Мамраш 1918

После Омера* в вызревшем поле
По участкам разбрелся народ,
Снять озимых по мереной доле,
Чтоб прожить как-то будущий год.

Ликовало с утра поднебесье,
Стебли резались, в снопы плелись,
Перекличкой частушки и песни
Светлой нотой над полем неслись.

Вдруг откуда-то темные тени,
Стук копыт, навалилось зверьё,
Жаль, не все аульчане успели
За кинжал взяться или ружье.

Крики женщин, нещадная рубка,
Жертвы падали ниц вновь и вновь,
Поле вспыхнуло порохом в ступке,
Пропекая невинную кровь.

Были в черных повязках бандиты,
От убийств получали кураж,
Посчитав, что мужчины убиты,
Поскакали жечь сакли в Мамраш.

Между тем все прознали в ауле,
Два юнца упредили убийц,
И дорогу в Мамраш караулить,
Мужики из засады взялись.

За подмогой в еврейские села,
Был направлен общинный гонец,
Лучший всадник, скакал он умело,
Знать, доставит тревожную весть.

Тут как тут, воронье, в клубах пыли.
Банда скудный прорвала заслон,
Знали точно, евреи где жили,
Подожгли, не щадя, каждый дом.

Мужики - по домам  от дороги,
Чтобы жен и детей уберечь,
Смертью мальчика у синагоги
Зло наелось, исчезнув как смерч.

Через час появилась подмога,
С обороны Нюгди, Аглоби,
Всюду крики, дым, гарь от поджогов.
Не успели, помочь не смогли.

"Жили в мире,- скользнет в разговоре,-
На родной дагестанской земле.
Да! Дружны были в радостях, в горе,
Боль былого умерив в себе.


*Омер — библейская единица измерения объёма зерна. Отсчёт омера в иудаизме — устный счёт 49 дней между праздниками Песах и Шавуот. Требование отсчёта омера содержится в заповеди Торы.


Рецензии