***

"История массовой песни" - тема отдельного исследования, освещённая достаточно подробно в томах Истории Отечественной музыки в трудах отечественных музыковедов. Если говорить отдельно о 95-летии композитора А. Н. Пахмутовой, то, конечно, очень запоминающаяся дата. Жизнь вчерашних школьников - учеников 1980-х годов сложно представить без этих песен. И Куйбышев - не был исключением из общего правила. Большая заслуга в освоении нового репертуара пахмутовских песен принадлежит нашим хормейстерам, которые работали в нашей скромной школе-семилетке "с хоровым уклоном" годами, и выступали с нами годами - на городских и областных смотрах песни, отчётных концертах, от которых прямая дорога вела к телевизионному конкурсу "Песня остается с человеком". Начали петь мы в пять лет, а сейчас нам - 50. И, по сути, наше поколение - это пионеры патриотической песни. Сейчас модно говорить о кастингах. Фестивали и смотры, которые проходят на коммерческой основе не имеют ничего общего с атмосферой дружелюбия, старшего наставничества и уважения, которая царила на смотровых песенных площадках. Тот фестивальный опыт, который я приобрела в 2017 году(!) не имеет аналогов и в моих детских воспоминаниях, и он отдельно освещён в индивидуальной судебной юридической книге(на основании которой теперь я прошу выдать мне юридический сертификат - приложение к основному диплому), с которой я могу познакомить желающих её изучить. Определение - "хоровая муштра" - будет не верным. Это была не "муштра", а тщательная работа со звуком и звукоизвлечением. К тому, что происходит сегодня - сложно вообще подобрать какой-то термин или определение. И, разумеется, я запомню этот день, в который я не попала на памятный концерт. И не попала, благодаря всё тем же недоброжелателям. Разумеется, также, как о моей книге узнали многие, теперь многие узнают и об этой истории, когда невозможно было приобрести билет по доступной цене в совершенно пустом зале. А в то время наши концерты были бесплатными и благотворительными, потому что понятия "благотворительность" в широком понимании не существовало. И это сейчас, с юридической точки зрения, коммерческим предпринимательством, по законодательству, разрешено заниматься с 14-ти лет! А в то время за подобное предпринимательство могли в два счёта, и как 2х2=4 исключить из школы.
Отдельного изучения заслуживает история нашего Кировского театра, который был для нас стартовой площадкой, где мы репетировали, выступали, и где нам шили настоящие костюмы. Оказывается, ещё и теперь история этой площадки омрачена не передаваемыми подробностями.
Иногда я вспоминаю наш школьный сводный коллектив, постоянные "соперничества" с соседними школами. Эти соревнующиеся школы постоянно "мирили" сводными выступлениями. К сожалению, мы не знаем как проходили репетиции в других городах, но наши репетиции нужно было держать "в строжайшем секрете". Только несколько человек в дальнейшем из нашего хора связали свой жизненный путь с музыкальной стезёй. Но сейчас я думаю о том, что в целом коллектив был профессиональный, и его можно было вести и дальше, например, по системе хорового училища. Но обычно выпуск из музыкальных школ происходит в период голосовой мутации, поэтому многие, чтобы не терять время, стали приобретать другие профессии. Иногда я представляю, как мог бы выглядеть наш бывший детский хор сейчас. Но теперь, вероятно, кого-то можно не досчитаться в прямом смысле. Эти массовые песни энтузиазма живы в нашей памяти. К сожалению, по сложившейся ситуации, нас не было на этом концерте, на котором мы хотели встретиться с юностью. Неизвестно и будущее нашего Кировского дворца. Неизвестно будущее этой публики. Неизвестны слова: "этикет", "вежливость", "уважение". Никому и ничему я не верю.
А песни, песни можно послушать в записи. К сожалению, наши выступления в программе "Первые шаги в искусство" не сохранились. Но есть и другие записи.  И обычно эти люди постоянно прикрываются детской темой, то есть детьми они прикрываются. О каких теперь детях может идти речь? Нас никогда не считали детьми, а требовали с нас абсолютно взрослые нагрузки. Обычно подготовку к школе я заканчивала в 24.00, когда приходила домой после уроков в общеобразовательной школе, занятий в музыкальной школе и хоровых репетиций. Никого и никогда не интересовала цена наших усилий, стараний и наших ограничений во всем. В детстве мы привыкли во всем себе отказывать, и иметь только самое необходимое, и никаких излишеств. Поэтому, чтобы не встречаться с лицемерами, не надо расстраиваться. А песни, песни можно послушать и в записи.
Да пусть читают. Легко оскорбить человека "за глаза" и безнаказанно. А песни, песни можно послушать и в записи.
От имени нашего бывшего детского хора Кировского театра поздравляем А.Н. Пахмутову с юбилеем! Через три года исполнится 40 лет со дня основания нашего Куйбышевского безымянского детского хора радио и телевидения. Разумеется, он расформирован давно, хормейстеры с тех пор выпускали и других выпускников, да и мы сами кого-то выпускали тоже. И никто из нас не должен не перед кем оправдываться! Свою детско-юношескую миссию в борьбе за мир(!) и борьбе против гонки вооружений мы выполнили в полной мере. Именно благодаря нашим хоровым выступлениям, была запущена программа разоружения и создания безъядерного пространства.
Да не важно теперь, что они ответят. Что они вообще могут ответить,когда они ни в чем не разбираются. Им и ответить нечего.

P/S.
Непопавшие на концерт по причине - незнания об этом, катались в переполненном автобусе 41 маршрута по городу. Почему-то очень многие решили "залезть" в этот маршрут, теснились, толкались, так, что вместиться в автобус не было возможности, и лучше было - идти пешком. Лично я, как всегда прошла десять (!) остановок пешком, чтобы не тесниться в некомфортном автобусе с неизвестными целями.

P.S.
Бал у княгини Натальи Петровны Голицыной, той самой, которая была прообразом пушкинской Пиковой Дамы. В этот день княгине исполнилось 95 лет. В одиннадцатом часу вечера поздравить Н.П. Голицыну приехал царь. По-видимому, Пушкин с женой был на этом балу, куда съехался "весь Петербург". [ЦГИА, ф.516, oп.120/2322, ед.хр. 113, л.42/ 17 января 1836]


Рецензии