О чувстве юмора серьёзно
Нахожу, что книга во многом не устарела и можно рекомендовать её к прочтению интересующимся этой темой. Для затравки даю здесь краткие цитаты-дайджест. Книгу можно найти для чтения в Интернете.
***
ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА
*
Чувство – это одна из форм человеческого сознания, одна из форм отражения реальной действительности, выражающая субъективное отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению его потребностей, к соответствию или несоответствию чего-либо его представлениям.
*
Чувства оказывают воздействие и на интеллект.
*
«Понимание атома – детская игра по сравнению с пониманием детской игры.»
*
«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать» - А.С. Пушкин
*
В связи с развитием интеллекта и высших социальных потребностей на базе простейших эмоций формируются сложные человеческие чувства, но сохраняются и эмоции.
*
Высшие социальные чувства:
Чувство долга, чести, ответственности, патриотизма, солидарности, творческое вдохновение, трудовой энтузиазм, чувство справедливости.
Эстетические чувства:
Возвышенного, прекрасного, трагического, комического.
*
Основные формы чувств:
Собственно чувство, аффект, страсть, настроение.
Аффект – очень сильное кратковременное чувство, связанное с двигательной реакцией.
Страсть – сильное продолжительное чувство.
Настроение – равнодействующая многих чувств, фон на котором протекают все остальные элементы психической деятельности.
*
Основные эмоции и чувства.
Положительные:
Удовольствие. Радость. Ликование. Восторг. Уверенность. Доверие. Симпатия. Восхищение. Любовь (половая). Любовь (привязанность). Уважение. Умиление. Благодарность (признательность). Нежность. Самодовольство. Злорадство. Чувство удовлетворённой мести. Спокойная совесть. Чувство удовлетворённости собой. Чувство облегчения. Чувство безопасности. Чувство предвкушения.
Нейтральные:
Любопытство. Удивление. Изумление. Безразличие. Спокойная созерцательность.
Отрицательные:
Неудовольствие. Горе (скорбь). Тоска. Печаль (грусть). Отчаяние. Огорчение. Тревога. Обида. Боязнь. Испуг. Страх. Жалость. Сочувствие (сострадание). Сожаление. Досада. Гнев. Чувство оскорбления. Возмущение (негодование). Ненависть. Неприязнь. Зависть. Злоба. Злость. Уныние. Скука. Ревность. Ужас. Неуверенность (сомнение). Недоверие. Стыд. Растерянность. Ярость. Презрение. Отвращение. Разочарование. Омерзение. Неудовлетворённость собою. Раскаяние. Угрызения совести. Нетерпение. Горечь.
Основные формы врождённых стремлений:
Стремление самосохранения (Пищевой инстинкт, защитный инстинкт);
Стремление к продолжению рода (Половой инстинкт, родительский инстинкт);
Стремление к деятельности (Рефлекс цели, рефлекс свободы);
Стремление к общению с себе подобными (Рефлекс подражания, стадный инстинкт).
*
Удовлетворение стремления приводит к удовольствию, неудовлетворение – к страданию.
Удовольствие и неудовольствие – суть основные состояния человека.
Голод и любовь – самые могучие стремления: «Любовь и голод правят миром.»
Чувство удовольствия может быть вызвано работой воображения. Эта работа служит своеобразной компенсацией для людей, живущих в условиях серой повседневности, лишённых ярких жизненных переживаний.
Склонность к уходу в себя напоминает раздражение центров приятного крысами в опытах Олдса и Милнера.
Любая нелепость может показаться разумной (хоть ненадолго), если она изложена современным научным жаргоном.
*
Психофизиология – инструмент к объяснению вопросов эстетики.
Необходимо введение в эстетику психофизиологических критериев.
*
Любое эстетическое чувство… субъективно воспринимается как эстетическое наслаждение.
*
9-я симфония Бруннера действует на сердечно-сосудистую систему здоровых людей, уменьшая минутный объём кровообращения.
Адажио и аллегро из Третьего Бранденбургского концерта Баха повышает минутный объём и снижает частоту пульса.
*
Эстетическое наслаждение близко с тем, которое вызывается удовлетворением органических потребностей.
П.И. Чайковский сравнивал удовольствие от музыки с ощущением человека, сидящего в тёплой ванне.
ЧУВСТВО ЮМОРА И ОСТРОУМИЯ
*
Непривычная новая идея возбуждает у человека желание тотчас же её опровергнуть и стремление это порою настолько непреодолимо, что человек спешит выступить с возражениями, не дав себе труда понять до конца эту идею или по крайней мере выслушать доводы её защитников. Воспитание и культура налагают ограничения на эту непреодолимую потребность отвергать всё новое и непонятное.
*
Вероятно, ни одна научная идея, если она действительно нова и оригинальна, не может быть сразу принята людьми. Период недоверия, непризнания, насмешек, неизбежен - он обусловлен свойствами человеческой психики.
*
Два основных вида юмора:
а) Юмор ситуации – «Трое в одной лодке» Дж.К. Джерома;
б) Юмор характера – Остап Бендер.
*
Остроту (остроумие) создают, а смешное находят (чувство юмора).
Эффект зависит от остроумия восприятия.
*
По Фрейду комическое отличается от остроумия тем, что оно неумышленно. Фрейд различал юмор, остроумие и комизм.
*
Приёмы остроумия:
1. Ложное противопоставление («Когда поручик выигрывал, он хлопал денщика колодой по носу. Когда поручик проигрывал, он не хлопал денщика по носу» - Ю.Тынянов)
2. Ложное усиление («У меня, судя по всему, громадные запасы ума, - для того, чтобы ими пораскинуть, мне иногда требуется неделя.» Марк Твен).
3. Доведение до абсурда (Взяв какой-нибудь сомнительный тезис своего противника, рецензент не опровергает его, а развивает, освобождая от словесной шелухи, обнажает его сущность, слегка преувеличивает и заостряет её. «Бокс – обмен мнениями при помощи жестов.»).
4. Остроумие нелепости (Раздел «Нарочно не придумаешь»; Остроумие нелепости заложено в самой ситуации. «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда» - А.П.Чехов).
5. Смешение стилей.
6. Намёк.
7. Двойное истолкование (Каламбур основан на применении омонимов).
8. Ирония (Приём, основанный на противоположении формы и смысла).
9. Обратное сравнение («Мой кот, как радиоприёмник, зелёным глазом ловит мир.» - А. Вознесенский)
10. Буквализация метафоры («Пассажиров, возвращающихся с Луны на Землю, просят звёзд с неба не хватать.»)
11. Сравнение или сопоставление по отдельному или случайному признаку («Закон как столб – переступить нельзя, а обойти можно.», «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя.»
12. Повторение («Месье, смотрите, куда вы идёте, не то вы придёте туда, куда смотрите.»)
13. Парадокс («Лучшее средство избавиться от искушения – поддаться ему.», «Здравомыслящий человек приспосабливается к окружающему миру, а неразумный упорно пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс зависит от неразумных людей.»)
*
Обработка информации мозгом осуществляется как взаимодействие двух основных программ - интеллектуальной и эмоциональной.
__________________
Свидетельство о публикации №124100301593
Лариса Евмина 29.11.2024 10:09 Заявить о нарушении
Поддавшись стадности ключу.
А если посмотреть иначе,-
Совсем не так, как я хочу?..
Цветок расцвел, увял и высох.
Ну так и что? А ничего.
И человек и кит и крыса
Не минут часа своего...
Зачем грустить? Итог - научен.
Печаль придумал человек.
И даже если ты и штучен,
Тебе положен только век... )) Экс.
Лариса Евмина 29.11.2024 10:35 Заявить о нарушении
Тогда пришлось придумать первый катрен
Ну просто как конверт что ли...
Так и вышло три строфы.Оно в раряде шутки конечно...но в каждой шутке...
Лариса Евмина 29.11.2024 10:55 Заявить о нарушении