Лилия живописи Анатолия. Слово об отце
Толя рассказывал, как отец, уезжая в Москву, привозил в подарок детям буханки хлеба. Самые обычные, всегда несколько. Дети не понимали: можно бы привезти книгу, краски. И книгу, и краски привозил, и одежду, и игрушки. Но и всегда - хлеб. Хлеб такой же, как и в соседнем магазине. Но сердце говорило свое - везти хлеб детям. Голод диктовал свое - хотя давно уже голода никто не испытывал. Лидия зарабатывала достаточно, свой огород и сад кормили, бабушка с дедушкой готовили в русской печи, сам Власов - мастер - зарабатывал в мастерских института игрушки и подрабатывал заказами - множество людей обращалось к нему за волшебством живого расписанного дерева.
В 1984 году мастера не стало. А ведь не зря говорят - в России надо жить долго. Братья Толя и Паша лишились духовной опоры. Подработать как живописцы они и сами могли, но без основы - отца, его воли и духа - невыносимо в жизни.
Правда, на помощь пришёл, сколь мог, друг отца, Дмитрий Андреевич Воронцов, он старался советами направлять юношей в жизни. Он давал круг общения, учил разбираться в людях и ситуациях. Можно сказать, что Воронцов постарался заменить братьям отца, дом в Тураково всегда был открыт для них.
Заслуженный художник России, Дмитрий Андреевич Воронцов очень мощно повлиял на мировоззрение Анатолия Власова.
Чтение книг по истории, религии, философии, чтение хорошей поэзии - без этого дом Воронцова был немыслим, такой он и сейчас - а Дмитрию Андреевичу уже за 90 лет! Добрый Ангел дома - супруга Дмитрия Андреевича, Нина Васильевна. Она всегда старалась, и сейчас старается, согреть приходящих в дом своим душевным теплом.
Начались сложные времена - перестройка, "разгул демократии", неустойчивое общество искало опоры.
В этот период Анатолий обращается к осмыслению в живописи русской философии и русской истории. Боль революции, боль эмиграции, боли порушенного земства и крестьянства - да сколько еще болей на столбовой дороге "Птицы - Тройки"...
И вот тупичок улицы на городской Нижнёвке подходит к воротам Троицы - Троице-Сергиевой Лавры на картине Анатолия Власова.
Этой картиной сказано многое, если не всё.
Русь. Красное и белое.
Это картина Власова.
Белая - Троице-Сергиева Лавра на холме Маковец, в светлых небесных лучах.
Красная - в закатных красках район Нижнёвка, подходящий к Лавре, район шанхаев, бедняцких ночлежек, заборов, где чёрт ногу сломит - наверное, так и надо подходить к Лавре тем, кому не надо, - район, где десятилетие, а может, больше, прямо напротив Святых Врат Лавры, пугают и будят воображение развалины кинотеатра "Мир", что символично.
До революции здесь было открытое пространство, площадь с красивой алой церковью Рождества Богородицы. Теперь эту церковь можно едва узнать - круглые бока чуть выпирают - в общежитии трикотажной фабрики. Вид даже на это нынешнее жутко-убогое "общежитие" закрыт корпусами фабрики бывших игрушек - ну, нет больше такой фабрики, а монстрозное здание красуется напротив Лавры.
Но я что-то не про то, а хотела написать про Русь, про красное и белое.
Вроде бы просто картина. Но так ясна её будоражащая социальная острота, и так явно её непоколебимое философско-стоическое спокойствие.
Над красным, над белым - Русь.
Картина Власова.
Меняется город. Облагорожена Нижневка. Возврат из общаги в Храм и реставрация дивной Рождественской церкви - вопрос времени.На месте кинотеатра Мир и его развалин - памятник семье Сергия Радонежского, вокруг - приятный цветочный скверик для горожан
А "Красное и Белое" - перешло в название магазина алкоголя.
Но эта картина не о текущем моменте. Она о чём- то достойном и правильном в душе народа.
Русь. Красное и Белое.
Всмотритесь...
Репродукция картины опубликована в майском номере Московского Журнала за 2000 год (№5, 2000), на обложке.
А на третьей странице обложки - ещё две картины, фото Анатолия, статья искусствоведа Надежды Алексеевой о нём.
И как-то не случайно смотрится над картиной девиз "Московского Журнала":
"История государства Российского".
Свидетельство о публикации №124092303703