Вальс с деревьями

          по теме конкурса http://stihi.ru/2024/09/23/5955
          задание: использовать слова смотреть (видеть), дерево, блестящий.

Смотрю на вальс, и вижу Вас, и вижу Вас,
Волненьем музыка блестящим серебрится,
Вы так нежны, запомнил Вас я в первый раз,
Когда нам довелось соединиться,

В одно кольцо, в котором разошлись
Две половинки бросив на прощанье,
Глаза в глаза два звука - "лю" и "би"
Увы, мы не сдержали обещанье.

Два деревца на городском дворе,
Две молодые, кем-то саженные липки,
Уже и выросли. В морщинистой коре
Запрятав свои детские улыбки.

По-прежнему звучит весенний вальс,
Волненьем музыка блестящим серебрится,
Смотрю на вальс, и вижу Вас, и вижу Вас,
И этот миг волшебный длится, длится, длится.

В коре деревьев вечная весна,
Там молодые соки лета бродят,
Мелодий, звуков, бесконечна красота.
Никто искать их не пытался, вроде.

И только взглядом, своим верным, племенным,
Поэт посмотрит, будучи Саади,
И мы потом от том поговорим.
Хотите выпить? Да, конечно, Бога ради.
______________


Рецензии
Уважаемый Геннадий, приветствую вас!

Стихотворение “Вальс с деревьями” пронизано лиризмом и глубокими чувствами, что сразу погружает читателя в атмосферу воспоминаний, грусти и ностальгии. Вы успешно обыграли символику вальса и деревьев: вальс становится метафорой вечного, неизменного чувства, тогда как деревья отражают переменчивость жизни, её непрерывный поток и естественные изменения. Эта игра символов – «вальс», «деревья», “вечная весна» - придает тексту философскую глубину и объем, что очень не плохо.

Вы грамотно вплели в текст обязательные слова, гармонично объединив условия и авторский стиль, образность и плавность текста. Ритм стихотворения плавный, почти музыкальный, подчеркивающий тему танца, а каждая строфа перекликается с предыдущей, создавая ощущение бесконечного танца, который как будто никогда не завершится. Финальная строфа с образом поэта-Саади добавляет в текст особую восточную утонченность, символизируя мудрость и глубину восприятия.

Тем не менее, есть несколько моментов, которые могли бы усилить это стихотворение. Во-первых, финал о приглашении выпить выбивается из основной лиричной и романтичной тональности текста, добавляя неожиданно бытовую ноту. Возможно, стихотворение было бы более цельным без этого финала или с более поэтичным завершением.

В середине стихотворения также чувствуется некоторая избыточность в повторении фраз “вижу Вас” и “волненьем музыка блестящим серебрится”. Повторы могут быть уместны в лирике, но здесь они замедляют ритм, и текст, возможно, выиграл бы от новых, неожиданных метафор, которые придали бы ему дополнительную динамику. Но эти рефрены и закольцованность, использованные дважды в тексте («По-прежнему звучит весенний вальс, Волненьем музыка блестящим серебрится»), добавленные третий раз в финале могли бы превратить текст в прекрасную лирическую песню, правда, композитору пришлось бы постараться, поскольку ритмической основой выбран не вальсовый трёхсложный ритм, не дактиль, но в этом тоже есть своя изюминка.

Критически можно отметить и некоторую простоту рифм, например, “раз - вас”. Более оригинальные, интересные рифмы могли бы сделать стихотворение еще выразительнее и глубже. Наконец, переход от личной истории к философским размышлениям о взгляде поэта-Саади может восприниматься как слегка резкий, так как поначалу стихотворение кажется глубоко личным и лиричным, но затем становится более отвлеченным и философским. То есть произведение не очень выдержано жанрово.

В целом, “Вальс с деревьями” - это произведение, впечатляющее своей искренностью и тонкостью. Умение автора передать живые эмоции и вложить их в поэтические образы заслуживает высокой оценки, хотя и требует некоторой доработки, в том числе и ритмической – выпадение ритма присутствует и, в данном случае, это скорее тяготит именно к варианту песни, где поэтический текст подчинён мелодике и за счёт её ритмического рисунка выравнивает шероховатости, оставаясь в общем едином метре. Если же не говорить о песенности, то, как мне кажется, было бы неплохо привести строфы к единой ритмической группе, поправив увеличенные строки, которые сбивают общую пдавность.

Прозвучал ли в стихотворении “Вальс с деревьями” риторический вопрос как заданная тема конкурса действительно не прозвучал напрямую. Вместо этого стихотворение больше сосредоточено на лирических образах, воспоминаниях и символах, но не содержит явного риторического вопроса, который бы обращался к читателю и заставлял задуматься над определенной мыслью.
Если бы он хотел соответствовать теме риторического вопроса, можно было бы добавить его, например, в качестве финального аккорда, чтобы выразить сокровенное чувство или философский взгляд. Такой вопрос мог бы звучать примерно так:

“Но можем ли мы вернуть этот миг?”
или
“Куда уходит та весна, что навсегда осталась в наших сердцах?”

Это позволило бы сохранить тональность и смысл произведения, придав завершенность, и соответствовало бы требованиям конкурса.!))

Желаю вам прекрасного дня и удачи в конкурсе , Геннадий !))

С уважением Рита !))

Рита Крихели   13.11.2024 11:58     Заявить о нарушении
Рита, Спасибо! )) Вы правы, с этой выпивкой я по наезженному пути пошёл, я уже как-то раз в окончании стихотворения такое предлагал http://stihi.ru/2024/06/09/1274 но там концовка отличная жанр не столь шатается. Но тут стихотворение не вполне серьёзное, поскольку намеренная стилизация чувствуется, поэтому пошутить даже вполне уместно было бы. Чего хочется избегнуть, это дидактики. Ну, конкурс пусть идёт, а потом я подумаю. Спасибо. Новое у меня как-то не пишется, а про исправления я подумаю.

Геннадий Маков   13.11.2024 16:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.