Месмер, Мой перевод из французской Википедии

02.10.2024 20:04
Сначала русский перевод, за ним французский оригинал текста.
Мой перевод должен быть доработан и отшлифован.
Материал по предмету наиболее развернуто из Википедии мира содержится во французской Википедии, что логично, так как явление это было развернуто во Франции накануне Великой французской революции 1879 года.
См и мои др.переводы из библиотек мира.
Статья Википедии нужна как в качестве обзорной статьи, так и источниковедческая база дат, имён, отсылок, нужных для дальнейшей работы.
Изучение этого забытого явления, animal magnetism и труды Mesmer составляет мой специальный научный интерес в истекшие три года, сотни часов проведенных в мировых библиотеках Академия Google , Ленинской библиотеки РГБ, библиотеки Конгресса США, и библиотеки Йельского университета США, крупнейшего университета и громадной библиотеки онлайн, библиотеки Gallica, крупнейшего франкоязычного собрания мира, и т.д. Это предтеча современной психотерапии, гипнотерапии, психоанализа.
Но интересно и важно разобраться в истоках. А также спорных концепциях науки, как парапсихология, физика электромагнетизма, история учений об электричестве и энергии, биополевых феноменах.
Другой пласт:это учения социальной справедливости, распространение идей социализма, домарксовых учений так называемого впоследствии утопического социализма, одно из звеньев которого были Гармонические общества, начатые Месмером, одного из авторов социально-философского учения о Мировой Гармонии природы и общества, реформатора во на началах социального мира и всеобщего счастья, и распространившиеся по всему цивилизованному миру, в них входили преимущественно верхние слои общества, как наши декабристы, но быстро забытые в бурях революционной эпохи французской революции и кровавого якобинского террора, поглотившего французскую аристократию.
Мы многое позабыли в своей цивилизации. Вспомнить все.

Познай самого себя.

 Надпись на вратах антисной греческой Академии.

2 октября 2024



Википедия
Поиск в Википедии
Франц-Антон Месмер
немецкий врач, основатель теории животного магнетизма (1734-1815)
Язык
T;l;charger le PDF
Следовать
Редактировать
Страница справки по перенаправлениям
« Mesmer » redirige ici. Pour l'artiste canadien, voir Messmer (hypnotiseur).

Франц Антон Месмер, родился 23 мая 1734 года в Моосе и умер 5 марта 1815 года в Меерсбурге, был немецким врачом из Баденскойземли, основателем теории животного магнетизма (или месмеризма).

Franz Anton Mesmer

Гравюра Франца Антона Месмера
(Музей Французской революции)
Биография
Рождение
23 мая 1734
г. Изнанг, епископство Констанца (ныне Моос)
Смерть
5 марта 1815 г. (в возрасте 80 лет)
Меерсбург
Захоронение
Meersburg
Имя при рождении
Franciscus Antonius Mesmer
Национальность
Флаг Священной Римской Империи Святая Империя
Домицили
Париж (1778-1785), Фрауэнфельд (с 1793г.), Вена
Обучение
Диллингенский университет( 1752-1754 гг.)
Ингольштадтский университет (с 1754г.)
Венский университет (1759 г. -27 мая 1766г.)
Мероприятия
Врач, магнетизер, астроном
Отец
Антон Месмер (ум.)
Мать
Maria Ursula Mesmer (d)
Супруга
Анна Мария фон Пош (ум.) (с 1768г.)
Воспитание детей
Joseph Conrad Mesmer (d) (cousin)
Franz von Posch (d) (beau-fils)
Другая информация
Работал на
Общество всеобщей гармонии (d)
Член
Баварская академия наук (1775г.)
Мастера
Gerard van Swieten, Anton de Haen
Связанные люди
Wolfgang Amadeus Mozart (amiti;), Nicolas Bergasse (patient), Maria Theresia von Paradis (patient), Guillaume Kornmann (patient), Antoine Court de G;belin (patient)
Под влиянием
Максимилиан Ад
Различие
Почетное гражданство (1798г.)
Основные работы
Животный магнетизм (28 июля 1774г.)
редактировать - редактировать код - редактировать ВикиданныеДокументация по модели

Sommaire
Биография
редактировать
Семейное происхождение
редактировать
Он родился в деревне Изнанг, на берегу Боденского озера, где его отец, Антон, был мастером лесного хозяйства на службе у принца-епископа Констанца. О его детстве и юности до 18 лет ничего не известно1.

Высшее образование (1752-1766)
редактировать
В 1752 году Франц Антон Месмер поступил в иезуитскийуниверситет Диллингена (Германия), где изучал богословие; в 1754 году он поступил вИнгольштадтский университет на третий курс богословия.

Затем он поступил на юридическийфакультет Венского университета (1759 г.), а затем на медицинский (1760 г.).

В 1766 году, в возрасте 33 лет, Месмер опубликовал свою докторскую диссертацию на соискание медицинской степени: Диссертация planetarum influxu Physico-medica о влиянии планет на организм человека, в которой мы находим влияние теорий бельгийского врача Яна Батиста ван Гельмонта (Магнитное лечение ран, 1621 г.)., немецкого иезуита Афанасия Кирхера и английского астронома Исаака Ньютона2.

По мнению авторов, на Месмера здесь повлиял либооккультизм, либо ятромеханизм (механизм в медицине). Для Роберта Дартонаэта диссертация представляет собой не что иное, как смесь астрологии и ньютонизма. По словам Рауски, он не совсем оккультист, поскольку смотрит в будущее и мало заботится о верности древним традициям, он также не «ятромеханик», поскольку не стремится измерять или экспериментировать2.

В этом тезисе возникает понятие, все еще расплывчатое, но которое он разработает позже, понятие «животной гравитации»: влияния между людьми имеют тот же космический порядок, что и влияния звезд между ними2.

Вена (1768-1777)
редактировать
В январе 1768 года Месмер женился на богатой вдове Марии Анне фон Пош (в переписке Моцарта называемой «фон Бош»). Многие венские музыканты часто бывают в их доме, в том числе Гайдн, Глюк и Леопольд Моцарт (см. Раздел "Музыкальное покровительство").

Первый случай
редактировать
В 1773 году он ухаживал в своем собственном доме за 27-летней больной девицей Эстерлин, у которой неоднократно случались болезненные и судорожные припадки. Он только что узнал, что английские врачи использовали магниты для лечения определенных заболеваний3.

Первые попытки использования железных магнитов неутешительны, неудачи он объясняет несовершенством магнитов. Затем он использовал намагниченные пластины, изобретенные отцом-иезуитом Максимилианом Хеллом, астрономом при Венском дворе. Он адаптирует форму этих бляшек к форме обрабатываемой части тела4.

28 июля 1774 года Месмер сообщил, что заставил свою больную проглотить смесь, содержащую железо, а затем прикрепил к ее телу три магнита, один на животе, другой на каждой ноге. Таким образом, он вызывает припадок или «искусственный прилив», больная выздоравливает от этого приступа, становясь нечувствительной к магнитам3.

Девице Эстерлин становится настолько лучше, что она выходит замуж за пасынка Месмера3 (сына вдовы фон Пош).

После полемики с Адом по поводу авторства этого процесса Месмер будет настаивать на том, что животный магнетизм отличается от минеральной магнитной жидкости. Он интерпретирует исцеление своего больного как исходящее от его собственной магнитной жидкости к нему, при этом магниты играют только усиливающую и направляющую роль3.

Месмер трансформирует древнюю оккультную, фетишистскую и магическую традицию, которая приписывала магнетические и таинственные силы отдельным частям человеческого тела (прядям волос, анатомическим реликвиям ...). Он считает, что именно терапевт, живой человек в целом, может исцелять и облегчать своим личным магнетизмом5.

Ранняя слава
редактировать
 
Месмер держит в руках свой магнит, «волшебную колонну» скульптора Питера Ленка, расположенную в Меерсбурге.
В июне 1775 года он отправился к барону Хоречскому из Горки, венгерскому дворянину в Словакии, чтобы вылечить его нервные спазмы. На эту тему есть свидетельство смотрителя дома барона, который следил за Месмером, пытаясь разоблачить его как шарлатана. Этот наставник по имени Сейферт сообщает, что Месмер носил с собой магниты, в том числе в постели, и что он признавал, что его магнетическая сила была слабее, чем у отца-экзорциста Иоганна Йозефа Гасснера3.

В конце 1775 года Месмер убедился, что с помощью магнитов он может превзойти Гасснера. Он добился нескольких сенсационных исцелений. Принц-курфюрст вызывает его в Мюнхен, чтобы продемонстрировать свои полномочия. Он был назначен членомБаварской академии наук, высказав свое мнение о Гасснере, который, по его мнению, обладал необычайной магнетической силой3.

В 1776-1777 годах он руководил лечением слепоты Марии Терезии фон Паради, 18-летней музыкантши, которая ослепла с четырехлетнего возраста. Месмеру удается частично восстановить зрение, за что родители сначала были ему очень благодарны. Но врачи, которые ухаживали за музыкантшей, оспаривают выздоровление: они подчеркивают, что больная утверждает, что видит только в присутствии Месмера3.

В результате конфликта между Месмером и семьей Паради музыкант прекращает лечение. По словам Месмера, ни семья, ни больная не были заинтересованы в выздоровлении, это было бы концом карьеры слепой музыкантши и щедрости австрийской императрицы3.

Париж (1778-1785)
редактировать
Отъезд Месмера из Вены в Париж является предметом нескольких интерпретаций. Сообщается, что он был вынужден уйти из-за своей неудачи с Paradises и из-за враждебности своих коллег. Говорят также, что молодая больная влюбилась бы в Месмера, который не остался бы равнодушным6.

По словам Элленбергер, настоящая причина ее ухода кроется в ее сверхчувствительном и нестабильном характере. В конце 1777 года Месмер пережил фазу депрессии, он гулял по лесу, разговаривая с деревьями. Постепенно он обретает уверенность в себе и ставит перед собой задачу рассказать миру о своем открытии. Поэтому он уехал в Париж в феврале 1778 года, он покинул Вену, а также свою жену, которую он больше никогда не6.

Инсталляция Месмера в Париже
редактировать
Атмосфера Парижа отличается от атмосферы Вены. В отличие от Австрийской империи со стабильной и энергичной властью, твердой администрацией и эффективной полицией, жизнь Парижа неспокойна при слабой и нестабильной политической власти и коррумпированной экономике. Во время франко-английскойвойны парижская общественность с энтузиазмом относилась кнезависимости Америки, готовая переходить от одного увлечения к другому6.

Впервые он поселился в Кретее в мае 1778 года. Его клиентура росла, и затем он служил в Париже: вотеле Bourretна Вандомской7, затем вотеле Bullion8 на углу улиц Кок-Эрон (ныне № 9) и Орлеан-Сент-Оноре (ныне улица Лувр), недалеко от Сен-Жермен.Юстас, и снова вотеле де Куаньи. Он принимает больных из высшего общества, чтобы соблазнить их, требуя от них непомерных гонораров6.

Он стремится поддерживать отношения с академическими властями. Ему помогал Шарль Деслон, личный врач графа д'Артуа (брата короля), при поддержке которого в 1779 году он опубликовал свои 88-страничные мемуары об открытии животного магнетизма, за которыми последовали его знаменитые 27 предложений, описывающих его теорию6..

Теории Месмера (1779)
редактировать
Его 27 предложений можно свести к четырем основным принципам9 :

тонкая физическая жидкость наполняет вселенную, выступая посредником между человеком, землей и небесными телами, а также между самими людьми ;
болезнь возникает в результате неправильного распределения этой жидкости в организме человека, и выздоровление сводится к восстановлению утраченного баланса ;
с помощью технических средств эту жидкость можно направлять по каналам, хранить и передавать другим людям ;
можно вызвать «судороги» у больных и вылечить их.
 
Афоризмы Месмера (1785).
Согласно Месмеру, животный магнетизм - это способность каждого человека исцелять своего ближнего с помощью «естественной жидкости», источником которой является магнетизер, и которую он будет распространять посредством «проходов», так называемых «месмерических проходов», по всему телу. Он считал себя способным вызывать припадки одним своим присутствием или своими жестами9.

Месмер ведет себя как мыслитель эпохи Просвещения, поскольку отвергает любую мистическую теорию в поисках «рационального» объяснения. Он считает, что нашел ее, сославшись на принцип, аналогичный принципу всемирного тяготения Ньютона. Считается, что этот принцип или жидкость существует в нескольких формах, включаяэлектричество и животный магнетизм9.

Месмер приписывает этой жидкости полюса, разряды, проводники, изоляторы и аккумуляторы. Таким образом, он считает, что может искусственно вызывать приступы заболевания, которое необходимо лечить, в то же время являясь методом лечения. Таким образом, он черпал вдохновение в методах экзорциста Гасснера: кризис, свидетельство одержимости демонами, также является первым этапом экзорцизма на пути к лишению9.

Затем он приводит известный афоризм: «Есть только одна болезнь, одно лекарство, одно излечение». Вся история медицины - всего лишь иллюзия. Ни одно лекарство, ни один терапевтический метод никогда не излечивали больного. Что лечит, так это животный магнетизм врачей, которые используют его, сами того не замечая. Животный магнетизм - это универсальное лекарство, отвечающее идеалу Просвещения: мечте о «медицине на пике совершенства»9.

Вскоре Париж разделился на тех, кто считал Месмера шарлатаном, вынужденным бежать из Вены, и тех, кто считал, что он сделал великое открытие.

В 1780 году Шарль Деслон опубликовал "Наблюдения за животным магнетизмом".

Метод ушата (1780 г.)
редактировать
 
Реконструкция ушата Месмера.
В 1780 году, имея больше пациентов, чем он мог лечить индивидуально, Месмер ввел так называемый метод коллективного лечения, называемый методом ушата. Большое ушат, наполненный намагниченной водой, в краях крышки которого проделаны отверстия, через которые проходят изогнутые железные стержни разной высоты, чтобы их можно было наносить на различные обрабатываемые части тела. Помимо этих прутьев, веревки связывают всех больных друг с другом и с ушатом10.

 
Пациенты собрались вокруг ванны Месмера.
Английский врач, проезжавший в Париж в мае 1784 года, отметил, что он мог одновременно лечить до двухсот пациентов. Целая постановка была предназначена для усиления магнитного воздействия: большие зеркала и музыкальные звуки, исходящие от намагниченных инструментов, в том числе стеклянная губная гармошка, на которой играл сам Месмер. Для бедных он предлагает еще одно коллективное лечение, но на открытом воздухе: намагниченное дерево10.

Именно во время этих коллективных процедур проявляются заразительные явления «магнитных кризисов», во время которых женщины из лучшего парижского общества теряют контроль над собой, разражаются «истерическим» смехом, падают в обморок, бьются в конвульсиях и т. Д.

Медицинский факультет подвергает Месмера резкой критике, но у него есть влиятельные клиенты, такие как юрист Николас Бергассе и банкир Гийом Корнманн.

В мае 1781 года Месмер уехал из Парижа в Спа (ныне Бельгия), где написал свой Исторический очерк фактов, касающихся животного магнетизма, который он адресовал ученым обществам по всему миру. Он вернулся в Париж в конце 1781 года. Он провел второе пребывание в Спа с июля по декабрь 1782 года.

Затем он понимает, что зашел в тупик, его все еще не признают научные общества, в частностиАкадемия наук или Королевское медицинское общество во Франции. Кроме того, его деловой партнер Шарль Деслон воспользовался его отсутствием в Париже, чтобы создать личную клиентуру по животному магнетизму, что он расценил как попытку вытеснить10.

В марте 1783 года он основал ложу гармонии, будущее Общество всеобщей гармонии.

Общество всеобщей гармонии (1784 г.)
редактировать
Месмер с помощью Николя Бергассе и Гийома Корнманна организовалподписку на покупку «тайны Месмера». Для этого в 1784 году они основали Общество всеобщей гармонии, подписчики стали обладателями тайны, учредив общество, призванное обучать и распространять учение Месмера10.

Это общество является одновременно коммерческим предприятием, частной школой и масонской ложей. Финансовый успех огромен: самые прославленные имена Парижа и двора можно найти среди подписчиков, таких как Ле Ноай, ле Монтескьюи маркиз де Лафайет10.

Арман Марк Жак де Шастене де Пюисегюр и два его брата будут членами этого общества.

1784 год - это расцвет Месмера и начало его конца. Его бизнес приносит ему значительное состояние, дочерние компании открываются в других городах Франции, но эта растущая суета привлекает королевское внимание10.

Исследование практик Месмера (1784 г.)
редактировать
В марте 1784 года по наущению Деслона и несмотря на протесты Месмера, Людовик XVI создал две комиссии для изучения практики животного магнетизма: одну - Академии наук и Медицинской академии, другую - Королевского медицинского общества11.

Комиссары были одними из величайших ученых того времени: астроном Жан Сильвен Байи, врачи Жозеф-Игнас Гильотен и Жан д'Арсе, химик Антуан Лавуазье, физики, такие как посол США Бенджамин Франклин и Жан-Батист Ле Руа., ботаник Антуан Лоран де Жюссье12.

Эти ученые основываются на 27 предложениях Месмера, изложенных Шарлем Деслоном, который представляет и объясняет свои собственные практики животного магнетизма. Затем Лавуазье устанавливает модель применения экспериментального метода: вопрос не в том, исцеляет ли животный магнетизм больных, а в том, действительно ли Месмер открыл физическое существование новой жидкости. Был сделан вывод, что не было найдено никаких доказательств существования «магнитной жидкости»12.

Терапевтические возможности, рассмотренные Королевским медицинским обществом, не отрицаются, а приписываются «воображению»12 (в буквальном смысле того времени: внушение или влияние с помощью образа13). Жан Сильвен Байи заключает, что «воображение без магнетизма вызывает судороги… магнетизм без воображения ничего не дает».

 
Врач-магнетизер (месмерический врач), воспользовавшийся ситуацией. Английская литография 1852 года.
Второй секретный отчет адресован королю (обнародован при Первой Империи). Он предупреждает об эротической опасности, которую мужчина-магнетизер оказывает на своих намагниченных пациенток12,14: «Магнитное лечение может быть опасно только для нравов». Напротив, один из комиссаров, Антуан Лоран де Жюссье, отмежевался от своих коллег, написав специальный отчет, в котором он заявил, что «физическое влияние человека на человека должно быть допустимо» и что этим агентом, вероятно, была «животная жара»12.

Однако, поскольку комиссия наблюдала только за работой Деслона, многие утверждали, что последний на самом деле не был знаком с системой Месмера. Последний был возмущен тем, что комиссары адресовали свои вопросы «предателю» Деслону, а не ему. Это обстоятельство, однако, пошло ему на пользу, потому что, когда прокуратура решила запретить животный магнетизм, Бергассе удалось добиться отмены запрета для Месмера, поскольку с юридической точки зрения практика Деслона не касалась практики Месмера12.

Отчеты 1784 года не только не повредили развитию магнитного движения, но, напротив, сделали его достоянием гласности. Этот эффект был усилен противоречивым мнением Жюссье и тем фактом, что в том же году один из самых верных последователей Месмера, маркиз де Пюисегюр, сделал новые открытия доселе неизвестного состояния сознания, которое он назвал «магнетическим сном».

О становлении месмеризма см.

Основная статья: Животный магнетизм.
Кризис 1784-1785 годов и отъезд из Франции
редактировать
Если академические исследования не препятствуют развитию месмеризма, то сам Месмер переживает множество неудач. С точки зрения общественной известности, его часто высмеивают, он становится жертвой карикатур, популярных песен и сатирических пьес. 16 апреля 1784 года он был глубоко унижен, посетив концерт, организованный при дворе, концерта слепой клавесинистки Марии-Терезии Паради, приехавшей из Вены, той самой, которую он, как предполагалось, вылечил. Все взоры обратились к Месмеру, чтобы показать ему свое безрассудство быть там15.

 
Месмер, де Пюизегюр и Делез.
Более серьезными для Месмера являются критические замечания, опубликованные учеными и эрудитами. Анонимный автор16 опубликовал"Антимагнетизм" (1784 г.), подчеркивая сходство методов между животным магнетизмом и экзорцизмом. Ле доктор Турэ опубликовал "Исследования и сомнения в животном магнетизме" (1784 г.), исследуя одно за другим 27 предложений Месмера, чтобы указать, что они уже были сформулированы оккультными врачами предыдущих веков, и что теория Месмера, далеко не новая, была не чем иным, как возрождением доктрин, от которых отказались. Другой врач-физик Жан-Поль Марат в своих мемуарах о медицинском электричестве (Руан, 1783 г. и Париж, 1784 г.) он подчеркивает, что животный магнетизм не может быть представлен как физическая теория15.

Наконец, сами последователи Месмера находят его учение расплывчатым и непоследовательным и хотят сформулировать его иначе. В то время Месмер придерживался терапевтических целей через индивидуальную гармонию. Бергассе видит большее, представляя всеобщую гармонию и социальную гармонию. Магнетизм - это уже не средство исцеления, а предлог с политической целью, борьба с деспотизмом, задуманная как социальная терапия. Бергассе опубликовал новую философию мира: Теорию мира и организованных существ, следуя принципам М.*** (1784)15.

Более того, Месмер воспринимает открытие «магнитного сна» своим учеником Пюисегюром как личное оскорбление, которое ставит его в тень. В августе 1784 года он был вызван Лионским обществом гармонии для демонстрации перед принцем Генрихом Прусским, братом Фридриха II, где потерпел полное15.

Месмер порвал с Бергассе, Корнманном и другими влиятельными членами Общества Гармонии. Этот раскол отражает политические разногласия: Месмер придерживается аполитичности, более свойственной, кстати, служению его непосредственным интересам17 жадности, но также и эгоцентричному и бескомпромиссному характеру своей личности15.

Вероятно, в начале 1785 года Месмер покинул Париж и Францию. По словам Элленбергера, его реакция была такой же, как и в 1777 году (отъезд из Вены): уязвленный в своей гордости, страдающий депрессией, он бежал15.

Последние путешествия (1786-1815)
редактировать
Последняя часть его жизни остается малоизвестной. В его последнее десятилетие его последователи не знали, где он был и даже жив ли он еще. Основанное им движение остается под руководством Пюисегюра15.

Сообщается, что после отъезда из Парижа он несколько лет прожил в Англии под вымышленным именем. Затем он путешествует по Австрии, Франции, Германии и Швейцарии.

Революционный период
редактировать
В 1790 году он вернулся в Вену, чтобы прикоснуться к наследству после смерти своей жены. Он воссоединился со своими австрийскими друзьями и провел салон, в котором сочувственно обсуждали Французскую революцию, в том числе Конституцию 1791года. Он на мгновение вернулся в Париж, который снова покинул в 1793 году во время террора. Вернувшись в Вену послеказни Людовика XVI, он был заподозрен в пособничестве революции. Заключенный в тюрьму на два месяца, он был освобожден 4 декабря 17931819.

Он завоевал Швейцарию и поселился в Вагенхаузене в кантоне Тургау. В 1794 году его имя было замешано в «якобинском заговоре», направленном против Франциска II (будущего Франциска I Австрийского, племянника Марии-Антуанетты). Его австрийские друзья в его отсутствие радикализовались в «якобинцев Вены», в то время как сам Месмер, как говорят, был ближе к Клубу фейянов, чем к Клубу якобинцев18.

В 1798 году во время правления Директориион вернулся в Париж в надежде вернуть себе часть своего имущества и получить преподавательскую кафедру в больнице для распространения своей доктрины18. Он пробыл три или четыре года в Париже и Версале. Затем он написал свои мемуары в 1799 году. Он получает от правительства финансовую компенсацию в размере 400 000 фунтов стерлингов.

Фрауэнфельд
редактировать
Он поселился в Швейцарии, во Фрауэнфельде (Тургау). Он потерял большую часть своего состояния, но у него осталось достаточно, чтобы жить богатым аристократом, изолированным от мира, вдали от врачей, которые отвергли его, и его последователей, которые его предали15.

Лоренц Окен посетил его в 1809 году. В конце этого пребывания Окен вызывает врачей на встречу с Месмером. Затем Иоганн Кристиан Рейль предложил Месмеру приехать и попрактиковаться в Берлине в учреждении, признанном прусскими властями. Месмер, ссылаясь на свой преклонный возраст, отклоняет приглашение, но вместо этого предлагает принять в своем доме любого, кого направит Окен. По просьбе комиссии, созданной канцлером Карлом Августом фон Харденбергом, врач Кристиан Вольфарт - «месмерист» и член Прусской академии - отправился во Фрауэнфельд, куда прибыл в сентябре 1812 года.

 
Могила Месмера в Меерсбурге, 2006 год.
Вольфарт, немецкий романтик и патриот, удивляется характеру Месмера, который, как и старая немецкая аристократия, говорит исключительно по-французски. Месмер завещал свои рукописи Вольфарту, который перевел и опубликовал их в 181420, но только частично, под названием Mesmerimus oder System der Wechselwirkungen, Theorie und Anwendung of thierischen Magnetismus. Эта последняя работа посвящена не только медицинским идеям Месмера, но и его взглядам на самые разные темы: от образования до тюрем, общественных праздников и налогов15,18.

К сожалению, большинство рукописей, оставленных Вольфарту, были утеряны. По словам Элленбергера, «Вольфарт был настолько небрежен, что в своем переводе приписал Месмеру имя Фридрих вместо Франц»15.

За год или два до своей смерти Мессмер переехал в Меерсбург, на берегу Боденского озера, где и умер 5 марта 1815 года, в нескольких километрах от своей родной деревни Изнанг15.

Личность
редактировать
Музыкальное покровительство
редактировать
Во время своего венского периода Месмер был молодым врачом, который благодаря своему браку жил как светский человек в большом красивом поместье, где проявил себя знатоком и защитником искусств1.

Среди артистов, которые часто бывают в его доме, - музыканты Гайдн и Глюк, а также семья Моцартов. Так Леопольд Моцарт знакомит Месмера со своим двенадцатилетним маленьким сыном Вольфгангом Амадеем Моцартом. Первое исполнение второй оперы Моцарта "Бастьен и Бастьен" состоялось в частном театре Месмеристов 1 октября 17681.

Позже Моцарт будет ссылаться на Месмера (его ушат и жидкость), но высмеивать его в своей опере Cos; fan tutte 21(1790).

Месмер также был одним из первых, кто сыгрална стеклянной губной гармошке, музыкальном инструменте, усовершенствованном Бенджамином Франклином1.

Характер
редактировать
 
Подпись Франца Антона Месмера.
Когда Месмер приезжает в Париж, ему 43 года. Его описывают как красивого мужчину, высокого и энергичного, отличающегося высокими манерами и изысканными манерами. Он очень хорошо говорит по-французски, несмотря на сильный немецкий акцент. Его быстро приняли во французском обществе: ему было комфортно среди принцев и знати, он умел сочетать обаяние и авторитет, чтобы убеждать людей и добиваться значительных благосклонностей6.

Его разочарованные последователи рисуют горькую картину: Месмер был убежден, что он сделал важное открытие, с которым весь мир должен был немедленно согласиться, но что только он мог раскрыть его по своему усмотрению. Он требует от своих последователей абсолютной преданности, но взамен не проявляет интереса к идеям других и не проявляет благодарности. Гордый и эгоцентричный, он сразу же распадается, воспринимая безразличие как враждебность, а малейшую критику как преследование22.

По словам Элленбергера, колебания в его карьере отражают его психопатологию. При нестабильном настроении и болезненной гиперчувствительности у него бывают периоды возбуждения и депрессии,гипомании и уныния. Ближе к концу своей жизни он, как сообщается, высказывал бредовые идеи, говоря, что вода в реках намагничена, потому что он, Месмер, намагничил солнце22.

Точки зрения
редактировать
Франц-Антон Месмер остается неоднозначной фигурой как в свое время, так и в среде историков. По мнению авторов, его можно представить сначала как врача-шарлатана, вдохновителяоккультизма и спиритизма xixвека. e века; или как врача-предшественника гипноза и динамической психотерапии; или как влиятельного врача эпохи Просвещения, представителя конфликтов и противоречий своего времени.

Врач-шарлатан
редактировать
Век Просвещения также называют историками медицины «золотым веком шарлатанства». С этой точки зрения социальный спрос на индивидуальное здравоохранение растет, но институциональный контроль за практикой здравоохранения остается недостаточным. Практика оказания медицинской помощи представляет собой растущий сектор экономики свободного рынка. В этих рамках возникли «технологические» терапевтические изобретения, в том числе основанные на магнетизме и электричестве, такие как изобретения американского врача Элиши Перкинса (1741-1799) или шотландского врача Джеймса Грэма (сексолога) (в) (1745-1794)23 .

Месмер считается самым известным представителем этих новых методов, которые также представлены театрально, вызывая восхищение публики23, что соответствует термину шарлатанство с xvi века. Уже в свое время и в течение двух столетий полемики Месмера часто обвиняли в том, что он шарлатан и авантюрист-выскочка24. В поддержку этого тезиса: свидетельства его растущей жадности и даже нечестности, его коллективное обращение с людьми, живописные анекдоты или бредовые высказывания1022.

С этого момента мода на спиритизм и экстрасенсорику во второй половине XIX века будет соответствовать распространению месмеризма25.

По мнению других, таких как Рауски, «не следует использовать понятие шарлатанства, поскольку это не точная историческая категория, а этическое ценностное суждение, облеченное сомнительной объективностью». Это было бы обвинение, постоянно выдвигаемое врачами, обладающими властью, с целью маргинализации или исключения конкурентов или противников24. Например, Жан-Поль Марат, который обвиняет и Месмера, и Ледрю, также владеет «магазином медицинской электротехники»26.

Тогда в жизни и творчестве Месмера следует проводить различие между «осознанным замыслом» и «свободным бредом»27.

Врач-предшественник
редактировать
Вообще говоря, большинство историков считают, что дело Месмера не сводится к делу шарлатанства. По словам Роя Портера , он также является «одной из переходных фигур на пути от магии к современной психотерапии»: Месмер считается пионеромгипноза28.

По мнению Анри Элленбергера ,«современную динамическую психиатрию можно проследить до животного магнетизма Месмера, и что в этом отношении потомки проявили к нему исключительную неблагодарность»22. Если месмеризм дискредитировал себя, сам Месмер открывает путь, на котором можно найти Жана-Мартена Шарко, Пьера Жанета и Зигмунда Фрейда29.

Стефан Цвейгв своем эссе "Исцеление духом" (1931) даже превращает Месмера в Христофора Колумба: подобно тому, как тот считал, что нашел Индию, открыв Америку, Месмер считал, что открыл там магнитную жидкость или было понятиебессознательного18.

Франклин Рауски30 рассматривает наблюдения или практики Месмера, которые предвещают или предвещают психоаналитические концепции, такие как роль пациента и феномены переноса31. Точно так же коллективное лечение в ванне, где Месмер выступает в роли лидера группы, было бы в порядке групповой терапии24.

Доктор Просвещения
редактировать
Животный магнетизм и последователи месмеризма, разделенные на расходящиеся течения, были изучены больше, чем сам Месмер18.

 
Магнетизер, вызывающий гипнотический транс. Гравюра 1794 года.
Месмер - далеко не маргинал, он врач, проникнутый новыми принципами медицины Просвещения. Он был учеником Жерара ван Свинтена (1700-1772), который познакомил Венскийуниверситет с идеями своего учителя Германа Бурхаве (1668-1738). Медицина - это наука о наблюдении за живым телом, которая практикуется у постели больного18.

Его противостояние с экзорцистом Гасснером, положившее начало его карьере магнетизера, представляет собой медикализацию магических и мистических течений, которые все еще очень распространены в xviii веке. В состояниях «одержимости», судорожных страданий, «нервных или параличных» заболеваний Месмер намеревается передать чудодейственную силу колдуна или экзорциста целительной силе магнетизера18.

Месмер - сторонник Разума и просвещенного деспотизма. Он отвергает как старый галенизм, так и всевозможные суеверия. Поклонник Ньютона и Руссо, он верил в проект естественной медицины, развивающейся на благо человечества32. Согласно Рауски, создавая «общество всеобщей гармонии», Месмер внушал своим последователям не только желание исцелять, но и желание исцелять, что объясняло его успехи33.

Месмер не является ни теоретиком, ни большим читателем, и он почти не разъяснял свою доктрину34. Но его идеи кажутся идеями сенсуалистического материализма, вдохновленногоГельвецием, бароном Гольбахом. Как представительAufklarung, Месмер непосредственно вдохновлял Лоренца Окена (1779-1851), лидера немецкой32.

Произведения
редактировать
О влиянии планет на организм человека, 1766 г.
Мемуары об открытии животного магнетизма, 1779 г.,   Цифровое издание доступно на wikisourceв виде ePub [архивной] версии (ISBN 9782362740015) или Kindle [архив] (ISBN 9782362740039) в издательстве Mesmeria Editions.
Мемуары об открытии животного магнетизма, Париж, Аллия, 2006г., 96 стр. (ISBN 2844852262, читать онлайн [архив])
Точная история фактов, касающихся животного магнетизма. I, 1781, L'Harmattan, 2005, (ISBN 2747590542), en version ePub [archive] (ISBN 9782362740053) ou Kindle [archive] (ISBN 9782362740077) chez Mesmeria Editions.
Мемуары Ф. А. Месмера, доктора медицины, о его открытиях, 1799 г., в ePub [архивной] версии (ISBN 9782362740091) или Kindle [архив] (ISBN 9782362740114) в издательстве Mesmeria Editions.
потомство
редактировать
Его известность в англоязычном мире будет такова, что глагол «гипнотизировать» (в прямом и переносном смысле) в английском языке будет называться не только to hypnotize, но и to mesmerize ; форма глагола mesmerizing (буквально «завораживающий») также используется как прилагательное со значением "завораживающий" (для обозначения зрелища, фильм, книга и т. Д.).

Оноре де Бальзак был приверженцем месмеризма и животного магнетизма. Он подробно затрагивает эту тему в своем романе " Урсула Мируэ", где мы видим, как скептически настроенного доктора Миноре убеждают лечить его подопечную: Урсулу.

В 1887 году Ги де Мопассан упоминает имя Месмера и описывает гипнотические явления в своей второй версии "Хорлы".

В 1936 году доктор Жан Виншон опубликовал у издателя Амеде Леграна исследование под названием "Месмер и его тайна35.

В 1994 году Роджер Споттисвуд снял фильм "Месмер" о жизни доктора (особенно о стороне гипноза) с Аланом Рикманом в роли Франца Антона Месмера36.

В 2017 году Барбара Альберт сняла фильм "Мадемуазель Паради", рассказывающий об обращении Месмера с Марией Терезией Паради37.

Месмер упоминается в фильме Киеси Куросавы " Лекарство", где бывший студент-психолог, сошедший с ума, обладает тревожными гипнотическими способностями.

Также цитируется Авраамом Ван Хельсингом в книге Фрэнсиса Форда Копполы " Дракула".

Роман Брайана О'Догерти "Странный случай с мадемуазель П." (1992) посвящен делу лечения слепой музыкантши Марии Терезии фон Паради.

Александр Дюма описывает сеанс ухода за ожерельем королевы.

Мишель Хальберштадт пишет "Невероятную историю мадемуазель Паради" (2008 - издание Альбина Мишеля), посвященную лечению и "роману между Паради и Месмером".

Мессмер, художник из Квебека, использует имя Месмер в качестве сценического псевдонима в знак уважения.

Примечания и ссылки
редактировать
Элленбергер 1974, стр. 50-52.
Рауски 1977, стр. 33-36.
Элленбергер 1974, стр. 52-53.
Rausky 1977, p. 45-47.
Rausky 1977, p. 50.
Элленбергер 1974, стр. 54-55.
Мигель Руис: Мой необычный Париж, страница 18 [архив]
Робер Делаво, Необычная судьба: Мари-Анн Лавуазье, 1758-1806, Издания L'Harmattan, 2008.
Элленбергер 1974, стр. 55-56.
Элленбергер 1974, стр. 56-57.
Rausky 1977, p. 123-124.
Элленбергер 1974, стр. 57-58.
Rausky 1977, p. 142-143.
Rausky 1977, p. 146-147.
Элленбергер 1974, стр. 58-59.
Согласно Rausky 1977, стр. 151-152, это был врач Жан-Жак Поле (1740-1826).
Клиффорд Д. Коннор, Научно-популярная история, издания Escape, 2011, стр. 382, со ссылкой на Дарнтона, Конец Просвещения, месмеризм и революцию
Бельхост, Б. (2018). «Франц Антон Месмер: магнетизер, моралист и республиканец» [архив], Исторические анналы Французской революции, № 1, стр. 27-56.
Betsy van Schlun, Science and the Imagination: Mesmerism, Media, and the Mind in Nineteenth-century English and American Literature, Galda & Wilch, 2007
Саид Хаммуд, Месмеризм и немецкий романтизм 1766-1829 гг., Издания L'Harmattan, 1994 г.
Thesaurus Index, vol. 2, Paris, Encyclopaedia Universalis, 1985, p. 1936.
Элленбергер 1974, стр. 60-61.
(en) Vivian Nutton et Roy Porter, The Western Medical Tradition : 800 BC to AD 1800, Cambridge (GB), Cambridge University Press, 1995, 556 p. (ISBN 0-521-38135-5), chap. 7 (« The Eighteenth Century »), p. 459-462.
Рауски 1977, стр. 69-70.
Элленбергер 1974, стр. 73-74.
Мишель Каир, Лечение сумасшедших: история лечения в психиатрии, Париж, Новый Свет, другие. «История науки », 2019, 480 с. (ISBN 978-2-36942-692-9), стр. 73.
Rausky 1977, p. 10-12.
Mirko D. Grmek (dir.) et Roy Porter (trad. с итальянского), История медицинской мысли на Западе, вып. 2: От эпохи Возрождения до Просвещения, Париж, Seuil, 1997, 376 с. (ISBN 978-2-02-115707-9), «Терапевтические стратегии», стр. 201.
Элленбергер 1974, стр. 90.
« Франклин Рауски [архив]», на data.bnf.fr (по состоянию на 30 мая 2021г.)
Rausky 1977, p. 228-233.
В. Бельхост, История современной науки, От эпохи Возрождения до Просвещения, Париж, Арман Колин, 2016, 283 с. (ISBN 978-2-200-61318-1), стр. 203-205.
Rausky 1977, p. 95.
Rausky 1977, p. 71-72.
Жан Виншон, Месмер и его тайна, Париж / Монреаль, l'Harmattan, 1999, 163 с. (ISBN 2-7384-7426-8, читать онлайн [архив]). Доступно в издательстве L'Harmattan [архив] (ссылка позволяет прочитать несколько страниц работы)
Месмер (1994) [архив] на IMDb.
Мадемуазель Паради (2017) [архив] на IMDb.
Смотрите также
редактировать
О других проектах Викимедиа :

Фредерик-Антуан Месмер, на Викискладе
Франц-Антон Месмер, в Викиисточнике
Библиография
редактировать
Месмеризм и Французская революция, Исторические анналы Французской революции, 2018/1, (№ 391), 252 страницы.
Франсуа Азуви и Шарль де Виллер, Магнетизер любви: предшествует полемика о животном магнетизме, за которой следуют Материалы по историимесмеризма, Книжный магазин Philosophique Vrin, 2- е издание, переработанное и дополненное, 2007 г., 263 стр. (ISBN 9782711618385)
Леон Черток и Раймон де Соссюр, Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда, Мешающие мыслить кругами / Synth;labo, 1997, 316 с. (ISBN 9782908602883)
Леон Черток и Изабель Стенгерс, Сердце и разум. Рассматриваемый гипноз Лавуазье у Лакана, Париж, Пайо, 1989, 286 стр. (ISBN 9782228881739)
Роберт Дарнтон, Конец эпохи Просвещения: месмеризм и революция, Одиль Жакоб, Париж, 1995, 220 стр. (ISBN 9782738103376) [1-е изд. fcse Perrin, 1984]
Henri Ellenberger (trad. J. Feisthauer), A la d;couverte de l'inconscient : histoire de la psychiatrie dynamique [« The discovery of the inconscious : The History and Evolution of Dynamic Psychiatry »], Villeurbanne, SIMEP, 1974, 759 p. (ISBN 2-85334-097-X et 9782213610900), chap. 2 (« Gen;se de la psychiatrie dynamique »). 
R;;ditions chez Fayard.
Bertrand M;heust, Somnambulisme et m;diumnit;, t. 1, Le d;fi du magn;tisme animal, Les Emp;cheurs de penser en rond, 1999, (ISBN 9782843240669)
Franklin Rausky, Mesmer ou la r;volution th;rapeutique, Paris, Payot, coll. « Science de l'Homme », 1977, 261 p. (ISBN 2-228-21970-3)
Jean Thuillier, Franz Anton Mesmer ou l'extase magn;tique, Robert Laffont, Paris, 1988, 317 p. (ISBN 9782221054567)
Jean Vinchon, Mesmer et son secret, Am;d;e Legrand, 1936, 121 pages, pr;face de L;vy-Valensi
Stefan Zweig, La Gu;rison par l'esprit, Paris, Librairie g;n;rale fran;aise, 1994, 379 p. (ISBN 9782253064886)
Articles connexes
modifier
Magn;tisme animal
Le Baquet de Mesmer (1905) : court-m;trage de Georges Meli;s.
Justinus Kerner fut, d'apr;s Henri Ellenberger, le premier ; faire une recherche sur la vie de Franz Anton Mesmer et ; rassembler des documents biographiques s'y rapportant.
Antoine Court de G;belin
Pierre-Yves Barr;
Jean-Baptiste Radet
Jean-Baptiste Lanoix
Commission d'enqu;te sur le magn;tisme animal (en)
Liens externes
modifier
Notices d'autorit; : VIAFISNIBnF Notices dans des dictionnaires ou encyclop;dies g;n;ralistes : Britannica [archive]Brockhaus [archive]Den Store Danske Encyklop;di [archive]Deutsche Biographie [archive]Dictionnaire historique de la Suisse [archive]Enciclopedia italiana [archive]Gran Enciclop;dia Catalana [archive]Nationalencyklopedin [archive]Store norske leksikon [archive]Treccani [archive]Universalis [archive]
Ressources relatives ; la recherche : IsidoreWho Named It?
Ressource relative ; la sant; : Biblioth;que interuniversitaire de sant;
  Portail du xviiie si;cle   Portail des Lumi;res   Portail de la m;decine   Portail de la psychologie   Portail du Saint-Empire romain germanique   Portail du Grand-duch; de Bade
Derni;re modification il y a 5 mois par Noctemedia
Wikip;dia
Le contenu est disponible sous licence CC BY-SA 4.0 sauf mention contraire.
Politique de confidentialit; Conditions d’utilisationVersion de bureau


Оригинал на фр.яз. французская Википедия, наиболее полный источник о предмете из Вики статей.




Wikip;dia
Rechercher sur Wikip;dia
Franz-Anton Mesmer
m;decin allemand fondateur de la th;orie du magn;tisme animal (1734-1815)
Langue
T;l;charger le PDF
Suivre
Modifier
Page d’aide sur les redirections
« Mesmer » redirige ici. Pour l'artiste canadien, voir Messmer (hypnotiseur).

Franz Anton Mesmer, n; le 23 mai 1734 ; Moos et mort le 5 mars 1815 ; Meersburg, est un m;decin allemand du Pays de Bade, fondateur de la th;orie du magn;tisme animal (ou mesm;risme).

Franz Anton Mesmer

Estampe de Franz Anton Mesmer
(mus;e de la R;volution fran;aise)
Biographie
Naissance
23 mai 1734
Iznang, ;v;ch; de Constance (aujourd'hui Moos)
D;c;s
5 mars 1815 (; 80 ans)
Meersburg
S;pulture
Meersburg
Nom de naissance
Franciscus Antonius Mesmer
Nationalit;
Drapeau du Saint-Empire Saint-Empire
Domiciles
Paris (1778-1785), Frauenfeld (; partir de 1793), Vienne
Formation
Universit; de Dillingen (en) (1752-1754)
Universit; d'Ingolstadt (; partir de 1754)
Universit; de Vienne (1759 - 27 mai 1766)
Activit;s
M;decin, magn;tiseur, astronome
P;re
Anton Mesmer (d)
M;re
Maria Ursula Mesmer (d)
Conjoint
Anna Maria von Posch (d) (; partir de 1768)
Parent;le
Joseph Conrad Mesmer (d) (cousin)
Franz von Posch (d) (beau-fils)
Autres informations
A travaill; pour
Soci;t; de I'harmonie universelle (d)
Membre de
Acad;mie bavaroise des sciences (1775)
Ma;tres
Gerard van Swieten, Anton de Haen
Personnes li;es
Wolfgang Amadeus Mozart (amiti;), Nicolas Bergasse (patient), Maria Theresia von Paradis (patient), Guillaume Kornmann (patient), Antoine Court de G;belin (patient)
Influenc; par
Maximilien Hell
Distinction
Citoyennet; d'honneur (1798)
;uvres principales
Magn;tisme animal (28 juillet 1774)
modifier - modifier le code - modifier WikidataDocumentation du mod;le

Sommaire
Biographie
modifier
Origines familiales
modifier
Il na;t dans le village d'Iznang, au bord du lac de Constance, o; son p;re, Anton, est ma;tre forestier au service du Prince-;v;que de Constance. On ne sait rien de son enfance et de son adolescence jusqu'; l';ge de 18 ans1.

;tudes sup;rieures (1752-1766)
modifier
En 1752, Franz Anton Mesmer s'inscrit ; l'universit; j;suite de Dillingen (de) o; il ;tudie la th;ologie ; en 1754, il entre ; l’universit; d’Ingolstadt pour sa troisi;me ann;e de th;ologie.

Il s'inscrit ensuite en droit ; l'universit; de Vienne (1759), puis en m;decine (1760).

En 1766, ; l';ge de 33 ans, Mesmer publie sa th;se de doctorat en m;decine : Dissertatio Physico-medica de planetarum influxu De l'influence des plan;tes sur le corps humain, dans laquelle on retrouve l'influence des th;ories du m;decin belge Jan Baptist van Helmont (Le traitement magn;tique des plaies, 1621), du j;suite allemand Athanasius Kircher et de l'astronome anglais Isaac Newton2.

Selon les auteurs, Mesmer serait ici influenc; soit par l'occultisme, soit par l'iatrom;canisme (m;canisme en m;decine). Pour Robert Darton, cette dissertation n'est qu'un m;lange d'astrologie et de Newtonisme. Selon Rausky, il n'est pas exactement un occultiste, car il est tourn; vers l'avenir et se soucie peu d'une fid;lit; ; une ancienne tradition, il n'est pas non plus un « iatrom;canicien » car il ne cherche pas ; mesurer ou ; exp;rimenter2.

Dans cette th;se, une notion ;merge, encore vague, mais qu'il d;veloppera par la suite, celle de « gravit; animale » : les influences entre individus sont du m;me ordre cosmique que celles des astres entre eux2.

Vienne (1768-1777)
modifier
En janvier 1768, Mesmer ;pouse la riche veuve Maria Anna von Posch (appel;e « von Bosch » dans la correspondance de Mozart). De nombreux musiciens viennois fr;quentent leur maison, notamment Haydn, Gluck et Leopold Mozart (voir la section M;c;nat musical).

Premier cas
modifier
En 1773, il soigne dans sa propre maison une malade de 27 ans, la demoiselle Oesterlin, qui pr;sentait des crises douloureuses et convulsives ; r;p;tition. Il venait d'apprendre que des m;decins anglais utilisaient des aimants pour traiter certaines maladies3.

Les premiers essais avec des aimants en fer sont d;cevants, ;checs qu'il attribue ; l'imperfection des aimants. Il utilise alors les plaques aimant;es invent;es par le p;re j;suite Maximilian Hell, astronome ; la cour de Vienne. Il adapte la forme de ces plaques ; celle de la partie du corps ; traiter4.

Le 28 juillet 1774, Mesmer rapporte qu'il fait avaler ; sa malade une mixture contenant du fer, puis il fixe sur son corps trois aimants, l'un sur l'estomac, un autre sur chaque jambe. Il provoque ainsi une crise ou « mar;e artificielle », la malade gu;rit de cette attaque en devenant insensible aux aimants3.

La demoiselle Oesterlin s'am;liore ; un tel point qu'elle ;pouse le beau-fils de Mesmer3 (le fils de la veuve von Posch).

; la suite d’une pol;mique avec Hell sur la paternit; de ce proc;d;, Mesmer insistera sur le fait que le magn;tisme animal est distinct du fluide magn;tique min;ral. Il interpr;te la gu;rison de sa malade comme venant de son propre fluide magn;tique ; lui, les aimants ne jouant qu'un r;le amplificateur et directionnel3.

Mesmer transforme une tradition ancienne occulte, f;tichiste et magique, qui attribuait des pouvoirs magn;tiques et myst;rieux ; des parties d;tach;es du corps humain (m;ches de cheveux, relique anatomique...). Il consid;re que c'est le th;rapeute, personne vivante dans sa totalit;, qui peut gu;rir et soulager par son magn;tisme personnel5.

D;but de c;l;brit;
modifier
 
Mesmer brandissant son aimant, une « colonne magique » du sculpteur Peter Lenk situ;e ; Meersburg.
En juin 1775 il se rend chez le Baron Horeczky de Horka, un noble hongrois en Slovaquie, pour traiter ses spasmes nerveux. Il existe sur ce sujet un t;moignage du pr;cepteur de la maison du Baron qui surveilla Mesmer pour tenter de le d;masquer comme charlatan. Ce pr;cepteur nomm; Seyfert rapporte que Mesmer portait des aimants sur lui, y compris dans son lit, et qu'il reconnaissait que son pouvoir magn;tique ;tait plus faible que celui du p;re exorciste Johann Joseph Gassner3.

Fin 1775, Mesmer est convaincu que, par les aimants, il peut surpasser Gassner. Il a r;ussi plusieurs gu;risons sensationnelles. Il est appel; ; Munich par le Prince-;lecteur pour faire d;monstration de ses pouvoirs. Il est nomm; membre de l'Acad;mie bavaroise des sciences en donnant son opinion sur Gassner qu'il estime dot; d'un pouvoir magn;tique extraordinaire3.

En 1776-1777, il m;ne un traitement de la c;cit; de Maria Theresia von Paradis, une musicienne de 18 ans aveugle depuis l’;ge de quatre ans. Mesmer parvient ; r;tablir partiellement sa vue, ce dont les parents lui furent d’abord fort reconnaissants. Mais les m;decins qui s';taient occup;s de la musicienne contestent la gu;rison : ils soulignent que la malade n'affirme voir qu'en pr;sence de Mesmer3.

; la suite d'un conflit entre Mesmer et la famille Paradis, la musicienne interrompt son traitement. Selon Mesmer, ni la famille, ni la malade n'avaient int;r;t ; gu;rir, ;'aurait ;t; la fin d'une carri;re de musicienne aveugle et de la g;n;rosit; de l'Imp;ratrice d'Autriche3.

Paris (1778-1785)
modifier
Le d;part de Mesmer de Vienne pour Paris fait l'objet de plusieurs interpr;tations. Il aurait ;t; contraint de partir, ; cause de son ;chec avec les Paradis, et par hostilit; de ses coll;gues. Il est dit aussi que la jeune malade se serait entich;e de Mesmer, lequel ne serait pas rest; insensible6.

Selon Ellenberger, la v;ritable raison de son d;part serait dans son caract;re hypersensible et instable. ; la fin de l'ann;e 1777, Mesmer traverse une phase de d;pression, il se prom;ne dans la for;t en parlant aux arbres. Progressivement il retrouve sa confiance en lui, et se donne mission de faire conna;tre sa d;couverte au monde. Il part donc pour Paris en f;vrier 1778, il quitte Vienne, mais aussi sa femme qu'il ne reverra plus jamais6.

Installation de Mesmer ; Paris
modifier
L'atmosph;re parisienne est diff;rente de celle de Vienne. Contrairement ; l'empire autrichien dot; d'une autorit; stable et ;nergique, d'une administration ferme et d'une police efficace, la vie parisienne est agit;e, sous un pouvoir politique faible et instable et une ;conomie corrompue. Lors de la guerre franco-anglaise, le public parisien s'enthousiasme pour l'ind;pendance am;ricaine, pr;t ; passer d'un engouement ; l'autre6.

Il s';tablit d'abord ; Cr;teil en mai 1778. Sa client;le s'accroissant, il officie ensuite ; Paris : ; l'h;tel Bourret, place Vend;me7 puis ; l'h;tel Bullion8 ; l'angle des rues Coq-H;ron (actuel no 9) et Orl;ans-Saint-Honor; (actuelle rue du Louvre), pr;s de Saint-Eustache, et encore ; l'h;tel de Coigny. Il re;oit des malades de la plus haute soci;t; pour les magn;tiser en leur demandant des honoraires exorbitants6.

Il tient ; entrer en relation avec les autorit;s acad;miques. Il se fait assister par Charles Deslon, m;decin personnel du comte d'Artois (fr;re du Roi) avec le soutien duquel il publie, en 1779, son M;moire sur la d;couverte du magn;tisme animal de 88 pages, suivi de ses 27 c;l;bres Propositions d;crivant sa th;orie6.

Les th;ories de Mesmer (1779)
modifier
Ses 27 propositions peuvent se r;sumer en quatre principes fondamentaux9 :

un fluide physique subtil emplit l'univers, servant d'interm;diaire entre l'homme, la terre et les corps c;lestes, et entre les hommes eux-m;mes ;
la maladie r;sulte d'une mauvaise r;partition de ce fluide dans le corps humain et la gu;rison revient ; restaurer cet ;quilibre perdu ;
gr;ce ; des techniques, ce fluide est susceptible d';tre canalis;, emmagasin; et transmis ; d'autres personnes ;
il est possible de provoquer des « crises » chez les malades et de les gu;rir.
 
Aphorismes de Mesmer (1785).
Selon Mesmer, le magn;tisme animal est la capacit; de tout homme ; gu;rir son prochain gr;ce ; un « fluide naturel » dont le magn;tiseur serait la source, et qu'il diffuserait gr;ce ; des « passes », dites « passes mesm;riennes », sur tout le corps. Il se disait capable de provoquer des crises par sa seule pr;sence ou par ses gestes9.

Mesmer se comporte en penseur des Lumi;res, car il rejette toute th;orie mystique en cherchant une explication « rationnelle ». Il pense l'avoir trouv;e en invoquant un principe analogue ; la gravitation universelle de Newton. Ce principe ou fluide existerait sous plusieurs formes dont l';lectricit; et le magn;tisme animal9.

Mesmer attribue ; ce fluide des p;les, des d;charges, des conducteurs, des isolateurs et des accumulateurs. Par l;, il estime pouvoir provoquer artificiellement des crises de la maladie ; traiter, constituant en m;me temps une m;thode de gu;rison. Il s'inspire ainsi des m;thodes de l'exorciste Gassner : la crise, preuve d'une possession d;moniaque, est aussi une premi;re ;tape d'exorcisme, sur la voie d'une d;possession9.

Il donne alors un c;l;bre aphorisme : « Il n'y a qu'une maladie, qu'un rem;de, qu'une gu;rison ». Toute l'histoire de la m;decine n'est qu'une illusion. Nul rem;de, nul proc;d; th;rapeutique n'a jamais gu;ri un malade. Ce qui gu;rit, c'est le magn;tisme animal des m;decins qui s'en servent sans s'en apercevoir. Le magn;tisme animal est un rem;de universel qui r;pond ; un id;al des Lumi;res : le r;ve d'une « m;decine ; son point de perfection »9.

Bient;t, Paris se divise entre ceux qui pensent que Mesmer ;tait un charlatan forc; de fuir Vienne et ceux d’opinion qu'il avait fait une grande d;couverte.

En 1780 Charles Deslon publie Observations sur le magn;tisme animal.

La m;thode du baquet (1780)
modifier
 
Reconstitution d'un baquet de Mesmer.
En 1780, ayant plus de patients qu'il n'en peut traiter individuellement, Mesmer introduit la m;thode de traitement collectif dite du baquet. Un grand baquet rempli d'eau magn;tis;e, dont les bords du couvercle sont perc;s de trous o; passent des tiges de fer recourb;es ; diff;rentes hauteurs pour pouvoir s'appliquer aux diff;rentes parties du corps ; traiter. Outre ces tiges, des cordes relient tous les malades, les uns aux autres, et au baquet10.

 
Patients assembl;s autour du baquet de Mesmer.
Un m;decin anglais, de passage ; Paris en mai 1784, note qu'il pouvait traiter jusqu'; deux cent patients en m;me temps. Toute une mise en sc;ne ;tait destin;e ; renforcer les influences magn;tiques : grands miroirs et sons musicaux provenant d'instruments magn;tis;s, dont l'harmonica de verre jou; par Mesmer lui-m;me. Pour les pauvres, il propose un autre traitement collectif, mais de plein air : l'arbre magn;tis;10.

C'est notamment lors de ces traitements collectifs que se manifestent des ph;nom;nes contagieux de « crises magn;tiques » au cours desquelles les femmes de la meilleure soci;t; parisienne perdent le contr;le d'elles-m;mes, ;clatent d'un rire « hyst;rique », se p;ment, sont prises de convulsions, etc.

Mesmer est vivement attaqu; par la facult; de m;decine mais a des clients influents, comme le juriste Nicolas Bergasse et le banquier Guillaume Kornmann.

En mai 1781, Mesmer quitte Paris pour Spa (aujourd'hui en Belgique), o; il ;crit son Pr;cis historique des faits relatifs au magn;tisme animal qu'il adressera aux compagnies savantes du monde entier. Il rentre ; Paris fin 1781. Il effectue un deuxi;me s;jour ; Spa de juillet ; d;cembre 1782.

Il comprend alors qu'il se trouve dans une impasse, il n'est toujours pas reconnu par les soci;t;s savantes, notamment l'Acad;mie des sciences ou la Soci;t; royale de M;decine en France. De plus, son associ; Charles Deslon a profit; de ses absences parisiennes pour se constituer une client;le personnelle de magn;tisme animal, ce qu'il voit comme une tentative de le supplanter10.

En mars 1783, il cr;e la loge de l'harmonie, future Soci;t; de l'harmonie universelle.

La Soci;t; de l'harmonie universelle (1784)
modifier
Mesmer organise avec l'aide de Nicolas Bergasse et Guillaume Kornmann, une souscription pour acheter le « secret de Mesmer ». Pour cela, ils cr;ent en 1784 la Soci;t; de l'harmonie universelle, les souscripteurs deviennent possesseurs du secret en constituant une soci;t; destin;e ; enseigner et r;pandre la doctrine de Mesmer10.

Cette soci;t; tient ; la fois de l'entreprise commerciale, d'une ;cole priv;e et d'une loge ma;onnique. Le succ;s financier est ;norme : les noms les plus illustres de Paris et de la Cour se trouvent parmi les souscripteurs tels les Noailles, les Montesquiou, et le Marquis de Lafayette10.

Armand Marc Jacques de Chastenet de Puys;gur et ses deux fr;res seront membres de cette soci;t;.

L'ann;e 1784 est l'apog;e de Mesmer et le d;but de sa fin. Son entreprise lui apporte une fortune consid;rable, des filiales sont cr;;es dans les autres villes fran;aises, mais cette agitation grandissante suscite l'attention royale10.

L'enqu;te sur les pratiques de Mesmer (1784)
modifier
En mars 1784, ; l'instigation de Deslon et malgr; les protestations de Mesmer, Louis XVI cr;e deux commissions pour ;tudier la pratique du magn;tisme animal, l'une de l'Acad;mie des sciences et de l'Acad;mie de m;decine, l'autre de la Soci;t; royale de M;decine11.

Les commissaires font partie des plus grands savants de l';poque : l'astronome Jean Sylvain Bailly, les m;decins Joseph-Ignace Guillotin et Jean d'Arcet, le chimiste Antoine Lavoisier, des physiciens comme l'ambassadeur des ;tats-Unis Benjamin Franklin et Jean-Baptiste Le Roy, le botaniste Antoine Laurent de Jussieu12.

Ces savants se basent sur les 27 propositions de Mesmer expos;es par Charles Deslon qui pr;sente et explique ses propres pratiques de magn;tisme animal. Lavoisier ;tablit alors un mod;le d'application de m;thode exp;rimentale : il ne s'agit pas de savoir si le magn;tisme animal gu;rit ou pas des malades, mais de v;rifier si Mesmer avait bien d;couvert l'existence physique d'un nouveau fluide. La conclusion fut qu'on n'avait trouv; aucune preuve d'une existence de « fluide magn;tique »12.

Les possibilit;s th;rapeutiques, examin;es par la Soci;t; royale de M;decine, ne sont pas ni;es, mais attribu;es ; « l'imagination »12 (au sens litt;ral de l';poque : suggestion ou influence par l'image13). Jean Sylvain Bailly conclut que « l'imagination sans magn;tisme produit des convulsions… le magn;tisme sans imagination ne produit rien ».

 
M;decin magn;tiseur (mesmeric physician) prenant avantage de la situation. Lithographie anglaise de 1852.
Un deuxi;me rapport secret est adress; au Roi (rendu public sous le Ier Empire). Il met en garde contre les dangers ;rotiques exerc;s par le magn;tiseur homme sur ses patientes magn;tis;es12,14: « le traitement magn;tique ne peut ;tre que dangereux pour les m;urs ». En revanche, un des commissaires, Antoine Laurent de Jussieu, se d;solidarise de ses coll;gues en r;digeant un rapport particulier o; il d;clare que « l'influence physique de l'homme sur l'homme doit ;tre admise » et que cet agent ;tait probablement la « chaleur animale »12.

Cependant, comme la commission n’avait observ; que le travail de Deslon, beaucoup affirm;rent que ce dernier ne connaissait pas vraiment le syst;me de Mesmer. Celui-ci s’indigna de ce que les commissaires avaient adress; leurs questions au « tra;tre » Deslon, et non ; lui. Cette circonstance lui profita pourtant, car lorsque le minist;re public d;cida d'interdire le magn;tisme animal, Bergasse r;ussit ; faire lever l'interdiction pour Mesmer puisque, du point de vue juridique, les pratiques de Deslon ne concernaient pas celles de Mesmer12.

Loin de nuire au d;veloppement du mouvement magn;tique, les rapports de 1784 lui firent, au contraire, de la publicit;. Cet effet fut renforc; par l’opinion contradictoire de Jussieu, et par le fait que la m;me ann;e, un des plus fid;les disciples de Mesmer, le marquis de Puys;gur, avait fait de nouvelles d;couvertes d’un ;tat jusque-l; inconnu de la conscience, qu'il appelait « sommeil magn;tique ».

Pour le devenir du mesm;risme voir

Article d;taill; : Magn;tisme animal.
La crise de 1784-1785 et le d;part de France
modifier
Si l'enqu;te acad;mique n'emp;che pas le d;veloppement du mesm;risme, Mesmer lui-m;me connait de nombreux d;boires. Sur le plan de la notori;t; populaire, il est souvent ridiculis;, victime de caricatures, chansons populaires et pi;ces satiriques. Le 16 avril 1784, il est profond;ment humili; en assistant ; un concert organis; ; la Cour, celui de la claveciniste aveugle Maria-Th;resia Paradis venue de Vienne, celle-l; m;me qu'il ;tait cens; avoir gu;rie. Tous les regards se tourn;rent vers Mesmer pour lui signifier son imprudence d';tre l;15.

 
Mesmer, de Puys;gur et Deleuze.
Plus grave pour Mesmer sont les critiques publi;es par des savants et des ;rudits. Un auteur anonyme16 publie l'anti-magn;tisme (1784) soulignant les similitudes de m;thode entre le magn;tisme animal et l'exorcisme. Le m;decin Thouret publie Recherches et doutes sur le magn;tisme animal (1784) en examinant une ; une les 27 propositions de Mesmer pour signaler qu'elles avaient d;j; ;t; formul;es par des m;decins occultes des si;cles pr;c;dents, et que la th;orie de Mesmer, loin d';tre nouvelle, n';tait que la reprise de doctrines abandonn;es. Un autre m;decin physicien Jean-Paul Marat dans son M;moire sur l';lectricit; m;dicale (Rouen 1783, et Paris 1784) souligne que le magn;tisme animal ne peut se pr;senter comme une th;orie physique15.

Enfin, les disciples eux-m;mes de Mesmer trouvent sa doctrine vague et incoh;rente, et veulent la formuler autrement. ; cette ;poque, Mesmer s'en tenait ; des objectifs th;rapeutiques par une harmonie individuelle. Bergasse voit plus grand en envisageant une harmonie universelle et une harmonie sociale. Le magn;tisme n'est plus un moyen de gu;rir, mais un pr;texte ; vis;e politique, la lutte contre le despotisme con;ue comme une th;rapie sociale. Bergasse publie une nouvelle philosophie du monde : Th;orie du monde et des ;tres organis;s, suivant les principes de M.*** (1784)15.

De plus, Mesmer ressent la d;couverte du « sommeil magn;tique » par son disciple Puysegur comme une atteinte personnelle qui lui fait ombrage. En ao;t 1784, il est appel; par la Soci;t; de l'harmonie de Lyon pour faire une d;monstration devant le Prince Henri de Prusse, le fr;re de Fr;d;ric II, o; il ;choue compl;tement15.

Mesmer rompt avec Bergasse, Kornmann et d'autres membres influents de la Soci;t; de l'harmonie. Cette scission refl;te des divisions politique : Mesmer tient ; l'apolitisme, plus propre d'ailleurs ; servir ses int;r;ts imm;diats17 de cupidit;, mais aussi au caract;re ;gocentrique et intransigeant de sa personne15.

Probablement au d;but de 1785, Mesmer quitte Paris et la France. Selon Ellenberger, sa r;action serait la m;me que celle de 1777 (d;part de Vienne) : bless; dans son orgueil, atteint de d;pression, il prend la fuite15.

Derniers voyages (1786-1815)
modifier
La derni;re partie de sa vie reste mal connue. Dans sa derni;re d;cennie, ses disciples ignoraient o; il ;tait et m;me s'il ;tait encore en vie. Le mouvement qu'il avait fond; reste sous la direction de Puys;gur15.

Apr;s son d;part de Paris, il aurait v;cu quelques ann;es en Angleterre sous un nom d'emprunt. Puis, il se d;place ; travers l'Autriche, la France, l'Allemagne, et la Suisse.

P;riode r;volutionnaire
modifier
En 1790, il est de retour ; Vienne pour toucher l'h;ritage de la mort de sa femme. Il retrouve ses amis autrichiens et tient un salon o; l'on discute avec sympathie de la R;volution fran;aise, dont la Constitution de 1791. Il revient un moment ; Paris, qu'il quitte de nouveau en 1793 lors de la Terreur. En revenant ; Vienne, apr;s l'ex;cution de Louis XVI, il est suspect; de complicit; r;volutionnaire. Emprisonn; pendant deux mois, il est lib;r; le 4 d;cembre 179318,19.

Il gagne la Suisse et s';tablit ; Wagenhausen dans le Canton de Thurgovie. En 1794, son nom est m;l; ; un « complot jacobin » dirig; contre Fran;ois II (futur Fran;ois Ier d'Autriche, neveu de Marie Antoinette). Ses amis autrichiens s';taient radicalis;s en son absence en « jacobins de Vienne » alors que Mesmer lui-m;me aurait ;t; plus proche du Club des feuillants que du Club des jacobins18.

En 1798, sous le Directoire, il regagne Paris dans l'espoir de r;cup;rer une partie de ses biens, et d'obtenir une chaire d'enseignement dans un h;pital pour diffuser sa doctrine18. Il s;journe pendant trois ou quatre ans ; Paris et Versailles. Il ;crit alors ses m;moires en 1799. Il obtient du gouvernement une compensation financi;re de 400 000 livres.

Frauenfeld
modifier
Il s';tablit en Suisse, ; Frauenfeld (Thurgovie). Il a perdu une grande partie de sa fortune, mais il lui en reste assez pour vivre en riche aristocrate, isol; du monde ; l';cart des m;decins qui l'avaient rejet;, et de ses disciples qui l'avaient trahi15.

Lorenz Oken lui rend visite en 1809. ; l'issue de ce s;jour, Oken appelle les m;decins ; rencontrer Mesmer. Johann Christian Reil propose alors ; Mesmer de venir exercer ; Berlin dans un ;tablissement reconnu par les autorit;s prussiennes. Mesmer, arguant de son ;ge avanc;, d;cline l'invitation, mais sugg;re ; l'inverse de recevoir chez lui toute personne missionn;e par Oken. ; la demande d'une commission cr;;e par le chancelier Karl August von Hardenberg, le m;decin Christian Wolfart - « mesmeriste » et membre de l'Acad;mie de Prusse - se rend ; Frauenfeld o; il arrive en septembre 1812.

 
La tombe de Mesmer ; Meersburg, en 2006.
Wolfart, romantique et patriote allemand s';tonne du personnage Mesmer qui, ; la fa;on de l'ancienne aristocratie allemande, s'exprime exclusivement en fran;ais. Mesmer l;gue ses manuscrits ; Wolfart qui les traduit et les publie en 181420, mais en partie seulement, sous le titre Mesmerimus oder System der Wechselwirkungen, Theorie und Anwendung des thierischen Magnetismus. Ce dernier ouvrage ne porte pas seulement sur les id;es m;dicales de Mesmer, mais aussi sur ses opinions sur les sujets les plus divers : de l';ducation aux prisons, en passant par les f;tes publiques et les imp;ts15,18.

Malheureusement, la plupart des manuscrits laiss;s ; Wolfart ont ;t; perdus. Selon Ellenberger « Wolfart ;tait n;gligent ; tel point que dans sa traduction il attribua ; Mesmer le pr;nom de Friedrich au lieu de Franz »15.

Un ou deux ans avant sa mort, Messmer s'installe ; Meersburg, sur les bords du lac de Constance, o; il meurt le 5 mars 1815, ; quelques kilom;tres de son village natal d'Iznang15.

Personnalit;
modifier
M;c;nat musical
modifier
Durant sa p;riode viennoise, Mesmer est un jeune m;decin qui, par son mariage, vit en homme du monde, dans une grande propri;t; magnifique o; il se montre connaisseur et protecteur des arts1.

Parmi les artistes qui fr;quentent sa demeure, se trouvent les musiciens Haydn et Gluck, ainsi que la famille Mozart. Ainsi Leopold Mozart pr;sente ; Mesmer son jeune fils Wolfgang Amadeus Mozart, ;g; de douze ans. La premi;re repr;sentation du second op;ra de Mozart, Bastien und Bastienne, s'effectue dans le th;;tre priv; des Mesmer le 1er octobre 17681.

Plus tard, Mozart fera une r;f;rence ; Mesmer (son baquet et son fluide), mais pour s'en moquer dans son op;ra Cos; fan tutte 21(1790).

Mesmer est aussi l'un des premiers ; jouer de l'harmonica de verre, instrument de musique perfectionn; par Benjamin Franklin1.

Caract;re
modifier
 
La signature de Franz Anton Mesmer.
Lorsque Mesmer arrive ; Paris, il a 43 ans. Il est d;crit comme un bel homme, grand et vigoureux, d'une haute distinction avec des mani;res raffin;es. Il s'exprime tr;s bien en fran;ais malgr; un fort accent allemand. Il est rapidement accept; dans la soci;t; fran;aise : ; l'aise avec les princes et les nobles, il sait combiner le charme et l'autorit; pour convaincre les gens et obtenir d'importantes faveurs6.

Ses partisans d;;us dressent un portrait amer : Mesmer ;tait convaincu qu'il avait fait une d;couverte capitale que le monde entier devait accepter imm;diatement, mais qu'il appartenait ; lui seul de la r;v;ler selon son bon vouloir. Il exige de ses disciples un d;vouement absolu, mais en retour il ne s'int;resse pas aux id;es des autres et ne t;moigne aucune gratitude. Orgueilleux et ;gocentrique, il rompt imm;diatement en ressentant l'indiff;rence comme de l'hostilit;, et la moindre critique comme une pers;cution22.

Selon Ellenberger, les fluctuations de sa carri;re refl;tent sa psychopathologie. D'humeur instable et d'hypersensibilit; morbide, il a des p;riodes d'exaltation et de d;pression, d'hypomanie et de d;couragement. Vers la fin de sa vie, il aurait exprim; des id;es d;lirantes, disant que l'eau des rivi;res ;tait magn;tis;e, parce que lui, Mesmer, avait magn;tis; le soleil22.

Points de vue
modifier
Franz-Anton Mesmer reste un personnage controvers;, aussi bien en son temps que dans le milieu des historiens. Selon les auteurs, il peut ;tre pr;sent; d'abord comme un m;decin charlatan, qui inspire l'occultisme et le spiritisme du xixe si;cle ; ou comme un m;decin pr;curseur de l'hypnose et des psychoth;rapies dynamiques ; ou comme un m;decin influent des Lumi;res, repr;sentatif des conflits et contradictions de son ;poque.

M;decin charlatan
modifier
Le si;cle des Lumi;res est aussi surnomm; « l';ge d'or du charlatanisme » par des historiens de la m;decine. De ce point de vue, la demande sociale de sant; individuelle s'accroit, mais le contr;le institutionnel des pratiques de sant; reste insuffisant. Les pratiques de soins repr;sentent un secteur ;conomique de libre-march; en expansion. Dans ce cadre, des inventions th;rapeutiques « technologiques » se font jour, dont celles ; base de magn;tisme et d';lectricit;, comme celles du m;decin am;ricain Elisha Perkins (1741-1799), ou du m;decin ;cossais James Graham (sexologue) (en) (1745-1794)23 .

Mesmer serait le repr;sentant le plus c;l;bre de ces nouvelles m;thodes, qui se pr;sentent aussi de fa;on th;;trale en suscitant l'engouement du public23, ce qui correspond au terme charlatanisme depuis le xvie si;cle. D;s son temps, et durant deux si;cles de pol;miques, Mesmer est souvent accus; d';tre un charlatan et un aventurier arriviste24. ; l'appui de cette th;se : des t;moignages de sa cupidit; grandissante voire de malhonn;tet;, son baquet de traitement collectif, des anecdotes pittoresques ou des propos d;lirants10,22.

D;s lors, la vogue du spiritisme et des m;diums dans la deuxi;me moiti; du xixe si;cle se situerait dans la continuit; de la diffusion du mesmerisme25.

Pour d'autres, tel Rausky, « la notion de charlatanisme ne devrait pas ;tre utilis;e, car celle ci n'est pas une cat;gorie historique pr;cise, mais un jugement de valeur ;thique, rev;tu d'une objectivit; douteuse ». Il s'agirait d'une accusation, faite de tout temps, par les m;decins d;tenteurs d'un pouvoir, pour marginaliser ou exclure des concurrents ou des adversaires24. Par exemple, Jean-Paul Marat, qui accuse aussi bien Mesmer que Ledru, d;tient lui aussi une « boutique d';lectricit; m;dicale »26.

Il conviendrait alors de distinguer, dans la vie et l';uvre de Mesmer, entre « le projet lucide » et le « d;lire gratuit »27.

M;decin pr;curseur
modifier
De fa;on g;n;rale, la plupart des historiens consid;rent que le cas Mesmer ne se r;duit pas ; un cas de charlatanisme. Selon Roy Porter (en), c'est aussi « une des figures de transition sur le chemin qui va de la magie aux psychoth;rapies modernes » : Mesmer serait un pionnier de l'hypnose28.

Pour Henri Ellenberger « on peut faire remonter la psychiatrie dynamique moderne au magn;tisme animal de Mesmer, et qu'; cet ;gard, la post;rit; s'est montr;e singuli;rement ingrate envers lui »22. Si le mesm;risme s'est discr;dit;, Mesmer lui-m;me ouvre une voie o; l'on trouvera Jean-Martin Charcot, Pierre Janet et Sigmund Freud29.

Stephan Zweig, dans son essai La Gu;rison par l'esprit (1931), fait m;me de Mesmer un Christophe Colomb : ; l'instar de celui qui a cru trouver les Indes en d;couvrant l'Am;rique, Mesmer a cru d;couvrir un fluide magn;tique l; ou ;tait la notion d'inconscient18.

Franklin Rausky30 passe en revue les observations ou pratiques de Mesmer qui annoncent ou pr;figurent des concepts psychanalytiques, comme le r;le du patient et le ph;nom;nes de transfert31. De m;me le traitement collectif du baquet, o; Mesmer se pose en leader de groupe, serait de l'ordre d'une th;rapie de groupe24.

M;decin des Lumi;res
modifier
Le magn;tisme animal et les disciples du mesm;risme, divis;s en courants divergents, ont ;t; plus ;tudi;s que Mesmer lui-m;me18.

 
Magn;tiseur induisant une transe hypnotique. Gravure de 1794.
Loin d';tre un marginal, Mesmer est un m;decin impr;gn; des nouveaux principes d'une m;decine des Lumi;res. Il est l';l;ve de G;rard van Swinten (1700-1772) qui introduit ; l'Universit; de Vienne les id;es de son ma;tre Herman Boerrhaave (1668-1738). La m;decine est une science d'observation du corps vivant, qui se pratique au lit du malade18.

Sa confrontation avec l'exorciste Gassner, qui est ; l'origine de sa carri;re de magn;tiseur, repr;sente une m;dicalisation des courants magiques et mystiques toujours tr;s pr;sents au xviiie si;cle. Dans des ;tats de « possession », de souffrances convulsives, maladies « nerveuses ou vaporeuses », Mesmer entend transf;rer le pouvoir miraculeux du sorcier ou de l'exorciste au pouvoir gu;risseur du magn;tiseur18.

Mesmer est un partisan de la Raison et du despotisme ;clair;. Il rejette aussi bien le vieux gal;nisme que les superstitions en tous genres. Admirateur de Newton et de Rousseau, il croit au projet d'une m;decine issue de la nature, en progr;s pour le bonheur de l'humanit;32. Selon Rausky, en cr;ant la « soci;t; de l'harmonie universelle », Mesmer insuffle ; ses disciples plus que la volont; de gu;rir, mais bien le d;sir de gu;rir, ce qui expliquerait ses succ;s33.

Mesmer n'est ni un th;oricien, ni un grand lecteur, et il n'a gu;re pr;cis; sa doctrine34. Mais ses id;es paraissent ;tre celles d'un mat;rialisme sensualiste inspir; d'Helv;tius, de Baron d'Holbach. En tant que repr;sentant de l'Aufklarung, Mesmer inspire directement Lorenz Oken (1779-1851), chef de file de la Naturphilosophie allemande32.

;uvres
modifier
De l'influence des plan;tes sur le corps humain, 1766
M;moire sur la d;couverte du magn;tisme animal, 1779,   ;dition num;rique disponible sur wikisource, en version ePub [archive] (ISBN 9782362740015) ou Kindle [archive] (ISBN 9782362740039) chez Mesmeria Editions.
M;moire sur la d;couverte du magn;tisme animal, Paris, Allia, 2006, 96 p. (ISBN 2844852262, lire en ligne [archive])
Pr;cis historique des faits relatifs au magn;tisme animal. I, 1781, L'Harmattan, 2005, (ISBN 2747590542), en version ePub [archive] (ISBN 9782362740053) ou Kindle [archive] (ISBN 9782362740077) chez Mesmeria Editions.
M;moire de F. A. Mesmer, Docteur en M;decine, sur ses D;couvertes, 1799, en version ePub [archive] (ISBN 9782362740091) ou Kindle [archive] (ISBN 9782362740114) chez Mesmeria Editions.
Post;rit;
modifier
Sa renomm;e dans le monde anglophone sera telle que le verbe « hypnotiser » (au propre et au figur;) se dit non seulement to hypnotize en anglais, mais ;galement to mesmerize ; la forme verbale mesmerizing (litt;ralement « mesmerisant ») est ;galement employ;e comme adjectif avec le sens de fascinant (pour qualifier un spectacle, un film, un livre, etc.).

Honor; de Balzac ;tait un adepte du mesmerisme et du magn;tisme animal. Il s';tend longuement sur le sujet dans son roman Ursule Mirou;t o; l'on voit le sceptique docteur Minoret se laisser convaincre de traiter sa pupille : Ursule.

En 1887, Guy de Maupassant mentionne le nom de Mesmer et d;crit des ph;nom;nes hypnotiques dans sa deuxi;me version du Horla.

En 1936, le docteur Jean Vinchon a publi; chez Am;d;e Legrand, ;diteur, une ;tude intitul;e Mesmer et son secret35.

En 1994, Roger Spottiswoode r;alise le film Mesmer, sur la vie du docteur (surtout le c;t; hypnose), avec Alan Rickman dans le r;le de Franz Anton Mesmer36.

En 2017, Barbara Albert r;alise le film Mademoiselle Paradis racontant le traitement de Maria Theresia Paradis par Mesmer37.

Mesmer est ;voqu; dans le film Cure, de Kiyoshi Kurosawa, o; un ancien ;tudiant en psychologie devenu fou a d'inqui;tants pouvoirs hypnotiques.

;galement cit; par Abraham Van Helsing, dans Dracula de Francis Ford Coppola.

Le roman de Brian O'Doherty L';trange cas de mademoiselle P. (1992) est consacr; ; l'affaire du traitement de la musicienne aveugle Maria Theresia von Paradis.

Alexandre Dumas d;crit une s;ance de soins dans Le Collier de la reine.

Mich;le Halberstadt ;crit L'incroyable histoire de Mademoiselle Paradis (2008-;dition Albin Michel) consacr; au traitement et ; la "romance entre Paradis & Mesmer"

Messmer, un artiste qu;b;cois, reprend le nom Mesmer comme nom de sc;ne en hommage.

Notes et r;f;rences
modifier
Ellenberger 1974, p. 50-52.
Rausky 1977, p. 33-36.
Ellenberger 1974, p. 52-53.
Rausky 1977, p. 45-47.
Rausky 1977, p. 50.
Ellenberger 1974, p. 54-55.
Miguel Ruiz : Mon Paris insolite page 18 [archive]
Robert Delavault, Une destin;e hors du commun : Marie-Anne Lavoisier, 1758-1806, ;ditions L'Harmattan, 2008.
Ellenberger 1974, p. 55-56.
Ellenberger 1974, p. 56-57.
Rausky 1977, p. 123-124.
Ellenberger 1974, p. 57-58.
Rausky 1977, p. 142-143.
Rausky 1977, p. 146-147.
Ellenberger 1974, p. 58-59.
Selon Rausky 1977, p. 151-152, il s'agirait du m;decin Jean-Jacques Paulet (1740-1826).
Clifford D. Connor, Histoire populaire des sciences, ;ditions de l';chapp;e, 2011, p. 382, citant Darnton, La fin des lumi;res, le mesm;risme et la R;volution
Belhoste, B. (2018). « Franz Anton Mesmer: magn;tiseur, moraliste et r;publicain » [archive], Annales historiques de la R;volution fran;aise, n° 1, pp. 27-56.
Betsy van Schlun, Science and the Imagination: Mesmerism, Media, and the Mind in Nineteenth-century English and American Literature, Galda & Wilch, 2007
Sa;d Hammoud, Mesmerisme et romantisme allemand 1766-1829, ;ditions L'Harmattan, 1994
Thesaurus Index, vol. 2, Paris, Encyclopaedia Universalis, 1985, p. 1936.
Ellenberger 1974, p. 60-61.
(en) Vivian Nutton et Roy Porter, The Western Medical Tradition : 800 BC to AD 1800, Cambridge (GB), Cambridge University Press, 1995, 556 p. (ISBN 0-521-38135-5), chap. 7 (« The Eighteenth Century »), p. 459-462.
Rausky 1977, p. 69-70.
Ellenberger 1974, p. 73-74.
Michel Caire, Soigner les fous : Histoire des traitements m;dicaux en psychiatrie, Paris, Nouveau Monde, coll. « Histoire des sciences », 2019, 480 p. (ISBN 978-2-36942-692-9), p. 73.
Rausky 1977, p. 10-12.
Mirko D. Grmek (dir.) et Roy Porter (trad. de l'italien), Histoire de la pens;e m;dicale en Occident, vol. 2 : De la Renaissance aux Lumi;res, Paris, Seuil, 1997, 376 p. (ISBN 978-2-02-115707-9), « Les strat;gies th;rapeutiques », p. 201.
Ellenberger 1974, p. 90.
« Franklin Rausky [archive] », sur data.bnf.fr (consult; le 30 mai 2021)
Rausky 1977, p. 228-233.
B. Belhoste, Histoire de la science moderne, De la Renaissance aux Lumi;res, Paris, Armand Colin, 2016, 283 p. (ISBN 978-2-200-61318-1), p. 203-205.
Rausky 1977, p. 95.
Rausky 1977, p. 71-72.
Jean Vinchon, Mesmer et son secret, Paris/Montr;al, l'Harmattan, 1999, 163 p. (ISBN 2-7384-7426-8, lire en ligne [archive]). Disponible aux ;ditions l'Harmattan [archive] (le lien permet la lecture de quelques pages de l'ouvrage)
Mesmer (1994) [archive] sur l'IMDb.
Mademoiselle Paradis (2017) [archive] sur l'IMDb.
Voir aussi
modifier
Sur les autres projets Wikimedia :

Fr;d;ric-Antoine Mesmer, sur Wikimedia Commons
Franz-Anton Mesmer, sur Wikisource
Bibliographie
modifier
Le mesm;risme et la R;volution fran;aise, Annales historiques de la R;volution fran;aise, 2018/1, (n° 391), 252 pages.
Fran;ois Azouvi et Charles de Villers, Le Magn;tiseur amoureux : Pr;c;d; de La pol;mique du magn;tisme animal et suivi de Documents sur l'histoire du mesm;risme, Librairie Philosophique Vrin, 2e ;dition revue et augment;e, 2007, 263 p. (ISBN 9782711618385)
L;on Chertok et Raymond de Saussure, Naissance du psychanalyste. De Mesmer ; Freud, Les emp;cheurs de penser en rond / Synth;labo, 1997, 316 p. (ISBN 9782908602883)
L;on Chertok et Isabelle Stengers, Le C;ur et la Raison. L'hypnose en question de Lavoisier ; Lacan, Paris, Payot, 1989, 286 p. (ISBN 9782228881739)
Robert Darnton, La Fin des Lumi;res : le mesm;risme et la R;volution, Odile Jacob, Paris, 1995, 220 p. (ISBN 9782738103376) [1e ;d. fcse Perrin, 1984]
Henri Ellenberger (trad. J. Feisthauer), A la d;couverte de l'inconscient : histoire de la psychiatrie dynamique [« The discovery of the inconscious : The History and Evolution of Dynamic Psychiatry »], Villeurbanne, SIMEP, 1974, 759 p. (ISBN 2-85334-097-X et 9782213610900), chap. 2 (« Gen;se de la psychiatrie dynamique »). 
R;;ditions chez Fayard.
Bertrand M;heust, Somnambulisme et m;diumnit;, t. 1, Le d;fi du magn;tisme animal, Les Emp;cheurs de penser en rond, 1999, (ISBN 9782843240669)
Franklin Rausky, Mesmer ou la r;volution th;rapeutique, Paris, Payot, coll. « Science de l'Homme », 1977, 261 p. (ISBN 2-228-21970-3)
Jean Thuillier, Franz Anton Mesmer ou l'extase magn;tique, Robert Laffont, Paris, 1988, 317 p. (ISBN 9782221054567)
Jean Vinchon, Mesmer et son secret, Am;d;e Legrand, 1936, 121 pages, pr;face de L;vy-Valensi
Stefan Zweig, La Gu;rison par l'esprit, Paris, Librairie g;n;rale fran;aise, 1994, 379 p. (ISBN 9782253064886)
Articles connexes
modifier
Magn;tisme animal
Le Baquet de Mesmer (1905) : court-m;trage de Georges Meli;s.
Justinus Kerner fut, d'apr;s Henri Ellenberger, le premier ; faire une recherche sur la vie de Franz Anton Mesmer et ; rassembler des documents biographiques s'y rapportant.
Antoine Court de G;belin
Pierre-Yves Barr;
Jean-Baptiste Radet
Jean-Baptiste Lanoix
Commission d'enqu;te sur le magn;tisme animal (en)
Liens externes
modifier
Notices d'autorit; : VIAFISNIBnF Notices dans des dictionnaires ou encyclop;dies g;n;ralistes : Britannica [archive]Brockhaus [archive]Den Store Danske Encyklop;di [archive]Deutsche Biographie [archive]Dictionnaire historique de la Suisse [archive]Enciclopedia italiana [archive]Gran Enciclop;dia Catalana [archive]Nationalencyklopedin [archive]Store norske leksikon [archive]Treccani [archive]Universalis [archive]
Ressources relatives ; la recherche : IsidoreWho Named It?
Ressource relative ; la sant; : Biblioth;que interuniversitaire de sant;
  Portail du xviiie si;cle   Portail des Lumi;res   Portail de la m;decine   Portail de la psychologie   Portail du Saint-Empire romain germanique   Portail du Grand-duch; de Bade
Derni;re modification il y a 5 mois par Noctemedia
Wikip;dia
Le contenu est disponible sous licence CC BY-SA 4.0 sauf mention contraire.
Politique de confidentialit; Conditions d’utilisationVersion de bureau


Рецензии