Заповедные тропы. Сонет. Регионы России 1
ЗАПОВЕДНЫЕ ТРОПЫ: РЕГИОНЫ РОССИИ (и мира)
1 октября 2024 года – начало нового сезона работы НТС «Школа Сонета» и литературных практик.
В апреле/мае 2024 года была проведена литературная интернет-экспедиция по странам Арабского мира, по результатам которой было собрано и отпечатано 5-ть брошюр. Собранный и собираемый материал будет использован в дальнейшем для составления антологии «История Русского сонета», в т.ч. антологии-справочника по вариациям сонетного канона.
С сегодняшнего дня запускается аналогичная литературная интернет-экспедиция по регионам России (и мира), первая из нескольких запланированных. Её задачи:
- попробовать найти и показать уникальные звучания поэзии самобытных/уникальных регионов;
- вспомнить и рассказать об авторах забытых и рассказать об авторах современных;
- провести поэтический диалог между поколениями и территориями.
Брошюры данного цикла состоят из трех частей:
1) 12-ть авторов региона (да, взято апостольское число) – 12-ть сонетов
2) Подборка одного автора – 20-ть сонетов (связанная тематически с регионом и вариацией сонетного канона)
3) 12-ть авторов из любой точки земного шара с сонетами-откликами (к первой части) или сонетами/вариациями связанными с местом исследования.
ПЕРВЫЙ НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ – ТАГАНРОГ
«Жизнь шла так спокойно, что я установил в ней даже некоторый твердый порядок. Писал я дома, читать же уходил в порт, на один из разоруженных корветов, чаще всего на «Запорожец».
Я сдружился со сторожем, и он пускал меня на корвет в любое время. Иногда в теплые ночи я даже оставался ночевать на «Запорожце».
Я брал шлюпку у лодочника Лагунова, подплывал к корвету, привязывал шлюпку к отвесному железному трапу и подымался по этому трапу на высокую палубу.
Я привозил с собой немного еды, а чай мы кипятили вместе со сторожем. Мне казалось, а может быть, это было и действительно так, что я здоровею от солнца и легкого голода, – я его испытывал тогда все время.
Я читал подряд и выучивал наизусть всех поэтов, книги которых брал в библиотеке. Меня покоряла музыка стихов. Только в стихах раскрывалось до предела певучее богатство русского языка. В стихах слова звучали как бы наново, как бы только что найденные и сказанные впервые. Я бывал потрясен их точностью, выразительной силой и блеском.
Я мог без конца повторять отдельные любимые строфы. Каждый день они менялись. Одна строфа уступала место другой. То я вспоминал Лермонтова: «Немая степь синеет, и венцом серебряным Кавказ ее объемлет», то пушкинские слова о том, что «каждый день уносит частицу бытия», то тютчевский весенний гром, похожий на то, как «ветреная Геба, кормя Зевесова орла, громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила», то фетовскую весну: «Из царства льдов, из царства вьюг и снега как свеж и чист твой вылетает май».
Я был окружен толпой поэтов. Я беседовал с ними. У меня кружилась голова от множества их мыслей и образов, литых и драгоценных. Откуда все это бралось, из каких глубин ясной и горячей души!
Я чувствовал себя владетелем богатств. Со мной говорили Леконт де Лиль и Гейне, Верхарн и Берне. И при этом они говорили мне все лучшее, что они могли сказать. Разве это не было счастьем? Меня удивляли тогда еще, в молодости, и удивляют сейчас люди, которые не понимают или не замечают этого.
Я был твердо уверен, что иностранные поэты лучше звучат в русских переводах, чем на своем родном языке. Особенно мне запомнились тогда стихи Эредиа (!!!). Они подходили к Азовскому побережью с его обрывистыми мысами, степями и ощущением древности. Стихи Эредиа я знал наизусть. Мне трудно удержаться, чтобы не повторить их сейчас:
Разрушен древний храм на мысе над обрывом.
Перемешала смерть в рудой земле пустынь
Героев бронзовых и мраморных богинь,
Покоя славу их в кустарнике дремливом...
И рядом звучал забытый Мей: «Феб златокудрый закинул свой щит златокованый за море, и растекалась на мраморе вешним румянцем заря». И тут же пели широкие и светлые, как дыхание утра, строки Александра
Блока: О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита.
Стихи были для меня такой же реальностью, как хлеб, работа на заводе, как солнце и воздух. Они заставляли 'меня жить в постоянном напряжении, в неожиданном и разнообразном мире. Они несли меня, как пенистый поток несет оторванную от дерева ветку. Я не мог сопротивляться им.
Все окружающее я видел сквозь прозрачное вещество стихов. Сначала мне казалось, что это окружающее приобретало иной раз от прикосновения поэзии то содержание, какого в нем и не было, приобретало преувеличенный блеск.
Но это было не так. Ни тогда, ни сейчас я ни на минуту не жалею о своей юношеской одержимости поэзией. Потому что знаю, что поэзия – это жизнь, доведенная до полного выражения, раскрытие мира во всей его глубине, трудно охватываемой ленивым взглядом.» / Константин ПАУСТОВСКИЙ. Из книги «Повесть о жизни. Беспокойная юность»
!!! – «Особенно мне запомнились стихи Эредиа. Они подходили к Азовскому побережью с его обрывистыми мысами, степями и ощущением древности.» Стихи французского поэта кубинского происхождения Жозе Мария де Эредиа (1842-1905) – это СОНЕТЫ…
… и первое стихотворение, которое может считаться титульным для города, таганрогского поэта опубликованное в «центральной прессе» – в журнале «Сын отечества» (в русском историческом, литературном и общественно-политическом журнале XIX века, который выходил в Санкт-Петербурге), было тоже – СОНЕТ!!!
Таганрогскому поэту Николаю Щербине (1821-1869) было тогда 16 лет
К МОРЮ
С какою радостью я встретился с тобою,
О зеркало небес, наш исполин земной!
Какою-то высокою мечтою
Я воскрылён, когда ты предо мной.
Я трепещу, когда валы вздымая,
Ты восстаёшь кичливо до небес,
И, облака волнами подпирая,
Шумишь, как вихрь, волнуешься, как лес.
Твой грозный шум, могучее стенанье
И буйное зыбучих волн плесканье
И жемчугом, и думою кипят.
О, если б знать мне мысль твою, стихия,
Что волны мне так шумно говорят,
О чём ревут их вопли вековые!
…………………………………………….1837
================================================
Итак задачи авторов/читателей/неравнодушных людей, желающих принять участие в литературной интернет экспедиции умещаются в два простых пункта:
- написать отклик на сонет или сонет о Таганроге или прозаическую миниатюру;
- помочь найти авторов (на этом этапе) Таганрога в чьём творчестве присутствует СОНЕТ(ы), прислать текст(ы) или дать ссылку.
Стихоотклик желательно (не обязательно) писать приазовским сонетом
ПРИАЗОВСКИЙ СОНЕТ – вариация сонетного канона, особенностью которой является внутристрочная рифма в двустишии расположенном между вторым и третьим катренами.
…… примеры можно посмотреть: http://stihi.ru/2022/11/21/3245
МАРШРУТ ЭКСПЕДИЦИИ: Таганрог, Ростов-на-Дону, города Ростовской области, города Краснодарского края, города Крыма, Стамбул (Турция)
Следующие возможные маршруты:
- Санкт-Петербург – Прибалтика – Калининград (по Финскому заливу / востоку Балтийского моря)
- Коломна – Нижний Новгород (по Оке)
………. Далее в зависимости от предложений и активности региональных авторов.
Участие авторов свободное. Площадка открыта для любого желающего.
Каждый день участникам экспедиции будет предлагаться для знакомства и отклика новый сонет поэта чья жизнь и судьба была связана с местами (по маршруту)
.
Свидетельство о публикации №124100101846
На стихотворение Н.Ф. Щербины «К морю»
http://stihi.ru/2024/10/02/3047
С уважением, Надежда
P.S. В процессе
Надежда Саяпина Одинцова 02.10.2024 20:08 Заявить о нарушении