Т63. Александр Быстров. Шорт-лист эксперта
Представляю вам шорт-лист эксперта этого конкурса Александра Быстрова. Александр выбрал семь стихотворений из анонимного лонг-листа, которые он разместил в своём шорте в порядке конкурсных номеров, не ранжируя. Все семь выбранных произведений получают от эксперта 10 баллов в народном голосовании. Благодарю Александра за выбор и сделанные к нему комментарии. Итоги конкурса «Ушедшее лето» я опубликую завтра.
Ведущая конкурса Елена Чалиева.
Итак, выбор эксперта (имена авторов в скобках вписала ведущая).
Здравствуйте, друзья!
Думаю, эксперт, это – сильно сказано, всего лишь личное мнение одного из вас, прошедшего, так же как и вы, какой-то путь в деле написания стихотворений. Главным достоинством поэтического произведения является, по-моему, интересное содержание, которое запоминается, заставляет размышлять, вызывает эмоциональный отклик. Наиболее ценны, по-моему, какие-то неожиданные мысли автора или какая-то неизвестная история, герои, или известные мысли и события, но увиденные под каким-то новым углом зрения. Интересное содержание даёт стихотворению индивидуальность, не похожее ни на кого лицо в современном море поэтических произведений. За интересное содержание можно, по-моему, простить почти любые шероховатости формы.
Исходя из вышесказанного выбирал свой шорт-лист. Авторов, чьи произведения в него не попали, прошу не расстраиваться и не воспринимать это слишком серьёзно, т.к. мне, допустим, интересно одно, а другому – будет другое. У всех нас интересы и вкусы разные, и, по-моему, это – нормально.
3. Утро в деревне (Лина Ивановна)
Под листочком, влажным от росы,
Пламенеет первая малина.
Лето, лето! Мошки, комары...
Краткость ночи в мыслях длинных-длинных.
Веточка окошко тронет вдруг:
Щёк румянец, вспыхнувший невольно...
Расплескав над речкой сердца стук,
Ем малину из твоей ладони.
Вроде бы и короткое стихотворение, но немногими словами сказано многое, и, главное, хорошо переданы все чувства героини – ожидание, волнение, первая, возможно, любовь. Трогает, вызывает отклик, похожие воспоминания. Каждое слово на месте и имеет значение. Насчёт мошек и комаров, по-моему, можно подумать – так ли они необходимы, и, может быть, что-нибудь получше придумается. Двойное мм в последней строке, может быть, и ничего страшного, но, по-моему, заметно и на глаз, и фонетически.
11. Дальний берег (Вера Ширшова)
Если плещутся волны лениво знойным днём — самой долгой порой,
Хорошо наблюдать за разливом бликов золота. А за горой
Словно нехотя, гром пророкочет, предвещая кому-то грозу.
Загорелая кожа впитает ласку солнца, и я увезу
В пыльный город дурман ароматов чабреца, спелых ягод, земли.
Как мне хочется, чтобы ромашки здесь зимой, словно летом, цвели,
Чтоб на дальний лужок заповедный возвращаться во сне и смотреть
Сквозь травинки на блики речные, на закатную красную медь,
Чтобы снова вдыхать этот пряный и пьянящий слегка аромат
Разнотравья с его мотыльками, грома дальнего дробный раскат.
А с волны на волну скачут блики, нет конца их нехитрой игре...
Что ж так время торопится, мчится?…И виски у него в серебре.
Стихотворение-размышление, вызывает похожие ассоциации. С каждым, наверное, происходило что-то подобное, у каждого, по-моему, есть своя такая река или озеро, блики волн, луг, травы, запахи. Всё это вспоминается, и читатель становится соучастником истории. А время мчится с бешеной скоростью, и виски у него в серебре, и это - чистая правда. Понравился хороший чистый язык.
12. Скучал паук на дне железной кружки (Дмитрий Мальянц)
Скучал паук на дне железной кружки,
Кончался то ли вечер, то ли век,
Стреляла в небе бронзовая пушка,
Будила эльфов в голубой траве.
Гроза шумела за далёкой речкой,
Пугалась рыба серебра блесны,
Цветные сны смотрели человечки,
Одни и те же крошечные сны.
Был ветер тих и бесконечно нежен,
Стирались явки, клички, имена,
В сыром лесу столетний хмурый леший
Варил из мухоморов лимонад.
Всё было так торжественно печально,
А на изгибах лунного серпа
Висел, дрожал, качался древний чайник
Из носика пуская белый пар.
Уютные такие посиделки,
Беззлобный и застенчивый народ,
Хрустальный звон летающей тарелки,
Что приземлилась прямо в огород.
Рождались звёзды из цитринов рыжих,
Царапали краями неба шёлк,
Шла ночь, стрекозы прятались под крышей
И Боже мой, как было хорошо!
Интересная история из жизни маленьких человечков – эльфов. Автор показал, и мы заглянули в их мир и увидели паука в кружке, чайник на месяце, услышали пушку в небе и летающую тарелку в огороде, и, думаю, многие заглянули в этот мир в первый раз. После всего увиденного и услышанного трудно, по-моему, не согласиться с последней строкой стихотворения. По форме, по-моему, тоже всё хорошо.
13. Антоновка (Елена Элентух)
Она была чудаковатой,
носила суперские стрижки.
Последний год жила на даче
со старым кокером английским.
Вязала вечное вязанье, варила летнее варенье
и наливала в блюдца осам, творя высокий акт даренья.
Там солнце поднималось рано, там звёзды поздно расцветали,
от гроз листва блестела жирно, а георгины провисали.
Внезапно наступила осень. Тоску лысеющего леса
лечила выдохшимся спиртом, давно хранимым для компресса.
Сидела долго на веранде, бессмысленно сжигая спички,
под барабанчики дождя. Пугалась крика электрички.
Антоновки забытый запах вдохнула так, что заломило.
На выдохе спросила: "Ты..?",
а как дышать
потом
забыла.
Стихотворение об одиночестве. Тоже вызывает отклик, т.к. у очень многих есть похожие на чудаковатую героиню родные или знакомые. Похожие этим вязанием и вареньем, и ожиданием кого-то, кто приедет проведать. И, по-моему, найдено верное здесь слово – бессмысленно. Хороший открытый финал, надеюсь, что с ней всё в порядке. По форме, по-моему, хорошо бы было сохранить естественную форму звучания слов вязание и дарения. Не знаю, правда, в этом контексте - как. И рифма спички-электрички, по-моему, слишком очевидная.
15. Лето кончается слишком рано (Айк Лалунц)
Лето кончается слишком рано,
Где там успеть набегаться всласть!
Нам ещё норму коленок драных,
Выдать бы надо. Да вот напасть –
Лето кончается рано слишком,
Мы лишь вздыхаем ему во след.
Что те три месяца! Так... пустышка –
Как на ватагу сто грамм конфет.
Лето должно продолжаться вечно,
Или полгода, хотя бы так.
Но впереди у нас бесконечный
Нудный немыслимый школьный мрак.
Эй, признавайтесь же, кто там главный
По составленью календарей,
Кто там вредит ребятне исправно,
Недодавая нам летних дней.
Лето! Кончается наше лето
В самый разгар беготни и игр.
Нет, не по нраву нам, братцы, этот
Смены сезонов неверный цикл.
Нам бы на улицу спозаранку,
Столько занятного в мире ждёт!
Если упал – подорожник к ранке
И не замедлив помчал вперёд.
Нам бы деньков благодатных летних,
Игр, приключений и беготни,
Нет, не заменит ни что на свете
Вольницу детства, благие дни.
Вот бы прислушались к ребятишкам
В этой важнейшей из важных тем –
Лето кончается рано слишком!
Это и взрослым понятно всем.
Такое коллективное заявление с просьбой увеличить лето. Настолько убедительное и обоснованное, что так и хочется наложить резолюцию – удовлетворить, ответственный – такой-то. Показалось, что к убедительности и обоснованности было бы неплохо добавить немножко какой-то чертовщинки, не знаю как это сказать, чего-то вроде – бодры, надо говорить бодрее, а веселы – веселее? По форме, тоже, по-моему, хорошо бы было сохранить естественную форму звучания слова – составлению. И тоже не знаю, как в данном контексте это сделать.
18. Мелодия уходящего лета (Ольга Малышева-Повалинская)
Звучала нежная мелодия,
Собой заполнив всё вокруг.
И незатейливая вроде бы,
Но сердцу стало грустно вдруг.
А ветер книгу перелистывал,
Забытую в саду вчера,
И рыжий лист, с повадкой лисьею,
Прилёг на краешек стола.
Сквозь тучи, радостно пробившийся,
Луч солнца обогрел меня.
Он тоже знал простую истину:
Остался шаг до сентября.
Привыкну снова к непогоде я,
К дождям, туманам над водой.
Звучала грустная мелодия
Прощанья с летом и … с тобой.
Действительно, мелодия, негромкая и грустная. То, что автор говорит о её незатейливости, о простой истине, у меня почему-то сразу вызывает симпатию. Можно, наверное, ко всему привыкнуть, но к разлуке с теми, кого мы любим, привыкать, думаю, труднее всего. По форме, понимаю, что сложно здесь как-то изменить прощанья на прощания, но, думаю, можно попробовать. И с лисьею всё-таки тоже думаю можно что-то сделать и прекрасную рифму с перелистывал – сохранить. Допустим, использовать в окончании строки «шагами лисьими». И тогда, по-моему, можно в графе техника ставить оценку «безупречно».
19. Из писем августу (Владимир Ворожба)
…в табачном облаке качаясь,
младенец-месяц тускло светит;
с холодной россыпью созвездий
делюсь смородиновым чаем.
А утром сонные туманы
прохладным воздухом разбудят:
росой я выкурю простуду,
набью антоновкой карманы.
…Маслята в ёлках загорают,
сад одуван сменял на клевер,
а я, мой Август, знаешь, верю -
нет места лучшего для рая.
Могу в окно смотреть часами,
как мой подсолнух дятел лущит;
вода в пруду темней и гуще…
Р.S. Пришли мне рижского бальзама.
В этом стихотворении почудилась интонация Николая Рубцова, которого очень люблю. Вижу много примет севера, который тоже очень люблю, - смородину, антоновку, маслята, клевер. Правда, чтобы одуванчик называли одуваном, слышу впервые. Наверное, Рубцов мог бы написать такое письмо, и рижский бальзам, кстати – отличная вещь, по-моему, в то время был в сильном дефиците.
Свидетельство о публикации №124092405261
Прокравшись, лёг на край стола.
С уважением. Ольга.
Ольга Малышева-Повалинская 27.09.2024 21:07 Заявить о нарушении
С уважением,
Александр Быстров 4 28.09.2024 18:50 Заявить о нарушении