Алексей Ванин и Владимир Высоцкий

    В начале января исполнилось 100 лет со дня рождения Алексея Захаровича Ванина (1925–2012), советского и российского актера театра и кино, художника, поэта, Заслуженного мастера спорта СССР по классической борьбе, Заслуженного артиста России (1998).
    Ванин родился 9 января 1925 года (по другим источникам – 13 февраля 1924 года, именно эта дата выбита на памятнике актеру) в поселке Благовещенском Ребрихинского района Алтайской губернии (ныне Благовещенский район Алтайского края). Путаницу с днями рождения он объяснял тем, что специально добавил себе год, чтоб быть призванным на фронт.
    Алексей Захарович – участник Великой Отечественной войны, орденоносец. Воевал снайпером в составе Сталинской Сибирской дивизии, в артиллерии – разведчиком. Получил три ранения. После войны до демобилизации был армейским художником. В конце 1945-го, демобилизовавшись, работал директором Киселевского драматического театра (Кемеровская область). Мастер спорта Василий Иванович Анисимов, знаменитый борец-классик, довоенный чемпион Москвы, будучи спортивным инструктором горкома профсоюза угольщиков, заметил крепкого парня и предложил заняться спортом. Тот согласился и по вечерам, после работы, Алексей посещал тренировки. Надо сказать – не без успеха: вскоре Ванин стал чемпионом Киселевска, где тогда жил. Потом были добыты победы на борцовских первенствах Кемерова, Сибири, Москвы. Чемпионом страны Ванин не стал, но Алексей Захарович – двукратный серебряный (1956, 1959) и двукратный бронзовый призер (1955, 1961) чемпионатов СССР по классической борьбе.
    В 1949 году Алексея Ванина приглашают в Москву, где он планировал заняться тренерской работой. Так и шла бы его размеренная спортивная и тренерская жизнь, если бы в 53-м не начались поиски актера на главную роль в фильме «Чемпион мира» (1954, реж. В. Гончуков). Из 33-х кандидатов выбор пал на Алексея. Так фронтовик и борец стал актером.
    Не считая актерскую профессию главной, Ванин учился в Институте физической культуры, затем – в школе машинистов локомотивов, тем не менее продолжая сниматься в кино. Но в начале 60-х Алексей Захарович был арестован и осужден за контрабанду (взял с собой в служебную командировку в Венгрию 30 секундомеров для продажи). Отбыл в заключении полтора года, освобожден досрочно за примерное поведение. Был исключен из КПСС, уволен из ЦСКА. С 1962 года работал тренером в ДСО «Локомотив».
    ...Алексей Захарович пытался напомнить о себе на киностудиях. Но оказалось, что после осуждения его личное дело убрали в архив и больше снимать не планировали. Тренерская зарплата была мизерной, и, чтобы содержать семью, актеру только и оставалось по ночам разгружать вагоны на товарной станции.
    «На большее Ванин рассчитывать не мог – с тюремным клеймом сложно было вернуться на прежние позиции. Хотя и мечтал он еще посниматься.
    Здорово помог ему тогда Василий Шукшин. В конце 1950-х они вместе работали над фильмом «Золотой эшелон» (1959): у Шукшина была главная роль, у Ванина – эпизод. Оба с Алтая, мужики подружились. Другие режиссеры не торопились звать бывшего зэка в свои ленты, а Василий решил поддержать земляка. Специально для Ванина Шукшин придумал в ленте «Ваш сын и брат» (1966) роль циркового силача. Картина даже получила Госпремию.
    Запомнился Алексей Ванин и в комедии «Джентльмены удачи» (1971). Это его герой говорит: «Слушай, Доцент! Я тебе говорил, что я завязал?..» И спускает с лестницы «вора-рецидивиста» в исполнении Евгения Леонова... Крошечный, но такой яркий образ!» (Т. Уланова, «От тюрьмы и шести жен не отрекайся. Счастье и беды Алексея Ванина», «Аргументы и факты», № 37, 3 сентября 2023 г., глава «Я тебе говорил, что я завязал?»)
    «Зрителям, да и ему самому больше всего запомнился маленький, однако очень смешной эпизод с Евгением Павловичем Леоновым – из комедии «Джентльмены удачи». Алексей Ванин рассказывает, как он попал в картину: "Пригласили меня в эпизод. Сказали, что буду сниматься с Евгением Леоновым, – кто же от такого откажется? Он приходит ко мне, я хватаю его за грудки: «Я ж говорил, что я завязал? Говорил, что, если придешь, с лестницы спущу?» – и спускаю его с лестницы. Когда Леонов узнал, что я борец, он ходил-ходил по площадке, где мы снимали, потом подходит ко мне: «Знаешь, я ведь... это... не борец. Ты уж, пожалуйста, брось меня так, чтобы, ну, там поосторожнее». Я чувствую, он перепугался. Говорю: «Жень, ты мой любимый актер, что ж я тебя буду бросать как борца? Немного подтолкну, а ты сам уже не стой. Сделай, чтобы все видели, что летишь кубарем». Он потом, когда отсняли этот эпизод, меня обнимал"». («Наш Карачев» – Информационный портал города и области karachev32.ru, 28 июня 2012 г., «Алексей Ванин дает интервью».)
    «Затем Алексей сыграл брата главной героини Любы Байкаловой (Лидия Федосеева-Шукшина) в «Калине красной» (1974) Василия Макаровича. А чуть позже земляки встретились снова – на съемочной площадке фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» (1975)». (Т. Уланова, «От тюрьмы и шести жен не отрекайся. Счастье и беды Алексея Ванина», «Аргументы и факты», № 37, 3 сентября 2023 г., глава «Я тебе говорил, что я завязал?»)
    Действительно, на пути к народной славе актер пережил немало суровых испытаний, поэтому жизненная закалка у него была отменная. Ванин за свою актерскую карьеру редко играл в кино главные роли, но даже эпизоды в его исполнении – запомнились зрителям. Среди самых известных фильмов с участием Алексея Захаровича – уже упомянутые «Джентльмены удачи», «Калина красная», «Они сражались за Родину», а также «Вечный зов» (1973-83), «Агония» (1974), «Афоня» (1975), «Ты – мне, я – тебе!» (1977), «Позови меня в даль светлую» (1978), «Опасные друзья» (1979)... Всего же в активе актера – более 80 работ в кино.
    С Владимиром Высоцким Алексей Ванин снялся в двух картинах. На съемках фильма режиссеров Фрунзе Довлатяна и Льва Мирского «Карьера Димы Горина» актеры и познакомились в 1960 году. Для Высоцкого, недавнего выпускника Школы-студии МХАТ, это была вторая роль в кино (шофер грузовика Софрон), для Ванина – седьмая (сыграл Пантелея, члена бригады монтажников Дробота, молодого отца).
    У героев этой главы в картине роли хотя не главные, но на съемочной площадке вместе они оказывались и пересекались часто.
    Писатель, журналист, биограф поэта Федор Раззаков в своей книге о нем цитирует выдержки из записей в рабочем журнале фильма (Архив Киностудии имени Горького), в котором зафиксированы все детали и нюансы кинопроизводственного процесса: «Первый съемочный день Высоцкого в фильме «Карьера Димы Горина» датирован 30 сентября (1960 г.). В тот день с 9 утра до половины пятого вечера снимали объект «просека» (середина фильма). В съемках приняли участие: Демьяненко, Высоцкий, Алиев, Ванин, Селезнев и др.
    Съемки в Сколе (Западная Украина) продлятся до 25 октября, после чего группа вернется в столицу, чтобы продолжить работу в павильонах Киностудии имени Горького.
    1 ноября в 11 утра Высоцкий приехал в парк Сокольники, где в Летнем театре была выстроена декорация «домик бригады». В тот день до семи вечера прошли репетиции предстоящих съемок. Они начались на следующий день в 10 утра и продлились до шести вечера. Снимали сцены, где Горин общается с бригадой (первая половина фильма). Снимались: Высоцкий, Демьяненко, Ванин, Селезнев, Алиев и др.
    15 ноября продолжались съемки Нового года. Снимались Высоцкий, Демьяненко, Конюхова, Казаков, Алиев, Селезнев, Ванин, Жарова и др. Работа продлилась до 18.30.
    10 января Высоцкий снимался в эпизоде «палатка» из конца фильма. Его партнерами были: Демьяненко, Селезнев, Алиев, Ванин и др. Работа длилась с 10.00 до 19.00.
    В следующий раз на съемочную площадку «Горина» наш герой вернулся в свой день рождения 25 января. Волею судьбы ему в тот день пришлось ехать в Кунцево, где снимались натурные эпизоды из первой половины картины. Партнерами Высоцкого были: Демьяненко, Конюхова, Селезнев, Ванин, Жарова, Казаков, Ананьина и др.» (Ф. Раззаков, «Владимир Высоцкий. "Я конечно вернусь"» (2005), часть первая «1938-1964».)
    Подробными воспоминаниями о своей работе в картине Алексей Захарович поделился в одном из последних интервью. В рассказе Ванин упомянул и о своем коллеге:
    «– Высоцкий тогда пел и не хрипел вовсе. Притом уже много лет спустя я работал в Венгрии и там радио слушал, объявляют – Высоцкий, но голос совсем другой. Я даже не сразу понял, что это тот Володя, с которым мы вместе снимались. Видимо, он поймал моду зарубежную, за границей тогда негры так пели с хрипотцой.
    Этот фильм про мои родные края! Я ведь родом с Алтайского края, с поселка Благовещенка, а в школе учился в той самой Мосихе. Помните, в фильме есть фраза про Мосиху, что там есть такие перины, как ляжешь, так и не встанешь! Это я подсказал режиссерам эти слова. Правда, съемки проходили отнюдь не в тех местах. Тогда тянули линии электропередач в Карпатах, вот туда мы, киношники, и отправились. Учились у настоящих монтажников, как они на большую высоту лазают, спускаются. Страшно, жуть! Есть такой эпизод, когда Саша Демьяненко и Таня Конюхова поднимаются по проводу над пропастью и идут навстречу друг другу. Их поднимали при помощи подъемного крана, пристегнув страховочной цепью. Саша потом говорил, что все равно здорово испугался, у него даже руки дрожали и он очки выронил. А без них вообще ничего не видел.
    – А как вы попали в этот фильм – вы же не актер?
    – Я пришел с фронта и стал заниматься борьбой. На всесоюзных соревнованиях в Минске занял второе место. В 1954 году кинематографисты искали актера на главную роль в фильме «Чемпион мира». И я отправился на пробы. Претендовало больше 30 человек, и спортсмены, и люди с актерским образованием. Но выбрали меня. После этого фильма меня уже знали в киношных кругах. И позвали в «Карьеру Димы Горина», я ж крепкий здоровый парень! Такие нужны были на экране.
    – Ни у кого романов на съемочной площадке не случилось?
    – Нет. Я тогда был женат. Саша Демьяненко только женился. У него такая любовь с супругой была! Она за ним ездила на все съемки. В свободные минуты они сидели, за ручки держались». (Н. Дунаева, «Высоцкий боялся интима с Конюховой», «SPEED-ИНФО», № 1, январь 2009 г., глава «В кадре дрожали руки».)
    Большой интерес как для исследователей творчества актеров, так и для зрителей представляют воспоминания Николая Казакова, также снимавшегося в картине (роль члена бригады Дробота): «По сюжету мы там строили высоковольтную линию электропередач. И как-то режиссеры фильма говорят нам, мол, ребята, надо бы залезть на траверсы, где ролики висят, а то – всё дублеры, да дублеры. (А опоры эти высотой 42 метра, да еще в горах стоят.) И пообещали заплатить нам тогда по 40 рублей. Дали нам монтажные пояса, и мы полезли... Я помню, осилил метров семь. Как глянул вниз, – так и остановился. А на самый верх забрались лишь артист и спортсмен Алексей Ванин и Высоцкий». (Журнал «Горизонт» (г. Тула), специальный выпуск № 2, 1998 г.)
    Еще один рассказ – журналистский: «Обычно Высоцкий дублеров не требовал. Даже на опору ЛЭП (линия электропередачи) забрался сам! В тот день дублеры-монтажники опаздывали, и режиссеры пообещали премию тем артистам, которые отважатся подняться на высоту 42 м. Большинство, включая Александра Демьяненко, не осилили и половины пути. До верха добрались только двое: Алексей Ванин и Владимир Высоцкий. Наверху свистел ветер, обоим было не по себе. Высоцкий, глянув вниз, крикнул, что с опоры его теперь снимет только аварийная машина. Но тут подоспели монтажники и показали актерам, как надо спускаться». (Интернет-сайт журнала «ТелеНеделя» tele.ru, 20 февраля 2012 г., А. Мигодин, «Высоцкий спасал Удовиченко от похмелья дефицитным чаем», глава «У меня гитара есть – расступитесь стены!», «"Карьера Димы Горина", 1961».)
    По всей видимости Алексей Захарович и Володя в период работы над картиной не только нашли общий язык – и человеческий, и профессиональный, но еще и подружились. Американский высоцковед, биограф поэта Марк Цыбульский пишет: «Как вспоминала Т. Конюхова (в фильме – бригадир Галя Березка) (фонограмма беседы от 5. 12. 2009 г.) именно с А. Ваниным общался Высоцкий на тех съемках больше других». (Интернет-сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru, М. Цыбульский, «На съемках "Карьеры Димы Горина"» (2009).)
    Действительно, «больше всех на съемках фильма Владимир Высоцкий общался с Алексеем Ваниным.
    Ванин рассказывал ему о войне, учил его приемам борьбы, вечерами они частенько сидели вдвоем, им было о чем поговорить». (Интернет-сайт «Дзен» dzen.ru, страница «Рио-Рита», 6 декабря 2021 г., «Почему Владимир Высоцкий не мог приставать к Татьяне Конюховой в своем первом фильме».)
    В интервью тому же Марку (фонограмма беседы от 5. 12. 2009 г.) Алексей Захарович рассказал: «С Володей мы много были вместе на тех съемках. Он читал нам стихи, песни пел, а мы ему подпевали. Я ему некоторые приемы борьбы показывал. На вышки эти все поднимались, не только мы с Володей. Сначала они побаивались. Ну, они молодые ребята, я-то постарше ведь был. Кроме того, я трудовой человек, с Алтайского края, так что я все это уже проходил. А молодым некоторым надо было помогать, учить их, как подняться на вышку. Потом учить, как по тросам этим ходить. Тогда они, правда, под напряжением не были, но пройтись по тросам – это очень непросто. Однако мы это всё делали.
    Володя расспрашивал меня о войне. Я был снайпером, получил Красную Звезду (орден), потом – Отечественную войну первой и второй степени (ордена), медаль «За отвагу», три раза ранен был.
    Когда перерывы в съемках были, мы все ездили в Чоп. То техники какой-то не было, то еще что-нибудь – тут мы и уезжали.
    Что я могу сказать о Володе? Прекрасный парень, труженик большой». (Интернет-сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru, М. Цыбульский, «На съемках "Карьеры Димы Горина"» (2009).)
    А что рассказывал сам Владимир Семенович о своем участии и своей роли в фильме? На сохранившейся фонограмме выступления барда 22 сентября 1971 года в Киеве (Украина) на Домостроительном комбинате ДСК-3 в одной из пауз между исполнением песен Высоцкий поведал слушателям: «В фильме «Карьера Димы Горина» <...> у нас был такой смешной эпизод: мы должны были по горной реке против течения перебегать на ту сторону. Там приехала жена одного из этих монтажников-высотников, которых мы играли – с ребенком. Ну и вот. Снимали. <...> Первый дубль – пробежали, второй – так, тоже как-то, значит... Третий – уже труднее: вода холодная, горная река, ноябрь-месяц (на самом деле съемки эпизода проходили в октябре. – А. С.), в полной одежде. Не очень приятно. Потом уже сил никаких нет. Я пристроился в кильватер, так сказать... Леши Ванина. Такой был... Он играл в «Чемпионе мира», борец, – чтобы он рассекал волны. Ну вот, в общем, кто как мог. И мы обессилели, замерзли безумно. Принесли спирт, значит, протирать – растирать... Вот. Так что мы сразу же сказали, что мы еще хотим прыгать в воду после этого... Вот такие приятные минуты были во время съемок».
    Лирическая комедия «Карьера Димы Горина» вышла на экраны 8 мая 1961 года. И хотя фильм был обласкан прессой и критикой, большого зрительского ажиотажа он не вызвал.
    Следующий раз кинематографическая судьба свела героев главы 14 лет спустя. Летом 1974-го режиссер Михаил Швейцер затеял съемки двухсерийной картины «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975) по сценарию советского писателя Леонида Леонова. Фильм снят в реалиях 70-х годов и повествует о жизни и развлечениях, читай – бездуховности в «современную капиталистическую эпоху»... В общем, скучная и нудная идеологическая дрянь. У Владимира Высоцкого в проекте эпизодическая роль – уличный певец Билл Сиггер (к фильму поэт сочинил девять прекрасных баллад, в окончательный монтаж вошли... полторы). У Алексея Ванина тоже эпизод – господин в Сенате. Вместе в кадре артисты не пересекаются.
    Фильм вышел в прокат 15 декабря 1975-го. А через два года ее создатели и некоторые актеры, принимавшие участие в съемках картины, были удостоены Государственной премии. Персонально лауреатами стали сценарист Леонов, режиссер Швейцер, оператор Фатхулин, художник Шенгелия, актеры Банионис, Болотова, Бабочкин, Степанова, Демидова. Как видим, фамилии Высоцкого и Ванина в списке награжденных отсутствуют.
    Педагог, историк, поэт сочиняющий прозу Петр Ливерман в книге «кулинарных рецепторов» «Зайца готовим!» (2019) (глава «И это все о них...») пишет верно: «Владимира Семеновича перманентно тянуло к старшим коллегам – актерам, режиссерам, сценаристам, драматургам, писателям, поэтам, художникам, ставшим его друзьями. Отзывался он о них и их творчестве всегда с неизменным уважением. У них можно было многому научиться. Это были люди, интересные ему – не только как актеру, прежде всего как поэту и автору-исполнителю – своей биографией, жизненным опытом, поступками: прошедшие войну фронтовики, преодолевшие все трудности и перипетии судьбы, но не сломавшиеся, а напротив, выстоявшие и сумевшие достичь вершин в своих профессиях. Это Георгий Юматов, Петр Тодоровский, Иван Савкин, Михаил Румянцев (Карандаш), Юрий Никулин, Евгений Агранович, Алексей Ванин, Борис Сичкин, Анатолий Папанов, Александр Володин, Михаил Пуговкин, Владимир Кашпур, Леонид Гайдай, Алексей Миронов, Семен Гудзенко, Константин Симонов, Никита Богословский, Иннокентий Смоктуновский, Эрнст Неизвестный, Михаил Львовский, Булат Окуджава, Григорий Поженян, Зиновий Гердт, Яков Костюковский, Александр Межиров, Давид Самойлов, Борис Слуцкий, участники войны, работавшие в Театре на Таганке: его директор Николай Дупак и актер Якоб Ромбро, и многие другие. Сегодня они, их подвиги, как и их труды – всем пример, во всем ярчайший и положительный. Они все – словно герои песен Высоцкого. Свет души и творчества перечисленных людей продолжает озарять нашу жизнь...» 
    Не только в кино проявил себя Алексей Захарович. Всю жизнь спортсмен и актер увлекался рисованием. В Москве посещал художественную студию Грекова. И еще один талант Ванина – он писал стихи. Красивые и талантливые.
    Что касается личной жизни, Алексей Ванин был женат шесть раз (последний в 1996 году). У артиста остались две взрослых дочери.
    Скончался Ванин Алексей Захарович 22 мая 2012 года на 88-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни. Похоронен в Москве на Владыкинском кладбище.


Рецензии