Импортозамещение человеческих зоопарков

 Северные аборигены были интересны и россиянам. В своей статье "«Что мы, Гагенбеки какие, что ли»: люди в зоосадах российской империи" доктор исторических наук  Мария Лескинен пишет:

«В зимнее время публике предлагали такое развлечение, как “живая этнография” — демонстрация представителей народов Севера. Нанятые антрепренерами, они прибывали в Москву сразу несколькими семействами, со всем скарбом и оленями, ставили на территории Зоосада свои чумы, катали желающих на нартах». При этом подчеркивается, что Москва иногда была промежуточным пунктом — самоеды ехали на Всемирную выставку в Париж.


 Всероссийская выставка 1896 года в Нижнем Новгороде.


В ещё одной статье "Демоны в зоопарке: Современное искусство и колонизация Севера в России 1890-х годов" научный сотрудник Институт всеобщей истории РАН Евгений Савицкий рассказывает про павильон Крайнего Севера на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Павильон Крайнего Севера был частным, созданным на средства Мамонтова, строившего тогда железную дорогу до Архангельска, и архангельского губернатора Энгельгардта, также активно участвовавшего в освоении северных территорий. Эта экспозиция попала на фотографии Максима Дмитриева. Не так давно вышла книга-альбом с его фотографиями "Волжская коллекция. По Волге-реке". Савицкий в своей статье так описывает одну из фотографий

    На фотографии видна женщина, одетая в национальный костюм и с ненецкими чертами лица. Она вроде бы занимается самым обычным делом — каким-то шитьем. В то же время, хотя на дворе лето, женщина одета в довольно теплый, с меховым воротником, национальный костюм, паницу; на голове у нее меховая шапка. На стене висит еще зимняя ягушка с рукавицами. Можно представить себе, что это некий домашний интерьер, однако женщина сидит на своеобразном помосте, она — экспонат выставки. Ее статус — такой же, как и у выстроившихся на полках кукол, также одетых в национальные костюмы. Можно задаться вопросом: насколько удобно ей сидеть в таком теплом наряде летом, может ли она по своему усмотрению снять его? Как будет видно, летняя жара едва не стоила жизни ей и некоторым другим экспонатам павильона Севера.

18 июля выставку посещает сам император Николай II в сопровождении императрицы Александры Федоровны и великого князя Алексея Александровича. Царь направляется и в павильон Севера. По выставке государя сопровождал Витте — не только инициатор проведения выставки, но и активный сторонник строительства новых железных дорог, в том числе к северным портам.

    На террасе, окружающей павильон, Их Величества изволили обратить милостивое внимание на двух самоедов в национальных костюмах и на дрессированного тюленя, а затем проследовали внутрь павильона, где, ознакомившись с экспонатами, относящимися до вновь строящейся Архангельской железной дороги, и с промыслами Крайнего Севера, вышли и, сев в поданную к павильону коляску, в 6 ч. 20 мин. изволили отбыть при родных кликах народа в сопровождении лиц свиты со Всероссийской выставки.


 Евгений Савицкий , следующим образом обобщил данную тему.

    Насколько типичными были такие показы; как они были организованы; каковы были условия работы людей в таких деревнях; как воспринимались они публикой; какова связь таких показов с колониальной системой, со зрелищной культурой капитализма; как соединялись коммерческие и образовательные функции таких выставок; насколько они должны быть предметом национальной гордости или, напротив, вины, и др. Надо сказать, что и в современной историографии нет однозначных ответов на эти вопросы. На смену однозначному осуждению этих выставок как расистских «человеческих зоопарков» в новейших исследованиях пришли более нюансированные трактовки, в которых подчеркиваются способность демонстрируемых людей отстаивать свои интересы при заключении контрактов на поездку в Европу, разнообразие форм восприятия таких показов, различия в их организации: в одних случаях экспонируемые обязывались не выходить за пределы своей деревни, в других они могли свободно передвигаться по городу по окончании рабочего времени, посещать пивные заведения, театры и частные дома, даже вступать в любовные отношения с их обитательницами и обитателями. Антрепренеры имели различную репутацию: одни откровенно эксплуатировали людей, мало думая о качестве и аутентичности показов; другие, наоборот, заботились о своей репутации, тщательно отбирая достойное выставок, стремясь придать им подлинно научное значение, заботясь об адекватном питании и условиях проживания приглашенных удивительных людей. В современных обсуждениях «сомалийской деревни» разные типы показов в цирках, на ярмарках, в увеселительных садах, на всероссийских и международных выставках и пр. слились в один, соотносимый с показами в зоопарках или «как в зоопарках». Малоизвестность истории зоологических садов, как зарубежных, так и российских, приводит, в свою очередь, к непониманию специфики организовывавшихся там этнографических показов.


Рецензии