Златоустой Анне всея Руси
:
К ПОРТРЕТУ ПОЭТА
Анне Ахматовой
Красота страшна, - Вам скажут . -
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи .
Красный розан - в волосах .
Красота проста , - Вам скажут . -
Пёстрой шалью неумело
Вы укроете ребёнка .
Красный розан - на полу .
Но , рассеянно внимая
Всем словам , кругом звучащим ,
Вы задумаетесь грустно
И твердите про себя :
Не страшна и не проста я :
Я не так страшна , чтоб просто
Убивать : не так проста я ,
Чтоб не знать , что жизнь страшна .
А . Блок .1913
Анне Ахматовой
Залётною голубкою к нам слетела ,
В кустах запела томно филомела ,
Душа томилась вырваться из тела ,
Как узник из темницы.
Ворожея , жестоко точишь жало
Отравленного тонкого кинжала !
Ход солнца ты б охотно задержала
И блеск денницы .
Такою беззащитною пришла ты ,
Из хрупкого стекла хранила латы ,
Но в них дрожат тревожны и крылаты
Зарницы .
М . Кузмин .1912
Анне Ахматовой
В начаде века профиль странный
(Истончен он и горделив)
Возник у лиры. Звук желанный
Раздался , остро воплотив
Обиды , горечь и смятенье
Сердец , видавших остриё ,
Где в неизбежном столкновенье
Два века бились за своё.
С. Городецкий. 1913
***
Вполоборота , о печаль!
На равнодушных поглядела .
Спадая с плеч , окаменела
Ложноклассическая шаль.
Зловещий голос - горький хмель -
Души расеовывает недра
Так - негодующая Федра -
Стояла некогда Рашель .
О . Мандельштам .1914
- Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года . На каком - то питературном
вечере подвёл ко мне её муж , молодой поэт Николай Степанович Гумилёв .
Тоненькая , стройная , похожая на робкую 15- летнюю девочку , она ни на шаг не
отходила от своего мужа , который тогда при первом знакомстве ,назвал ей своей
ученицей . Прошло два - три года , и в её осанке наметилась главнейшая черта
её личности - величавость . - К. Чуковский.
Песнь смущённого
На полотне из камней
Я чёрную хвою увидел .
Мне казалось , руки её нет костяней ,
Стучится в мой жизненный выдел .
Так рано ? А странно : костяком
Прийти к вам вечерком
И , руку прстирая длинную ,
Наполнить созвездьем гостиную .
В. Хлебников
Ахматовой
Узкий нерусский стан -
Шаль из турецких стран
Пала , как мантия .
Вас передать одной
Ломаной чёрной линией .
Холод - в веселье , зной -
В Вашем унынии .
Вся Ваша жизнь - озноб ,
И завершится - чем она ?
Облачный тёмен лоб
Юного демона .
Каждого из земных
Вам заиграть - безделица ,
И безоружный стих
В сердце нам целиться .
В утренний сонный час ,
Кажется , четверть пятого ,-
Я полюбила Вас , Анна Ахматова .
М. Цветаева . 1915
Вас передать одной ломаной чёрной линией - так передал образ молодой
Ахматовой художник Модильяни , с которым она познакомилась в Париже в 1911
году .
Рисунок
Вдруг озарится мгла
В каком - то странном плане .
Ахматова была
Моделью Модильяни .
До первой мировой
Среди возможных сотен
Рисунок перовой
Изящен и свободен .
Но вы узнали - чей ,
И тут вас поразило
Скрещенье двух лучей ,
Двойная эта сила .
Кто изображена
И кем - на белом поле !..
Душа поражена ,
Помимо вашей воли .
К . Ваншенкин
- Всё , что происходило , для нас обоих было предысторией нашей жизни его
очень короткой , моей - очень длинной . Дыхание искусства ещё не обуглило
не преобразило эти два существования ... - А. Ахматова .
Выставка Модильяни
На этой выставке пленительной
за цикломеном на стене ,
преодолев падеж винительный ,
я Вас увидел в стороне .
Какие ню , какие линии ,
и так же профиль горбонос ,
как обольстительно невинны Вы
средь прочих монпарнасских поз .
Вот в эти туфли лётчик Блерио
Совал письмо для рандеву ;
кончается моё неверие ,
всё это было наяву .
И кубистические дикости ,
и пьянство в положенье риз ,
и никогда уже не выскрести
из века лучший Ваш девиз .
И здесь , вдыхая Адриатику ,
зрю у палаццо на торце ...
но ту же видел я геральдику
на Шереметьевском дворце .
Я видел это же величие ,
почти египетский покой ,
когда - то нищею Фелицею
Вы помахали мне рукой .
Тогда , тогда на Красной коннице
и на Ордынке ввечеру ...
Но всё , что знаю , всё , что помнится ,
я расскажу , когда умру .
Нет ни побед , ни поражения ,
А только очерк и овал
на обдаках Преображения ,
где Моди Вас нарисовал.
Е. Рейн .1994
- Я увидела Ахматову впервые летом 1918 года в Петербурге на Литейном
проспекте .
Она шла мне навстречу .
Я сразу узнала её, хотя до этого видела только на портрете Альтмана . Там
она вся состояла из острых углов - углы колен , углы локтей , углы плеч и
угол горбинки носа .
Я узнала её , хотя она была мало похожа на свой портрет .Она была лучше ,
красивее и моложе . И это в первую минуту даже разочаровало меня - ведь я
привыкла восхищаться той , альтмановской Ахматовой . Но я уже шла за ней ,
восхищаясь её стройностью и гибкостью , её лёгкой , летящей походкой .
И . Одоевцева
- Я её видела одну минуту - она мне открыла дверь и ослепила (...)
Высокая (не так высокая , как стройная ) женщина - птица , руки лёгкие в
полёте , глаза без цвета , так глубоки и темные (светлые глаза), в чёрном
длинном в обтяжку платье .
В . Меркурьева . 1932
***
Синеглазая женщина входит походкой царицы .
Открываются окна . Горит на закате река .
По вечернему воздуху белая стая стремится ,
А она неподвижна . И четки сжимает рука .
Это - Анна Ахматова . Старшая в хоре пророчиц .
Та , что в песенный мёд претворила полынные дни .
Псалмопевицу Божью посмеет ли кто опорочить ,
Ей певучие пчёлы и плавные птицы сродни .
Пред очами её - вереница волшебных видений ,
Пред бессонной луной Голубой распустился цветок .
За плечами её - величаво колеблются тени :
Отсверкал Гумилёв , и уходит в безмолвие Блок .
Золотые стихи ! О , стихами повитое детство !
О , ритмический ветер , качавший её колыбель !
Для кичливых льстецов - позолоты дешёвое средство ,
Для правдивых певцов - осиянная звёздная цель .
Е. Тагер. 1948
Портрет
И королевский профиль ,
И седины свеченье,
И молодые строфы
Иного поколенья,
И дальние разлуки ,
Как ветер за порогом ,
И маленькие руки ,
Целованные Блоком .
Надменность и усталость ,
И клевета людская ,
И снова взлёт - и старость ,
Как снег на скалах .
Н. Полякова . 1960
Снимок
Улыбкой юности и славы
чуть припугнув , но не отторгнув ,
от лени или для забавы
так села , как велел фотограф .
Лишь в благоденствии и лете ,
при вечном детстве небосвода ,
клянётся ей в Оспедаллетти
апрель двенадцатого года .
Сложила на коленях руки ,
глядит из кружевного нимба
и тень её грядущей муки
защёлкнута ловушкой снимка .
С тем - через ять - сырым и нежным
апрелем слившись воедино ,
как в январе окаменевшем ,
она пребудет невредима .
И запоздалый соглядатай
застанет на исходе века
тот профиль нежно - угловатый ,
вовек сохранный в сгустке света .
Какой покой в нарядной даме ,
в чьём чётком облике и лике
прочесть известие о даре
так просто , как названье книги .
Кто эту горестную мету ,
оттиснутую без помарок ,
и этот лоб , и чёлку эту
себе выпрашивал в подарок ?
Что её самой в её портрете ?
Пожмёт плечами : как угодно !
И выведет : Оспедалетти .
Апрель двенадцатого года .
Как на земле свежо и рано !
Грядущий день , дай ей отсрочку!
Пускай она допишет : Анна
Ахматова, - и капнет точку .
Б. Ахмадулина
Отзыв Е. Добина на портрет Анны Ахматовой в книге Л. Чуковской" Записки об
Анне Ахматовой " -
Какое богатство оттенков в картинной галерее.
Строга , прекрасна и ясна; - и слабая , несчастная , раздражённая,волосы
неприбраны , из под пышного халата на груди торчит ночная рубашка .
Возбуждённая , приподнятая , весёлая , в туфлях на босу ногу . Живая ,
весёлая , очаровательная - мне было жаль , что никто не видит её такою .
А через три страницы -лицо серое , отёкшее . А дальше - напряжённая ,
тревожная , недобрая.
Вы рассказали о крёстном пути , терновом венце ,о растянутом на многие годы
восхождении на Голгофу , показали её истерзанной , измученной (...)и всё - таки
Вы неизменно возвращались к величавости , как главенствующей черте .
Ахматова в ста зеркалах
Ахматова в ста зеркалах
И в ста девяноста портретах
Внушает мне всё - таки страх
В альбомах и пышных буклетах ,
Позировать - странный глагол -
Так часто , так страстно , так много ...
Что век с его копищем зол ?
Что предупреждение Блока ?
А дальше я чувствовал стыд .
И тышлеровский предо мною
Портрет её чудный висит
Ташкентский - с прямою спиною .
Бурбонский свой профиль на нём
Подправила , подрисовала.
А вспомним стихи и вздохнём ,
И скепсиса как не бывало.
А. Кушнер
Анне Андреевне Ахматовой
Закричат и захлопочут петухи .
По проспекту загрохочут сапоги .
Засверкает лошадиный изумруд .
В одночасье современники умрут .
Запоёт над переулком флажолет .
Захохочет над каналом пистолет .
Загремит на подоконнике стекло.
Станет в комнате особенно светло .
И помчатся , задевая за кусты ,
невредимые солдаты духоты
вдоль подстриженных по - новому аллей ,
словно тени яйцевидных кораблей .
Так начнётся двадцать первый золотой
на тропинке , красным солнцем залитой ,
на вопросы и проклятия в ответ ,
обволакивая паром этот свет.
Но на Марсовое поле дотемна ,
Вы придёте одинёшенька - одна
В синем платье , как бывало уж не раз ,
но навечно , без поклонников , без нас .
Только трубочка бумажная в руке,
лишь такси за Вами едет вдалеке .
Рядом плещется бумажная вода ,
до асфальта провисают провода .
Вы поднимете прекрасное лицо ,
Громкий смех как поминальное словцо
- звук неясный на нагревшемся мосту -
на мгновенье взбудоражит пустоту .
Я не видел , не увижу Ваших слёз ,
не услышу и шуршания колёс,
уносящих Вас к заливу , к деревам ,
по отечеству , без памятника Вам.
В тёплой комнате , как помнится без книг ,
без поклонников , но также не для них ,
опирая на ладонь свою висок ,
Вы напишете о нас наискосок .
Вы промолвите тогда : О мой Господь!
Этот воздух загустевший только плоть
душ , оставивших призвание своё ,
а не новое творение твоё!
И. Бродский
Анна
В вечернем платье, в ожерелье и перстнях ,
В прозрачной воздушно - белой шали
Вздыхала , и стихи дышали
Трепетным волнением огня .
Говорила плавно и легко,
Но , бывало , тяжко говорила ...
Мучалась , любила и творила,
Мыслями взлетала высоко .
Ожидала , плакала , звала ,
Утешала , горячо молилась,
До изнеможения трудилась ,
Засыпая прямо у стола .
Не боялась "Заветные Свечи"
Возжигать на просторах Ночи ,
И светились крылатые плечи
Над тенями притихших ключиц .
Старица - уставшая пророчица...
Лунная психея - междустрочница ,
Божья неслучайная избранница,
Русская таинственная странница .
В . Константинов
Ахматова
Её детскую чёлку и грещный рот -
Её гордый и царственный профиль
Отчеканил монетой признанья народ
серебром отзвеневшей эпохи .
А. Креславская
Свидетельство о публикации №124092300204