Волжские беляны
Автора". Строились они из дерева. Назывались эти судна белянами и вошли в историю
отечественного кораблестроения как самые уникальные речные суда на свете.
Существовали беляны длиной до ста метров, а высота борта у них достигала шести
метров! Грузоподъёмность белян соответствовала их размерам и могла быть 100 - 150
тысяч пудов ( пуд - 16 кг) у небольших белян, а у больших она доходила до 800
тысяч пудов. Это были размеры пусть и не очень большого, но всё же океанского
корабля, хотя плавали они исключительно с верховьев и низовьев Волги и никогда не
бывали дальше Астрахани! Известно, что на постройку одной средней волжской беляны
уходило около 240 сосновых брёвен и 200 еловых. Строились беляны вначале без
единого гвоздя, позже их начали сколачивать железными гвоздями. Сплавлялась
беляна вниз по реке не носом, а кормой. Она была всегда белой, поскольку служили
эти судна всего - навсего одну навигацию и потому никогда не смолились
В Астрахани эти уникальные суда разбирались, да так, что от них в буквальном
смысле слова ничего не оставалось! "Казёнки" продавались как готовые избы, лес
шёл на строительный материал, пенька, рогожи и канаты, не говоря уже про крепёж,
абсолютно всё приносило доход владельцам белян!
(Антон Николаев; газета "Аргументы и факты НН"; № 35; 2017 год)
Свидетельство о публикации №124092506127