Урок химии длиной в жизнь
Девятый класс. Самая большая школьная четверть длилась со второго января по двадцатое марта. Зима в новом, семьдесят пятом году, выдалась холодная, снежная. Из-за плохой погоды транспорт практически стоял, но школы работали. Училась я в обычной школе и в музыкальной. Находились они в разных частях города, вот и приходилось в мороз и метель много ходить пешком. Заболела я не на шутку. Это был острый бронхит, с температурой под сорок, хрипотой голоса и изнуряющим кашлем. В школу меня не выписывали долго. Но как только я стала чувствовать себя лучше, договорилась с одноклассником Володей, который жил на соседней улице, что буду ходить к нему домой подтягивать пропущенный учебный материал.
Володя учился хорошо, к тому же был очень симпатичный. Он мне нравился, а ему нравилась Лариса. По этому поводу я особенно не переживала: Лариса была отличница, а у меня в дневнике стояло много троек, - значит, считала я, она более достойна.
Володя занимался со мной по математике, физике и химии. Очень спокойно и доходчиво объяснял непонятное, а домашние задания я выполняла сама. Так прошла еще неделя и, наконец, доктор разрешила мне идти в школу. Время приближалось к концу четверти. К первому учебному дню после болезни, как мне казалось, я подготовилась хорошо.
Именно в тот день на урок химии к нам в класс пришла группа студентов-практикантов из Университета. Учительница начала урок и сразу вызвала меня к доске. Помню вопрос, как сегодня: «Сколько электронов содержится у щелочных металлов на внешней оболочке атома».
Я начертила на доске схему и стала отвечать. Легкое головокружение и слабость после такой долгой болезни, к тому же большое количество посторонних людей в классе, сделали свое дело. Я отвечала правильно, но неуверенно, сбивалась, вытирала ладошкой схему и чертила ее вновь, а учительница несколько насмешливо задала мне следующий вопрос. В конце концов я занервничала и... замолчала.
- Садись. Два. - сурово произнесла она.
Несколько секунд я простояла у доски в полной растерянности, потом расплакалась и выбежала из класса. Спрятавшись в спортивном зале я кашляла, плакала и думала о том, как она могла меня вызвать к доске, если в журнале отмечено, что меня целый месяц не было в школе. Неужели ей не понятно, что я не могла ответить урок хорошо; зачем было выставлять меня на посмешище перед студентами? Я плакала не от того, что получила двойку, а от обиды, стыда и несправедливости.
На следующий день моих родителей вызвали в школу. Учительница заявила директору:
- Или я или она, но кто-то из нас должен уйти из школы.
Мама возмутилась:
- Девочка не ходила в школу весь месяц, так тяжело переболела. Вы обязаны были позаниматься с ней индивидуально, помочь, а вместо этого вы выставляете ультиматум? Вы считаете себя учителем?
Дальнейшей беседы я не слышала, потому что мама попросила меня выйти из директорского кабинета.
Годовая оценка по химии у меня в табеле, конечно же, стояла «2», а это означало, что все лето надо будет зубрить химию, чтобы в конце августа сдать экзамен, а, если не сдам, то останусь на второй год в девятом классе. Мои родители понимали, что учительница уже не позволит мне нормально окончить школу. Это было понятно и директору, потому что он спокойно отдал мои документы. В другую школу меня приняли с условием, что переэкзаменовку я буду сдавать там.
Жили мы небогато. Отец работал столяром, мама хозяйничала дома, в семье нас было двое детей. Тем не менее, все лето я занималась с частным педагогом. Как мои родители выкручивались материально, чтобы оплачивать уроки, остается только догадываться. Переэкзаменовку по химии я сдала на «четыре». В аттестате зрелости по химии у меня тоже стоит твердая заслуженная четверка.
Кем мечтают стать дети, когда вырастут? В седьмом классе я мечтала работать в библиотеке, потому что читала запоем. Дома у нас была прекрасная подборка книг, к тому же я записалась и в районную, и в городскую библиотеки, часто ходила в книжные магазины и была активисткой читального зала. Книги были моим самым большим увлечением с малолетства. В восьмом классе я думала стать токарем. Мне очень нравилось на уроках труда работать на токарном станке. Много лет я хранила в шкатулке со всякими девичьими безделушками мое единственное самостоятельно изготовленное изделие: метчикодержатель. Но, когда я впервые попала на спектакль театра музыкальной комедии, то собралась стать артисткой оперетты. Я заболела опереттой. К пятнадцати годам я окончила музыкальную школу - восьмилетку, хорошо пела и танцевала. Я была в полной уверенности, что оперетта мое настоящее призвание.
С какого возраста формируется характер человека, как он выбирает профессию, - все это слишком индивидуально, но именно после того злополучного урока я твердо решила, что стану учителем и никогда, ни при каких обстоятельствах, не унижу ученика.
После окончания школы я поступала в Университет, но провалила экзамен по немецкому языку. Однако, я была настолько уверена в правильности своего выбора, что на следующий год поступила в Педагогический институт. Когда на третьем году учебы декан прочла мою курсовую работу, она сказала, что это почти готовая диссертация. Педагогическую практику в школе я тоже провела на «отлично».
Мне очень нравилось работать с детьми, а еще нравилось петь и танцевать, а потому я пошла работать не в школу, а в детский сад. Все годы я продолжала заниматься музыкой и одновременно с учебой в институте окончила вечернее музыкальное училище. Два диплома позволяли мне работать в той области, которая нравилась: я стала музыкальным руководителем. Теперь я не только пела и танцевала, но и учила этому деток. В детском саду своя специфика и помимо музыкальных занятий и праздничных утренников, я, часто подменяя воспитателей, проводила и все остальные: учила ребятишек считать, рисовать, лепить, читать...
Дети бывают разные: спокойные, послушные, непоседы и баловные, а бывают просто неуправляемые. За почти четверть века своей работы я ни разу не обидела ребенка. Особенно аккуратна я была с детьми из неблагополучных семей или немного отстающих в развитии. Некоторые воспитатели ими брезговали, потому что эти дети были вечно неумытые, грязно одеты, не участвовали в играх и в занятиях, дрались и часто прятались от всех под кроватью. А, если кто-то пытался подойти к ним очень близко, вбирали голову в плечи и виновато опускали глаза. Это являлось признаком того, что дома ребенка бьют. На моих занятиях такие дети пели, танцевали и даже говорили несколько строчек стихов. Они смеялись. Все удивлялись, как мне это удавалось. Однажды заведующая Отдела народного образования сказала:- вам надо за этих детей дать орден.
Орден, конечно, мне не дали, но самая большая награда была тогда, когда такие детки могли произнести на праздничных утренниках маленький стишок, участвовали в играх и танцевали с другими ребятами. Они так гордились этим, так старались, так радовались! И это было огромной радостью и для меня.
...На двадцатилетие окончания школы меня пригласили мои бывшие одноклассники. Многих я не видела с тех пор, как ушла из школы после девятого класса, но с некоторыми продолжала общаться, да и директора я иногда встречала на улице, и он всегда со мной заговаривал. Видимо, совесть мучила, что пошел на поводу у учительницы химии. Она тоже была на этом вечере.
Двадцать лет срок большой, но по ее удивленному взгляду, я поняла, что она узнала меня. Я посмотрела ей прямо в глаза и, гордо подняв голову, прошла мимо.
Мне 37 лет. Из испуганной девчонки я превратилась в эффектную женщину. У меня хорошая работа и прекрасное образование, чудесная семья. По моей одежде и прическе, по уверенности и манерам сразу было ясно, что у меня в жизни все в порядке. Но самое главное - я учитель! И мне очень хотелось, чтобы она об этом узнала. На встречу выпускников я пошла только ради этого. Я хотела посмотреть в глаза женщине, которая едва не сломала мою судьбу, а получилось, что, благодаря ей, я нашла свою главную дорогу в жизни. Я часто вспоминаю о ней. Каждую свою педагогическую победу я посвящала именно ей и все мои грамоты и награды я посвящала только ей.
---------/---------
Бывает я иду по улице, а на встречу мамаша с маленьким ребенком, который капризничает или плачет, и только я посмотрю на него и улыбнусь, как он сразу успокаивается и начинает улыбаться в ответ. И так, как такое случается довольно часто, мой муж обращая на этот факт внимание, однажды спросил, как я это делаю. Я ответила, что сама не понимаю. Может быть это происходит, потому, что дети очень тонко чувствуют искреннюю доброту и сердечное тепло взрослых людей, которые их любят.
ИННА ФРЕНК
1975 – 2024 г.г.
Свидетельство о публикации №124100506214
Чудесный "Урок химии"!
Если бы все учителя как ты описала себя (или литературного героя) так "химичили" то выросло бы ТАКОЕ ПОКОЛЕНИЕ и был бы другой МИР.
К сожалению слово "химия" у людей имеет совсем другой смысл и поэтому имеем что имеем. Твоя учительница химии из них.
Но, надежда умирает последней.
Все же наш земной Мир еще жив благодаря учителям как ты описала.
Дай Бог ТАКИМ УЧИТЕЛЯМ здоровья крепкого, благополучия и радости в жизни.
А пусть у "химиков" не получаются их "реакции", пусть у них все валится из рук...
Романтичный Мечтатель 11.10.2024 08:28 Заявить о нарушении
Спасибо, что зашел на «огонек!» ))
Мне очень приятно, что мой "Урок химии" вызвал такие положительные эмоции. Действительно, учителя могут оказывать огромное влияние на будущие поколения, и я старалась делать все возможное, чтобы прививать своим воспитанникам доброту и любовь к искусству.
Сейчас несколько иное время и подход к воспитанию дошкольников и школьников также иной.
Согласна, что восприятие "химии" часто искажено, но, опять же, это смотря в каком контексте.
Будем верить, что мир станет лучше благодаря тем, кто искренне любит свое дело!
Виктор!
Желаю тебе здоровья и счастья! Пусть твоя жизнь будет наполнена радостью и вдохновением.
С дружеским приветом и теплом, Инна.
Inna F. 12.10.2024 22:57 Заявить о нарушении