Исторический очерк о Дальней авиации

(23 декабря 2014 года Дальней авиации 100 лет)

Дальней авиации 100 лет. Ура!
Итоги подвести какие-то пора.
Начать с её рождения надо
И боевые показать расклады.

Год 1914-ый.  Идёт война.
России авиация тяжёлая нужна.
23 декабря последовал Указ царя,
Про самолётную эскадру и не зря.

В Указе самолёты звали кораблями,
И почему эскадра, поняли вы сами
 «Илья Муромец» самолёты звали,
Так как по ТТХ они не отставали.

Командир - ШИДЛОВСКИЙ Михаил
В чине генеральском он руководил.
В России – первый авиатор-генерал.
Эскадру «Илья Муромец» собрал.

Настоящим патриотом оставался,
С Россией никогда не расставался.
По делу, сляпанному из песка
Расстрелян вместе с сыном в ВЧК.

Но он всегда России предан был,
Авиацию и Родину свою любил.
Сам летал, научил других летать.
С ним эскадра боевой сумела стать.

Бомбили немцев в Первую войну
По фронту и на большую глубину.
Почти четыреста ударов по врагу
В Прибалтике на море и на берегу.

В воздушные бои вступали смело,
Пулемёты применять могли умело.
Четырнадцать чужих истребителей
Сбили, превратили в небожителей.

Одного Илью Муромца потеряли.
Его немцы на взлёте расстреляли.
Такой был у эскадры боевой итог.
Не рассказать об этом я не мог.

А Шидловского потомки оценили,
Все обвинения в измене отменили,
За заслуги Шидловского признали
Командующим ДА в её начале.

После революции эскадру забыли.
Видимо, другие цели и задачи были.
Но стали в 1926-ом году
Идеи Шидловского опять в ходу.

Бомбардировщики нужны стране
Для победы в будущей войне.
Появились самолёты ТБ-3 и ТБ-4,
Они стали известны во всём мире.
 
Громов, Чкалов на ТБ летали, *
Героями Советского Союза стали.
В полётах лётчики творили чудеса.               
Организационно были ТБ корпуса,

Боевое крещение ТБ получили,
Когда русские японцев проучили,
На озере Хасан и Халхин Гол реке,
На небольшом холмистом пятачке.

В 1935-ом году появился ДБ-3
С бомбами на подвеске и внутри.
Он на вооружение поставлен был,
Лётный состав его не очень любил.

Но, что ДБ-3 были нужны стране,
Было доказано в Финской войне.
Правда, большие потери там были.
Об этом конструкторы не забыли.

В ДБ-3Ф (ИЛ-4) недостатки учтены.
Он и стал основным ещё до войны.
Уже 23 июня в 41-ом эти самолёты
На города Германии делали налёты.

Кёнигсберг и Данциг отбомбили
И по Варшаве, Кракову удары были.
От наших бомб горели эти города.
Немцы уяснили, АДД достаёт туда.

С 8 августа по 5 сентября 1941 года,
Как «привет» от нашего народа,
На Берлин сделано девять налётов
С участием тридцати трёх самолётов.

Удары возмездия наносились врагу.
Лётчики АДД не оставались в долгу,
Смертоносного груза 21 тонна
Упали в логово фашистского дракона.

К весне 1942 года в наших ВВС
Восемь авиадивизий уже имели вес.
Бомбардировщики Ер-2 и ТБ-7
Заменили ДБ-3 почти совсем.

АДД командовать ГОЛОВАНОВ стал,
Он на ТБ-3Ф ещё в Финляндии летал.
О важности АДД он Сталину доказал.
Возглавить АДД ему Сталин приказал.

Становилась АДД ударной силой,
Много фашистов свела в могилу.
В боях за Сталинград лепту внесла,
Немецкие резервы на нет свела.

Геройски АДД исполняла дело своё,
Фронты не могли обойтись без неё.
В операциях фронтов имела задачи
На большую глубину. А как иначе?

Многие полки гвардейскими летали,
267 «дальников» Героями стали. **
Весомый вклад в Победу АДД внесла.
Народ благодарит АДД за её дела.

Шесть «дальников» - Герои дважды.
Их в Дальней авиации знает каждый:
Молодчий, Фёдоров и Павел Таран,
Осипов, Сенько и Кретов Степан.

Командующий маршал Голованов
В опалу попал по доносу болванов.
С должности сняли. Убыл во Псков.
АДД распадалась по вине дураков.

ЖИГАРЕВ что-то собрать попытался,
Но за это с должностью расстался.
НИКОЛАЕНКО взяли его заменить,
Но и он не сумел АДД сохранить.

Для АДД наступило время лихое.
Парк самолётов уменьшился вдвое,
Аэродромов осталось так мало,
Что базироваться АДД негде стало.

Август 1950 года. РУДЕНКО пришёл,
АДД он в плохом состоянии нашёл.
Решил АДД усилить, преобразовать,
Стали АДД Дальней авиацией звать.

Руденко уберёг Дальнюю от развала,
Когда страна щит ядерный ковала,
Дальней авиацией руководил 3 года
Сделал Дальнюю защитницей народа.

Испытания ядерной бомбы провёл,
Чем противника до истерики довёл.
Взрывы были в воздухе, полигонные,
СССР заимел кулаки многотонные.

И в Америке, и в Европе стало ясно,
Что воевать с Советами опасно
И на все вызовы, надо отметить,
Адекватно СССР смог бы ответить.

Сменил Руденко в Дальней авиации
С целью будущей её активизации
Дважды герой СССР, гордость нации
НОВИКОВ Главный маршал авиации.

Известно, с сыном Сталина не дружил,
Но за два года Дальнюю перевооружил
На Ту-95, 3М - как мощные самолёты,
Способные выполнять дальние полёты.

Но, к сожалению, Новиков был болен
И по болезни был с должности уволен.
Борьба с Васей Сталиным была тяжела,
Новикова она чуть в могилу не свела.

В 55 году в ДА пришёл маршал СУДЕЦ.
Считали, это - удача Дальней, наконец.
Он сделал Дальнюю ядерным щитом,
Боеготовность её не оставил на потом.

При Хрущёве ДА от разгона сохранил,
Ядерный потенциал страны не уронил.
Мегатонную бомбу испытал в 61-ом.
Американцам это - удар по нервам.

Дурновцев, Мартыненко, как пилоты,
Штурман Иван Клещ в одном полёте
30 октября 61-го эту бомбу испытали
И Героями Советского Союза стали.

С 1962 года Дальняя летала мало.
Достижений, выдающихся не стало.
Командующим ДА был АГАЛЬЦОВ
С целью развить ДА в конце концов.

Казалось, Агальцову всё знакомо.
Он был после войны зам. Главкома.
Потому командующим ДА и стал.
Но сняли. Он - «от времени отстал».

РЕШЕТНИКОВ - генерал-«дальник»
Герой войны и опытный начальник
В 69 году командующим назначен.
Дальней повезло! И не как иначе.

Решетников ещё в АДД Героем стал.
Семь раз на бомбёжку Берлина летал,
Под Сталинградом громил резервы,
На Курской Дуге врагу портил нервы.

Дважды подбивали, но приходил
И снова с врагами счёты сводил.
По три, четыре вылета было в сутки,
На отдых и сон оставались минутки.

Дорога к Победе была нелегка…
Войну закончил командиром полка.
Академия Генштаба после войны.
Такие генералы Дальней и нужны.

Решетников в ДА освоил самолёты
Ту-16, Ту-95, Ту-22 и любил полёты.
Сам много летал и других научил,
Звание «Заслуженного» получил.

Переживала ДА и преобразования.
На это в 90-е годы были основания.
СССР развалили… Потеря велика.
На базе ДА создали 37-ю ВА ВГК.***

И это время ГОРБУНОВу досталось.
Тогда от Дальней мало что осталось.
Две дивизии на самолётах Ту-95.
Казалось, что ДА двигается вспять.

Но Дальняя авиация всё же устояла,
С ракетами на борту далеко летала.
ДЕЙНЕКИН традиции ДА сохранил
И боевое Знамя Дальней не уронил.

Главное для Дейнекина было летать,
Чтоб от других ни в чём не отстать,
Чтобы взлёты кончались посадкой
И чтобы в частях было больше порядка.

Дальняя чтобы щитом оставалась,
Чтоб для России она развивалась.
Дальнюю враг чтобы больше боялся
В силе и мощи её не сомневался.

Дела у Дейнекина принял КАЛУГИН.
Он переменами не был напуган,
Идеи Дейнекина развивал смело,
По обстановке действовал умело.

На всех типах носителей сам летал,
Лётчиком-снайпером первым стал.
Носитель Ту-160 при нём освоили,
Дозаправками дальность удвоили.

При Калугине Дальняя много летала,
Быть ядерной мощью не перестала.
В 97-ом Калугина ОПАРИН сменил,
Он достижения Калугина сохранил.

Дальняя делает много полётов,
Повышает возможности самолётов
Третья часть от российской триады,
Волосы рвут в США от досады.

В 1998 году ДА снова переименовали.
37-ая ВА ВГК (СН) её назвали,
Дальняя стала (СН) – стратегической,
Вес получила в среде политической.

Ну а командующий Опарин уяснил,
Что задачи 37-ой никто не отменил.
Они - как у стратегической авиации
Для защиты Российской Федерации.
 
Он дежурство в воздухе нарастил,
Носители Ту-160 по зонам запустил.
Полеты с дозаправкой в Тихий океан
С проверкой ПВО попутных стран.

Опарина в 37-ой сменил ХВОРОВ
В 2002 году без всяких разговоров.
37-ую ВА ВГК (СН) он очень любил,
Почти пять лет командующим был.

На Ту-160 в 2005 на сверхзвуке сам
С Путиным В.В. поднялся к небесам.
Путин доволен остался самолётом,
Лётным составом и этим полётом.

На 37-ую ВА прекратились наветы,
Потоком пошли самолёты, ракеты.
Хворова сменил АНДРОСОВ Павел.
Он темпы вооружения не сбавил.

Два года 37-ой руководил Андросов.
К нему не было никаких вопросов.
Но ЖИХАРЕВ пришёл на смену ему.
Была эта замена не понятна никому.

В то же время 37-ую переименовали,
Её в третий раз Дальней назвали.
5 августа 2009 года Дальняя авиация
Стала щитом Российской Федерации.

Дальнюю авиацию уважали всегда.
Она не подводила страну никогда.
И по традиции советских пилотов
Автором стала рекордных полётов.

В 2010 году – рекорды на дальность,
Чтоб показать Дальней глобальность,
Ту-160 и Ту-95 по маршруту прошли,
Что хватило бы для облёта Земли.

23 декабря 2014 года - 
Праздник в России для всего народа.
Дальней авиации 100 лет!
Дальней авиации, какой лучше нет!
Трудятся в ней прекрасные люди,
Историю подвигов их не забудем.

Дальнюю я от души поздравляю!
Чистого неба всем сердцем желаю!
Пусть взлёты с посадками будут равны!
Пусть Дальняя будет щитом для страны!

   *   - Рекордные полёты Громова и Чкалова произошли в 1937 г. через Северный Полюс в США на ТБ (АНТ-25). 
Экипаж Громова (Михаил Громов, Андрей Юмашев и Сергей Данилин) установил мировой рекорд дальности беспосадочного полёта из СССР в США, пролетев за 62 часа 17 минут 10 148 км. 
Экипаж Чкалова (Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы в Америку за 63 часа 16 минут, пролетев более 9130 км (8582 км по прямой).
    **     -   По данным белгородского исследователя А.М. Сергиенко.
    *** - 37-я воздушная армия Верховного Главного командования стратегического назначения сформирована 1 августа 1980 года на базе переформированного Командования Дальней авиации. За период своего существования армия неоднократно подвергалась изменениям:
- 25 февраля 1988 года на базе армии было заново сформирована Командование Дальней авиации;
-   в апреле 1998 года Командование Дальней авиации было преобразовано в 37-ю воздушную армию Верховного Главнокомандования стратегического назначения.
- 5 августа 2009 года вновь 37-я воздушная армия Верховного Главного командования стратегического назначения переформирована в Командование Дальней авиации.
 


Рецензии