137 неизвестных часть 60
В Крыму ищут следы Святого Грааля
Члены крымского клуба путешественников «Акинак» увлеклись поиском легендарной "Золотой Колыбели". Некоторые краеведы считают, что под этим термином скрывается сам Святой Грааль...
«Пока мы ограничились поиском в самых малоизвестных местах возможного нахождения крымской реликвии», — ответил руководитель экспедиции Александр на вопрос о целесообразности экспедиции на Бор-Каю, гору Внутренней гряды. Ведь даже из известной легенды понятно, что речь идет о горе Басман высотой 1176 метров.
А это самое сердце Крымского заповедника, с северо-западной стороны Главной гряды. В восточных отвесных обрывах Басмана зияют темные отверстия пещер. Такие же пещеры, встречающиеся и в других местах Крыма, породили среди местного населения множество легенд о сокровищах, якобы укрытых в них и охраняемых заклятиями от похищения.
«Акинак» не ищет легких путей, и сначала его участники проверят все сведения о Золотой Колыбели в других местах. «На Басмане реликвию искали многие, и пока безуспешно», — рассказывают ребята. А ведь в преданиях крымских народов упоминается еще как минимум восемь мест сокрытия священного предмета.
Но интересно, что крымская реликвия часто ассоциируется с самым сакральным предметом всемирного христианства. И имя ей не просто Золотая Колыбель, а — легендарный Грааль. Именно такой точки зрения придерживается и «Акинак», участники которого и предоставили самую увлекательную информацию о реликвии.
Святой Грааль — главная Святыня христианства — чаша, из которой Христос причащал апостолов во время Тайной Вечери, и в которую потом была собрана Его кровь. Произведения об этой таинственной Чаше неожиданно появляются в западной культуре в конце двенадцатого века. И впоследствии этот таинственный и пугающий образ, выходящий за переделы привычной духовности, воплотил в себе недостижимый идеал христианства. Его история прослеживается в Византийской империи, но после ее захвата крестоносцами в 1204 году упоминания о Граале исчезают в христианской Европе, и Священную Чашу там начинают считать утерянной для грешного человечества. Но как в раз в это же время в средневековом Крыму, в государстве Феодоро, мы находим свидетельства существования традиции Грааля. Удивительно, но даже сейчас на фресках крымских храмов повсеместно встречаются изображение золотой чаши-колыбели!
От государства Феодоро не осталось письменных источников, все они были уничтожены после турецкого завоевания. Однако крымоведы прошлого века оставили нам ряд интересных легенд и сказаний, связанных с княжеством Феодоро.
Центральным мотивом этих легенд была загадочная Золотая Колыбель, изображенная на гербе княжества и принадлежавшая феодоритским князьям. На сегодняшний день известно более десяти вариантов этой легенды. Его фабула сводится к следующему: в 14 веке христианское княжество Феодоро вынуждено противостоять двум сильным врагам — татарам Мамая и генуэзцам, обосновавшимся в Кафе. Между ними шли отчаянные битвы, и княжеству угрожала серьезная опасность. Католики-генуэзцы требовали у феодоритов отдать им Золотую Колыбель, обещая прекратить войну.
Тогда князь феодоритов вместе со своей семьей и священной реликвией укрылся в пещерах горы Басман, где в молитве к духам горы призвал сокрыть Золотую Колыбель. В этот момент произошло страшное землетрясение, а Золотая Колыбель, охраняемая духами, осталась в таинственном гроте. Увидеть ее могут только избранные. Тех, кто не достоин, увидеть колыбель, охраняющие ее духи делают безумцами.
Еще интереснее крымскотатарский вариант легенды о Золотой Колыбели. Тут и извечная борьба добра и зла, и торжество любви, и вечный конфликт поколений, и противоречия между образом жизни. Неплохой сюжет для фильма, кстати.
Исследователи переломали множество копий вокруг загадочной колыбели. В ней видели то золотую купель, которую согласно преданиям преподнесли в качестве подарка мангупскому князю Исааку послы великого князя Московского Иоанна III, то возводили ее к каменным колыбелям тюркских эпических сказаний и даже указывали на сходство крымской Золотой Колыбели с колыбелью Чингиз-хана.
Потому сделаем шаг в теорию мифологии. Сущность мировоззрения объясняется через знаковые сигналы, охранные и запретные символы, гаммы цветов, украшения орнаментов. Эти особенности нашли отражение в одежде и бытовых предметах.
Не тюркские (славяне, иранцы, германцы, греки, римляне) и тюркские племена (древние тюрки, булгары, кыпчаки) представляли, что окружающий их мир состоит из мира людей, мира богов и мира духов-предков. Они связаны между собой при помощи «древа жизни». Вообще-то, таков миропорядок, который лежит в основе мировоззрения и многих других народов. Например, как указывает известный крымский этнолог Рустем Куртиев, алтайские тюрки считают, что нижняя зона (корни древа) — мир душ предков, которых обслуживает бог Эрлик вместе с подругой Умай. Он отвечает за воспроизводство потомков, а богиня Умай охраняет колыбели с душами будущих детей, которые находятся в горной пещере и охраняются Хозяином горы — Старцем, белым как лунь.
У входа в пещеру сидят птицы и звери. Дверь в пещеру открывается во время жертвоприношения белого барашка. В легендах крымских татар Золотая Колыбель хранится в горной пещере и жители каждого региона полуострова считали, что Золотая Колыбель находится именно у них, в их священной горе. По утверждению исследователей, легенда крымских татар о Золотой Колыбели есть символ Древа Жизни со всеми его атрибутами.
Но тут есть еще одно «но», связанное, как принято в бурном двадцатом веке, со спецслужбами и тайными организациями. В конце двадцатых годов на нашем полуострове работала группа сотрудников секретного отдела НКВД во главе с небезызвестным Александром Барченко, крупным специалистом в области оккультных наук и паранормальных явлений. Барченко пришел работать в спецотдел НКВД, который возглавлял старый большевик, один из создателей системы ГУЛАГа, Глеб Бокий. На исследования А. Барченко выделялись огромные по тем временам суммы, он получил от новых властей карт-бланш на неограниченный доступ к архивам и любой информации. Глеб Бокий лично санкционировал поиски Святого Грааля. Официально целью работ было исследование крымских пещерных городов Мангупа и Чуфут-кале.
Однако, по свидетельству одного из участников экспедиции, у нее была еще одна тайная цель — найти чудесный камень сотни тысяч лет тому назад упавший на Землю из созвездия Орион. «Камень с Ориона» — еще одно аллегорическое название Святого Грааля, восходящее к поэме Вольфрама Эшенбаха «Парцифаль», где Грааль предстает перед нами в виде камня, упавшего на землю из короны Люцифера.
Что нашли большевики остается неизвестным, поскольку Глеб Бокий и Александр Барченко в 1937-1938 годах были расстреляны. Но если Бокия расстреляли через пятнадцать минут после вынесения приговора, то Барченко допрашивали еще целый год. Видимо, бывший семинарист Иосиф Сталин был не прочь владеть Святым Граалем. Не прочь был приобрести святыню и бывший художник Адольф Гитлер.
Во время оккупации Крыма немцами поиски Святой Чаши продолжились. С декабря 1941 года ими руководил группенфюрер СС и генерал-лейтенант полиции Отто Олендорф, руководитель «Эйнзацгруппы D», известный под прозвищем «Рыцарь Грааля», которое ему дал Генрих Гиммлер. Сотрудники эйнзацгруппы тщательно обыскали старые кенассы и мечети, мавзолей дочери Тохтамыша Джанике-ханум, пещеры Чуфут-кале и Мангупа, руины храмов и горных крепостей. За свою деятельность в поисках Святого Грааля Олендорф получил от Гитлера Железный крест первой степени.
Но был ли найден Святой Грааль? Отто Олендорф был арестован американцами в победном сорок пятом. В 1947 году Нюрнбергским трибуналом, как виновник гибели тысяч евреев Украины, эсэсовец был приговорен к казни. Однако выполнять приговор союзники не спешили. Их тоже интересовала христианская святыня? Лишь в 1951 году был повешен последний «Рыцарь Грааля». Добились ли янки от эсэсовца информации, неизвестно.
Ребята из Клуба путешественников уверены, что святыня осталась в Крыму. Но на ее поиск, в том числе и эзотерическими методами, уйдет немало времени. «До лета, это точно, а там и Змей Карадагский приплывет», — то ли шутят, то ли серьезно говорят исследователи крымских пещер.
Зачем искать черную кошку в темной комнате, тем более, если ее там нет? Или, точнее, темную во всех отношениях Колыбель во мраке пещерных лабиринтов, особенно если... «Не хочется думать о грустном», — улыбаются «акинаки» и остаются в горах. Зачем изнывать от полуденного пекла, мерзнуть от набежавшего холодка в летнюю ночь на яйле, мокнуть под надоедливым осенним дождиком, вымазываться в несмываемой глине пещер, топать не один десяток километров по типу «сопка ваша, сопка наша»? Не знаю, да и ребята из «Акинака» не знают.
Свидетельство о публикации №124100302897