Летопись человеческих злодеяний. Святая инквизиция

Проблема зла – это вопрос об источнике зла. И даже если мы ищем этот источник в объективном устроении мира и человеческой жизни, мы неизбежно приходим к человеку, о котором точно знаем, что он производит зло.

 «Санкта симплицитас» (лат. «sancta simplicitas» – «святая простота») – так, по преданию, сказал сжигаемый на костре Ян Гус, наблюдая за тем, когда «сердобольная» старушка подбросила охапку хвороста к его горящим ногам.



Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием
Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.

Инквизиция корнями уходит к первой половине IV века. Находясь на смертном одре, император Константин крестился и сделал христианство официальной религией. Средневековая Инквизиция появилась в 1184 году, когда Папа Луций III разослал епископам Европы список ересей и повелел принимать активное участие в определении того, действительно ли обвиняемые в ереси виновны. Допросы велись церковным трибуналом, т.е. квалифицированными юристами с университетским образованием. Эта процедура называлась латинским словом «inquisitio» («исследование»).


В период от 1481 до 1498 года около 8 800 человек было сожжёно на костре; 90 000 человек подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям; кроме того были сожжены изображения, в виде чучел или портретов; также 6 500 человек было сожжено после казни удушением.

В XVI веке в Европе появляются тексты, в которых упоминается так называемая «черная легенда», согласно которой самые жестокие и изощренные расправы над еретиками, казни миллионов невинных людей происходили именно в Испании под руководством «великого и ужасного инквизитора» – Фра Томаса де Торквемады.

При нем огню было предано около двух тысяч «конверсос». А затем, к 1500 году,  количество казненных сильно уменьшилось.

Дыба, «испанский сапог», «железная дева»…

Дыба, «испанский сапог», «железная дева», костры, на которых католическая церковь миллионами бросала своих врагов, – все это хорошо узнаваемые образы испанской инквизиции, плотно вошедшие в нашу культуру.


Летом 1391 года в Барселоне и других городах озлобленные горожане врывались в еврейские кварталы, ловили иудеев и предлагали им на выбор крещение или смерть. Большинство предпочитало крещение, т.е. стать «conversos» (новообращенными). Так появилась новая часть общества – в этническом и культурном отношении еврейская, в религиозном – католическая.

Инквизиция – дело государства

Публичные сожжения, причиной которых часто становились вопиюще лживые показания, небезосновательно пугали всех. Даже папа Сикст IV пытался остановить эту жестокость. Он приказал епископам принять прямое участие во всех будущих трибуналах. Им следовало обеспечить уважение к установленным церковным нормам правосудия. Услышав о приказе папы, король Фердинанд пришел в ярость. Он написал папе, открыто высказав предположение, что понтифик подкуплен золотом «конверсос». И в дальнейшем все действия инквизиции согласовывались только с испанскими монархами.

Закат испанской инквизиции

В 1808 году Наполеон вторгся в Испанию и посадил на трон своего брата Жозефа Бонапарта. В декабре этого же года новая власть издала указ, запрещающий инквизицию. 9 марта 1820 года Фердинанд VII выпустил декрет, отменяющий инквизицию в Испании. Через 14 лет, в 1834 году, закон, запрещающий инквизицию, формально вступил в силу.

Разумеется, все сказанное нисколько не умаляет безжалостности и жестокости, присущей любой инквизиции. Испанская инквизиция отправила на костер тысячи людей как на Иберийском полуострове, так и в своих колониях. Под ее давлением из страны были изгнаны иудеи, мусульмане, мудехары, иезуиты. Она запрещала работы Дидро, Монтескье, Руссо и Вольтера и тем самым препятствовала развитию страны. И этот список можно продолжать долго. Однако к рассмотрению этого сложного вопроса следует подходить более взвешенно, вооружившись фактами и отбросив все стереотипы и предрассудки.


Рецензии