Глава 6. Посадка в диких условиях

*   *   *
     Анатолий Павлович Харбинин сидел за столом и задумчиво перебирал бумаги. Приближался день выплаты работникам аэропорта и нужно было всё подготовить. Кроме того, необходимо уладить вопрос с налоговой — в последнее время управляющему аэропорта Озёрска, всё чаще стали приходить сообщения о некорректном ведении бюджета, то есть расходы превышали месячный план денежных трат. Харбинин никак не мог понять: по бумагам всё было в порядке, но по факту денег уходило больше, чем в ведомости. Чтобы найти объяснение происходящему, Харбинин решить взять бухгалтерию под свой личный контроль. Для начала он решил собрать все чеки и квитанции, чтобы сверить с бухгалтерским учётом.
     Анатолий взял трубку телефона и позвонил по внутренней связи:
– Нина, принесите мне пожалуйста все расходные квитанции за последние два месяца.
– Да, сейчас, – ответила бухгалтерша.
     В этот момент в дверь кабинета кто-то постучал, а затем в приоткрытую щель высунулось лицо Пронина.
– Палыч, можно к тебе на пару слов? – попросил он.
     Тот посмотрел на своего зама и произнес:
– Можно. Проходи.
     Тот вошёл в кабинет и, закрыв за собой дверь, сел за стол.
– Я по поводу тех двух новеньких, пилота и механика, – сказал он.
– И что с ними?
– Всё нормально. Они только что приземлились в аэропорту Хабаровска. Завтра будут у тебя в десять, как договаривались.
– Ну и замечательно.
– И ещё; я там говорил с Ниночкой, у них тоже всё готово.
– Прекрасно, – равнодушно произнёс Харбинин и спросил, – у тебя что-то ещё?
     Пронин задумчиво посмотрел на своего начальника и произнёс:
– Нет, не всё… Есть ещё кое-что…
– Ну говори тогда.
– Там это… Гордеев звонил.
– Какой Гордеев?
– Ну тот самый, который на прошлой неделе к нам подходил с предложением.
     Харбинин призадумался, перебирая в памяти события прошлой недели.
– А этот, с овощами который? Ну да, припоминаю, и что?
– Он предлагает выкупить наш аэропорт, планирует расширять бизнес, – начал Пронин, – и сделать здесь аэроклуб. При этом, ты останешься на своей должности, как и я. И главное: мы будем получать нормальные деньги. Да и ребят пристроим, куда надо.
      Анатолий Павлович посмотрел на своего зама и произнёс:
– Слава, какой ещё аэроклуб? Он же вроде овощами занимается.
– Так я же говорю, планирует расширяться. Кроме того, может мы тоже будем помогать ему овощи по посёлкам развозить. Представляешь, у нас постоянно будут заказы. Соответственно и финансовая отдача будет хорошая. Не то что сейчас…
– Мы государственное авиапредприятие, – возразил Харбинин, – и потом, нас курирует "КомсАэро", ты разве забыл?
– Ой, да это твоё "КомсАэро" само спит и видит как от нас избавиться, – произнёс Пронин, – к тому же, мы давно уже не госпредприятие, иначе не были бы в таком состоянии. А у Гордеева связи там наверху, он всё устроит и с кем надо договориться. Ты главное представь, как всё изменится, заживём нормально…
– Повторяю ещё раз: мы госучреждение…, – сказал управляющий аэропорта.
– Которого давно уже нет, – вставил заместитель.
– …которое подчиняется местной авиакомпании. Она наш постоянный заказчик и спонсор. Так что, пусть твой Гордеев сам с ними договаривается, ты меня в это не втягивай.
     Затем Харбинин произнёс:
– Если у тебя всё, мне нужно работать.
     С этими словами, он вновь уткнулся в бумаги. Пронин посмотрел на своего начальника и произнёс:
– Эх Палыч! Вот ты говоришь мы госучреждение. А много ты от этого "госа" получаешь?
– Меня вполне устраивает, – ответил тот.
– Правда? А где то государство, которое, как ты говоришь, нас основало?
     Харбинин молча посмотрел на своего зама.
– А я тебе скажу, – продолжил Пронин. – Там же, где все наши нормальные зарплаты и уровень жизни.
– Слав, если тебя не устраивает твоя заработная плата, ты можешь найти другое место. Ну или подработку.
– Зачем, если здесь есть возможность улучшить положение. Будет аэроклуб — элитный, здесь будут приезжать самые авторитетные люди, с самой столицы, транспорт класса люкс. А это, представь, какие деньги!
– Вот и иди к этому Гордееву, и открывайте, что хотите, и где хотите. А я останусь при своём мнении.
     Пронин снова посмотрел на Харбинина и сказал:
– Толь, ты вот как застрял в своих восьмидесятых, так там и сидишь, не видя перспектив будущего.
– Каких перспектив? – спросил Харбинин уже с нотками раздражения. – Быть захваченным или купленным, как в девяностые? Это, ты называешь перспективы будущего?
– Да ладно, успокойся, какие девяностые? Я просто предлагаю улучшить наше положение!
– Да тебя просто покупают, Слава! И вообще, с какого перепугу ты ведёшь подобные переговоры без моего ведома? Что вы там ещё решили за моей спиной?
– Ничего мы не решили. Просто Гордеев сам мне позвонил и обрисовал перспективы развития. А ты был недоступен. Чего сразу кипятишься-то?
– О чём вы ещё говорили?
– Слушай, вот тебе его визитка, – с этими словами, Пронин положил перед Харбининым карточку с контактами, – позвони ему, и он тебе сам всё подробно объяснит.
      После этого, он встал из-за стола и добавил:
– У меня между прочим планы на будущее, семья, дети, их поднимать надо. У тебя нет никого, вот ты и сидишь упрямо. Посмотри вокруг — это болото, а не авиапредприятие. И чем дольше оно киснет, тем хуже для всех нас.
– Всё сказал? – спросил управляющий на своего заместителя.
– О себе не думаешь, так хоть о коллективе подумай. Согласны ли они в дальнейшем жить на голом энтузиазме, или предпочтут лучшие условия? Ответ очевиден. Захочет ли тот же Карпов, чтобы его дитё росло без необходимого в жизни? Не думаю.
– Всё сказал? – повторил Харбинин.
– А таких у нас большинство, – продолжал Пронин, – так что, подумай хорошенько, что для всех лучше. А не только для тебя одного, лично.
     После этих слов Пронин вышел. Анатолий Павлович взял в руки визитку и прочитал её: “Гордеев Вадим Сергеевич”. Затем он порвал её на мелкие кусочки и выбросил в мусорное ведро со словами:
– Не дождётесь!
     Затем он вновь вернулся к бумагам.

*   *   *
     Тайга. Это не просто лесочек с просеками, где по определённым ориентирам легко найти дорогу назад. Это огромный лесной массив, заблудившись в котором, можно остаться там навсегда. И звери здесь обитают, отнюдь не сказочные: медведи, тигры, леопарды.
     Тайга – самая большая по площади ландшафтная зона России; величественная, необъятная, манящая и загадочная. Это огромный мир, где на одной территории соседствуют разные виды животных, деревьев и растений. И в каждом регионе она своя, уникальная, и ни на что не похожая.
     На территории Приморского края расстилается Уссурийская тайга. Это крупнейший в мире массив кедрово-широколиственных лесов, расположенный на юге Дальнего Востока. Своё название она получила в честь правого притока Амура – реки Уссури, которая является природной границей между Россией и Китаем.
     В Сибири, по соседству с Дальним Востоком, ближайшая к Приморскому краю, расстилается Восточно-Сибирская тайга, которая находится на территории бассейнов двух крупнейших рек: Енисея и Лены. Каждая из них по своему уникальна.
     Тайге, как известно, свойственно отсутствие, или слабое развитие подлеска (так как в лесу мало света), а также однообразие травяно-кустарникового яруса и мохового покрова (зелёные мхи). Виды кустарников, таких как можжевельник, жимолость, смородина, кустарничков; черника, брусника; и многих трав, например кислица и грушанка; немногочисленны как в Евразии, так и в Северной Америке. Это и делает русскую тайгу такой уникальное и неповторимой. В таких, поистине диких местах, не захочешь оставаться один. Попадая в подобный ландшафт, начинаешь понимать, что человек, всего лишь малая часть всей этой экосистемы. И каких бы успехов и познаний он не достиг, ему никогда не удастся постичь всего того, что знает и умеет только Создатель. А когда смотришь на тайгу, то понимаешь: так оно и есть.
     Именно в таких условиях и находился наш герой в данный момент. Прилетев на место стоянки экспедиции, он сделал круговой облет для оценки местности и успешно приземлился на озеро. Когда необходимая деталь была передана геологам, он сообщил об этом в аэропорт. Руководитель экспедиции сердечно поблагодарил молодого пилота за помощь.
– А куда путь держите? – спросил их
Антон.
– Идём к горе Орлик, – ответил руководитель экспедиции.
– Ископаемые ищете?
– Не совсем. Изучаем историю образования горных массивов.
     При этом голос руководителя экспедиции звучал как-то загадочно, как будто он что-то не договаривал. К тому же, среди других участников экспедиции, Антон заметил троих, которые возились с каким-то прибором. Пилот сразу определил, что это за прибор: сейсмограф, причём очень чувствительный. А люди, крутившиеся возле него, судя по обрывкам фраз, были вулканологами.
«Что здесь делают вулканологи? У нас же и вулканов-то никаких нет», – подумал про себя пилот, но расспрашивать не стал.
     Через некоторое время, Антон попрощался со всеми и полетел обратно в сторону аэропорта Озёрск. Самолёт взмыл над тайгой и, взяв нужный курс, перешёл в горизонтальный полёт. Высота триста метров. Вдалеке сверкнула молния. Антон сверил метео — можно проскочить. Запросив разрешение на смену эшелона, он поднял свой "Пайпер" ещё метров на двести, чтобы не лавировать между сопками и расщелинами. После этого, он лёг на прежний курс.
     Ветер дул сбоку и молодому пилоту приходилось периодически работать штурвалом влево, чтобы "Пайпер" окончательно не сдуло в сторону от маршрута. «Не туда, не туда», – говорил молодой человек, двигая штурвалом. В этот момент совсем рядом сверкнула молния и прогремел гром. Затем, спустя несколько минут после взлёта, пошёл сильный дождь, который мгновенно залил стёкла мешая обзору. Пилот, борясь со стихией, молился внутри себя. Темнело, видимость ухудшилась. Ещё чуть-чуть, и из дождевой завесы появится вершина сопки. Или, что ещё хуже, гора. Самолёт трясло, сильные порывы ветра как будто дёргали за крылья и киль, пытаясь сбросить его на землю. А постоянные раскаты грома и зарева молний только ухудшали ситуацию. Что поделать, гроза – природное явление, опасное и непредсказуемое.
     Глядя вокруг на происходящее, Антон понимал: надо садиться и переждать где-нибудь непогоду. Иначе живым из этой передряги не выберешься. Хорошо, что он четыре года летал по этому маршруту Херпучи-Озёрск, иначе бы сразу сбился с курса. А это куда опаснее.
– Комсомольск-Район, я борт 92065, сильные порывы ветра, ливень, запрашиваю вынужденную.
     Но куда садиться? Херпучи далеко, до ближайшего посёлка километров пятьсот, а то и больше. Это на карте всё кажется рядом; но на самом деле, в необъятной тайге, расстояния гораздо больше.
– Комсомольск-Район, я борт 92065, меня кто-нибудь слышит? – Антон повторил запрос.
– Борт 92065, Горин-Круг, слышу вас. Что случилось? – ответил диспетчер.
– Болтанка, – произнес пилот, слыша помехи в наушниках, – сильные порывы ветра на высоте пятьсот метров.
– Борт 065, до Ягодного  дотянете? – спросил диспетчер.
     И в этот момент яркая вспышка молнии озарила кабину. Послышался грохот, треск и рация замолчала.
– Горин-Круг, борт 92065, до указанного не дотяну, – произнёс громко Антон.
     Ответом была тишина в эфире.
     Циклон, о котором предупреждал диспетчер, оказался гораздо быстрее и непредсказуемее. Если бы он прошёл восточнее, километров пять-семь, Антон смог бы благополучно проскочить, на что он и рассчитывал. Но, но как это часто бывает, стихия пошла другим путём и опередила человека.
– Борт 065, Горин, ответьте! – кричал в рацию Белоус.
     Тишина. Только скрип в наушниках. Пилот понимал: надо что-то делать. Он глянул вниз. По левому борту мелькнула река. Спустившись ниже, Антон внимательно рассмотрел её. Сверив по карте, он попытался определить своё местоположение. Поразмыслив, он подумал, что находится над рекой Им, и стал искать место для приводнения. Осмотревшись слева-направо, он случайно уронил взгляд на панель приборов, на которой тут же загорелась красная лампочка.
– Этого ещё не хватало, – пробурчал пилот, пытаясь определить причину.
     Вскоре он понял: проблема с маслопроводом. Надо срочно садиться. Антон снова посмотрел вниз, ища подходящее место для посадки.
     И вдруг, среди деревьев, он увидел широкое русло реки. Сделав круговой облёт и спустившись на сто метров, он оценил обстановку. Место идеальное. Тогда наш герой, собравшись с силами, воззвал к Богу о помощи и принялся плавно сажать машину при свете молний. Ситуация сложная, ошибок допускать нельзя. Рассчитав на глаз заход и прикинув скорость, Антон направил свой "Пайпер" прямо на водную гладь. Издалека он заметил волнение на воде, но выбора не было. И если уж самолёту суждено разбиться, то нужно сделать это с минимальными потерями. Пилот уверенно вёл моноплан по глиссаде, корректируя курс рулём. Высотомер отчитывал: 70, 60, 50. И когда стрелка достигла отметки 10, Антон приготовился к удару.
     И тут резкий толчок подбросил пилота вверх и тот ударился головой. Гидроплан подпрыгнул, слегка чиркнув металлическими поплавками по воде. Затем он снова коснулся водной глади и поплыл по реке, плавно сбавляя скорость. Антон, не заметив удара об голову и принялся убавлять газ. "Пайпер" начал тормозить. Через некоторое время самолёт со всей силы вынесло на берег и поплавки глубоко увязли в песке. Антон дёрнулся вперёд. Когда самолёт остановился, пилот отключил двигатель и подачу горючего. Винт перестал вращаться и наступила тишина, нарушаемая раскатами громы и шумом ливня.
– Сел, – устало произнес Антон и, откинувшись в кресле, тут же отключился.

*   *   *   *   *


Рецензии