Воздвижение К

          Довольно, довольно с тебя этой свиниям приличной пищи...
                Исаак Сирин. Слова подвижнические


"...Рясофорный монах (низшая ступень пострижения) делает ежедневно шестьсот поясных поклонов, манатейный – около тысячи, схимник – до полутора тысяч (не считая соответственных земных). На монашеском языке это называется "тянуть канончик"". (Борис Зайцев. "Афон")
Братец Рацио (Ratio) мгновенно вскипает, как ему и подобает по роли: зачем?! к чему это неразумное (без меня!), варварское самоистязание? Без сна, бес смысла. Мне, мне поклонись, варвар. Царство небесное внутрь вас есть, вот туда и кланяйся. И даже на майке надпись: Why should I fall in love, if I can fall asleep? Вай, вай... фай... золотые слова.
Уснуть и видеть сны. И пусть весь мир подожжёт. Что он подожжёт? Себя, ведь он ненастоящий – этот мир. Тянет из тебя, тянет свои репки из этой красной земли Двуречья. Тянет-потянет, вытянет – и амба тебе, ветхий человек Адам. Тянись сам, тянись над собой из себя. От себя и к себе. "Проснись! Проснись!" – прыгает бес, машет рукой: проснись... Купер. Нет уж, я п(р)осплю лучше(е).
Фантастическая история обретения креста получает своё настоящее значение. Именно в земле, именно из-под спуда, а потом и обломков языческих кумирен, начинает воздвижение – Крест. В схватках, в муках постоянных – пожизненных... И ничегошеньки это не даст. В жизненном плане – ни-че-го...
Как мучился под язычеством страстей, так будешь страдать под крестом воздвигаемым. В финале смерть, там и там. В чём разница, брат? В чём прибыток?
Прибыток? Адам на кресте умер и стал... И стал новый Адам. И это всё? А ты что думал? Жизнь по Христу (Imitatio Christi) необходимо включает в себя крестные муки и смерть. Купер тоже: сперва умер – потом проснулся. А не наоборот.
Наоборот – это каждый день, в нормальном режиме.
Там – иногда (очень редко) сможешь подумать, утирая кровавый пот: а ведь я человек...
Тут – всегда (и даже чаще) можешь совсем не думать, утирая слюни и что там ещё вы утираете. "...Выходил... человек, одетый свиньёй, и пел: "Я поросёнок, и не стыжусь. Я поросёнок, и тем горжусь." (А. Толстой. "Хождение по мукам")
По большому счёту, если оставить "канончик" профессионалам, обратное есть не что иное как (вос)создание пространства духовной независимости. Оно также имеет и физическое измерение.
Блажен, кто смолоду был молот. Таких мало. А нам, возросшему большинству, приходится дробить коросту бытия голыми руками до... не хочется говорить чего. Тем утверждая неочевидную свободу своего послушания.


1 октября 2024 г.


Рецензии