Ода мёртвому мариуполю

ОДА МЁРТВОМУ МАРИУПОЛЮ
Вспомним слова древнего воина,
о котором пишет ПЛУТАРХ:
"ночью, в пустынных полях,
далече от Рима,
я раскинул шатёр
и шатёр был мне Римом"

Лучшей характеристикой скорби
выживших жителей
уничтоженного Мариуполя,
чем что имеем - не храним,
потерявши - плачем,
кажется, не найти.
Шагнув со станиц старой книги
в новые времена,
эта истина смела со стола
все чернильницы и черновики
многих обещающих авторов,
заставив самых честных из них
замолчать и сверкать слезами.

С точки зрения Клио,
в случае Мариуполя,
ничего нового не произошло.
За свою долгую историю город
многажды подвергался нашествию
различных варваров.
В 2022 году от Р.Х.
варварами оказались русские,
а оккупацию назвали
освобождением.       

Существует красивая легенда
об украинском чернозёме,
повествующая,
что не только
трудолюбие и воля народа,
влияют на урожайность
плодородной
украинской земли,
но и несметное количество
полегших в эту землю врагов
способствуют её благодати 
и благолепию.

Проживая в украинском Мариуполе
и любя этот город за то,
что они в нём родились
многим его коренным жителям
многое в нём не нравилось,
многое хотелось изменить,
улучшить, спасти,
отреставрировать
и стареть вместе с городом.
Но никому из них,
даже в страшном сне,
не могло представиться,
что сделают русские ваврвары
с их родным городом.
Самим своим проживанием
жители украшали свой город
и город отвечал им взаимностью.
Ни в каком другом городе Украины
не было столько красивых людей,
как в Мариуполе.
Украинцы, греки, евреи, русские
волею богов и судеб
были переплавлены
в гигантском мульти культурном
тигле города,
что произвело на свет особую
южную смуглую телесную красоту,
вобравшую в себя солнце, море
особый говор,
которую никак не перепутать
с другой красотой 
и не разлюбить.

Ах, как мы ненавидели
меткомбинаты,
шлаковые горы и
аглофабрики,
а вот их нет
вместе с городом
и мы тут же скорбим,
затем что они также были
его неотъемлемой частью,
как рассветы над морем
или картины
плохих художников.
Тоже с поэтами.

Мариуполь это не только море,
архитектура и сталь,
но и люди, любящие свой город.
О старом историческом Мариуполе
написано много краеведческих книг,
путеводителей, стихотворений, эссе,
которые даже макулатурой
назвать нельзя.
В последние годы о старом городе
снимались хлипкие киношедевры,
документальное нытье,
патриотические зарисовки
и этим всё ограничивалось.

Старый город похож на старую мать,
которая любит всех
своих взрослых детей, 
встречает их на пороге,
целует, прощает грехи,
кроме замечаний
о заношенном
цветастом халате.

Хранители старины города
хранили пергаментные легенды
о когда-то огромных домах
купцов, бандитов, миллионеров
банкиров, попов, скопцов,
длинноволосых митрополитов,
Артёмов и пр.,
но никто стареющим
городищем толком
не занимался,
а лишь сожалели,
особенно из-за границ,
о его перекошенных крышах,
кривых переулках,
каменных мостовых
и розах, цветущих
в разбитых дворах.

Но, как новые римляне,
живущие на склонах
действующих вулканов,
не спешат покидать
свои виллы и виноградники,
так и согбенные мариупольцы
не отставляют свой город
на радость варварам.

Наверное, ностальгия это
особая разновидность
интеллектуального онанизма,
где упор делается
на чувствительность,
сожаление и ничего большее.
Нет ничего более отвратительного,
чем наблюдать смерть
старого человека
или смерть старого города:
окна в старинных домах
проседали до щиколоток,
черепица чернела,
кирпич мрачнел,
фронтоны и вензеля
осыпались,
а русские бомбы только
ускорили его смерть.

Сегодня в старом,
разбомбленном городе
никто не живёт,
кроме бездомных собак,
безлистных деревьев,
и остовов
сгоревших автомобилей.

Если бы НАБОКОВ знал,
с каким русским отребъем,
в силу разных причин,
приходится общаться УО,
то строго настрого
запретил ему даже думать,
а не то чтобы мечтать,
о когда-нибудь прочтении
этим особям ЛЕКЦИИ
О НАБОКОВЕ.

Повторим слова древнего воина,
о котором пишет ПЛУТАРХ:
"ночью, в пустынной комнате,
далече от Мариуполя,
я раскину шатёр
синестезийных   
воспоминаний
и мой шатёр будет мне
Мариуполем"
2024


Рецензии