Поэты на гибель Помпеи от Везувия
http://stihi.ru/2024/10/06/3088
Помпеи - Яблоко (буквально);
Везувий - Vesuvius/Vesuviо (на латыни) - вулкан в 15 км от Помпеи;
Зевс (пар) или зевес/zev-es (лат.) - "ты бог";
v es uvio (лат.) - ты мой дядя; v es uvio (исп.) - v-виноград...
Считается, что в 79 году н. э. были уничтожены древнеримские города Помпеи, Геркуланум, Оплонтис и виллы Стабий. Было описано древнеримскими авторами (в том числе Плинием Младшим). Но итальянские археологи обнаружили настенную надпись в Помпеях, которая ставит под сомнение традиционную датировку дня гибели города...
На ошибку в датировке...
http://stihi.ru/2024/10/04/2830
Яблоко раздора или гибель Помпеи...
http://stihi.ru/2024/10/03/1559
Оски это жёны ос с топорами...
http://stihi.ru/2024/10/03/3369
Упоминает «Последний день Помпеи» и Михаил Лермонтов в романе «Княгиня Лиговская»: «Если вы любите искусство, то я могу сказать весьма приятную новость: картина Брюллова «Последний день Помпеи» едет в Петербург.
Про нее знала вся Италия, французы ее разбранили», — Лермонтов явно знал об отзывах парижской прессы.
На картину Брюллова:
В романе Лермонтов картину помянул
«Княгине Лиговской» - «Последний день Помпеи».
Мадам, не примените заглянуть.
Если вы любите искусство, сожалея,
весьма приятную Вам новость доложу...
Могу сказать, большое полотно!
А что французы «разбранили», то пустое.
Великий русский живописец Карл Брюллов
смог кистью выразить их время золотое...
Про неё знала вся Италия, все в мире!
Везувий истинно великий Демиург.
И тем затронута француза честь мундира...
«Последний день...» к нам едет в Петербург.
А Николай Гоголь посвятил картине большую статью, написав:
«Кисть его вмещает в себе ту поэзию, которую только чувствуешь и можешь узнать всегда: чувства наши всегда знают и видят даже отличительные признаки, но слова их никогда не расскажут. Колорит его так ярок, каким никогда почти не являлся прежде, его краски горят и мечутся в глаза. Они были бы нестерпимы, если бы явились у художника градусом ниже Брюллова, но у него они облечены в ту гармонию и дышат тою внутреннею музыкою, которой исполнены живые предметы природы».
Писал Брюллов её под градусом высоким,
должно быть знал, что не в запасники падёт...
Шесть лет он кисть не выпускал - мазком широким
(шесть на четыре) он картину создаёт...
Горят и мечутся в глазах - живые краски...
Лавина музыки - с поэзии кисти
Слова не выразят скопленье чувств ужасных.
Царю подарок, в Эрмитаже пусть висит...
______________________________________________
Евгений Боратынский на «Последний день Помпеи»
Искусства мирные трофеи
Ты внес в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»,
Для русской кисти первый день!
Писал о "празднике" Евгений Боратынский.
Ты внёс Помпеи день - в отеческую сень.
Последний - первым стал у нас - для русской кисти!
Как раз - Осенины, пришлись на этот день.
___________________________________________
Александр Пушкин посвятил стихи Помпее:
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
___________________________________________________
Писали Гоголь, Пушкин, Лермонтов (и я),
писал поэт ещё, Евгений Боратынский
(сын генерала, родом шляхтинский поляк),
Он знал французский, итальянский и латинский...
Немецкий в Питере (столице) изучил,
но был из Пажеского корпуса исключен,
за один случай - дядя денежки копил,
а он с друзьями их пропил, но был ущучен...
Ему с Неаполя, конечно, всех видней,
не хуже Плиния он (Младшего) всё видел,
как запекались люди в гневе и огне...
Последний день: Помпейская обитель.
Везувий вес имел, практически, как бог.
И зев открыл с горы, давно не кушал яблок,
а без Помпеи он не в шутку б занемог,
и уважать себя заставил. Пятки зябли.
И это всё у них тогда произошло...
Дым хлынул клубом, был последний день Помпеи...
Творила кисть, ей было всё разрешено,
но как на зло, ему хотелось всё сильнее.
Сожрёт ли "яблоко" (а я бы её Спас!)
Свободы чувство волновало мою душу…
Земля волнуется - настал тот жизни час,
Любовь как лаву в рожу выплеснуть наружу.
Мысль не смотреть чтоб ни на что - прельщала с детства,
и свергнуть всякое с себя, меня свербила,
без принуждения, убого кокетства -
влекла вперёд меня и придавала силы...
Под воспалённым прахом, каменным дождём
Народ бежит... картина даром в Эрмитаже...
Кумиры падают... Кого ещё, спасём?
Любовь у всех бывает раз - одна и та же...
Брюллов картину посвятил на этот день,
Последний день Помпеи - Первый - "Осенины",
"Спас на горе" - в народе звал, кому не лень.
Писали Библию к познанию картины.
Картина мира, господа, встречайте осень!
Со Спасом Яблочным! и лета под конец,
одеты празднично, салют и неба проседь...
Жених с невестою собрались под венец.
И расписались в алый цвет на штукатурке,
что ничего нет на земле сильней любви.
В музее Пушкинском хранится в Петербурге
картина верности и клятва на крови.
У них случилась не ошибка с датировкой...
Помпеи гибель приключилась в этот раз...
Позволю я себе заметить дату робко,
что немцу гибель, то у нас, ребята, Спас.
Она пришлась, как раз на Яблочный, на осень.
"Спас на горе" -или- Везувий зев открыл?
А я иду, меня никто-никто не спросит.
Зачем же он, подлец, Помпею погубил?
Боратынский (умер в Неаполе в 1844) - фамилия от замка Боратынь в гмине Хлопице, Ярославском повяте Подкарпатского воеводства Польши, в древнерусской Перемышльской земле.
"Мысль не смотреть ни на что, свергнуть с себя всякое принуждение меня восхитила; радостное чувство свободы волновало мою душу…"
05.10.2024, Бор
Свидетельство о публикации №124100502871