Иисус чудом накормил людей хлебом - уроки для нас

ИИСУС ЧУДОМ НАКОРМИЛ ЛЮДЕЙ ХЛЕБОМ: УРОКИ ДЛЯ НАС.

«Я — хлеб жизни. Тот, кто приходит ко мне, никогда не будет голоден» (ИОАН. 6:35).

МЫ ОБСУДИМ

В 6-й главе Иоанна рассказывается о том, как Иисус чудом накормил множество людей пятью лепёшками и двумя рыбками. Какие в этом уроки для нас?

В БИБЛЕЙСКИЕ времена хлеб был для многих основным продуктом питания (Быт. 14:18; Луки 4:4). Иногда в Библии слово «хлеб» даже используется вместо слова «еда» (Матф. 6:11). Также с хлебом связаны два хорошо известных чуда Иисуса (Матф. 16:9, 10). Одно из них описывается в 6-й главе Иоанна. Давайте рассмотрим этот рассказ и найдём важные для себя уроки.

Когда апостолы вернулись к Иисусу после активного проповеднического служения, им нужно было отдохнуть. Поэтому он отправился с ними на лодке на другую сторону Галилейского моря — в тихое место недалеко от Вифсаиды (Мар. 6:7, 30—32; Луки 9:10). Но люди узнали об этом, и вскоре там собралось несколько тысяч человек. Иисус не отмахнулся от их потребностей. Он тепло принял этих людей и стал учить их о Царстве и исцелять больных. Когда наступил вечер, ученики задумались, как накормить столько народу. Возможно, у некоторых людей была с собой какая-то еда, но большинству нужно было пойти в ближайшие селения и купить себе поесть (Матф. 14:15; Иоан. 6:4, 5). Как поступит Иисус?

ИИСУС ЧУДОМ НАКОРМИЛ ХЛЕБОМ МНОЖЕСТВО ЛЮДЕЙ.

Иисус сказал апостолам: «Не нужно им никуда идти — вы дайте им поесть» (Матф. 14:16). Это казалось нереальным, ведь там собралось примерно 5 000 мужчин. А если учесть женщин и детей, то, возможно, накормить нужно было 15 000 человек (Матф. 14:21). Андрей сказал: «Тут у одного мальчика есть пять ячменных лепёшек и две рыбки». Ячменный хлеб был в то время обычной едой. Рыбки, скорее всего, были вяленые. Затем апостол задал закономерный вопрос: «Но что это для такого множества людей?» (Иоан. 6:9). И действительно, тем, что нашлось у мальчика, никак нельзя было всех накормить. Или всё-таки можно?

Иисус хотел оказать людям гостеприимство, поэтому попросил их сесть группами на траве (Мар. 6:39, 40). В Иоанна 6:11-13 мы читаем: «Иисус взял хлеб и, поблагодарив Бога, раздал людям; то же самое он сделал и с рыбой, и каждый получил, сколько хотел.  А когда люди наелись, он попросил учеников: «Соберите всё, что осталось, чтобы ничего не пропало».  Они собрали куски, оставшиеся от пяти ячменных лепёшек, и наполнили ими 12 корзин». Итак, мы видим, что Иисус поблагодарил Бога за хлеб и рыбу. Так он показал, что вся пища есть у нас только потому, что её нам дал Бог. Мы можем поступать так же: каждый раз молиться перед едой — неважно, одни мы или рядом есть кто-то ещё. Помолившись, Иисус сказал ученикам, чтобы они раздали хлеб и рыбу людям. И все ели и наелись. Еды было так много, что даже осталось. Иисус не хотел, чтобы она пропала. Поэтому он велел собрать оставшееся, возможно, чтобы её доели позже. Как видно, Иисус бережно распоряжался тем, что у него было. И мы можем подражать ему в этом. Родители, прочитайте этот рассказ вместе с детьми. Обсудите, почему важно молиться перед едой, быть гостеприимными, щедрыми, а также мудро распоряжаться тем, что у нас есть.

Люди были поражены тем, как Иисус учил и какие чудеса он совершал. Они помнили слова Моисея о том, что Бог обещал дать своему народу великого пророка. И возможно, подумали, что Иисус и есть этот пророк (Втор. 18:15—18). Им могло казаться, что из него получится отличный правитель, способный накормить всю страну. Поэтому они собирались «заставить его стать их царём» (Иоан. 6:14, 15). Если бы Иисус это допустил, то оказался бы втянутым в политику. Но как он поступил? Мы читаем, что он «ушёл на гору». Несмотря на давление окружающих, он держался в стороне от политики. Какой прекрасный урок для нас!

Конечно, нас вряд ли попросят чудом накормить или исцелить людей или стать правителем целого народа. Однако окружающие могут настаивать, чтобы мы проголосовали за того, кто обещает сделать жизнь людей лучше, или поддержали его как-то ещё. Но реакция Иисуса была однозначной. Он отказался участвовать в политике и позднее сказал: «Моё Царство не от этого мира» (Иоан. 17:14; 18:36). Мы, последователи Христа, должны думать и поступать так же, как он. Поэтому мы поддерживаем Царство Бога, проповедуем о нём и молимся, чтобы оно пришло (Матф. 6:10). Давайте вернёмся к рассказу о том, как Иисус чудом накормил людей хлебом, и посмотрим, чему ещё мы можем научиться.

«ЗНАЧЕНИЕ ТОГО, ЧТО ПРОИЗОШЛО С ХЛЕБОМ».

Когда Иисус накормил множество людей, он велел ученикам вернуться на лодке в Капернаум, а сам пошёл на гору — подальше от толпы, которая хотела сделать его царём. В Иоанна 6:16-20 мы читаем: «Когда наступил вечер, его ученики спустились к морю  и, сев в лодку, отправились на другую сторону моря, в Капернаум. (Уже стемнело, а Иисус ещё не вернулся.)  Тем временем поднялся сильный ветер и море разбушевалось.  Они проплыли уже пять или шесть километров, когда увидели Иисуса, который шёл по морю к лодке, и испугались.  Он сказал им: «Не бойтесь! Это я». Как видим, когда апостолы были в море, начался сильный шторм. Лодку било ветром и захлёстывало волнами. И тут ученики увидели Иисуса, который шёл к ним по воде. Он предложил Петру сделать то же самое (Матф. 14:22—31). А когда Иисус зашёл в лодку, ветер утих. Ученики сказали: «Ты действительно Сын Бога» (Матф. 14:33). Интересно, что они пришли к этому выводу только сейчас, а не когда он чудом накормил тысячи людей. В рассказе Марка о тех событиях содержится важная деталь: «[Апостолы] были поражены, потому что не понимали значения того, что произошло с хлебом. Их сердце всё ещё было закрыто для понимания» (Мар. 6:50—52). Они не понимали, что это чудо он совершил той же силой от Бога, с помощью которой накормил несколько тысяч человек. Но вскоре Иисус сам завёл с учениками разговор о хлебе, чтобы преподать им — и нам — ещё один урок.

Люди, которых накормил Иисус, были сосредоточены только на своих физических потребностях. Откуда мы это знаем? На следующий день они обнаружили, что ни Иисуса, ни учеников нет. Между тем приплыло несколько лодок из Тивериады. Люди сели в них и отправились в Капернаум на поиски Иисуса (Иоан. 6:22—24). Может, они хотели узнать больше о Царстве? Нет. Они просто хотели, чтобы Иисус дал им ещё хлеба. Почему можно сделать такой вывод?

Обратите внимание, что произошло, когда люди нашли Иисуса недалеко от Капернаума. Иисус прямо сказал, что они пришли к нему из-за еды, ведь они «ели хлеб и наелись». Они приложили столько усилий, чтобы получить «пищу, которая портится». А нужно было трудиться «ради нетленной пищи, которая приносит вечную жизнь». В Иоанна 6:26, 27 написано: «Иисус ответил: «Говорю вам истину: вы ищете меня не потому, что видели чудеса, а потому, что ели хлеб и наелись.  Трудитесь не ради пищи, которая портится, а ради нетленной пищи, которая приносит вечную жизнь. Такую пищу даст вам Сын человеческий, потому что Отец, Бог, дал ему для этого власть». Иисус сказал, что его Отец даст им такую пищу. Когда люди услышали, что существует еда, благодаря которой они могут жить вечно, они, скорее всего, очень удивились. Что это за еда? И как её получить?

Те евреи спросили Иисуса, что им нужно делать, чтобы получить такую пищу. Возможно, они думали, что он перечислит им какие-то требования Моисеева закона. Но Иисус сказал: «Бог хочет, чтобы вы верили в того, кого он послал» (Иоан. 6:28, 29). Раньше Иисус уже говорил, что для того, чтобы обрести вечную  жизнь, нужно верить в него (Иоан. 3:16—18). И позже он снова упомянул о том, что это необходимое условие для вечной жизни (Иоан. 17:3).

Итак, Иисус ясно сказал тем евреям, чего от них хочет Бог. Но они его не услышали. Они спросили: «Какое знамение ты покажешь, чтобы мы тебе поверили?» (Иоан. 6:30). Они сказали, что в дни Моисея Бог чудом давал их предкам манну, которая была их хлебом — ежедневной пищей (Неем. 9:15; Иоан. 6:31). В Псалме 77:24, 25 написано: «Дождём сыпал манну, чтобы они ели, Давал им хлеб с неба.  Люди ели хлеб ангелов. Он давал им пищу, чтобы они насытились». Как видно, все их мысли были о том, как получить буквальный хлеб. Даже когда Иисус упомянул «истинный хлеб с неба», — который, в отличие от манны, даёт вечную жизнь, — они не поинтересовались, что он имел в виду (Иоан. 6:32). Они были так сосредоточены на своих физических нуждах, что пропустили важные духовные истины, которые Иисус старался до них донести. Чему нас всё это учит?

ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ДЛЯ НАС САМЫМ ГЛАВНЫМ.

Какой урок мы хотим усвоить из 6-й главы Иоанна? Приоритетом в нашей жизни должны быть хорошие отношения с Богом. Например, давая отпор Сатане, Иисус показал, что быть послушным Богу важнее, чем быть сытым. «Тогда Искуситель, подойдя к нему, сказал: «Если ты сын Бога, вели этим камням стать хлебом».  Но Иисус ответил: «Написано: „Жизнь человека зависит не только от хлеба, но и от каждого слова Господа“» (Матф. 4:3, 4). И в Нагорной проповеди Иисус подчеркнул, что людям нужен Бог и важно, чтобы они это понимали (Матф. 5:3). Поэтому спросите себя: «Что занимает центральное место в моей жизни: отношения с Богом или забота о моём физическом благополучии?»

Когда мы молимся о том, что нам нужно, и радуемся, что это у нас есть, мы поступаем правильно (Луки 11:3). В Библии говорится, что «есть и пить и получать удовольствие от своего труда» — всё это очень хорошо, ведь «это — от истинного Бога» (Эккл. 2:24; 8:15; Иак. 1:17). Но нельзя позволять, чтобы эти занятия стали самым главным в нашей жизни. Это подчеркнул апостол Павел в одном из своих писем. Он напомнил христианам, что произошло с израильтянами в пустыне, в том числе у горы Синай. Павел предупредил их, чтобы они «не желали злого, как желали» израильтяне. В 1 Коринфянам 10:6, 7, 11 Павел написал: «Всё это служит для нас предостерегающим примером, чтобы мы не желали злого, как желали они. Не становитесь идолопоклонниками, подобно некоторым из них, как написано: «Народ сел есть и пить, а затем стал веселиться»… Всё, что с ними случилось, служит предостерегающим примером и записано для нас, тех, кто живёт в конце этого времени». Бог чудом дал израильтянам пищу. Но из-за того, что они с жадностью на неё набросились, она стала для них злом (Чис. 11:4—6, 31—34). И случай с золотым телёнком показал, что есть, пить и веселиться было для израильтян важнее поклонения Богу (Исх. 32:4—6). Письмо Павла было своевременным, потому что вскоре, в 70 году н. э., Иерусалим и его храм были разрушены. Мы живём во время, когда конец мира Сатаны очень близок. Поэтому нам нужно прислушаться к словам Павла и не повторять ошибок израильтян.

Иисус учил молиться о «хлебе на этот день» и о том, чтобы воля Бога исполнилась «на земле, как она исполняется на небе» (Матф. 6:9—11). Когда вы думаете о прекрасном будущем, которое нас ждёт, какая картина встаёт перед вашими глазами? Согласно Библии, воля Бога заключается среди прочего в том, чтобы на земле была хорошая пища. В Исайи 25:6—8 говорится, что у людей будет изобилие изысканных блюд. А в Псалме 71:16 предсказано: «На земле будет изобилие зерна, на вершинах гор его будет в избытке». Представьте, как вы берёте это зерно, чтобы испечь свой любимый хлеб или приготовить что-то совершенно новенькое. Также вы сможете выращивать виноград и делать собственное вино (Ис. 65:21, 22). В таких прекрасных условиях будете жить не только вы, а все люди на земле.

Но обратимся вновь к 6-й главе Иоанна и прочитаем Иоанна 6:35: «Иисус сказал им: «Я — хлеб жизни. Тот, кто приходит ко мне, никогда не будет голоден, и тот, кто верит в меня, никогда не испытает жажды». Давайте ещё раз вспомним о людях, которых Иисус накормил хлебом и рыбой. Даже если они не верили в него, они могут быть среди воскресших (Иоан. 5:28, 29). И тогда им предстоит узнать значение слов Иисуса: «Я — хлеб жизни. Тот, кто приходит ко мне, никогда не будет голоден». Им нужно будет развить веру в искупительную жертву Иисуса — веру в то, что он отдал за них свою жизнь. В то время для воскресших и для детей, которые, возможно, родятся в новом мире, будет организована программа духовного обучения. Мы будем помогать им узнавать о Боге и его замыслах. И это принесёт нам даже больше радости, чем самая вкусная и изысканная еда!

Мы рассмотрели лишь некоторые уроки из 6-й главы Иоанна. Но в ней содержатся и другие важные наставления Иисуса о том, как получить вечную жизнь. Евреи, которых он учил, должны были внимательно его слушать. То же самое нужно делать и нам. Через некоторое время мы продолжим обсуждение 6-й главы Иоанна.


Рецензии