Заповедные тропы. Сонет. Регионы России 1

.




ЗАПОВЕДНЫЕ ТРОПЫ: РЕГИОНЫ РОССИИ (и мира)


1 октября 2024 года – начало нового сезона работы НТС «Школа Сонета» и литературных практик.
В апреле/мае 2024 года была проведена литературная интернет-экспедиция по странам Арабского мира, по результатам которой было собрано и отпечатано 5-ть брошюр. Собранный и собираемый материал будет использован в дальнейшем для составления антологии «История Русского сонета», в т.ч. антологии-справочника по вариациям сонетного канона. 

С сегодняшнего дня запускается аналогичная литературная интернет-экспедиция по регионам России (и мира), первая из нескольких запланированных. Её задачи:
- попробовать найти и показать уникальные звучания поэзии самобытных/уникальных регионов;
- вспомнить и рассказать об авторах забытых и рассказать об авторах современных;
- провести поэтический диалог между поколениями и территориями.

Брошюры данного цикла состоят из трех частей:
1) 12-ть авторов региона (да, взято апостольское число) – 12-ть сонетов
2) Подборка одного автора – 20-ть сонетов (связанная тематически с регионом и вариацией сонетного канона)
3) 12-ть авторов из любой точки земного шара с сонетами-откликами (к первой части) или сонетами/вариациями связанными с местом исследования.


ПЕРВЫЙ НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ – ТАГАНРОГ


«Жизнь  шла так спокойно, что я установил в ней  даже  некоторый твердый порядок. Писал  я дома, читать же уходил  в порт,  на один  из  разоруженных корветов, чаще всего на «Запорожец».

Я сдружился со сторожем, и  он пускал  меня на  корвет в  любое  время. Иногда в теплые ночи я даже оставался ночевать на «Запорожце».

Я  брал шлюпку у лодочника  Лагунова,  подплывал  к корвету, привязывал шлюпку к отвесному  железному трапу  и подымался по  этому трапу  на высокую палубу.

Я привозил с собой немного еды, а чай мы кипятили вместе со сторожем. Мне  казалось,  а  может быть,  это  было и  действительно  так, что  я здоровею от солнца и легкого голода, – я его испытывал тогда все время.
    
Я читал подряд и  выучивал наизусть всех  поэтов, книги которых брал  в библиотеке. Меня  покоряла музыка стихов. Только в стихах  раскрывалось  до предела певучее богатство русского языка. В  стихах слова звучали как бы наново, как  бы  только  что найденные и сказанные впервые.  Я  бывал  потрясен их  точностью, выразительной  силой и блеском.
    
Я  мог  без конца повторять отдельные любимые  строфы. Каждый день  они менялись. Одна строфа уступала место другой. То я  вспоминал  Лермонтова:  «Немая степь синеет, и  венцом серебряным Кавказ  ее  объемлет», то  пушкинские слова о том, что  «каждый  день уносит частицу бытия», то тютчевский  весенний гром, похожий на  то, как «ветреная Геба,  кормя  Зевесова  орла, громокипящий  кубок  с неба,  смеясь, на землю пролила», то фетовскую весну: «Из царства льдов, из царства вьюг и снега как свеж и чист твой вылетает май».
   
Я  был окружен  толпой поэтов. Я  беседовал  с ними.  У меня  кружилась голова от множества их мыслей и образов, литых и драгоценных. Откуда все это бралось, из каких глубин ясной и горячей души!
    
Я чувствовал себя  владетелем богатств. Со мной говорили Леконт де Лиль и  Гейне,  Верхарн и Берне. И при этом они говорили  мне все лучшее, что они могли сказать.  Разве  это  не  было  счастьем? Меня  удивляли тогда еще,  в молодости, и удивляют  сейчас  люди, которые  не  понимают  или  не замечают этого.
    
Я был  твердо  уверен, что  иностранные  поэты лучше звучат  в  русских переводах, чем на своем родном языке. Особенно мне запомнились тогда стихи Эредиа (!!!). Они  подходили к Азовскому побережью с его  обрывистыми мысами, степями  и  ощущением  древности. Стихи Эредиа я знал наизусть. Мне трудно удержаться, чтобы не повторить их сейчас:

                Разрушен  древний храм на  мысе  над обрывом.
                Перемешала смерть в рудой земле  пустынь 
                Героев  бронзовых  и мраморных  богинь, 
                Покоя  славу  их  в кустарнике дремливом...
    
И   рядом  звучал  забытый  Мей:  «Феб  златокудрый  закинул  свой  щит златокованый за море, и растекалась на мраморе вешним румянцем заря». И  тут  же пели широкие и светлые, как дыхание  утра, строки Александра
Блока: О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита.
     Стихи  были для меня такой же реальностью,  как хлеб, работа на заводе, как  солнце  и воздух. Они заставляли 'меня жить в постоянном напряжении,  в неожиданном и разнообразном мире. Они несли  меня, как пенистый поток несет оторванную от дерева ветку. Я не мог сопротивляться им.
     Все  окружающее я видел сквозь прозрачное вещество  стихов. Сначала мне казалось, что это окружающее приобретало иной раз от прикосновения поэзии то содержание, какого в нем и не было, приобретало преувеличенный блеск.
     Но это было не так. Ни тогда, ни сейчас я ни на минуту не жалею о своей юношеской одержимости  поэзией. Потому  что знаю, что поэзия – это  жизнь, доведенная до  полного выражения, раскрытие мира во всей его глубине, трудно охватываемой ленивым взглядом.»  / Константин ПАУСТОВСКИЙ. Из книги «Повесть о жизни. Беспокойная юность»


!!! – «Особенно мне запомнились стихи Эредиа. Они  подходили к Азовскому побережью с его обрывистыми мысами, степями  и  ощущением  древности.» Стихи французского поэта кубинского происхождения Жозе Мария де Эредиа (1842-1905) – это СОНЕТЫ…

… и первое стихотворение, которое может считаться титульным для города, таганрогского поэта опубликованное в «центральной прессе»  – в журнале «Сын отечества» (в русском историческом, литературном и общественно-политическом журнале XIX века, который выходил в Санкт-Петербурге), было тоже – СОНЕТ!!!

Таганрогскому поэту Николаю Щербине (1821-1869) было тогда 16 лет


К МОРЮ
 
С какою радостью я встретился с тобою,
О зеркало небес, наш исполин земной!
Какою-то высокою мечтою
Я воскрылён, когда ты предо мной.
 
Я трепещу, когда валы вздымая,
Ты восстаёшь кичливо до небес,
И, облака волнами подпирая,
Шумишь, как вихрь, волнуешься, как лес.
 
Твой грозный шум, могучее стенанье
И буйное зыбучих волн плесканье
И жемчугом, и думою кипят.
 
О, если б знать мне мысль твою, стихия,
Что волны мне так шумно говорят,
О чём ревут их вопли вековые!
…………………………………………….1837



================================================
Итак задачи авторов/читателей/неравнодушных людей, желающих принять участие в литературной интернет экспедиции умещаются в два простых пункта:
-  написать отклик на сонет или сонет о Таганроге или прозаическую миниатюру;
-  помочь найти авторов (на этом этапе) Таганрога в чьём творчестве присутствует СОНЕТ(ы), прислать текст(ы) или дать ссылку.

Стихоотклик желательно (не обязательно) писать приазовским сонетом


ПРИАЗОВСКИЙ СОНЕТ – вариация сонетного канона, особенностью которой является внутристрочная рифма в двустишии расположенном между вторым и третьим катренами.
…… примеры можно посмотреть: http://stihi.ru/2022/11/21/3245

МАРШРУТ ЭКСПЕДИЦИИ: Таганрог, Ростов-на-Дону, города Ростовской области, города Краснодарского края, города Крыма, Стамбул (Турция)

Следующие возможные маршруты:
- Санкт-Петербург – Прибалтика – Калининград  (по Финскому заливу / востоку Балтийского моря)
- Коломна – Нижний Новгород (по Оке)
………. Далее в зависимости от предложений и активности региональных авторов.

Участие авторов свободное. Площадка открыта для любого желающего.

Каждый день участникам экспедиции будет предлагаться для знакомства и отклика новый сонет поэта чья жизнь и судьба была связана с местами (по маршруту)






.


Рецензии
Отклик-приазовский сонет (без глаголов)
На стихотворение Н.Ф. Щербины «К морю»

http://stihi.ru/2024/10/02/3047

С уважением, Надежда

P.S. В процессе

Надежда Саяпина Одинцова   02.10.2024 20:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.