Фалес
Традиционно считается основоположником древнегреческой мысли, «отцом философии». В античной традиции неизменно открывал список «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры и государственности
Однако глубину философской идеи Фалеса почему-то упускают, представляя античных философов наивными и даже материалистами, что уже недопустимо в 21 веке.
Глава книги "Атомософия"
АТОМИСТ ФАЛЕС
Также, к сожалению, наши современники исказили и сведения о знаменитейшем философе, фактически мифологизированном Фалесе, чьи сочинения не сохранились. Вокруг имени Фалеса возникло множество легенд, так как сведения об «отце философии» и его открытиях, зачастую противоречивы. Они изобилуют самыми невероятными подробностями, присущими мифам и фактам. С именем Фалеса связаны многочисленные открытия в астрономии и математике. Принято говорить, что главное положение учения Фалеса о первооснове всего сущего, что ею является вода, и это по мнению мыслителей нового времени, в том числе Гегеля и Ницше, делает его первым философом. Да и современная наука почитает воду за её уникальные свойства. Как пример, для реакции молекул оптимальным является состояние, когда они находятся близко друг от друга, но при этом свободно перемещаются. Именно такими свойствами обладает вода в жидком состоянии. Таким образом, вода – это идеальная среда для тысяч химических реакций, проходящих в каждой клетке каждого организма.
Но наиболее достоверными современные учёные признают сведения о Фалесе в трудах Геродота и Аристотеля, которые признавали духовную основу мира, а жили «всего» спустя 2—3 столетия после смерти мудреца, да ещё необходимо упомянуть сатирические записки Диогена Лаэртия.
Так кто же расскажет правду?
Думается, что истинную картину событий каждой Вселенной рассказывает человеку образованному его развивающаяся интуиция. Вот она и объясняет популярность Фалеса не мифами, а величиной духовной силы мудреца, сумевшего оплодотворить века и тысячелетия своими знаниями и идеями.
А был он основателем первой древнегреческой научно-философской милетской школы, с открытий которой начинается история всей европейской науки!
Вряд ли говорил, да не мог бы говорить Фалес всерьёз о том, что первоосновой всего сущего была вода, как физическое вещество, но Воды жизни, ибо человек духовно просветлённый понимал первооснову в божественном Принципе сотворения – текучести природы единства. Водой же мудрец символизировал принцип движения всего, возникающего, изменчивого, текущего со временем. А говорил он примерно так: «Началом всех вещей [относительных, временных] можно называть вечные воды жизни, [«живую воду», не только символ текучести, изменчивости], сам Космос, являющийся одушевленным (~живым, empsuchos) и полным божественных сил (daimones), и он берёт начало в самом себе». Согласитесь, что смысл иной, нежели в заезженной, детской фразе «В начале была вода». Природа мира земного, времени земного возникла из вод Вечности. И эта аллегория вполне понятной была современникам Фалеса. «Боги клянутся водой или, как они сами (поэты) её называли, Стиксом: старейшее, чтимо всего более, а чтимое всего более — это то, чем клянутся, следовательно, «вода» = «старейшее», to presbutatov. Гомер высказывает о «воде» такое же суждение: «Океан, который всем прародитель».
Интрасферное мировосприятие, последовательно реализуя и развивая учение античных атомистов, разъясняет следующее.
Единый Океан энергии вечен, не может беспричинно возникать и исчезать, нарушать Гармонию Единого Космоса - Себя Самого, а искомый нами Движитель - импульс, запускающий времена и пространства разных уровней Сознания, «задаётся Богом-Творцом» – самим Принципом Творения, творческой энергией Идей. Идеи Разума возникают лишь в самом Разуме.
Мощный целенаправленный поток, стрелой Замысла вливающийся в другие потоки Сознания, расщепляющийся на ручьи и озёра памяти о своём опыте прошлого, изменяющий свою структуру (направление цели) и качества (восприятие глубины своей), поток движется к Единству - Творцу... в себе, к Истоку своему, исполняя тем самым космический Танец "Игры Бога в Небога" - http://proza.ru/2013/10/13/1600
В древних Мистериях современники обнаруживают буквальный, истинный смысл того, о чём говорил Фалес, послушаем фрагмент книги «Мистерион»
Часть 1
Минуты длились в чёрной бездне, как века!
И Он почувствовал Эпоху зарожденья
Земли бесформенной потоками круженья...
Сатурн вращался мрачной тучей, как река.
Река, чьё имя – Океан – времён теченье,
Так представляли люди древние его,
Сатурна грозного, что дал исток всего
Земного мира и времён обозначенье.
Подобно призрачному шару в темноте
Юпитер выступил на солнечной орбите,
Томясь на привязи, на огненном магните
Ретивым пленником, страдающим в узде.
Элохим вырвали богиню с рук Супруга,
Чтоб повернуть Его, летящего сквозь бездну...
Архангел павший повторял:
- Я не исчезну...
Вернись ко мне, Иштар, любимая подруга!
Как снег бела, та в бессознании плыла
Вокруг одной полуразрушенной планеты.
Не различая ни себя, ни вихри света,
Ни зов Супруга, уплывавшего в века...
И в страшных судорогах Огня и сил Воды
Земля - звезда Борьбы и Боли - улыбнулась
Покровом зелени... Иштар в тот миг очнулась
И устремилась к ней лавиною с горы...
и далее в эл. книге…
https://online.pubhtml5.com/ucdb/tley
А теперь послушаем самого авторитетного свидетеля, говорящего правду о Фалесе, Демокрите и других философах:
АРИСТОТЕЛЬ. О душе
А 2. 405 а 19:
[Из предшествующих философов одни исходят из концепции души как принципа движения, другие — как принципа ощущения и познания]. Также и Фалес, судя по воспоминаниям [о нём], полагал душу двигательным началом… Аристотель избегал, не имея сочинений Фалеса, обвинять его в вульгарности учения, [как делают современники наши]. Испытывал к нему пиетет, поскольку воспоминания сохранили много достопримечательных воззрений Фалеса. Так, например, как передают, он говорил, что «Провидение проникает вплоть до крайних пределов [космоса] и ничто от него не ускользает, даже малейшее». По этой причине он не приписывает ему мнения, по которому душа состоит из воды, или начало всех вещей в воде, но говорит лишь, что он также наделял душу движением, текучестью, символизируемой водой.
А вот современные исследователи почему-то решили называть античную философию наивной, не осознавая истинности в учениях мудрецов. Конечно, в любом тексте или труде, учении можно при желании найти несоответствия своим представлениям о правильном и неправильном, но не будем забывать, что каждое представление, каждое восприятие уникально по природе
.
И вот ещё свидетельства исторических документов.
22 а. Мнения философов, IV, 2, 1: Фалес первым объявил душу вечнодвижущейся или самодвижущейся субстанцией.
23. Мнения философов, I, 7, 11 (Стобей): [“Что есть бог?”] Фалес полагает, что бог — это ум (nous) Космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств; элементарную влагу пронизывает божественная сила, приводящая воду в движение.
Аристотель в Никомаховой этике, (VI, 7, 1141 b 2—8) говорит: Из сказанного ясно, что мудрость (sophia) есть знание и интуиция наиболее ценных по своей природе вещей. Поэтому Анаксагора, Фалеса и им подобных называют мудрыми (sophoi), а не умными (phronimoi), видя, что они игнорируют собственную выгоду, и говорят, что они знают нечто исключительное, изумительное, трудное и божественное, но бесполезное, ибо они ищут не человеческих благ.
***
;
Из предисловия к книге:
Дорогие друзья!
Приглашаю вас пересмотреть устаревшее понимание материализма, как атеизма или безбожия, в отношении к античным мудрецам. Заблуждения ищущего и сомневающегося во всем ума, потеря людьми духовности рождают монстров в сознании, если не подвергать постоянной корректировке духовного осмысления достигнутые человеком научные и философские знания.
Пора перестать учить студентов тому, что Фалес, Эпикур или Демокрит, другие представители античной философии, атомисты, натурфилософы были основоположниками материализма.
Не было и не могло быть в античном мире, особенно в среде философов, отрицания божественности Мироздания, отрицания Божества, как Принципа одухотворённого Единства, непостижимого умом гармонично устроенного Космоса!
Само слово и его толкование - "материализм" – вошло в употребление лишь в 17- 18 веках нашей эры... с лёгкой руки Лейбница, который, кстати сказать, тоже был человеком духовным и верующим в Творца. Слово со временем изменило начальное содержание.
Поэтому некорректно и даже безнравственно называть материалистами кого-либо из античных философов!
Ни Эпикур, о котором говорил Лейбниц, как о материалисте, ни другие античные атомисты, не высказывались подобно современным атеистам, все были глубоко верующими в Бога - Творца Вселенной, людьми.
Все они, и каждый в отдельности, были и остаются людьми духовными, божественно одаренными, божественными Гениями цивилизации, по факту бессмертными для нас, современников, живущих краткий век, в отличие от них, живущих тысячелетия - в сознании, в восприятии людей и всей живой планеты Земля.
Они - наши Отцы, Основатели этических Идей, великих Духовных Учений, базиса философии и всех наук, они - наши Корни, питающие многие поколения людей, временно живущих свои краткие жизни, мы - листики Древа Жизни, веточки - в лучшем случае...
***
Да, античные философы говорили об одном и том же, прекрасно понимая друг друга. Фалес говорил: «Принцип всего существующего текучесть и превращения, а символ текучести – Вода». Его ученик Анаксимандр так излагал эту же мысль: «Всё на свете создалось из непрерывной неопределенности. Неопределённость назовём апейроном». Ученик Анаксимандра Анаксимен как бы не соглашался с этим, говоря: «Всё на свете создалось из тонких духовных материй, наподобие воздуха», а Гераклит Эфесский откликался по-своему: «Всё на свете создалось принципом духовного творения, символ которого огонь»...
Но вся мудрая суть их выражений оставалась единой. Они прекрасно понимали друг друга и без слов, но объясняли для своих учеников так, чтобы было понятно... Фалес говорил о текучем качестве единого потока Сознания, Демокрит об атоме неделимом, Гераклит Эфесский говорил о природе огненного духа в материи, Анаксимандр о недоступности умственному нахождению вещественности первоисточника и т.д. Размышляющий о мире человек мог выбрать наиболее понятное ему определение или представление основы мира.
Главное, что принимали единым основанием все мудрецы – духовная основа единого мира, Космоса, божественное происхождение жизни человека, подлинно мифическая, чувственно-мысленно и духопостигаемая, невыразимая обычными словами и образами -
Суть бытия
Всё, что сказано было учёным умом,
Философским сознанием сверхчеловека,
Называется "Стикса незримый паром",
И даётся от Бога к познанью секрета...
Сколько школ отжило: Птолемей, Антисфен,
Гераклит и Фалес, Эмпедокл и другие,
Не в песок их ученья, а в Музыку сфер,
В бытие без завес - тут живёт и поныне.
Можем мы отрицать... Могут нас… опрокинуть,
Только к Истине нет проторённых путей,
Только ключ философский поможет достигнуть
Откровения свыше у райских дверей...
Всё, что сказано было, имеет Основу,
Не спеши улыбаться «наивности» тех,
Кто с далёких времён возвращается снова,
Кто имел чудный опыт и жизни успех...
Сколько школ отжило... Имена не забыты!
Будоражат и дразнят компьютерный век,
Не в песок те слова - ими двери открыты
Для Любви и тебя, о, земной человек.
*
Свидетельство о публикации №124100104555