Лилия живописи Анатолия. Слово об отце

В 1984 году Александра Васильевича Власова не стало. Война, фашистский плен - больше переживаний, чем тягот, я писала, как спасли Власова волшебные рисунки и росписи - но вот дым керамических фабрик и 17 лет в Голландии, наверное, сделали свое дело. И еще - голод.

Толя рассказывал, как отец, уезжая в Москву, привозил в подарок детям буханки хлеба. Самые обычные, всегда несколько. Дети не понимали: можно бы привезти книгу, краски. И книгу, и краски привозил, и одежду, и игрушки. Но и всегда - хлеб. Хлеб такой же, как и в соседнем магазине. Но сердце говорило свое - везти хлеб детям. Голод диктовал свое - хотя давно уже голода никто не испытывал. Лидия зарабатывала достаточно, свой огород и сад кормили, бабушка с дедушкой готовили в русской печи, сам Власов - мастер - зарабатывал в мастерских института игрушки и подрабатывал заказами - множество людей обращалось к нему за волшебством живого расписанного дерева.

В 1984 году мастера не стало. А ведь не зря говорят - в России надо жить долго. Братья Толя и Паша лишились духовной опоры. Подработать как живописцы они и сами могли, но без основы - отца, его воли и духа - невыносимо в жизни.

Правда, на помощь пришёл, сколь мог, друг отца, Дмитрий Андреевич Воронцов, он старался советами направлять юношей в жизни. Он давал круг общения, учил разбираться в людях и ситуациях. Можно сказать, что Воронцов постарался заменить братьям отца, дом в Тураково всегда был открыт для них.

Заслуженный художник России, Дмитрий Андреевич Воронцов очень мощно повлиял на мировоззрение Анатолия Власова.

Чтение книг по истории, религии, философии, чтение хорошей поэзии - без этого дом Воронцова был немыслим, такой он и сейчас - а Дмитрию Андреевичу уже за 90 лет! Добрый Ангел дома - супруга Дмитрия Андреевича, Нина Васильевна. Она всегда старалась, и сейчас старается, согреть приходящих в дом своим душевным теплом.

Начались сложные времена - перестройка, "разгул демократии", неустойчивое общество искало опоры.

В этот период Анатолий обращается к осмыслению в живописи русской философии и русской истории.  Боль революции, боль эмиграции, боли порушенного земства и крестьянства - да сколько еще болей на столбовой дороге "Птицы - Тройки"...

И вот тупичок улицы на городской Нижнёвке подходит к воротам Троицы - Троице-Сергиевой Лавры на картине Анатолия Власова.

Этой картиной сказано многое, если не всё.

Русь. Красное и белое.

Это картина Власова.

Белая - Троице-Сергиева Лавра на холме Маковец, в светлых небесных лучах.

Красная - в закатных красках район Нижнёвка, подходящий к Лавре, район шанхаев, бедняцких ночлежек, заборов, где чёрт ногу сломит - наверное, так и надо подходить к Лавре тем, кому не надо, - район, где десятилетие, а может, больше, прямо напротив Святых Врат Лавры, пугают и будят воображение развалины кинотеатра "Мир", что символично.

До революции здесь было открытое пространство, площадь с красивой алой церковью Рождества Богородицы. Теперь эту церковь можно едва узнать - круглые бока чуть выпирают - в общежитии трикотажной фабрики. Вид даже на это нынешнее жутко-убогое "общежитие" закрыт корпусами фабрики бывших игрушек - ну, нет больше такой фабрики, а монстрозное здание красуется напротив Лавры.

Но я что-то не про то, а хотела написать про Русь, про красное и белое.

Вроде бы просто картина. Но так ясна её будоражащая социальная острота, и так явно её непоколебимое философско-стоическое спокойствие.

Над красным, над белым - Русь.

Картина Власова.

Меняется город. Облагорожена Нижневка. Возврат из общаги в Храм и реставрация дивной Рождественской церкви - вопрос времени.На месте кинотеатра Мир и его развалин - памятник семье Сергия Радонежского, вокруг -  приятный цветочный скверик для горожан

А "Красное и Белое" - перешло в название магазина алкоголя.

Но эта картина не о текущем моменте. Она о чём- то достойном и правильном в душе народа.

Русь. Красное и Белое.

Всмотритесь...


Репродукция картины опубликована в майском номере Московского Журнала за 2000 год (№5, 2000), на обложке.

А на третьей странице обложки - ещё две картины, фото Анатолия, статья искусствоведа Надежды Алексеевой о нём.

И как-то не случайно смотрится над картиной девиз "Московского Журнала":

"История государства Российского".


Рецензии