Йoзeф Бoйc Как объяснить картины мёртвому зайцу
В начале перформанса Бойс запер двери галереи изнутри, оставив посетителей снаружи. Они могли наблюдать за происходящим только через окна. С головой, полностью покрытой мёдом и золотой фольгой, он начал объяснять картины мертвому зайцу. Шепча что-то мёртвому животному, которого он держал в руках, Бойс переходил от одного произведения искусства к другому. Иногда он останавливался и возвращался в центр галереи, где перешагивал через мёртвую ель, лежавшую на полу. Спустя три часа публика была впущена в галерею[2]. Бойс сидел на табурете у входа с зайцем на руке и спиной к зрителям.
Заяц — животное с широким, многовековым символическим значением во многих религиях. В древнегреческой мифологии он ассоциировался с богиней любви Афродитой, у римлян и германских племён заяц служил символом плодородия, а в христианстве он ассоциировался с мифом о Воскресении. Эта интерпретация также подтверждается «маской», которую Бойс носил во время своего выступления: золото как символ силы Солнца, мудрости и чистоты, а мёд как германский символ возрождения.
Сам Бойс объяснял, что заяц для него является символом воплощения того, что человек может сделать только в воображении. Также он отмечал, что заяц роет норы, строя себе дом в земле, таким образом воплощаясь в земле. Мёд на своей голове Бойс относил к мысли и к живой субстанции, такими же живыми, по его мнению, могут становиться и человеческие мысли
.
Некоторые материалы и акции имели для Бойса особое символическое значение. Например, мёд был продуктом пчёл, которые для Бойса (вслед за Рудольфом Штайнером) представляли собой идеальное общество тепла и братства. Золото имело важное значение в алхимии, а железо, металл Марса, символизировало мужские принципы силы и связи с землёй. Фотография из перформанса, на которой Бойс сидит с зайцем, была описана «некоторыми критиками как новая Мона Лиза XX века», хотя Бойс не был согласен с этим
Йозеф Бойс родился в 1921 году, а в 1936-м стал членом «Гитлерюгенда».
Спустя еще пять лет будущий художник ушел добровольцем в Люфтваффе. И здесь начинается «личная мифология» Бойса. Он рассказывал, что едва не погиб в самолете, сбитом над Крымом. По словам Бойса, его выходили татары, отпаивая молоком и медом, обмазывая тело теплым растопленным жиром и кутая в войлок. Именно эти природные материалы наравне с деревом, металлом и бытовыми предметами художник в будущем использовал для своих работ.
Художник участвовал во Второй мировой войне в качестве летчика-истребителя. В дальнейшем Бойс будет использовать эти материалы во многих произведениях. Например, жир есть в работе «Толстый стул» (1964), которая, по мнению автора, была не просто скульптурой, а энергетическим центром и процессом, ведь жир постепенно таял.
Бойс считал, что в человеке есть творческий импульс, который нужно раскрыть, черпая энергию из своих переживай — только так можно почувствовать себя живым. Он говорил, что «каждый человек — художник», нужно лишь стать достаточно свободным. Сама жизнь подпитывает искусство.
. В одном из самых известных его перформансах, «Как объяснять картинки мертвому зайцу» (1965), Бойс в шаманской атрибутике ходил по галерее с зайцем в руках, объясняя ему искусство. Образ этого животного появлялся и в дальнейшем: в 1982 году для выставки documenta он слепил зайца и солнце из переплавленной копии короны Ивана Грозного.
«Да, я говорю за зайцев, которые не могут говорить сами за себя»
Он считал, что именно животная сила способна противостоять рациональному мышлению современности.
Еще одним перформансом, связанным с этой идеей, стал «Я люблю Америку, Америка любит меня» (1974). Во время его проведения художник не ступил на американскую землю — из аэропорта его несли на носилках. Неделю он жил в изолированном пространстве вместе с койотом, который сначала относился к нему враждебно, а потом привык. Бойс создал ситуацию, в которой исчезла иерархия между человеком и животным.
В 1967 году коллекционер Карл Стрехер купил 300 работ Бойса. Позднее он получил право одним из первых покупать произведения художника и выставлять их на публику. Сейчас большая часть этой коллекции хранится в Музее земли Гессена.
Свидетельство о публикации №124100306245