Старец Амвросий Оптинский

Один из самых любимых святых – преподобный Амвросий Оптинский. Его личность и жизнь-житие удивляют, потрясают. И ведь он очень близок к нам – это современник моего прадедушки. Как сильно святые отличаются от обычных великих людей! А ведь это тоже реальные люди.
Святой Амвросий в молодые годы, уже будучи монахом, простудившись в дороге, тяжело, почти невыносимо заболел и всю, довольно долгую жизнь нёс этот тяжкий крест, при этом поддерживая и просветляя множество людей и совершив много больших дел. На нём ярко подтвердились слова: «Сила Господня в немощи совершается.» Старец Амвросий, едва ли не единственный из святых, обладавших большим чувством юмора и не скрывавшим его. Принявших подвиг юродства много, но это совсем другое.
В своё время сделал для себя перепечатки из книги о нём. Предлагаю часть из них вашему вниманию – может быть, для кого-то это будет открытием, кого-то удивит, просветит, укрепит, кто-то повторит известное, что тоже невредно.

Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов) «Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия» - Москва, печатня А.И. Снегирёвой, 1900 г.
***
У старца Амвросия был и граф Л.Н. Толстой. Пришёл он в Оптину, кажется, в конце 70-х годов пешком, в крестьянской одежде, в лаптях и с котомкой за плечами. Вскоре, впрочем, открылось его графское достоинство: пришёл он что-то купить в монастырскую лавку, и начал при всех раскрывать свой туго набитый деньгами портмоне, и потому вскоре узнали, кто он таков. Как по виду крестьянин он приютился в простонародной гостинице. Одного бедного дьячка спросил старец Амвросий, где остановился. – «Да там, отвечал тот, с графом в простонародной.» Толстой лично был у старца и дал понять ему, указав на одежду, как он живёт. – «Да что ж из этого?» - заметил старец с улыбкою. Неизвестен подлинный ответ старца графу, но смысл его таков: одна внешность без внутреннего содержания, что тело без души.
Есть предание, что после визита к старцу Амвросию Лев Толстой отзывался о нём с восхищением, а старец сказал о нём кратко: «Горд больно.» (П.С.)

НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ НАСТАВЛЕНИЯ СТАРЦА АМВРОСИЯ, записанные большею частию хибарочными посетительницами.
*
«Как жить?» - слышался старцем со всех сторон общий и весьма важный вопрос. По своему обыкновению он отвечал в шутливом тоне: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение.»
*
На предлагавшийся Старцу общий вопрос, «как жить?», иногда отвечал он и несколько иначе: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно – тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.» Или так: «Жить можно и в миру, но не на юру, а жить тихо.» Но и эти наставления клонились также к приобретению смирения.
«Мы должны, - ещё говорил Старец,- жить на земле так, как колесо вертится – чуть только одной точкой касаясь земли, а остальными непременно стремиться вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем.»
*
О смирении: «Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз.» И ещё: «Чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой.» И пояснял это так: железной – значит, иметь большое терпение, а золотой – большое смирение.
*
Ещё говорил: «Бог посещает Своею милостью только смиренных.»
*
Человеку грешному естественно и необходимо смиряться. Если же он не смирится, то смирят его обстоятельства, промыслительно устрояемые к его душевной пользе. В счастии он обыкновенно забывает и всё приписывает себе – своей бессильной силе и мнимой власти, но лишь посетит его какое-либо несчастие, просит пощажения даже и воображаемого врага…
*
Беседуя о зависти и памятозлобии, Старец сказал: «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное – не мстить им, и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения.»
*
«Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь её иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твоё желание и старание и вложит в сердце твоё любовь. А главное, когда заметишь, что погрешила против любви, сейчас же исповедуй это старцу. Это может быть иногда от дурного сердца, а иногда и от врага. Сама-то ты не можешь этого разобрать, а когда исповедуешь, враг и отойдёт.»
*
О милостыни Старец Амвросий говорил: «Св. Дмитрий Ростовский пишет: если приедет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь.»
Ещё: «Св. Иоанн Златоуст говорит: начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать больше и даже с лишением себя, а наконец уже готов будешь отдать и всё, что имеешь.»
*
«Чтобы человеку исправить себя не надо вдруг налегать, а как тянут барку: тяни-тяни-тяни, отдай-отдай! – не всё вдруг, а понемногу.»
Подобные же наставления и приснопамятного Старца Серафима Саровского: «Всё делай потихоньку, полегоньку и не вдруг – добродетель не груша, её вдруг не съешь.»
*
Но и после сего рассказа господин сказал: «Воля ваша, Батюшка, но я даже не понимаю, что это за бесы.» На это Старец ответил: «Ведь и математику не все понимают, однако она существует.» И ещё прибавил: «Как же бесы не существуют, когда знаем из Евангелия, что Сам Господь велел бесам войти в стадо свиней?» Господин возразил: «Но ведь это иносказательно?» - «Стало быть, продолжал убеждать Старец, и свиньи иносказательны и свиней не существует. Но если существуют свиньи, значит существуют и бесы.»
*
О лености и унынии: «Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать её прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдёт, и усердие придёт. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.»
*
Передавал Старец и назидательный рассказ: «Сидел бес в образе человека и болтал ногами. Видевший это духовными очами спросил его: что же ты ничего не делаешь? – Бес отвечал: да мне ничего не остаётся делать, как ногами болтать – люди всё делают лучше меня.»
*
О силе покаяния Старец рассказывал следующее: «Один всё грешил и каялся – и так всю жизнь. Наконец покаялся и умер. Злой дух пришёл за его душой и говорит: он мой. – Господь же говорит: нет, он каялся. – Да, ведь хоть каялся, и опять согрешал, - продолжал диавол. Тогда Господь ему сказал: если ты, будучи зол, принимал его опять к себе после того, как он Мне каялся, то как же Мне  не принять его после того, как он согрешив, опять обращался ко Мне с покаянием? Ты забываешь, что ты зол, а Я благ.»
*
«Грехи как грецкие орехи – скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно.»
*
«Креста для человека (т.е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несёт он в жизни, а всё же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца.» - Указывая себе на сердце, Батюшка прибавлял: «Древо при исходищах вод, - бурлят там воды (страсти).»
*
Говорил ещё Старец: «Один брат спросил другого: кто тебя научил молитве Иисусовой? – А тот отвечает: бесы. – Да как же так? – Да так: они беспокоили меня помыслами греховными, а я всё творит и творил молитву, так и привык.»
*
«А когда тебя начнёт копать (беспокоить раздражительность на кого-либо), молись так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!»
*
Один брат жаловался Старцу, что во время молитвы бывает множество разнообразных помыслов. – Старец на это сказал: «Ехал мужик по базару – вокруг него толпа народу, говор, шум; а он всё на свою лошадку: но-но! но-но! – так помаленьку, помаленьку и проехал весь базар. Так и ты: что бы ни говорили помыслы, всё своё дело делай – молись!»
*
Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали всю свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, Старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи.»
«…двенадцать Апостолов просили Спасителя за жену Хананеянку, но он не услышал их, а сама стала просить – упросила.»
*
Дабы подвигнуть ленивых и унылых к упражнению в этой молитве, Батюшка передавал следующий рассказ о силе Имени Иисусова: «У одного боголюбца был обученный говорить скворец, который постоянно слыша произносимую хозяином Иисусову молитву, и сам навык её повторять. Раз летом вылетел он в растворённое окно на улицу, а тут и налетел было на него ястреб, но скворец по привычке и испугу проговорил Иисусову молитву и тотчас ястреб отскочил от него. Так даже бессмысленно произносимая молитва послужила во спасение от угрожавшей беды.»
*
О силе крестного знамения передавал Старец такой рассказ: «Любил один лишнее выпить. В таком виде он где-то заблудился, и ему представилось, что кто-то подходит к нему, наливает из графина в стакан водки и предлагает выпить. Но вот заблудившийся, предварительно, по своей привычке осенил себя крестным знамением, и вдруг всё исчезло, а вдали послышался лай собаки. Пришедши в себя, человек увидел, что забрёл в какое-то болото и находится в весьма опасном месте, и если бы не лай собаки, не выбраться бы ему оттуда.»
______________________ 


Рецензии
Спасибо, Павел Васильевич! Слова Амвросия - бесценный родник. Все с улыбкой, без тягостных нравоучений, с любовью.

Тина Валентайн   02.10.2024 00:20     Заявить о нарушении
Тина, спасибо! Вы правильно отметили: лёгкая форма действует мягче, естественней - это редкость. Б.ч. всё суше. Удачи!

Сергеев Павел Васильевич   02.10.2024 08:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.