Два капитана и секрет Резанова
И.Ф. Крузенштерна опубликовал в Морской типографии Санкт-Петербурга подробное описание «Путешествия вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах на кораблях Надежде и Неве» в трех частях в 1810 -1812 годах, а также подробнейший картографический Атлас в двух частях в 1824 году.
Ю.Ф. Лисянский подготовил к печати и опубликовал в 1812 году свою книгу в двух частях о кругосветном путешествии на корабле «Нева» предуведомляя ее следующими соображениями:
«Почтенная публика уже имела удовольствие читать сочиненное г. Крузенштерном описание сей экспедиции, и заключить может, что всякое другое одного и того же предмета описание было бы совершенно излишним. Но как частью непредвиденные обстоятельства, а частью самое назначение предлежавшего нам пути не редко заставляли меня разлучаться с кораблем Надеждою, то и открывались мне многие случаи не токмо совершать особливое плавание, но даже обозревать и описывать такие места, в которые г. Крузенштерн заходить не имел никакого случая… особливо во время годичного пребывания моего на Северо-Западных берегах Америки».
Списки опубликованных капитанами находившихся на кораблях чиновников и морских служителей подтверждают факт отплытия на «Надежде» камергера Резанова со свитою, а на «Неве» иеромонаха Гедеона.
Предложение о совмещении посольской миссии с первой русской кругосветной экспедицией, предназначенной для поиска удобнейшего морского сообщения с колониями в Северной Америке, внесенное министром коммерции графом Николаем Петровичем Румянцевым и министром морских дел адмиралом Николаем Семеновичем Мордвиновым, было Высочайше одобрено, что создавало определенную двойственность в отношениях начальника экспедиции И.Ф. Крузенштерна и императорского посланника камергера двора Н.П. Резанова.
На «Надежде» во главе с капитаном было 64 человека команды включая астронома Горнера, естествоиспытателей Телезиуса и Лангсдорфа, двух денщиков. В качестве пассажиров «Надежда» брала на борт семерых сотрудников посольской миссии во главе с Резановым и приказчика Российской Американской компании. Полная списочная численность — 72 человека.
По данным Крузенштерна на «Неве» находилось 54 человека, включая приказчика и иеромонаха Гедеона, по судовому журналу Лисянского – всего 48.
Очевидно, что путешествие такого количества членов команды и пассажиров ввиду относительно небольшого водоизмещения судов (450 тонн и 370 тонн), происходило в весьма стесненных условиях. Капитан Крузенштерн и камергер двора Резанов располагались вдвоем в капитанской каюте, что способствовало многочисленным конфликтам во время путешествия, тем более что статус Резанова, как посланника императора, не обязанного подчиняться Крузенштерну, вызывал крайнее раздражение последнего, доходящее до обвинений в поставке в экспедицию Российской Американской компанией некачественной провизии.
Уполномоченный Синода иеромонах Гедеон так характеризовал свое путешествие на втором экспедиционном шлюпе «Нева»: «Досталось мне на корабле Нева провести время нашего странствования почти чрез целый год. Капитан Лисянский и мичман Берх — люди нрава беспокойного много мне причиняли обид, от коих лекарством моим было великодушное терпение. Прохожу и теперь молчанием многократное воспрещение в воскресные дни и Господские праздники отправлять службу Божию, — на море единственную утеху Бога ведущих; стыжусь упоминать о разных язвительных насмешках на счет Религии. Сын Нежинского протоиерея Лисянского, кажется, родившийся и воспитанный в самых недрах Религии, часто изволил пить за столом вино тенерифское, произнося ко мне сии слова: «Батюшка! За здоровье Божией Матери».
Еще в 1804 году Резанов писал Генедону: «Я не нахожу нужным возвращение ваше в Россию, на судне г-на Лисянского; и по тому благоволите вы дождаться меня в Америке и окончить путешествие ваше уже со мною. О сем предварительном распоряжении моем всеподданнейше донес я Его Императорскому Величеству.
Из книги Крузенштерна: «По прибытии в Петропавловск в июне 1805 нашли там два судна: казенный бриг «Феодосия» и «Мария», спущенное со стапеля в Охотске в 1804 году, оснащенное по образу брига. «Марией» командовал лейтенант Машин, принятый на службу Российско-Американской компанией. Однако, вскоре по выходе из Охотска «Мария» дала столь сильную течь, что вынуждена была зайти в Петропавловск. Г-н Камергер Резанов, оставя Надежду, перешел на судно «Mapия» с намерением побывать на Кадьяке. Естествоиспытатель Лангсдорф, согласившийся сопровождать его, также оставил «Надежду». Июня 24-го 1805 года пошло судно «Мария» с Камергером Резановым в море: ветер ему благоприятствовал, и июня 25-го дня по утру в 6 часов, оно уже вышло из залива и скрылось на горизонте».
Миссия Резанова, как определялось в начале путешествия включала две задач: визит в Японию в надежде на налаживание дипломатических отношений с императором, а также ревизию и улучшение американских колоний в зоне влияния Русской Американской компании. Не приходится удивляться, что после неудачной миссии в Японию в 1804 году, Резанов принимает решение взяться за решение второй задачи — посетить Ново-Архангельский порт на Ситхе, где вновь разместилась штаб-квартира Российской Американской компании после битвы с индейцами-тлинкитами.
Достигнув по милости Божией Ново-Архангельского порта августа 26-го 1805 года нашел здесь Резанов «жизнь не весьма еще мирную»: «Между тем устраивается здесь верфь, эллинги для двух судов очищены, лес помаленьку валим, и в скором времени поставим с Божиею помощью на стапели военный бриг о 16-ти и тендер о 8-ми пушках, которым чертежи и сметы уже кончены. Я располагаюсь здесь пробыть зиму, а думаю, что Александр Андревич к вам будет. За тем поручая себя в продолжение вашего ко мне благорасположения всегда с совершенным почтением Вашего Преподобия Покорнейший слуга Николай Резанов. Сент. 11. 1805-го года. О. Баранов. Порт Ново-Архангельск.
Но уже в октябре 1805 года планы Резанова круто меняются, и он пишет иеромонаху Гедеону на остров Кадьяк следующее послание:
«Секретно. Все сие совокупно обязывает меня, ежели письмо сие найдет вас в прежних расположениях, предложить вам участие в предполагаемой мною секретной сего же года экспедиции. Купленной у бостонцев в Компанию трехмачтовой обшитой медью корабль «Юнона» под начальством г-на лейтенанта Хвостова отправился в Трех-Святительскую гавань за кормами, с тем, чтоб как можно поспешнее возвратился, а по тому как он ни часу мешкать не должен и не может; то покорнейше прошу вас, буде предложение мое будет вам угодно, поспешить немедленно в байдаре в упомянутую гавань, без малейшей кому-либо огласки и закрыв надобностью моею в вас на Ситке, доставить тогда скорее удовольствие увидеться с вами пребывающему с совершенным почтением вам. Октябрь 4-го дня 1805-го года. Остров Баранов. Порт Ново-Архангельск».
Из ответа иеромонаха Гедеона Резанову датируется 14 апреля 1806 года:
«Приятнейшею почел обязанностию с полною моею благодарностию повинуясь лестному для меня вашему предложению, сопутствовать вам на корабле «Юнона» в Секретной вашей экспедиции. Но, к крайнему моему сожалению, стечение обстоятельств положило преграду таковому исполнению».
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №124100103828