Атланты духа, они планету держат перед Богом
Молитвы о спасении мира возносятся неустанно и на небесах и на земле. "Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет" (Псалом 33:19). "Мир держится молитвой. Если хотя бы на один час молитва прекратится, то мир перестанет существовать..." (схимонахиня Нила (Колесникова), 1902-1999); "... много может усиленная молитва праведного" (Послание Иакова 5:16).
В Откровении апостола Иоанна Богослова сказано о том, что святые возносят свои молитвы на небесах пред Агнцем Божиим: "И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых" (Откр 5:7-8). "И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога" (Откр 8:3-4).
В Священном Писании сказано и о необходимости памятования учителей веры и святых, служащих примером для подражания: "Память праведника пребудет благословенна..." (Притчи Соломона 10:7). "Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Послание к Евреям 13:7).
Путь к горнему метафорически соотносится с восхождением альпиниста в горы. Чем ближе горный пик, тем сильнее колючие ветры. Чем ровнее скалистая поверхность, тем сложнее подъем и больнее падение. Отважится ли искатель пути к величественной горной вершине выйти на маршрут без подготовки, не зная и не желая учитывать опыт успешного восхождения, накопленный другими альпинистами? Отважится ли идущий в горы уповать лишь на обретение личного опыта, отвергая познание возможных трудностей горного путешествия в школе альпинистского мастерства?
А в духовном восхождении - тернистом пути с конечной целью спасения души, верным ли решением станет упование только на обретение собственного опыта? Без изучения путей восхождения к горнему, явленных многочисленными подвижниками благочестия? Стоит заметить, что жили они в разные века, в разных странах мира и, милостью Божией, даровали искателям Истины великую мудрость - опыт возрастания в благодатном смирении и любви к Богу и ближним. "К святым, которые на земле, и к дивным Твоим - к ним все желание мое" (Псалом 15:3). "Святые оставили духовное наследие, искусство покаяния и спасения - Церкви... сложив в нее, как в верную сокровищницу, все свое разумение, свое слово, свое усердие, свое искусство, свои опыты" (Иоанн Кронштадтский, "Моя жизнь во Христе").
Духовные труды христианских подвижников, многие из которых были прославлены в лике святых, содержат глубокие, емкие и откровенные свидетельства того, какого рода искушения, соблазны и падения возможны на пути к горнему. Примечательно то, что святые отцы, жившие в разные эпохи и в разных частях света, приходили к одним и тем же выводам в отношении "техники безопасности" при возрастании духа, с непрестанной духовной бранью со страстями ветхого человеческого естества.
Путь к истинному смирению и христианской любви часто долог и непрост. Полагаясь исключительно на собственный ум и личный опыт, не превращается ли искатель пути к горнему в своевольного альпиниста, который дерзновенно и самонадеянно решает идти к горным высотам без полезного для осмысления опыта и ценных знаний, почерпнутых в Школе духовного мастерства? Не тонкое ли это искушение упованием на собственный ум, способности и силы?
К сожалению, нередко можно встретить две крайние позиции христиан. Так, одни из них склонны к полному отрицанию значимости индивидуального духовного пути и пытаются слепо копировать опыт восхождения к горнему христианских подвижников, что характерно для догматического исповедания веры. И напротив, другие искатели путей к Богу полностью отрицают ценность духовного наследия подвижников благочестия, признавая исключительно личный опыт Богообщения, что характерно для течений христианства, восходящих к эпохе Реформации. При этом обе крайние позиции имеют активных непримиримых сторонников, что способно разрушать духовное единство и приводить к разобщению среди христиан.
Священное Писание богодухновенными устами Апостола Павла предостерегает от почитания духовных подвижников и учителей веры выше Бога: "И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией" (Первое послание к Коринфянам 2:4-5). Более чем 2000 - летний (после Рождества Христа) опыт возрастания в духе верных чад Господа, чьи искания, ошибки, случавшиеся падения и трудные подчас победы духа над плотью были тщательно исследованы, обобщены и представлены ищущим Бога, - такой опыт является великим духовным наследием и ныне служит благодатным кладезем мудрости на пути к горнему.
Свидетельство о публикации №124092800278
«И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать»a (Исаия 2:2—4).
Виталий Мельник 01.10.2024 19:52 Заявить о нарушении
Спаси, Господь, нас всех! Благодарю Вас, Виталий, за внимание и отзыв. С добрыми пожеланиями мира, света и Божиих благословений,
Наталья Обская 2 01.10.2024 22:37 Заявить о нарушении