Продавец воды и солнечная система
Картина «Продавец воды» известна в трёх версиях: лондонская (галерея Ватерлоо, Эпсли-Хаус), флорентийская (галерея Уффици) и балтиморская (художественный музей Уолтерса, США).
Лондонская версия считается наилучшей как с точки зрения технического совершенства, так и психологической глубины и внутреннего благородства. Диего показал старика, мальчика и юношу в тёмной глубине полотна. Своим обликом старик напоминает монаха, святого или эксцентричного философа. Его коричневое, порыжевшее от солнца и дождя одеяние отсылает к облику монахов-францисканцев, носивших шерстяные коричневые рясы.
Продажа питьевой воды была профессией бедняков. Воду доставляли в больших керамических сосудах – иногда вручную, иногда в тележках, запряжённых ослами. Нетрудно догадаться, каким важным был этот труд в условиях сухого жаркого климата.
Веласкес работает в жанре «бодегон» : он показывает простолюдинов в тавернах или в подсобных помещениях, занятых приготовлением еды или собственно трапезой. Здесь сказывается мощное воздействие итальянца Меризи да Караваджо, противопоставившего идеалистической тенденции поздних маньеристов жёсткий и беспощадный реализм, выпячивающий неприглядные стороны реальности. Под видом святых Караваджо в агрессивно-провокационной манере пишет калек и проституток, для «Успения Богоматери» он берёт «моделью» вспухшую утопленницу.
Новаторство Караваджо состояло не только в выборе натуры и отказе от «идеального» и «причудливого», но и в постановке освещения. Резкий луч яркого света выхватывает из темноты самое существенное, зачастую не фигуру или предмет целиком, а некоторые их части, что создавало новые образные возможности. Недаром караваджизм в считанные годы покорил художественную Европу. Всё семнадцатое столетие прошло под этим определяющим влиянием. Современники назвали такое освещение «погребным». Дескать, Караваджо забрался в погреб и не хочет вылезать оттуда.
Продавец разливает свою воду скорее всего в таверне. У него два покупателя: мальчик и юноша. Свет льётся слева сверху почти параллельно плоскости картины, на что указывает падающая тень от кувшинчика на столе. Её осевая соответствует проекции главного светового луча. Тьма в помещении до известной степени условна и служит наибольшей выразительности предметов.
Картина в том числе близка натюрмортам, которые писались в Испании в 17 веке: простой набор грубых предметов, ограниченная цветовая гамма, резкое освещение и глубокие тени, общее впечатление аскетизма сюжета и средств исполнения при вещественной материальности каждого объекта.
Веласкес очевидно уподобляет сосуды человеческим фигурам – как в прямом, так и в переносном смысле. «Сосудом скудельным», то есть глиняным, средневековые теологи называли женщину. Любое знание можно рассматривать как влагу, наполняющую сосуд – человека. Неспроста самой значительной фигуре на полотне – старику – соответствует самый крупный сосуд на переднем плане. Обращает на себя внимание иллюзорная, сверхтщательная трактовка предметной реальности, её физическая осязаемость.
Франческо Пачеко высоко оценил бодегоны своего ученика. Он справедливо усмотрел в них нечто большее, чем удачное копирование вульгарной действительности. В каждой детали сквозило уважение к личностям бедняков и их повседневным занятиям. Малейшие жесты изображены так, как если бы они были священным действием.
Старик и мальчик прикасаются к одному и тому же стеклянному бокалу, но при этом не смотрят друг на друга. Это может выражать как разницу в социальном статусе, так и в возрасте. Каждый из них как будто на своей планете.
************
Три выпуклых шарообразных сосуда, написанных Веласкесом, задают пространственный эллипс, более всего похожий на плоскость эклиптики, в которой обращаются планеты Солнечной системы. Монументальная, устойчивая фигура продавца в центре – Солнце в этой системе координат. При всей произвольности данной трактовки некоторые детали её подтверждают: огромный кувшин на переднем плане, декорированный множеством горизонтальных канавок – самая большая планета, Юпитер. Его поверхность как раз исчерчена горизонтальными полосами облаков. В свете сказанного розоватое пятно от разлитой воды на боку сосуда – не что иное, как «глаз» газового гиганта, гигантское завихрение в атмосфере Юпитера.
Кувшин слева на столе с характерными вмятинами, подобными кратерам на поверхности планет, увенчанный белой округлой чашкой – планетарная система Земля – Луна. В пространстве оба тела обращаются вокруг общего центра масс, расположенного внутри земной сферы. Благодаря гравитационному захвату Луна всегда повёрнута к Земле одной стороной, так же как кордовая модель самолёта – одним крылом к привязи. Чашка сияет на тёмном фоне подобно нашему спутнику на ночном небе.
Стеклянный бокал в руке мальчика, который протягивает ему старик-Солнце – Венера. На дне бокала плод инжира, призванный освежить вкус воды. В то же время инжир – афродизиак, известный с древних времён. В качестве такового его употребляла, в частности, Клеопатра. Эта деталь позволяет соотнести сосуд с Венерой-Афродитой.
Марс и Меркурий, очевидно, позади массивной фигуры старика, Сатурн – правее за пределами картины. Прочие планеты европейцы открыли много позднее посредством точных расчётов и новых оптических приборов.
23. 09. 2024
Свидетельство о публикации №124092501675
солнечную систему срисовал.
Действительно, композиция и расположение объектов на картине Веласкеса "Водоноска из Севильи" могут напоминать орбитальную плоскость Солнечной системы, где центральная фигура продавца ассоциируеться с Солнцем.
Михаил Палецкий 25.09.2024 21:15 Заявить о нарушении
Дмитрий Постниковъ 25.09.2024 23:24 Заявить о нарушении