137 неизвестных часть 28
Волхвы и Вифлиеемская звезда
Многие знают из Библии, что волхвы — это мудрецы, пришедшие с востока. В Евангелии от Матфея говорится, что волхвы следовали за Вифлеемской звездой, чтобы найти Спасителя и преподнести ему золотые дары, ладан и мирру. Однако упоминаются ли где-нибудь еще, кроме Библии, эти таинственные мудрецы с необычными дарами? Если да, то что представляла собой Вифлеемская звезда?
Слово волхвы (в английском «magi») происходит от латинского слова, заимствованного из греческого языка и обозначающего понятие «magoi», которое в свою очередь было заимствовано из древнеперсидского языка и происходило от слова «magus». В старом английском языке это слово звучало как «mage». Именно от него происходит современное английское слово «магия» («magic»). Одно из первых упоминаний о волхвах содержится в трудах Геродота, утверждавшего, что это тайное сословие жрецов, которые жили в Мидии (сегодня это северо-западная часть Ирана и территория Курдистана).
Волхвы являлись представителями одного из шести коренных мидийских племен. Когда в VI в. до н. э. эти земли оказались в составе Персидской империи, жрецы старой мидийской религии, вероятно, происходившей из Месопотамии, решили привести свои древние обычаи в соответствие с монотеистичной зороастрийской верой. Нет сомнений, что этот процесс был длительным и болезненным. Из письменных источников известно, что когда персидский царь Дарий Великий (521—486 гг. до н. э.), один из первых царей династии Ахеменидов (560—330 гг. до н. э.), узнал, что волхвы во времена Мидийского царства занимались толкованием снов, он даровал им привилегии в условиях новой государственной религии Персии. Геродот писал о волхвах уже как о жрецах-зороастрах, выполнявших функции, чем-то напоминавшие ритуалы шаманов или лекарей. Кроме того, волхвы стали консультантами персидского императора в вопросах астрологии, поэтому неудивительно, что вскоре их влияние укрепилось, а слава о волхвах, как великих мудрецах, распространилась по всей империи.
Важным источником знаний о волхвах времен Дария стала коллекция древнеперсидских клинописных текстов 506-497 гг. до н. э. о вопросах административно-хозяйственного характера в виде табличек с укреплений города Персеполиса, в которых говорится как о религиозном, так и политическом влиянии волхвов на общество того времени. Впрочем, совмещение должности управленца и жреца было обычной практикой в государствах Ближнего Востока того времени. На волхвов, как на служителей культа, возлагались важные обязанности, о чем свидетельствует красочное описание ритуала жертвоприношения в столице Персии Персеполисе. Таблички дают информацию о волхвах как о «разжигателях огня», выполнявших особый ритуал, похожий на подношение огня верховному богу древних персов Ахурамазде (мудрому господину). Глиняные таблички повествуют о деятельности волхвов при дворе персидского царя, что подтверждают и свидетельства древнегреческих авторов: жрецы, на высочайшем уровне осуществлявшие религиозную деятельность, принимали участие в управлении государством.
После вторжения в Персию Александра Македонского зимой 331 г. до н. э. династия Ахеменидов прекратила свое существование. Безусловно, в древних источниках есть упоминания о некоторых ритуалах, проводимых волхвами при дворе Александра, тем не менее очевидно, что он разрушил многие зороастрийские святилища, возможно потому, что видел в этой религии угрозу своей власти.
Греческий писатель и географ Страбон (63 г. до н. э. — 21 г. н. э.) описывает секту волхвов в Каппадокии (ныне центральная часть Турции), называя ее членов «разжигателями огня». Он говорит о храмах огня с алтарями, на которых постоянно поддерживался горящий огонь, куда волхвы «в высоких шапках из войлока, достававших до щек и даже закрывавших губы» каждый день приходили примерно на час и, держа над огнем ветку тамариска или другого растения, читали заклинания. По-видимому, некоторые волхвы совершали путешествия на запад, останавливаясь в Греции и Италии. Следы их верований и обычаев можно найти в митраизме — древней тайной религии, которая приобрела широкую популярность среди римских легионеров в III — IV вв. Во времен Римской империи слово «волхв» стало употребляться дл. обозначения любого представителя восточного культа, а с ро дением Иисуса — всех, кто был связан с магией, астрологи и толкованием снов. Волхвы, по-видимому, признавали частью римского имперского двора, поскольку о них говорится как о помощниках высокопоставленных чиновник" и управленцев.
Евангелие от Матфея (созданное в 60—80 гг.) является единственным источником, описывающем приход волхвов к Иисусу в Вифлеем. Здесь говорится, что «в Иерусалим прибыли мудрецы с востока», которые проявляют интерес к звездам. В таком случае, эти мудрецы были астрологами. Связь со звездами подтолкнула некоторых исследователей к мысли, что они прибыли из Вавилона — известного центра астрологии того времени. Однако, судя по исключительности даров, которые они принесли — золото, ладан и мирра — более вероятным местом может стать Аравия, но в ней не было жреческой прослойки, состоявшей из волхвов. Матфей не упоминал о том, сколько было волхвов. Но количество даров подсказывает, что их было трое. Эти дары имеют большое символическое значение для христиан: ладан олицетворяет христианскую божественность, золото — царственность, а мирра, которая применялась для умащивания тел мертвых, символизировала Страсти Господни и грядущую смерть.
Согласно Евангелию от Матфея, перед прибытием в Вифлеем волхвы встретились с царем Иудеи Иродом, который был марионеткой в руках Римской империи. Увидев звезду на востоке, они попросили правителя указать им нового царя. Ирод, зная о ветхозаветном предсказании, направил их в Вифлеем, но попросил на обратном пути зайти к нему и обо всем рассказать, чтобы он тоже смог выказать свое почтение новорожденному Спасителю. Когда волхвы прибыли в Вифлеем, на небе снова появилась звезда. Они шли за ней, пока не нашли царя иудейского и не вручили ему свои дары. Затем астрологам приснился вещий сон, предостерегающий от визита к Ироду с требованием возвращаться в Персию другой дорогой.
Ирод был взбешен обманом и отдал приказ об избиении невинных младенцев, в результате чего пострадали все дети до двух лет, которые находились в Вифлееме и его окрестностях. Однако Иосиф успел увезти Марию и младенца в безопасное место, в Египет.
Сегодня ведутся широкие дискуссии относительно звезды, которая вела волхвов на протяжении их долгого путешествия с востока в Иудею. Предлагаются разнообразные объяснения этому астрономическому явлению, в том числе версии о том, что это были метеориты, планета Венера, явление стояние планет, рождение новой звезды, кометы и даже НЛО. На сегодняшний день двумя наиболее распространенными теориями являются версии о том, что звездой на востоке была или планета Юпитер, или комета Галлея.
Греческое слово «aster», которое Матфей использует в Евангелии, описывая Вифлеемскую звезду, может толковаться и как комета. Однако есть ли другие сведения о кометах в письменных источниках того времени? В римский период считалось, что появление кометы извещает о трагических исторических событиях, например о смерти императора, а значит, в те времена она не могла ассоциироваться с рождением Мессии. Однако волхвы турецкого побережья Черного моря считали кометы хорошим предзнаменованием. Удачное правление царя Митридата VI связывалось с кометами — добрыми небесными предвестниками, о чем свидетельствуют монеты с их изображением. Появление кометы Галлея в 12 г. до н. э. повергло в ужас всех жителей Средиземноморья, в первую очередь жителей Рима, наблюдавших ее в небе над городом. Поскольку считается, что Ирод умер в 4 г. до н. э., сегодня большинство ученых склонны датировать рождение Иисуса приблизительно 12—4 гг. до н. э. А значит, комета Галлея могла быть так называемой Вифлеемской звездой. Есть однако некоторые противоречия в теории о комете. В Евангелии от Матфея сказано, что Ирод и жители Иерусалима не заметили Вифлеемской звезды в ночном небе, но этого не может быть, если речь идет о столь заметном небесном объекте, как комета Галлея.
Юпитер в те времена был известен как звезда Зевса и традиционно считался планетой царей. Астроном Майкл Р. Молнар из Рутгерского университета в Нью-Джерси интерпретирует слова из Евангелия от Матфея звезда «возвращается» и «стоит» как свидетельства об обратном движении и стоянии планеты Юпитер. Молнар обнаружил римскую монету, выпущенную в Антиохии, столице римской привинции в Сирии, и датируемую временем рождения Иисуса. На монете изображен астрологический знак Овна, повернувшего голову назад, словно оглядываясь на звезду. Молнар считает, что монета выпущена как напоминание о захвате римской Антиохией Иудеи в 6 г. н. э. Дальнейшие исследования показали, что в важнейшей работе по астрономии Клавдия Птолемея «Тетробиб-лас» знак Овна трактуется как созвездие, контролирующее жителей «Иудеи, Идумеи, Самарии, Палестины и Келесирии», то есть земель, которыми управлял царь Ирод.
Таким образом, звезда на монете могла символизировать судьбу Иудеи, оказавшейся под гнетом римской Антиохии. Это могло означать, что астрологи ожидали рождение великого Царя Иудейского, что предвещало появление Вифлеемской звезды в созвездии Овна. Молнар уверен, что небесное явление, происшедшее 17 апреля 6 г. до н. э., когда Юпитер находился в созвездии Овна и Луна закрыла планету, и было событием, указывшим на рождение божественного младенца. Хотя для подтверждения этой версии необходимо осуществить еще не одно исследование, на сегодняшний день она является наиболее аргументированной и свидетельствует о том, что волхвы из Персии следовали за настоящей звездой (в данном случае за Юпитером), которая вскоре привела их в Вифлеем к будущему Царю Иудеи.
137 неизвестных часть 29
По этой когда-то густо населенной благодатной земле шли несметные войска персов Кира и Дария, пылили греки армии Александра Македонского, скакали отряды воинов пророка Мухаммеда и янычар Османской империи, веками кочевали племена бедуинов, даже не подозревая, что находится у них под ногами.
Забытый Шумер
Шли годы, складываясь в века и тысячелетия. Редкие европейцы видели на пустынной равнине только странные холмы, освещенные безжалостным солнцем. Но, видимо, настало время узнать о полностью забытом прошлом. В 1869 году французский археолог Жюль Опперт нашел клинописные надписи древнего царства, властитель которого – Саргон – именовал себя царем Шумера и Аккада, и предложил назвать шумерами народ, который владел Месопотамией, территорией между реками Тигр и Евфрат, задолго до возникновения Ассирии и Вавилона.
В то время никто не знал самого слова «Шумер». Факт его существования был давно забыт. Упоминаемая в Библии земля Шинар оставалась без объяснения. А в этой земле покоились никому не ведомые шедевры поклонения и восхищения древних людей и предметы их быта.
Удачной для археологов была четвертая экспедиция по раскопке одного из древнейших городов Шумера – Ниппура – в 1889 году, которой руководил профессор Пенсильванского университета (США) Х. Хилпрехт. Изучая ступенчатый зиккурат (храмовую башню), он нашел библиотеку, содержавшую более 20 тысяч клинописных табличек. Эта масса документов стала откровением для тех, кто их изучал. Исследовать их все сразу в таком объеме невозможно. Однако даже перевод части из них дал беспрецедентный свод памятников шумерской литературы, религиозных сочинений и коммерческих документов.
Под защитой высших сил
Трудностей в работе исследователей хватало. Холера, малярия и пыльные бури. Весь район был охвачен войной. Непокорные, дикие и необузданные племена находились в состоянии кровавой феодальной междоусобицы: раздоры, их вражда с нерегулярными войсками и властями Османской империи. Существовали постоянные угрозы нападения кочевников, попытки добраться до оружия экспедиции и воровство. Были случаи перестрелок и грабежа экспедиционного имущества.
Чтобы хоть как-то обезопасить свою жизнь, археологам пришлось запугивать суеверное население своей «магической силой». Пуск ракет и фейерверков страшно напугал не только женщин и детей, которые разбегались с безумными криками в поисках убежища, но и мужчин. Ученые откопали гигантскую человеческую голову из алебастра, повергшую местное население в ужас и смятение. Чего только не было, но, как говорится, Бог миловал археологов. Больших успехов добились П. Бота и Р. Кольдевей, О. Лэйярд и Л. Вулли. Нашли древнюю Ниневию – оплот и столицу могучих ассирийских царей, упоминаемую в Библии, и Вавилон, который в дни величайшей славы всеми забытого Шумера был никому не известной деревней. Только при Хаммурапи в XVIII веке до н. э. Вавилон стал греметь на весь Древний мир. Непонятно откуда взялась клинописная табличка времен Саргона Древнего. Нашли билингвы – надписи на двух языках, позволившие расшиф-ровать древние тексты на неизвестном ранее языке. Разгребая многовековой мусор и грязь, перелопатив тысячи кубометров земли силами нескольких сотен землекопов, археологи открыли целый пласт забытой истории.
Из тьмы веков
О когда-то сенсационных раскопках города Ура, где родился библейский Авраам, наша газета писала весной 2011 года в статье «Шумерские хроники». Речь шла о баснословном богатстве его забытых царей, по сравнению с которыми знаменитый Тутанхамон – просто бедняк. Однако археологам попадались и полностью разграбленные погребения, в которых мародеры не пощадили даже царских останков.
Были найдены развалины древних дворцов и храмов, гигантские статуи крылатых быков и львов с головой человека и чудесные барельефы божеств, сфинксов и крылатых существ. Батальные сцены осады и сражений изображены на колесницах, выполненных с большим искусством и богатым орнаментом.
Чего только не сохранили древние стены: рисунки воинов, с ног до головы одетых в кольчуги, с остроконечными шлемами на головах и стреляющих из луков; изображения женщин, молящих о пощаде и рвущих на себе волосы от горя; фигуры людей с уложенными волосами и завитыми бородами в богато убранной одежде, украшенной не потерявшей цвет вышивкой и кистями; кирпичи с клеймами имен никому не известных царей и один с именем полумифического Нарам-Сина (около 3750 года до н. э.).
Нашли также терракотовые фигурки бородатых богов с оружием и другими приспособлениями в руках, игрушки в виде лошадей и всадников, слонов и обезьян, баранов, собак и птичек. Были обнаружены наконечники копий и кинжалы, монеты и ожерелья, браслеты и серьги, кольца и застежки, латунные заколки и реликвии из агата, бирюзы, малахита и лазурита, посуда и кубки с записанными на них древними легендами, нередко покрытые изображениями страшных демонов, и многое другое.
Уникальная информация
Найденные и расшифрованные шумерские тексты позволили заглянуть в допотопную историю и узнать о возникновении гомо сапиенс, прилете с планеты Нибиру инопланетян (нефилимов) и их жизни на Земле. В прочитанных документах говорится о том, как они передавали знания людям, обучали их ремеслам и создавали древние цивилизации. Есть упоминания о двух визитах на Землю Ану – правителя Нибиру, о династии допотопных правителей и первом царе всего Шумера после потопа Месаннепадда.
Поражает высокий уровень знаний шумеров, особенно в астрономии, математике и металлургии. Только меди у них существовало 23 вида. С гибелью цивилизации многие знания были утрачены, однако наследие шумеров присутствует в нашей жизни до сих пор. Мы знаем 12 знаков зодиака и 12 месяцев в году, пользуемся часами с 60 секундами и минутами и делим окружность на 360 градусов.
Шумерские тексты позволили понять многие необъяснимые места в библейских историях и действиях ее персонажей. Позже Захария Ситчин написал историю потерянных царств и цивилизаций, а Алан Элфорд составил хронологию богов и людей. Был раскопан храм в Ниппуре – религиозном центре Шумера, и стало ясно, что важную роль в жизни народа в прошлом играл культ бога Бела, о чем свидетельствуют громады руин и множество клинописной литературы.
Храмовая библиотека указывала на существование огромного сословия жрецов и священнослужителей.
Помог… шумерский жрец
Правда, однажды информация к ученым поступила таинственным образом. Хилпрехт по окончании экспедиции закончил книгу о раскопках и их научных результатах и должен был отдать ее издателю на следующий день. В ней он упоминал о двух обломках агата, найденных во время работ. Археолог никак не мог прочитать древнешумерские надписи на них. Он сидел в своем кабинете до позднего вечера, пытаясь расшифровать текст и придать книге законченный вид.
Задремав (если это был сон, а не что-то другое в измененном состоянии сознания), ученый увидел рядом с собой человека в шумерском жреческом одеянии. Удивленный археолог встал, но не с кресла, а с каменной ступени, на которой он почему-то оказался. Его даже не удивило, что жрец сказал ему по-английски: «Иди за мной! Я помогу тебе». Они прошли по улице мимо нескольких массивных зданий и вошли в слабо освещенный зал следующего, казавшегося еще больше. «Где мы?» – спросил Хилпрехт. «В Ниппуре, между Тигром и Евфратом. Мы в храме Бела, отца богов», – ответил жрец.
Во время раскопок археологам не удалось найти сокровищницу – комнату, которая обязательно должна быть при храме, и ученый спросил о ней своего провожатого. Тот провел его в небольшое помещение в дальнем углу храма. Там в деревянном сундуке лежало несколько кусков агата, среди которых Хилпрехт узнал два фрагмента, которые он так и не смог расшифровать.
Жрец пояснил, что это части цилиндра, пожертвованного храму Куригальзу, правителем касситов. Из него хотели изготовить ушные украшения для статуи бога. При распиливании один кусок раскололся. Надписи на фрагментах, которые ученый не мог прочитать, были частями одного текста. По просьбе археолога жрец прочитал ему эту надпись.
Очнувшись (или проснувшись), Хилпрехт записал все, что сказал ему жрец. Расшифровка надписи, относящейся к очень далекому прошлому, была признана другими учеными безупречной. Точным оказалось и указанное шумерским жрецом место расположения сокровищницы в храме, вскоре найденной археологами. А тысячи непрочитанных клинописных табличек еще ждут своих исследователей, и никто не знает, какую информацию они принесут человечеству.
Свидетельство о публикации №124092805166