Сураж - родина Николая Рославца

СУРАЖ – РОДИНА НИКОЛАЯ РОСЛАВЦА

Не зря скрипят же сосны в Сураже…
 
Организатор звуков здесь очнулся -
Рождённый, чтоб услышать шире всех.
Впитал он более, чем раньше знатоки
Классических гармоний и созвучий:
Вот «Небо и земля», часы для Полнолуний –
Они звучат, нежданные никем,
Наперекор беззвучию и лени.
Как Пролеткульт их жаждал затоптать,
Как издевались, гнали и гнобили
Открытый в Сураже синтетаккорд!
Он новой красоты искал, как Шёнберг, Веберн,
Сам русским футуризмом окрылён.
Свою, как дед-столяр, аккорда многозвучность
Старательно, как мастер, обстругал.
От дяди-самоучки скрипку сладил,
С евреями сам свадебно запел. 

Не зря поют же сосны в Сураже…
Ты слышишь сосны?

Чтоб не погибнуть, выдумал себе
Судьбу крестьянина, как будто бы рождён
В селе Душатине, где в брёвнах серебристых
Поёт и в наши дни, как Китеж, скрипка-храм.
Всё в мире к полнозвучности стремится:
Дыхание – вздох, выдох – торжество!
О, сколько ж их, неслышных всем аккордов:
В шагах травы, в осколках от звезды,
В улыбках девичьих, и в атомных структурах.
Двадцатый век их с жадностью искал –
И новых слов, и ритмов, и вселенных…

Не зря родился мальчик в Сураже…
Здесь вырос Рославец -
Он слышал сосны.


1 октября 2024 года – Международный день музыки.


ПОЯСНЕНИЕ упомянутых деталей:

Николай Андреевич Ро;славец (4 января 1881, Сураж, Черниговская губерния, Российская империя (ныне Брянская область России) — 23 августа 1944, Москва, СССР) - русский и советский композитор, инструменталист, музыковед, скрипач и педагог.

«Организатор звуков здесь очнулся…» - Музыкальный новатор, называвший себя не композитором, а «организатором звуков», он прекрасно знал классическую музыку. Окончил Московскую консерваторию. Изобрёл «синтетаккорд - синтетический аккорд». Увлечённый идеями русского футуризма, развивал «прометеевский аккорд» позднего Скрябина и двигался своим путём к серийной музыке, подобно ранним двенадцатитоновым композиторам Запада. За это его нередко сравнивали с Шёнбергом и Веберном (которых он опередил).

«Вот «Небо и земля», часы для Полнолуний…» - Дипломная работа в Консерватории мистерия «Небо и земля» по Байрону (1912 г.) была удостоена Большой серебряной медали, а её автор — звания Свободного художника. Там уже были элементы «новой системы организации звука». Замечательны открытия Рославца в области темброкрасочности, намного опередившие время, как в камерных сочинениях, так и в симфонической поэме «В часы Новолуния» (1912-1913 гг.).

«Он новой красоты искал…» - В 3-м номере журнала «К новым берегам» 1923 г. Рославец поместил статью «Лунный Пьеро Арнольда Шёнберга», охарактеризовав его как «мастера форм нового звукоощущения, уверенно и дерзко опрокидывающего вековые понятия человечества о музыкальной красоте». Шёнберг - «выразитель новой красоты». Несмотря на часто проводимые аналоги, музыка самого Рославца не похожа ни на Шёнберга, ни на Веберна; но общеэстетические характеристики, даваемые им этим композиторам, могли бы относиться и к самому Рославцу.
 
«Свою, как дед-столяр…» и «От дяди-самоучки…» -
Ещё с 7-8 лет он, под влиянием дяди, деревенского скрипача-самоучки, полюбил скрипку и выучился играть по слуху. Сам сделал скрипку в мастерской своего деда-столяра.

«С евреями сам свадебно запел» - С 1893 г. жил уже собственным трудом, нанимался на службу в мелкие канцелярии и, где только можно, пополнял музыкальное образование, брал уроки у «свадебного» скрипача-еврея в Конотопе.

«Чтоб не погибнуть, выдумал себе Судьбу крестьянина…» - Выходец из зажиточного среднего класса железнодорожных служащих, он под прессом беспрецедентной травли со стороны композиторов Пролеткульта, как и многие в те годы, сочинил себе «идеологически правильную биографию». В автобиографии 1924 г. назвал своей малой родиной «глухое полуукраинское-полубелорусское местечко» Душатино, а себя – выходцем из крестьянской семьи.

«…как Китеж, скрипка-храм…» - храм в Душатине во имя святителя Василия Великого (1896 г.), замечательный памятник «русского стиля» в деревянной архитектуре Брянского приграничья с Белоруссией и Украиной, действует и в наши дни.

 
 


Рецензии