Любите живопись, поэты! 10-24

   Привет всем авторам площадки, любителям лирики и философских размышлений!
   С вами Галина Волуйко.
   Мы продолжаем  конкурс стихов, написанных по картинам, так как этот конкурс авторам  очень нравится.
 
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно. (с) Н.А. Заболоцкий.

    В этом году будут конкурсы по самым популярным картинам русских и советских художников.
Можно будет приносить стихи, написанные ранее.
*******
     За окном – настоящая осень, изменчивая и прекрасная. А сколько красок и погодных сюрпризов она покажет нам в ближайшие недели!
     Во все времена к теме осени художники обращались не однажды, и всегда эти полотна таили в себе особое изящество, свежесть и глубину, настроение легкой грусти увядания или щемящей тоски по родным пейзажам, размышления о быстротекущем времени или о красоте простого, незамысловатого, но любимого вида именно в осенних мотивах звучат особенно ярко и пронзительно.
     В созвездии русских художников XIX столетия свое место по праву занимает Илья Семёнович Остроухов (1858-1929) – талантливый художник-пейзажист, тонкий знаток живописи, один из крупнейших в России собирателей произведений изобразительного искусства. Живое общение с природой и увлечение естественными науками определили интерес Остроухова к пейзажам. В них художник воспел красоту природы и красоту жизни.
     Одним из самых известных полотен художника является картина "Золотая осень" написанная в 1887 году.
     Полотно  было представлено на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1887 года в Санкт-Петербурге. В том же году его приобрёл у автора коллекционер и меценат Павел Третьяков
     Пейзаж Остроухова получил хорошие оценки посетителей передвижной выставки, а также критиков, среди которых были Павел Ковалевский и Владимир Стасов, художник и критик Александр Бенуа ставил картину «Золотая осень» в ряд произведений, являющихся «самыми близкими и по духу, и по времени предшественниками Левитана».
     Цветовая гамма картины насыщена жёлто-оранжевыми тонами с усиленной огненностью красок— «живопись жёлтым по жёлтому трудна, но Остроухов тонко нюансирует желтизну световыми оттенками». В центральной части картины лиственный убор «„пылает“ всеми золотистыми и багряными оттенками», но по мере приближения к краям полотна он ослабевает и блёкнет, становится более холодным.
     Для того, чтобы сфокусировать внимание зрителя на сверкающем золотом лиственном уборе, Остроухов пользуется опытом импрессионистов («композиционная фрагментарность»), а также собственной фотографической практикой («стоп-кадровая остановка мгновения»). Лиственный убор главенствует в композиции и превращается в «метафору календарной поры»: опадающие жёлтые листья символизируют движение времени — переход от цветущей красоты к угасающему блеску, «неизбежность конца праздника».
     В середине картины – протоптанная лесная тропинка, теряющаяся в лесу, устланная разноцветным ковром из опавших листьев. Наверное, полюбоваться красотой сюда приходило много людей. На тропинке сидят две сороки, прилетевшие посплетничать и поделиться последними новостями. Это необычное для пейзажа явление – оживлённый диалог двух сорок, вышагивающих по опустевшей тропинке. Белобокие птицы превращают картину в рассказ о непрерывном круговороте жизни.
     Под осенней кистью преобразились все деревья в парке: и клёны, и молоденькие берёзки, и осины. Слева, в глубине,  – старые корявые великаны. Причудливые изгибы их чёрных стволов напоминают сказочных лесных сторожей, следящих за порядком в лесу. С приходом осени им тоже пришлось нарядиться в золотой наряд. С крон деревьев уже опадает листва, ветром разносятся одинокие листья.
     Остроухов написал солнечный день. Солнца не видно, но чувствуется тепло, которое исходит от ярких жёлтых и оранжевых листьев. Прелесть осеннего леса сражает зрителя насыщенным колоритом листьев и ветвей. Живописное пространство всё в золоте: золотые листья на деревьях, золотая трава. Художник подробно передает выразительную красоту резных листьев клёна, застилающих землю сверкающим ковром. Стройные кленовые стволы просвечиваются сквозь фейерверк листьев, где есть все оттенки жёлто-золотого цвета. Иногда только видны зелёные листочки, оттеняющие яркий жёлтый цвет. Основной пейзаж на картине – деревья в лесу. Лишь кусочек светло-голубого неба виднеется сквозь кроны деревьев.
     Настроение полотна создаёт философски осмысленный образ природы. В нём таится целая гамма чувств – от восхищения до тревоги. Чудесная и торжественная, пышущая красками  осень, но это время года так изменчиво и непостоянно. Чувствуется, что художник любит осеннюю пору. С какой нежностью он вырисовывает листочки, они разные и по форме, и по цвету. Любовь передается зрителю, так и хочется прогуляться по усыпанной золотой листвой дорожке, вдохнуть лесную прохладу, запомнить природу такой яркой и величественной. Ведь недалеко то время, когда деревья сбросят свои наряды и уснут зимним сном… Невольно вспоминаются строчки из Пушкина, который также любил осень:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
     Хранится картина в Государственной Третьяковской галерее г.Москва.

     ЗАДАНИЕ тура: написать стихотворение по картине "Золотая осень" Ильи Семёновича Остроухова
 
1. Стихи принимаются в рецензиях под данным произведением по форме
Автор - "Название" http://www.stihi.ru/непонятные буквы и цифры.
2. Участие в конкурсе бесплатное, но спонсорство приветствуется. Наш логин adherent.
3. Набор стихов до 19-00 часов по московскому времени 25 октября 2024 г.
4. Голосование открытым способом в рецензиях под отдельным произведением. Не проголосовавший автор лишается награждения стихобаллами.
5. На конкурс принимается одно стихотворение, соответствующее теме.
6. Обязательное условие — картина должна украшать стихотворение на странице автора.

Желаю удачи и вдохновения!


Рецензии
Приём стихотворений на конкурс завершен. Скоро голосование.

Единомышьленники   26.10.2024 20:05     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.