязаны, то я немного удивлена их отбором. Возможно, это все мои мелкие придирки (были бы крупные, не поместила бы в статью!), но все же хочется более тщательной работы над текстом. Что именно меня напрягло? «Нас радует ШУМНАЯ воля», «плёсами МОЛЧА БЛЕСТИТ» (блеск не предполагает звука - смешение разнокачественных категорий!), «Зелёный еловый ПОКРОВ» (покров чего? да и в целом это словосочетание оставляет желать лучшего...). «Красива ЗЕМЛИЦА родная». Есть такое слово «землица», но оно скорее применительно к почве, чем к земле в значении "край, родина". Объяснить точнее затрудняюсь, но, на мой взгляд, форма слова выбрана неудачно. В целом стихи хорошо задуманы, но торопливо написаны...
32. ПОСЛЕПОХОДНОЕ. АЛМИХАНД
Тундры размытый дождём ландшафт,
Где ты, забавы ради,
Тянешь тележку, едва дыша,
Словно на автомате.
Всплески по лужам да скрип колёс,
Солнце в разрывах тучи,
Мысли: «Куда тебя чёрт занёс?
Были ж маршруты лучше!!!»
Лишь через сутки, вживаясь в роль
И зашагав бодрее,
Ты ощутишь, что живая кровь
Жарче остывшей греет.
Всё по тебе – и дожди, и грязь,
В ровном дыханье сила.
Сам не поймёшь, и когда взялась,
Будто не уходила.
Воздух предгорий ершист, колюч,
Хмуриться нет причины.
Ты же, узнавший загадки ключ,
Чувствуешь, как мужчина
Вновь обретает себя в тебе,
Чтоб, несмотря на годы,
Сладость победы познать в борьбе,
Вырвать глоток свободы.
Так, чтобы ожил пустой ландшафт
Тундры, дорог, предгорий,
Чтобы запела опять душа,
С эхом и ветром споря.
Чтоб дошагав, наконец, к реке,
Встав на катамаране,
Холод весла ощутить в руке,
Влиться в иные грани.
Энергичные, четкие по содержанию стихи с правильным синтаксисом всех предложений и отличной базовой техникой стихосложения. Стихи про то, как трудная походная жизнь изменяет человека: «Чувствуешь, как мужчина вновь обретает себя в тебе, чтоб, несмотря на годы, сладость победы познать в борьбе, вырвать глоток свободы». Мне очень понравились эти строки, после которых самой захотелось «Холод весла ощутить в руке, влиться в иные грани», «чтобы запела опять душа, с эхом и ветром споря».
33. НА МОРЕ ОКИЯНЕ, НА ОСТРОВЕ БУЯНЕ. ОЛЕГ СОГЛОБОВ
На море окияне, на острове буяне,
Мошкой и комарами кусается тайга.
На солнечной поляне замёрзли истуканы,
Самою тишиною поставленных богам.
Покладистая речка ревнует бесконечно
К ревущему мотору, на лодке надувной.
А хариусы шепчут, совсем по-человечьи,
Неслышно пузырями смеётся водяной.
Причалю там, где гладко, нахохлится палатка,
Сощурюсь любопытством, вдруг звери набегут.
Сова аристократка и белка акробатка -
Блаженной шоколадкой несёт по сквозняку.
Струящийся под ветер окутывает вечер,
Кострится в бесконечность таёжная звезда.
Вселенная приметит и ласково ответит:
- Я вижу, что ты пойман тайгою навсегда.
Как мне кажется, это еще один текст к туристской песне, а именно на этом виде творчества у нас очень часто полностью отключается внимание к тому, что нами произносится, потому что главным становится не текст, а мотив и обстановка. Стихи судьи отобрали - значит текст им понравился, но я, придира, все же в него вчиталась и обнаружила много удивительного. Что, например, обозначает предложение: «Сова аристократка и белка акробатка -блаженной шоколадкой НЕСЁТ ПО СКВОЗНЯКУ». Почему именно белка и сова несут сквозняки? При чем тут сквозняки? Почему "несет" в единственном числе, если их двое? И вообще читатель явно не в курсе подробностей жизни тех, кто был в этом походе... Или здесь: «Струящийся под ветер окутывает вечер» - здесь я совсем не поняла ни конструкции предложения, ни того, что оно означает... «Кострится в бесконечность таёжная звезда». Будем считать, что это такая красивая метафора, хотя все равно мне это странное «кострится в бесконечность» не по душе... «Сощурюсь любопытством» - тоже не по-русски... А в остальном, мило, оригинально, с настроением...
34. БЫЛО ВРЕМЯ... ЭСТЕЛЛА УИЛБУР
Ах, какие молодые мы на черно-белом фото,
И со снимков пожелтевших манит дальних странствий дух.
Пусть давно уж не припомнить из присутствующих кто там,
Но слова далёких песен и сейчас ласкают слух.
Не страшны дожди и грозы, и речные перекаты.
Всех согреет тихим треском полуночный костерок.
Как же счастливы мы были в наших простеньких палатках,
Мы смеялись, мы мечтали и мечты дарили впрок!
А по горным перевалам в плотной связке друг за другом,
Если кто-то оступился, сразу руку подадут.
На привале вечерами кружка белая по кругу,
И помятый старый чайник создавал теплом уют.
По родной стране прошли мы сотни тысяч километров
На восток к восходам ранним и на запад шли в закат.
Ни пески нас не согнули и не северные ветры,
Побывал где только можно наш студенческий отряд.
На висках давно седины, щурим глаз подслеповато,
И совсем уже привычным стал потрёпанный диван.
Но в мечтах несут нас ноги непослушные куда-то,
Миражом в дорогу манит неизвестность дальних стран…
Подкупает четко выстроенный сюжет стихотворения - воспоминания о романтике жизни в ССО - студенческих строительных отрядах, рожденные просмотром старых фотографий. (И здесь, к сожалению, тоже это разговорное ФОТО, вместо "фотокарточки" или "снимка"...). А далее идет красивое и достоверное описание походной жизни и ее традиций, во многом ныне утраченных: «Если кто-то оступился, сразу руку подадут. На привале вечерами кружка белая по кругу, и помятый старый чайник создавал теплом уют». Об этой жизни вспоминается только хорошее, может быть даже лучшее, что человек испытал, преодолевая трудности: «На висках давно седины, щурим глаз подслеповато, и совсем уже привычным стал потрёпанный диван. Но в мечтах несут нас ноги непослушные куда-то...». Замечательные стихи и замечательный вывод: «Как же счастливы мы были в наших простеньких палатках, мы смеялись, мы мечтали и мечты дарили впрок!»
35. ДОРОЖНАЯ ПЕСНЯ. МАРИНА ФОМИНА
Очередной билет оплачен,
Привычный покидаю край.
С воды всё видится иначе,
С горы – значительней и ярче,
С небес – земля и вовсе рай!
На холодильнике магниты –
Маршрутов пройденных отчёт.
Всё шире поисков орбита,
О, сколько нового открыто!
И впереди не меньше ждёт!
Ведь тесно в городских квартирах!
В дорогу просится душа:
Отметиться на карте мира
От полюса и до Памира,
От Балтики до Иртыша.
Возможно, не достанет силы
Планету в целом обойти.
Хватило б жизни на Россию,
По ней бескрайней и красивой
Не все исхожены пути.
И утром, стоя на пороге,
Прошу немного у небес:
ЧтобЫ подольше мОи ноги
Не уставали от дороги,
А сердце жаждало чудес.
Четко и грамотно срифмованный текст по теме конкурса, в котором главное - содержание, а поэтическим средствам - приемам создания образов, передаче эмоционального состояния лирического героя автор особого внимания не уделял, что характерно для большинства текстов песен. Когда стихи читаются вслух - в использовании поэтических средств возникает потребность, а над текстами песен верховодит мотив, рифмуются - факты и события, а вовсе не поэзия слова. «Ведь тесно в городских квартирах! В дорогу просится душа...», «Хватило б жизни на Россию, по ней бескрайней и красивой не все исхожены пути». Трудно не согласиться с этими мыслями. И стихи - в тему нашего конкурса. Но все же мне хотелось от них чуть большего... И еще моему отбору помешала строка: «ЧтобЫ подольше мОи ноги» - там ритмическое ударение ямба противоречит фонетическому ударению слов, отчего невольно прочитывается «чтобЫ» и «мОи».
38. ПРИХОДИ, МНЕ ТАК ХОЧЕТСЯ ... ДМИТРИЙ ЗОТОВ 07
Приходи, мне так хочется что-то тебе рассказать,
Будет чай и тепло от нагретой в углу батареи.
Приходи, когда город начнет фонари зажигать,
Что глядят на прохожих, гусиные вытянув шеи.
Мы попробуем вместе проникнуть в таинственный мир,
Где хорошие песни, но так непонятны поступки:
Там о быте палаточном грезят в уюте квартир,
И струится туман, будто дым от раскуренной трубки.
Из романтиков вечных и вечных бродяг состоит
Население этого странного, странного мира.
Листопад фотографий осеннюю память хранит
О предгорьях Тянь-Шаня и снежных вершинах Памира.
Здесь спокойствие ценится меньше надежд и тревог,
И хотя на слова эти люди бывают так скупы,
Но на кухнях полночных рождаются планы дорог,
По которым пройдут они после, разбившись на группы.
На рассвете уйдет, растворится вдали караван,
Проплывя над землей, постоянно меняющей лики,
Все надеясь добраться до тех знаменитых полян,
Что красны поутру от созревшей на них земляники.
А быть может, удастся увидеть им двух медвежат,
Увлеченных такою нехитрою вроде игрою...
У меня все готово: и чай, и салфетки лежат.
Кто-то в дверь позвонил. - Это ты? -
Погоди, я открою.
Очень много находок - удачных и точных в раскрытии темы строк и оригинальных образов, например, фонари, что «глядят на прохожих, гусиные вытянув шеи». Или: «таинственный мир, где хорошие песни, но так непонятны поступки». Очень точно описан этот мир, в котором «о быте палаточном грезят в уюте квартир», а «спокойствие ценится меньше надежд и тревог» и «на кухнях полночных рождаются планы дорог, по которым пройдут они после, разбившись на группы». Кто же эти ОНИ? «Из романтиков вечных и вечных бродяг состоит население этого странного, странного мира». Мне понравились эти стихи - человек знает то, о чем пишет, имеет опыт путешествий «за туманом», стихи запоминаются. Единственное, что меня в них напрягло, это формально допустимое, но фактически не употребляемое в русской речи слово «Проплывя» (обычно - «проплыв»). Я бы его заменила на, например, "пролетев" - хотя и другой глагол, но изменение смысла образа небольшое.
39. Я ОДНАЖДЫ УЕДУ ТУДА. ДАРЬЯ УЛЬЯНЧЕНКО
Вот возьму и уеду туда,
где озёр голубая вода
облака на рассвете купает,
где закат по-осеннему свеж
и туманы - хоть ножиком режь,
где кружится листок пятипалый
над притихшей сентябрьской землёй.
Одиночество станет моё
петь мне песни о лете минувшем,
что прозрачным исходит дымком
да шуршит под моим каблуком,
бередя загрустившую душу.
Я построю шалаш под сосной,
и на леску с янтарной блесной
наловлю ночью звёзд рыжехвостых,
и развешу их над шалашом,
чтоб на свет дух озёрный зашел,
как заходят желанные гости.
И конечно, костёр затрещит -
от озноба сентябрьского щит,
напечётся на углях картошка.
И гитара всплакнёт о своём,
растревожив ночной окоём,
неумело, фальшивя немножко.
Я, конечно, уеду туда.
Позабудут меня города
и извивы растоптанных улиц.
Ты в неспящем окне по ночам
лунный свет, словно лампу, включай -
чтобы я непременно вернулась.
Очень красивые шестистрочные строфы с правильной рифмовкой ааБввБ. Мелодичные стихи, где много выразительных строк: «туманы - хоть ножиком режь», «Одиночество станет моё петь мне песни...», где лето «прозрачным исходит дымком да шуршит под моим каблуком», «на леску с янтарной блесной наловлю ночью звёзд рыжехвостых,
и развешу их над шалашом, чтоб на свет дух озёрный зашел, как заходят желанные гости». И еще: «лунный свет, словно лампу, включай - чтобы я непременно вернулась». Мне очень жаль, что этим точным и выразительным стихам не хватило одного голоса до получения лауреатского звания. А в качестве небольшого совета автору, я бы избавилась от переноса предложения из первой строфы в вторую, то есть, первую строфу закончила бы точкой после "листок пятипалый". А первую строку второй строфы начала бы так: «Над притихшей сентябрьской землёй одиночество станет моё....». Смысл немного изменился бы, но без особого ущерба, зато правильная структура строф пошла бы в плюс стихотворению.
46. ТЕСТ НА СОВМЕСТИМОСТЬ. ЛЮДМИЛА ВЯТКИНА
«Вижу я, ты славный парень.
Быть с тобою? – не вопрос,
Коль пойдёшь со мною в паре –
Нужен в двойку мне матрос».
……………………………..
Комариный звон под вечер,
Мошкара – им несть числа;
Как горят от солнца плечи,
И мозоли – от весла!
Завтрак: манка на сгущёнке,
Со смородиной чаёк…
Но не ропщет возмущённо
Горожанин-новичок.
Для костра валежник рубит,
Ловит рыбу на уху,
Моет за собой посуду…
Что ж, посмотрим: who-is-who!
Сплав – он не для слабонервных,
Нужно мужество иметь,
Чтобы рваться беспримерно
В водяную круговерть.
В кипень сунулись порога,
Перешли рассудка грань.
Шансов вырулить немного:
«Не зевай! – ору – Табань!»
Поздно… Вынырнув, как пробка –
Пригодился спасжилет –
Мчусь до слива посерёдке,
За своей байдаркой вслед.
…………………………
Вместе «выпили из чаши»,
Сушит вещи костерок…
Чувствую: мы сварим каши! –
Будет общим котелок.
Самое «туристское» по содержанию и по духу стихотворение. Понравилось тем, что в нем есть законченный сюжет - рассказ в стихах о самом надежном способе проверки того, с кем можно идти в сложный поход. Понравилась живая речь стихов: «В кипень сунулись порога, перешли рассудка грань. Шансов вырулить немного: «Не зевай! – ору – Табань!»». От стихов веет правдой жизни, автор пишет о том, что знает лично, что сам пережил на своем опыте.
*****************************************
На этом всё. Из 47 стихотворений, поданных на конкурс, я показала в статье тексты 21 произведения - те, что понравились мне содержанием, чьим рассказам я поверила и в ком разглядела душу романтика, когда-то реально побывавшего в «таинственном мире, где хорошие песни, но так непонятны поступки», а его население состоит из «романтиков вечных и вечных бродяг» (цитаты из стихотворения Дмитрия Зотова). Стихи остальных авторов не менее интересны, но в эту статью они не попали просто потому, что в противном случае вам было бы очень скучно читать этот и без того объёмный трактат.
Надеюсь, что конкурс вам понравился. С теплом, ваша Алкора, 06.10.24.
P.S.:
Подумала сейчас: как мне везет, что я могу включать в статью все стихи, которые мне просто чем-то понравились, несмотря на наличие в них технических и смысловых ляпов! В статью - могу (с пояснением), а вот в шорт лист - нельзя, я себе этого не позволяю. Но иногда члены жюри себе это все-таки позволяют, отчего наши участники, обнаружив свои стихи с ляпами в таблице итогового протокола, как отобранные судьями, расслабляются, ликуют и считают, что там с качеством все в порядке...
Может быть, мы все - возомнившие себя критиками - с началом нового сезона станем еще внимательнее к отбору предлагаемых стихов по части их техники исполнения и соответствия конкурсному заданию? Все же мы - УЧЕБНАЯ творческая Мастерская, а не только клуб по интересам....
И еще одна просьба к судьям ТМА. Участвовать в конкурсах ТМА незадействованным в голосовании членам Жюри можно, если у них есть что подать и чем можно и нужно вдохновить всех остальных участников. Но только не каждый раз - хотя бы через конкурс, а лучше бы через два... Увы, нас мало числом, с заменами голосующих у меня трудности. А когда членов Жюри мало, то и качество судейства становится хуже.
Свидетельство о публикации №124100602153
Таня Вершинина 09.10.2024 21:36 Заявить о нарушении
Творческая Мастерская Алкоры 12.10.2024 12:53 Заявить о нарушении