Школа
Детей в её рядочке стояло много и были незнакомые. К ним подвели учительницу и она повела их в класс. В классе все сели за парты. Учительница сказала, что её зовут Мария Васильевна. Стала знакомиться с детьми и рассаживать по партам так, как она считала нужным. Детей в классе было сорок два человека, принесли дополнительные парты, всем не хватило. Ниночку посадили с мальчиком Козловым Колей. Он был очень маленький, но и она тоже была небольшой. Сразу сказал, что половина парты его и не надо подглядывать. Она не возражала. С Колей они сидели за одной партой четыре года. Так привыкла к нему, что однажды ночью, он приснился ей. Она встала и ходила по дому в темноте, искала его. Говорила:"Где Коля? Где Коля?" Приснилось, что он не пришёл в школу и потерялся. Отец с матерью с трудом уложили обратно спать.
Учительница называла её не по имени, а "беляночка". Рабочие, что белили школу, однажды пошутили. Сказали, что при ремонте школы побелили и её, нечаянно. Вот теперь она такая белая. Она подумала про себя " какие дураки" и обходила их стороной. На уроках писали палочки, кружочки, кавычки карандашом. Ей не нравилось, хотелось бегать на улице, а не учиться. Она выводила свои каракули и не успевала. Старшая сестра помогала ей и сама дописывала в тетрадке задание.
Мария Васильевна жила при школе, она была женой директора. Оставляла детей, которые не успевали справиться с заданием, после уроков. Сама в это время проверяла тетрадки. Надо было освобождать класс для уборки и она отводила детей к себе в квартиру. Бывала и Ниночка там. Рассаживала детей вокруг круглого стола и продолжали писать и решать. На улице было темно, и за детьми приходили родители. Ниночка жила рядом со школой и за ней никто не приходил. Шлёпала домой последняя.
Однажды она решила, что надо учиться и стать отличницей. Выучила все уроки, всё слово в слово, как стихи. В классе её вызвали к доске. Она начала отвечать. Но в это время кто-то постучал в дверь и Мария Васильевна вышла, приказав ей рассказывать классу. Она всё рассказала и замолчала. Учительница зашла в класс со словами:"И это всё? Ставлю тебе единицу." Дети смотрели с испугом. Ниночка была так потрясена, что ничего не сказала. С этого дня она потеряла веру в учителей. Дома, подслушав разговор родителей, она поняла, что кто-то с кем-то что-то не поделил и она отыгралась на ней. Девочка узнала несправедливость и этот кол помнит всю жизнь.
В семье было три девочки. Ей приходилось донашивать платьица сестёр. Локоточки быстро протирались, но в школе обязательно носили нарукавники. Это спасало. Заплаток не было видно. А вот зато воротнички были красивые. Мама вязала их крючком, она была мастерица в этом деле. Зимой Ниночка ходила в школу в валеночках. Зимы были холодные. А вот весной, когда с утра были морозы, в них было хорошо. Домой же идти были лужицы и она прыгала через них, чтобы не намокнуть. Сапожек не было, а в туфельках ходить ещё рано. Мама писала, она слышала, на родительский комитет, чтобы им выделили сапожки от школы, так как в семье трое детей. Были семьи, где и больше детей, но таким не давали. Выделили сапожки девочке, у которой папа был начальником. Сказали, что им тяжелее. Мама плакала.
Обеды для некоторых детей тоже были бесплатные, но не для всех. Пирожок стоил пять копеек, мать денег не давала. А ей так хотелось жареный пирожок с повидлой. Она мечтала о нём. Когда стала старше, мама стала давать деньги. Но она их подкапливала и когда мама говорила, что денег нет, отдавала ей. Мать грустила, но забирала. В Ниночке зародилось чувство ответственности за семью.
Свидетельство о публикации №124100505998