Большой талант

Большой талант.

Посвящено человеку, который благодаря
Своему таланту и упорному труду стал
Знаменитым актёром и режиссёром –
Сергею Бондарчуку.

Первая часть.

25 сентября 1920 года

В этот день на свет появился
На Украине сей малыш.
В деревне Белозерка, это –
Херсонская область сейчас.

В жилах отца того Сергея,
(Так мальчик этот назван был)
Сербская, вместе там с болгарской,
Текла кровь. Вот такой их род.

Был председателем колхоза,
Отец Сергея. Ну а мать,
Простая девушка была там –
Татьяна. Украинка та.

В тайне от мужа, мать крестила,
Сына, и имя там дала,
В честь там любимого святого –
Сергия Радонежского.

Может, и уберёг он Бондю,
(Друзья прозвали так его)
В тяжёлые, голода, годы,
Когда детей много ушло.

(Умирали сотнями в день)

Позже семья их переедет,
Там в Таганрог. Где будущий
Артист народный, пошёл в школу,
В школьном театре, став звездой.

Вместе с соседской же девчонкой,
Бондя создал театр там:
«Театр старых пердунов».
Спектакли во дворе давал.

(Где Сергей изображал стариков, показывая
Смешные сценки)

Бондарчуки в Ейск перебрались.
В 17 лет уже Сергей,
На сцене выступил театра,
Ейского драмтеатра уж.

Но свой дебют на взрослой сцене,
Сергей вспоминать не любил.
Слугу играл с подносом с чаем,
Мимо стола тогда ж прошёл.

И от волненья рухнул в яму
То – оркестровую тогда ж.
Едва тот не сорвал спектакль,
Но слава богу обошлось.

Но он буквально болел сценой.
С театром жизнь хотел связать.
Отец – настаивал упорно,
Чтоб инженером стал Сергей.

Наверное, впервые в жизни,
Против воли родителей,
Пошёл Бондарчук…
И… до Москвы купил билет.

Отправился он вместе с другом,
Там в «Театральный» поступать.
Отец вслед поезду кричал там,
Как наставление ему:

«Ты там гляди, стань настоящим артистом,
А не каким - ни будь комедиантом!»

В училище сдав документы,
В «Театре революции»,
На лавку Курского вокзала,
Отправился он ночевать.

Денег на гостиницу нету,
И нет знакомых в той Москве…
Нескладный деревенский парень,
В не чищенных был кирзачах.

Столичных франтов вдруг там вспомнил,
Порог что обивали там,
Этой комиссии приёмной –
И Сергей слабину там дал…

Бондарчук забрал документы.
И сел в обратный поезд там.
Но на душе тяжело было ж,
С позором ведь вернётся он?..

На станции ближайшей – сходит,
В Ростове – на – Дону, спросив,
Есть ли училище у вас тут,
В артисты хочу поступить.

Набор студентов, завершён был
Уже. Решимость и напор,
Сергею поступить помогут,
На артиста в том городе.

С какой гордостью он пошлёт там
Фотокарточку с первого
Там «настоящего» спектакля,
Домой своим родителям.

Вторая часть.

В Грозном, война его застала.
В Театре Красной Армии,
Служил он. И четыре года,
Провёл на фронте, воевав.

И он во многих там сраженьях,
И в битве же За Сталинград,
Там отличился. Наград - много
Но не любил то вспоминать.

1947 год

После демобилизации,
Направился Сергей в Москву.
Фронтовика же молодого,
На третий курс ВГИКа возьмут.

Высокий, скромный этот парень,
В гимнастёрке, в 26 лет,
Стал самым возрастным студентом
Курса «молодогвардейского».

(Который вёл Сергей Герасимов. И он вспоминал:
«…БОНДАРЧУК ИГРАЛ У НАС ЛЮДЕЙ
ПОЖИЛЫХ, СЕРЬЁЗНЫХ, НА КУРСЕ БЫЛ
ЧЕЛОВЕКОМ НЕГРОМКИ, ПОЗА, БЫСТРЫЕ
И КОКЕТЛИВЫЕ ЖЕСТЫ БЫЛИ ЕМУ НЕ СВОЙСТВЕННЫ…»

Очень ценил его, наставник,
Талантливого студента.
Но в «Молодой гвардии» места,
Бондарчуку он не нашёл.

И тут уже вмешался случай,
Поджимали сроки съёмок.
А исполнитель роли Валько,
Подпольщика – вдруг приболел.

Бондарчука там подключили ж,
Позже Сергей там сетовал:
Во время монтажа мол сцены,
Почти все вырезали там.

(С его участием)

Но и тех сцен, что там остались,
Было достаточно, что б там,
После просмотра той картины,
Пудовкин там воскликнул там:

«… ЭТОТ АРТИСТ ВЪЕХАЛ В КИНО, КАК ТАНК!»

У Бондарчука после роли,
Первой – сниматься вызовов,
Было достаточно. Но не все
Были такими, как хотел.

(Так в «Повести о настоящем человеке»
Сергей мечтал сыграть Мересьева, но на
Пробах – ПЕРЕВОЛНОВАЛСЯ… и был
Назначен на Гвоздева)

Помог Герасимов ему, чтоб
Он роль Шевченко получил.
В биографическом там фильме,
«Тарас Шевченко». Снят тот был.

И справился с ролью блестяще.
Решили фильм тот показать,
Там Сталину. И по Легенде,
От фильма вождь пришёл в восторг.

И пальцем ткнул в лицо актёра,
Бондарчука, сказал тогда:
«Вот истинно артист народный!»
Рядом Василий Сталин был.

Он позвонил другу – Сергею,
Уже через пару часов:
«Эй, слышь Серёга, поздравляю
С «Народным!». А с тебя простава!»

И он ведь как в воду глядел там.
Ослушаться тогда ж вождя
Там не решились, и присвоят
Бондарчуку то звание.

(В обход всех предыдущих регалий
Беспартийному 31 – летнему Сергею
Бондарчуку звание «Народного артиста СССР»)

С тех пор все двери там открылись,
Перед Сергеем Фёдоровичем.
Автомобиль, в Москве квартира,
Там появились у него.

И на сберкнижке счёт огромный…
А кроме этого всего -
Доверия высшая степень,
А с ним и выезд за рубеж.

И съёмки в иностранных фильмах.
И в итальянском фильме он
Сыграет: «В Риме была ночь» тот.
И в югославском фильме снят.

(«Битва на Неретве»)

Третья часть.

Современники отзывались,
О Бондарчуке – что он был
Сверх - энергичным человеком,
Говорил однокурсник так:

(Самсон Самсонов, будущий режиссёр)

«Глаза его были такими-
Словами и не передать.
Горел огонь в них постоянно:
То он пылал, то как – то гас…»

«И просто лишь зрачки сверкали».

А Марк Бернес сыгравший также
В одном фильме с Сергеем раз,
Говорил: «Бондарчук, наверно –
Гипнотизёр, по сути, всё ж.

Ничуть он не слабее Вольфа
Мессинга. Обладает он,
Огромной силою внушенья»
Считал таким Бондарчука.

(А однокурсница Клара вспоминала:
«Когда обманутый Отелло терзается
Изменой Дездемоны и кричит: «Платок!
О, Дьявол!» - в нём клокотал такой
Неистовый темперамент, что казалось,
Сейчас спрыгнет с экрана и придушит
Первого попавшегося»)

Заслуженно всё же считался,
Актёром, Сергей Бондарчук –
Номер один в стране той нашей,
Когда решил и сам снимать.

Таких капризов руководство,
Не поняло. Но – был приказ:
«Чтоб не препятствовали ему»,
И кто – то даже против был.

(Иван Пырьев подкараулил Бондарчука
в коридоре «Мосфильма» и зашипел:
«Какого чёрта лезешь в нашу профессию?
Тебе что, твоей мало?»

Но то Бондю не испугало.
Правда, Пырьев уже с тех пор,
Увидав его, проходил там,
И больше не здоровался.

И свой дебют Бондарчук сделал,
Взяв рассказ Шолохова там,
Фильм сделав «Судьба человека»
За фантастический там срок.

(Всего за 74 дня!)

Снять торопился. Чтобы «сверху»,
Не передумали тогда,
И не лишили средств на съёмку,
Героем главным снялся сам.

(Андрея Соколова)

Немалый риск был: «Вдруг, осечка,
Ничего не получится,
И его позор ожидает…
Многое стоит на кону»

(Вся его актёрская карьера)

Но Сергей Федорович всё же
Был смелым человеком там.
Рискнул он. И фильм получился,
Хороший получился тот.

(Журнал «Советский экран» признал кинокартину
Лучшим фильмом за 1959 год)

Ленинскую премию дали,
Бондарчуку за этот фильм.
На кинофестивалях разных
И зарубежных – призы шли.

Такой аванс доверия там
От высшей власти всё равно
Рано иль поздно всё ж пришлось бы
Ему там отрабатывать.

И вот в квартире у Сергея
Бондарчука раздался вдруг,
Звонок однажды телефонный –
Министр культуры позвонил.

(Екатерина Фурцева - «Екатерина Третья»)

И начинающему всё же,
Режиссёру предложит та,
Экранизировать, Толстова
Льва - роман там «Война и мир»

И доверительно добавит
В принципе, в кино – новичку:
«О разрешеньях и бюджете,
Можешь не беспокоиться»

«Всё будет…»

Бондарчук задержал дыханье,
Задача эта будет ведь
Наисложнейшая. Сможет ли
Справиться с ней?.. Вот в чём вопрос.

 И отказаться ж нельзя также,
От такой «просьбы». Как же быть?..
И Бондарчук там СОГЛАСИЛСЯ,
И эпопею стал снимать.

«…Я НАЧАЛ СНИМАТЬ ЭТОТ ФИЛЬМ
ПО НЕЗНАНИЮ ТОГО, ЧТО ЖДЁТ МЕНЯ ВПЕРЕДИ» -
Потом признавался режиссёр.

Четвёртая часть.

Созданию такого фильма,
Масштабного в жизни своей,
Но и во всём кино советском –
Бондарчук все дни посвятил.

(Каждый день в течении ШЕСТИ лет, начиная
С 1961 года)

И первым делом позвонил он,
Своей жене: И ей сказал:
«Кино большое я снимаю,
Всё остальное на тебе!»

Киношедевр тот обошёлся
Нашей стране в сумму тогда ж
В беспрецедентную в то время –
В 100 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ…

А министерство обороны
Для съёмок предоставит там –
1500 лошадей в фильм,
И столько же там человек.

(Одетых в военную форму 1812 года. 40 советских
Предприятий изготовляли декорации и реквизит,
Которые перевозились в 150 специальных вагонах.
Фонды 58 музеев СССР предоставили подлинные
экспонаты 19 века. Для дуэли Пьера пришли два
Пожилых ленинградца и протянули Бондарчуку
Чемоданчик с дуэльными пистолетами: «Возьмите,
Это настоящие, фамильные!»

А на военные все сцены,
Потратили при съёмках там –
23 тонны всей взрывчатки,
И керосина много же.

(40 тысяч литров. Для сцены сражения
При Бородино понадобилось 100 ТЫСЯЧ ВИНТОВОК,
И 200 ОГНЕСТРЕЛЬНЫХ ОРУДИЙ и
Также 120 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК для массовки.

Событием те съёмки стали
Для мирового там кино.
И удостоены те были –
Записи в Книге Гиннесса.

(В Книге рекордов Гиннесса)

… Бондарчук заказал сценарий.
Собрав команду принялся
Он за набор на фильм актёров –
Тут странное произошло.

К его же тогда удивленью,
И огорчению к тому ж –
Известные очень актёры
ОТКАЗЫВАЛИСЬ ТАМ ИГРАТЬ?..

(Один за другим там)

«Размаху его поразился,
Энергии Бондарчука,
И творческой смелости также» -
Сказал Вячеслав Тихонов.

«Ведь это безумно сложная и невероятно
Ответственная работа» - добавил он.

А роль Болконского Андрея,
Этот Тихонов получил,
По настоянию министра –
Культуры – Фурцевой, тогда.

(Ранее от этой роли открестился Иннокентий
 Смоктуновский, заявив, что занят в другом фильме)

Роль же там Наташи Ростовой,
Бондарчук, неизвестной дал
19 – летней балерине –
Савельевой Людмиле там.

(Он отказал Л. Гурченко, Н. Фатеевой, даже А. Вертинской)

Савельевой же предстояло,
Переиграть тогда саму,
Одри Хепберн, что исполняла,
Наташи роль. Снял – Голливуд.

(В 1959 году)

Пьера Безухова решился,
Бондарчук сам в фильме сыграть.
А образ Элен, жены в фильме,
Своей супруге отдал он.

(Ирине Скобцевой. За что он часто подвергался
Обвинению в «семейственности»)

Решая сложные задачи
Как режиссёр, он изобрёл,
Новаторские там приёмы,
Тогда и в мировом кино

Для съёмки панорамных сцен, он,
Камеру закрепил тогда
На тросе уже вертолёта
Так сделали обзор боёв.

(А танцующие пары на балу снимал
Оператор на роликовых коньках)

Но иногда всё было всё же,
Напрасным там. Из – за плохой
Некачественной нашей плёнки,
У режиссёра – главный враг.

(Киновед Сергей Лаврентьев писал:
«Представьте себе играть одну из
главных ролей, режиссировать гигантскую
массовку… Ты снимаешь атаку конницы,
тысячи человек по экрану скачут. Отдаёшь
в лабораторию, а наутро говорят: «…БРАК!
И ВСЁ НАДО СНИМАТЬ ЗАНОВО…»

Пятая часть.

Слух о проекте сверх – масштабном,
Киношников советских там
По всему миру разлетелся,
Копий фильма попросят все.

(2500 копий этого фильма)

Работа была лишь в начале,
Бондарчуку ж дали приказ:
Срочно готовить там к показу
Первую с второй серией.

(К показу на международном Московском
Кинофестивале)

1965 год

В итоге ж от переживаний,
И перегрузок Бондарчук
Впал в  КОМУ вдруг… И его сердце
НЕ БИЛОСЬ почти 5 минут.

И он очнулся со словами:
«…ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ, КАК СНИМАТЬ
СЦЕНУ СМЕРТИ КНЯЗЯ АНДРЕЯ
БОЛКОНСКОГО! – добавив там:

«…ОН УХОДИТ НЕ В ТЕМНОТУ, А В СВЕТ…»

И Бондарчук за время съёмок,
Не только смерть там пережил,
Клиническую, и инфаркт там также,
К тому ж - полностью ПОСЕДЕЛ

У режиссёра ж в это время
И у его третьей жены,
Ирины Скобцевой родятся –
Двое детей. Дочка и сын.

(Алёна в 1962 году и сын Фёдор в 1967 году.
По жизни Бондарчук жил на две семьи:
 С Инной Макаровой и дочкой Наташей.
И с Ириной Скобцевой и с двумя детьми)

Детей своих называл в шутку
Бондарчук, когда фильм снимал:
«Дети войны и мира»  вышли
Которых очень он любил.

К счастью вложения на фильм тот,
Там – ОПРАВДАЛИСЬ всё ж тогда.
А на премьеру того фильма
Пришло 58 МИЛЛИОНОВ зрителей.

Фильм этот после показали
В 112 странах там.
В 148 МИЛЛИОНОВ наших
Советских дорогих рублей.

1969 год

«Война и мир» - фильм тот получит,
«ОСКАР», самый престижный приз.
За лучший фильм на иностранном
Языке. Средь других картин.

На Западе очень в то время
Уважали Бондарчука.
Его игрой тогда актёрской,
Чарли Чаплин был восхищён.

(А президент Франции после просмотра
«Войны и мира» пожал Сергею Фёдоровичу
Руку и сказал: «…ЧТО ТЕПЕРЬ СОЖАЛЕЕТ,
ЧТО ОН ФРАНЦУЗ»

И вдохновлённый, он, успехом,
К новым проектам приступил,
Он шесть больших картин задумал,
«Лишь «Тихий Дон» не завершил.

(«Ватерлоо», «Они сражались за родину»,
«Степь», «Красные колокола», «Борис Годунов»,
«Тихий Дон»)

Когда снимался «Тихий Дон», он
Узнал – РАК ЛЁГКОГО имел…
Высокий, властный, энергичный –
Прямо на глазах угасал.

20 октября 1994 года

И ничего не мог поделать
С этим. И вот сердце его
В 74 года тогда
Остановилось там совсем.

(Похоронен на Новодевичьем кладбище)

Писатель Юрий Бондарев сказал:

«…ВСЕГДА БУДУ ПОМНИТЬ ЭТОГО КРАСИВОГО,
СИЛЬНОГО, ПОРОДИСТОГО ЧЕЛОВЕКА, ИЗ ТЕХ
РЕДКИХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ УКРАШАЮТ ЗЕМЛЮ
И ОПРАВДЫВАЮТ СУЩЕСТВОВАНИЕ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО…»


Рецензии