Сыны Божии и дочери человеческие
1. Ветхий Завет. Бытие.
Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно* же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». (Бытие 6:1-5)
И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. (Бытие 6:17-18)
И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. (Бытие 6:21-22)
2. Кто такие Сыны Божии и исполины (нефилимы).
«О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих» (Новый Завет. Послание Иуды 1:14) (1).
2.1. Согласно «Книге Стражей»,I Книге Еноха, сыны Божии — 200 Ангелов, вопреки Божьей Воле, сошедшие на Землю и давшие друг-другу клятву на горе Хермон (на древнееврейском «изгнание», горная цепь Антиливана, Сирия) жениться на человеческих дочерях и иметь от них потомство. В Ветхом Завете Ангелы называются сынами Божьими.
2.1.1. Исполины (на древнееврейском нефилимы «падшие»). Нефилимами Святой Енох называет потомков Ангелов и человеческих дочерей.
2.1.2. Праведный Енох. Патриарх (седьмой, начиная с Адама). Прапраправнук праведного Сифа, третьего сына Адама и Евы, жил до Всемирного потопа. В награду за благочестие в возрасте 356 лет (Бытие 5:23-24) был взят живым на небо. «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Послание к евреям 11:5). Явление его, с пророком Илией (который также был взят живым на небо, согласно 4 Книге Царств 2:11. Ветхий Завет) ожидается перед вторым пришествием Христовым (Откровение Иоана Богослова, Апокалипсис 11:3-7).
2.1.3. Енох и Новый Завет. По мнению ряда исследователей Библии, Книга Еноха оказала свое влияние на Новый Завет. В том числе, Второе Соборное послание Петра, глава 2, стих 4: «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания»; Откровение Иоана Богослова.
2.1.4. Книга Еноха с позиции христианской церкви.
2.1.4.1. Апокриф. В настоящий момент Книга Еноха признана апокрифом (книги не включенные в канон церковью) рассматривается в качестве церковного предания.
2.1.4.2. Канон. Сейчас данная книга включена в канон Эфиопской православной церковью. Из жития Еноха: «Енох почитается как пророк, на его откровения ссылаются многие отцы Церкви, например Иуда, брат Господень в своем послании, Иустин Философ, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Тертуллиан. Однако, «Книга Еноха», содержащая повествование о путешествии Еноха на небо, его видениях и пророчествах, не была принята Церковью в Библейский канон, оформившийся к IV веку».
Из рецензии к книге «ДО и ПОСЛЕ. Апология книги Еноха» митрополита Митрофана (2), правящего архиерея Мурманской епархии: «Книга Еноха незаслуженно вытеснена из богослужебного употребления и отнесена к разряду апокрифических сочинений Ветхого Завета. Владыка Митрофан подчеркивает ее авторитет и активное цитирование как апостолами, так и святыми отцами первых веков христианства». Стоит упомянуть, что данная книга пророчествует об Иисусе.
2.2. Версия Иоана Златоуста (3). Согласно значительно более позднему толкованию святителя Иоана Златоуста (около 347 — 14 сентября 407 гг. архиепископ Константинопольский, богослов), сыны Божии — сыновья третьего сына Адама и Евы Сифа. «Писание имеет обычай и людей называть сынами Божиими. Так как они вели род свой от Сифа и от сына его, названного Еносом, то его дальнейшие потомки в божественном Писании названы сынами Божиими, потому что они до тех пор подражали добродетели предков; а сынами человеческими названы те, которые родились прежде Сифа, от Каина, и от него вели свой род».
Согласно данному толкованию, потомками грешного Каина были только дочери (человеческие) , а потомками Сифа только сыновья (Божии), которые вступали в брак друг с другом, а наоборот быть не могло.Стоит отметь, что первым данную версию выдвинул малоизвестный автор, живший во II веке Юлий Африкан (4).
Святой Иоан Златоуст в комментарии к 6:2 Книги Бытия (Ветхий Завет) писал: «Но, во-первых, пусть они покажут, где ангелы названы сынами Божиими: этого они не могут нигде показать. Люди называются сынами Божиими, а ангелы – никогда». Однако в толковании к Книге Иова 1:6; 2:1 он называет ангелов сынами Божьим (см. п.4)
2.2.1. Исполинами (нефилимами) согласно данной версии считают потомков Сифа и Каина, однако, Иоан Златоуст прямо об этом не говорит.
2.2.2. Откуда появилась вторая более поздняя версия о происхождении Сынов Божьих и нефилимов.
В авторитете праведного Еноха, который «ходил перед Богом» и был взят живым на небо, нет оснований сомневаться. Учитывая, что он был прямым ближайшим потомком Сифа, не возникает сомнений в том, что если бы Сыны Божьи и нефилимы (высотой несколько метров) были потомками Сифа, Еноху (жившему в эпоху Сифа, учитывая, что тот жил 912 лет) было бы об этом известно. Авторитет Книги Еноха во многом подтверждается ее отражением в богословии Нового Завета.
Противники Книги Еноха не признают ее авторство, в результате чего, появилась версия о сыновьях Сифа и дочерях Каина.
3. Отличие ангелов и людей.
«Их знания намного шире по сравнению с нашими, но по сравнению с Божественным знанием узки; как и сами они по сравнению с нашими телами являются духами, но по сравнению с высшим и неограниченным Духом являются телами» (святитель Григорий Великий) (5).
4. Сыны Божии в Ветхом Завете.
4.1. Книга Иова. «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана». (Ветхий Завет. Книга Иова 1:6; 2:1)
4.1.1 Комментарии. «По святоотеческому толкованию под сынами Божиими здесь следует понимать Ангелов» (иерей Валерий Варнашов) (6).
«Кто же называются сыновьями Божиими, если не избранные ангелы?» (Григорий Великий, Двоеслов). Это подтверждают Антоний Великий, Иоан Златоуст, Исихий Иерусалимский и др.
Стоит привести комментарий Иоана Златоуста, чтобы пояснить как нечистый дух предстал перед Господом с Ангелами. «...итак, лукавые духи посылаются собственно для приведения в исполнение наказания над злыми людьми; но посылаются и к праведным людям, не для наказания, но для испытания. Так как святой ангел не может быть послан для искушения (конечно, Бог и не прикажет ангелу чего-либо недостойного), то с этою целью и употребляются нечистые духи. И не удивляйся, что нечистые духи посылаются к праведникам. Ведь некогда и Владыка всех был возведен от Иордана в пустыню искуситься от диавола». «Вселукавый диавол ... просит у Бога употребить искушение против праведника. Он просит, – отсюда, ты должен увериться, что демон не имеет власти ни над христианином, ни вообще над человеком, боящимся Бога, если не будет ему позволено свыше, или для наказания, или в виде попущения». «Впрочем, конечно, вы сами уже сделали из моих слов такой вывод: значит, Бог пользуется диаволом как слугою».
4.1.2. Господь из бури говорит праведному Иову о сотворении Земли:
«На чем утверждены основания ее [Земли], или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Книга Иова 38:6-7)
4.1.3. Святой Иов. Иов праведный многострадальный жил в Северной Аравии 2000 гг-1500 гг до н. э. (умер в 248 лет) Слыл великим добродетелем и праведником, был богат и был в почете, имел жену и десятерых детей. Дьявол, пришедший с Ангелами, обвинил Иова в том, что он благочестив, ибо Господь во всем Благословил и охранил его, а если он лишится всего, то будет раптать на Господа. Испросив у Бога разрешения, лукавый искусил Святого, Иов лишился богатства, уважения, умерли его дети, предала жена, на него сошла проказа. Но святой не отступил от Бога: "Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!" После чего, Бог вознаградил Иова здоровьем и богатством, у него родилось еще 10 детей.
4.2. Книга пророка Даниила. Царь Навуходоносор изумился, увидев, брошенных в печь по его приказу трех праведников, невредимыми : «Вот, я вижу четырёх мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвёртого подобен сыну Божию» (Ветхий Завет. Книга пророка Даниила 3:92)
4.2.1. Комментарии. Согласно пояснениям Иеронима Стридонского (7) и Феодорита Кирского (8), сын Божий — есть Ангел. Ибо, языческий царь не мог увидеть Сына Божия, Иисуса Христа. Из истории христианства известно, что Иисуса видели (во сне и наяву) только христиане.
4.3. У истоков веры. Комментарии Отцов Древней Восточной церкви и раннехристианских авторов.
Согласно профессору Десницкому (9): «Если мы обратимся к самым ранним источникам, мы увидим полное единодушие: под «сынами Божиими» следует понимать падших духов. Некоторые рукописи греческого перевода Ветхого Завета в этом месте вместо слова «сыны» содержат слово «ангелы», а апокрифические «Книга Юбилеев» (10) и «Завет двенадцати патриархов» (11) рассказывают нам историю падения ангелов с земными девушками. Находим мы её у иудейских писателей эллинистического времени (Филона Александрийского и Иосифа Флавия (12) и у самых ранних христианских авторов».
Данное мнение разделяли: «...даже многие из отцов и учителей Церкви (Иустин Философ, Ириней, Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан, Амвросий и др.)...» («Толковая библия» профессора Лопухина) (13).
«Дело в том, что много ангелов вступило в связь с женщинами и от этого произошло поколение людей надменных, полагавшихся на свою физическую силу и потому презиравших всё хорошее». (Иосиф Флавий «Иудейские древности», глава 3)
«Бог, сотворивший весь мир, покорив земное человеку и устроив небесные светила... вверил попечение о людях и о поднебесном поставленным на это ангелам. Но ангелы преступили это назначение: они впали в совокупление с женами, и родили сынов, так называемых демонов...» (Святой мученик, апологет Иустин Философ) (14).
4.4. Ангелы во плоти в Библии.
«Иногда ангелы являлись на землю в человеческом облике и имели такие потребности, что и люди» (У. Макдональд "Библейские комментарии для христиан" к 1:6 Посланию Иуды) (15).
Так, Господь с двумя Ангелами явились Аврааму у дубравы Мавре (Бытие гл. 18). Здесь праведник принимал Его и Ангелов у себя в гостях и Бог предрек ему рождение сына: «Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын» (Бытие 18:14). "И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю" (Бытие18:20-21).
Следующая глава начинается словами: «И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли (Ветхий Завет. Бытие 19:1). Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те [Ангелы], по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города ((Ветхий Завет. Бытие 19:15-16).
В Библии написано, что никто не женится на небе: «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Библия. Новый Завет. Евангелие от Марка 12:25). Но нигде не написано, что они не могут женится на земле.
5. Исполины после всемирного потопа.
Исполинов, живущих после потопа, также называли рефаимами, Библия их происхождение не объясняет. В некоторых текстах рефаим переводится, как мертвый, вероятно, это можно объяснить тем, что гиганты должны были погибнуть в потопе, исходя из чего, сложно было понять их происхождение. Поэтому, их называли мертвецами.
5.1.1. Книга Чисел. Дети Енаковы (Ахиман, Сесай и Фалмай).
Когда Моисей с народом Израелевым находился в пустыне Фаран, он по Божьему указанию отправил 12 мужей, по одному из каждого рода, в землю Ханаанскую (Ветхий Завет. Книга Чисел 13:1 - 13:17), так как Господь обещал отдать им эту землю. «...и пошли в южную страну, и дошли до Хеврона, где жили Ахиман, Сесай и Фалмай, дети Енаковы...» (Ветхий Завет. Книга Чисел 13:23).
Вернувшись из похода, мужи сказали Моисею: «не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас... земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые; там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их (Ветхий Завет. Книга Чисел 13:32-13:34).
5.1.2. Второзаконие. Ог. «...ибо только Ог, царь Васанский, оставался из Рефаимов. Вот, одр его, одр железный, и теперь в Равве, у сынов Аммоновых: длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужеских» (Ветхий Завет. Второзаконие 3:11). Локоть — расстояние от сгиба до кончика среднего пальца, непостоянная величина, варьирующаяся до 50 см.
5.1.3. 1 Книга Царств. Голиаф. «И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он – шести локтей и пяди (Ветхий Завет. 1 Книга Царств 17:4).
5.2.3. 2 Книга Царств. Иесвий. «Тогда Иесвий, один из потомков Рефаимов, у которого копье было весом в триста сиклей меди и который опоясан был новым мечом, хотел поразить Давида (Ветхий Завет. 2 Книга Царств 21:16).
«Эти четыре были из рода Рефаимов в Гефе, и они пали от руки Давида и слуг его» (Ветхий Завет. 2 Книга Царств 21:22).
5.3. Исполины после потопа в иудаизме.
В иудейских преданиях говориться о том, что Ог (нефилим) спасся, благодаря Ною, во время потопа.
«Я, Ог, царь Башана, решил увековечить свой жизненный опыт, написав эти воспоминания, чтобы моя личная история не забылась и не канула в небытие. Я прожил столько сотен лет! Знал Ноаха [Ной в иудаизме], пережил с ним потоп, служил у Авраама, видел в его доме много удивительного, а знаете, как закончилась моя жизнь?» («Еврейская энциклопедия. Воспоминания Ога, великана с большим духовным потенциалом»)
Касательно силы Ога в иудейском трактате Бpaxoт (16) упоминается, что Ог смог поднять скалу в три парса (несколько километров) и нести ее.
5.3.1. Первая версия спасения. В Дварим Раба (17) говорится, что когда был потоп, то вода не доходила даже до щиколоток Ога и Сихона (один из царей исполинов). А Ной давал им еду.
5.3.2. Вторая версия спасения состоит в том, что от потопа Ог спасся в Ханаан, куда вода не доходила.
5.3.3. Третья версия спасения. Согласно иудейским преданиям, Ог благодаря своему огромному росту спасся от всемирного потопа, на ступеньке лестницы ковчега, и получая пищу от Ноя. В других повествованиях указывается, что исполин спасся на крыше ковчега.
«Некоторые бродячие духи тоже вошли в ковчег и были спасены. Пара чудовищ, которые были слишком велики для ковчега, тем не менее выжили: Буйвол, который плыл позади ковчега, положив на него нос, и Великан Ог, который был сыном Хийи и женщины, ставшей потом женой Хама и уговорившей Ноя взять Ога, голову которого поддерживала веревочная лестница» («Иудейские мифы. Книга Бытия». Грейвз Роберт (псевдоним Джон Дойл)
«Одному лишь царю Вассанскому, великану Огу, который был внуком падшего ангела Шемхазая, позволил Бог спастись от потопа. Поклялся Ог Ною, что будет вечным рабом ему и его потомству, и молил взять с собою в ковчег. Но не мог ковчег вместить великана, и приказал тогда Ной, чтоб держался Ог за ступени его. И все время, пока носился ковчег по волнам, кормил великана Ной, подавая ему пищу в окно» (А. И. Немировский А. П. Скогорев Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды). Тогда поклялся исполин быть ему вечным рабом.
Позже Ог, желая навредить Аврааму, сообщил ему, что его племянник Лот уведён в плен. Исполин надеялся, что Авраам погибнет в бою, а он сможет жениться на его жене Сарре. За то, что Ог уведомил патриарха ему была дарована долгая жизнь, за злой умысел ему суждено было погибнуть от руки одного из потомков Авраама.
_________________________________________________________
Примечания.
* «Особенно» — вероятно, может указывать на то, что и до указанного момента великаны населяли землю?
1. Послание Иуды. Новый Завет. Сам Иуда во вступлении называет себя братом Иакова. По наиболее распространенной версии, он был сыном праведного Иосифа от первого брака.(обручника Богородицы).
2. Митрополит Митрофан (Алексей Васильевич Баданин ( 27 мая 1953 года, Ленинград) — архиерей Русской Православной Церкви, митрополит Мурманский и Мончегорский, глава Мурманской митрополии. Кандидат богословия. Автор многих книг и публикаций по истории Крайнего Севера, богословию и проблематике агиографического наследия Церкви.
3. Иоанн Златоуст (ок. 347 — 14 сентября 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.
4. Секст Юлий Африкан — (Римская Палестина, Иерусалим 160-240 гг) раннехристианский грекоязычный писатель, один из первых христианских историков, прозванный «ливийским философом». Префект города Эммаус (Никополь), который располагался на 30 км западнее Иерусалима. Автор энциклопедии «Узоры», которая: «настолько поражала своим вздорным содержанием исследователей, что предпринимались даже попытки приписать это сочинение какому-то неизвестному Африкану «язычнику»».
5. Григорий I Великий, Двоеслов (ок. 540–604) — папа Римский, отец и учитель Церкви, святитель.
6. Иерей Валерий Варнашов «Испытания праведного Иова: урок христианского отношения ко всему, что есть у человека на земле». Электронное издание «Информационно-просветительский сайт Татарстанской митрополии».
7. Святой, блаженный Софроний Евсевий Иероним (около 345 и - 347), Римская империя, Далмация — 30 сентября 419 - 420 Вифлеем; церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии.
8. Феодори;т Ки;рский (386 - 393 — около 458 - 466) — епископ Кирский, богослов, один из виднейших апологетов диофизитской христологии. Представитель Антиохийской школы богословия.
9. Андрей Сергеевич Десницкий — родился 21 августа 1968 года в Москве российский библеист, переводчик, публицист, писатель. Доктор филологических наук, профессор РАН.
10. Книга Юбилеев — ветхозаветный апокриф, содержит детальную хронологию событий Ветхого Завета, более подробно описывает понятия, события и личности.
11. Завет двенадцати патриархов («Завещание двенадцати патриархов») — ветхозаветный апокриф. Текст составлен в I веке до н. э., написанный от имени двенадцати патриархов — сыновей Иакова. В апокрифе с наставлениями к своим детям обращаются уже сами сыновья Иакова.
12. Иосиф Флавий, урожденный Йосеф бен Матитьяху (Иерусалим, Иудея, около 37 г — около 100 г) — древнееврейский историк и военачальник.
13. «Толковая библия Лопухина» ежегодное издание с 1904 года под редакцией профессора богословия Александра Павловича Лопухина.
14. Иустин Философ (Налбус или Шхем, Сирия Палестинская, около 100–165 гг.) — раннехристианский мученик и апологет. Апологет — историческое название преемников апостолов и мужей апостольских, пытавшихся обосновать христианское учение и открыто защищавших его от критиков в период II—III столетий новой эры раннехристианских писателей.
15. Уильям Макдональд (7 января 1917 – 25 декабря 2007) — учитель богословия, президент Библейского колледжа Эммауса, теолог, автор более 84 опубликованных книг.
16. «Брахот» (Благословения) входит в первый из шести разделов Мишны —древнееврейского религиозно-юридического сборника; древнейшего после Библии сборника законов; Тосефте, Вавилонском и Иерусалимском Талмудах, первый в разделе «Зраим».
17. «Дварим Рабба» — комментарий к Книге Второзаконие в иудаизме.
Свидетельство о публикации №124092604323
Прекрасная работа, Ольга.
С тёплышками, Саша Бор
Саша Бор 30.09.2024 09:50 Заявить о нарушении
Благословений Вам!!!
С уважением!!!
Ольга Липа 01.10.2024 19:27 Заявить о нарушении