Перечитывая Есенина 1
Цветами сыплю стежку серую,
О, Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую».
Сергей Есенин
Однажды мне попала в руки книжка стихотворений Сергея Есенина... Прошло сорок лет, но я не могу с ней расстаться. Это же какая силища в простом крестьянском парне?! Какой самобытный талант! Какой космос!..
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины,
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины...
Завораживает, не правда ли?! В полной мере передана картина сельской местности, состояние природы, в каждом штрихе чувствуется атмосфера РОДИНЫ, без чего жить нельзя. Нет, не зря Горький, прочитав Есенина, заметил:
«Это не человек, это орган созданный природой для своего самовыражения».
Читаем далее:
Зеленая прическа, девическая грудь
О, тонкая березка,
Что засмотрелась в пруд.
Что скажет тебе ветер ветер,
О чем звенит песок?
Иль хочешь в ветви-кудри
Ты лунный гребешок...
Нет, здесь все не просто, волшебство какое-то!..
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая была,
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяла, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных, поющих с ветром сот...
Что-то щемящее, материнское, родное слышится в этих строчках. И слова то самые привычные, знакомые с детства, но как звучат, как доносят чувство трепетное!..
Можно бесконечно восхищаться поэзией Есенина, но никогда не поймешь той тонкой грани, где заканчивается естество и начинается ворожба.
Утонченность образов, изящество и некое колдовство Есенинский поэзии ставит его в особый ряд среди поэтов земли русской.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая,
С замираньем летит на звезду...
Или вот это:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком...
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь,
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Чародейство, метафоричность, образность и некий космогонизм чувствуется на протяжении всего творчества поэта. Однажды Александр Блок скажет, что скоро появится поэт, который принесет в поэзию русскую природу с изумительными по своей красоте красками. Лев Толстой не раз говорил, что музыка это молитва души. Тогда с полной уверенностью можно сказать, что поэзия есть музыка в словах. Вместе с тем надо отметить, что Есенин, как выразитель народных чаяний, дум и устремлений, познавший утраты и разочарования еще в юношеские годы, совсем не раболепствует перед догмами христианства. Ему гораздо ближе народная философия, те языческие праздники и верования, которые изначально были заложены в наше сознание:
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радогу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит...
И Христос у него другой, больше похожий на Радомира, без всяких идеологических догм и нравоучений:
Не в моего ты Бога верила,
Россия, родина моя
Ты, как колдунья дали мерила,
И был, как пасынок, твой я.
Боец забыл отвагу смелую,
Пророк одрях и стал слепой.
О дай мне руку охладелую –
Идти единую тропой.
Пойдем, пойдем, царевна сонная,
К Христовой вере и одной,
Где светит радость испоконная
Неопалимой купиной.
Он еще не раз будет прикасаться к этой теме: «И молиться не учи меня, не надо, к старому возврата больше нет...». «Стыдно мне, что я в Бога не верил, горько мне, что не верю теперь». Христианская религия с ее догмами и ограничениями, во многом противоречит смыслу и духу человека, была навязана извне, как идеологическое оружие, лишив тем самым свободы выбора. Тогда, в средневековье, крестовые походы залили землю кровью, а инквизиция окончательно подорвала веру в чистую и светлую веру.
Сойди с креста народ распятый,
Преобразись проклятый враг...
Реви, земля, последней бурей,
Сзывай на бой, скликай на пир...
Однако уже скоро, словно набат, звучит следующее:
Не устрашуся гибели,
Ни копий, ни стрел дождей, –
Так говорит по библии
Пророк Есенин Сергей.
Хулиганство? Вызов? Желание выставить себя, как оригинального пиита? Ни то и не другое, ведь русский человек по сути своей Богоносец и не может жить без Бога, без некого идеала к которому стремится. Но разительные перемены, охватившие Россию да и весь мир в начале 20 века, не оставляли места для религии, для старого мира. Религией становилась сама история и политика партии большевиков, ее вожди и программа.
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №124092703494