Златоустой Анне всея Руси

                ЗЛАТОУСТОЙ АННЕ ВСЕЯ РУСИ



:

                К ПОРТРЕТУ ПОЭТА

              Анне Ахматовой
 Красота страшна, - Вам скажут . -
  Вы накинете лениво
  Шаль испанскую на плечи .
  Красный розан  - в волосах .
Красота проста , - Вам скажут . -
  Пёстрой шалью неумело
  Вы укроете ребёнка .
  Красный розан -  на полу .

  Но , рассеянно внимая
  Всем словам , кругом звучащим ,
  Вы задумаетесь грустно
  И твердите про себя :

 Не страшна и не проста я :
  Я не так страшна , чтоб просто
  Убивать : не так проста я ,
  Чтоб не знать , что жизнь страшна .
                А . Блок .1913

              Анне Ахматовой

  Залётною голубкою к нам слетела ,
  В кустах запела томно филомела ,
  Душа томилась вырваться из тела ,
  Как узник из темницы.

  Ворожея , жестоко точишь жало
  Отравленного тонкого кинжала !
  Ход солнца ты б охотно задержала
  И блеск денницы .

  Такою беззащитною пришла ты ,
  Из хрупкого стекла хранила латы ,
  Но в них дрожат тревожны и крылаты
  Зарницы .
                М . Кузмин .1912

            Анне Ахматовой

  В начаде века профиль странный
  (Истончен он и горделив)
  Возник у лиры. Звук желанный
  Раздался , остро воплотив

  Обиды , горечь и смятенье
  Сердец , видавших остриё ,
  Где в неизбежном столкновенье
  Два века бились за своё.
                С. Городецкий. 1913

              ***

  Вполоборота , о печаль!
  На равнодушных поглядела .
  Спадая с плеч , окаменела
  Ложноклассическая шаль.

  Зловещий голос - горький хмель -
  Души расеовывает недра
  Так - негодующая Федра -
  Стояла некогда Рашель .
                О . Мандельштам .1914

  - Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года . На каком - то питературном
вечере подвёл ко мне её муж , молодой поэт Николай Степанович Гумилёв .
Тоненькая , стройная , похожая на робкую 15- летнюю девочку , она ни на шаг не
отходила от своего мужа , который тогда при первом знакомстве ,назвал ей своей
ученицей . Прошло два - три года , и в её осанке наметилась главнейшая черта
её личности - величавость . - К. Чуковский.

          Песнь смущённого

  На полотне из камней
  Я чёрную хвою увидел .
  Мне казалось , руки её нет костяней ,
  Стучится в мой жизненный выдел .
  Так рано ? А странно : костяком
  Прийти к вам вечерком
  И , руку прстирая длинную ,
  Наполнить созвездьем гостиную .
                В. Хлебников

          Ахматовой

  Узкий нерусский стан -
  Шаль из турецких стран
  Пала , как мантия .
  Вас передать одной
  Ломаной чёрной линией .
  Холод - в веселье , зной -
  В Вашем унынии .
  Вся Ваша жизнь - озноб ,
  И завершится  - чем она ?
  Облачный тёмен лоб
  Юного демона .
  Каждого из земных
  Вам заиграть - безделица ,
  И безоружный стих
  В сердце нам целиться .
  В утренний сонный час ,
  Кажется , четверть пятого ,-
  Я полюбила Вас , Анна Ахматова .
              М. Цветаева . 1915

   Вас передать одной ломаной чёрной линией - так передал образ молодой
Ахматовой художник Модильяни , с которым она познакомилась в Париже в 1911
году .

              Рисунок
  Вдруг озарится мгла
  В каком - то странном плане .
  Ахматова была
  Моделью Модильяни .

  До первой мировой
  Среди возможных сотен
  Рисунок перовой
  Изящен и свободен .

  Но вы узнали - чей ,
  И тут вас поразило
  Скрещенье двух лучей ,
  Двойная эта сила .

  Кто изображена
  И кем - на белом поле !..
  Душа поражена ,
  Помимо вашей воли .
        К . Ваншенкин

  - Всё , что происходило , для нас обоих было предысторией нашей жизни  его
очень короткой , моей - очень длинной . Дыхание искусства ещё не обуглило
не преобразило эти два существования ... - А. Ахматова .

            Выставка Модильяни

  На этой выставке пленительной
  за цикломеном на стене ,
  преодолев падеж винительный ,
  я Вас увидел в стороне .

  Какие ню , какие линии ,
  и так же профиль горбонос ,
  как обольстительно невинны Вы
  средь прочих монпарнасских поз .

  Вот в эти туфли лётчик Блерио
  Совал письмо для рандеву ;
  кончается моё неверие ,
  всё это было наяву .

  И кубистические дикости ,
  и пьянство в положенье риз ,
  и никогда уже не выскрести
  из века лучший Ваш девиз .

  И здесь , вдыхая Адриатику ,
  зрю у палаццо на торце ...
  но ту же видел я геральдику
  на Шереметьевском дворце .
 
  Я видел это же величие ,
  почти египетский покой ,
  когда - то нищею Фелицею
  Вы помахали мне рукой .

  Тогда , тогда на Красной коннице
  и на Ордынке ввечеру ...
  Но всё , что знаю , всё , что помнится ,
  я расскажу , когда умру .
 
  Нет ни побед , ни поражения ,
  А только очерк и овал
  на обдаках Преображения ,
  где Моди Вас нарисовал.
              Е. Рейн .1994

  - Я увидела Ахматову впервые летом 1918 года в Петербурге на Литейном
проспекте .
  Она шла мне навстречу .
  Я сразу узнала её, хотя до этого видела только на портрете Альтмана . Там
она вся состояла из острых углов - углы колен , углы локтей , углы плеч и
угол горбинки носа .
  Я узнала её , хотя она была мало похожа на свой портрет .Она была лучше ,
красивее и моложе . И это в первую минуту даже разочаровало меня - ведь я
привыкла восхищаться той , альтмановской Ахматовой . Но я уже шла за ней ,
восхищаясь её стройностью и гибкостью , её лёгкой , летящей походкой .
                И . Одоевцева

    - Я её видела одну минуту - она мне открыла дверь и ослепила (...)
Высокая (не так высокая , как стройная ) женщина - птица , руки лёгкие в
полёте , глаза без цвета , так глубоки и темные (светлые глаза), в чёрном
длинном в обтяжку платье .
                В . Меркурьева . 1932
 

        ***

  Синеглазая женщина входит походкой царицы .
  Открываются окна . Горит на закате река .
  По вечернему воздуху белая стая стремится ,
  А она неподвижна . И четки сжимает рука .

  Это - Анна Ахматова . Старшая в хоре пророчиц .
  Та , что в песенный мёд претворила полынные дни .
  Псалмопевицу Божью посмеет ли кто опорочить ,
  Ей певучие пчёлы и плавные птицы сродни .

  Пред очами её - вереница волшебных видений ,
  Пред бессонной луной Голубой распустился цветок .
  За плечами её - величаво колеблются тени :
  Отсверкал Гумилёв , и уходит в безмолвие Блок .

  Золотые стихи ! О , стихами повитое детство !
  О , ритмический ветер , качавший её колыбель !
  Для кичливых льстецов - позолоты дешёвое средство ,
  Для правдивых певцов - осиянная звёздная цель .
                Е. Тагер. 1948

        Портрет

  И королевский профиль ,
  И седины свеченье,
  И молодые строфы
  Иного поколенья,

  И дальние разлуки ,
  Как ветер за порогом ,
  И маленькие руки ,
  Целованные Блоком .

  Надменность и усталость ,
  И клевета людская ,
  И снова взлёт - и старость ,
  Как снег на скалах .
          Н. Полякова . 1960

              Снимок

  Улыбкой юности и славы
  чуть припугнув , но не отторгнув ,
  от лени или для забавы
  так села , как велел фотограф .

  Лишь в благоденствии и лете ,
  при вечном детстве небосвода ,
  клянётся ей в Оспедаллетти
  апрель двенадцатого года .

  Сложила на коленях руки ,
  глядит из кружевного нимба
  и тень её грядущей муки
  защёлкнута ловушкой снимка .

  С тем - через ять  - сырым и нежным
  апрелем слившись воедино ,
  как в январе окаменевшем ,
  она пребудет невредима .

  И запоздалый соглядатай
  застанет на исходе века
  тот профиль нежно - угловатый ,
  вовек сохранный в сгустке света .

  Какой покой в нарядной даме ,
  в чьём чётком облике и лике
  прочесть известие о даре
  так просто , как названье книги .

  Кто эту горестную мету ,
  оттиснутую без помарок ,
  и этот лоб , и  чёлку эту
  себе выпрашивал в подарок ?

  Что её самой в её портрете ?
  Пожмёт плечами : как угодно !
  И выведет : Оспедалетти .
  Апрель двенадцатого года .

  Как на земле свежо и рано !
  Грядущий день , дай ей отсрочку!
  Пускай она допишет : Анна
  Ахматова, - и капнет точку .
                Б. Ахмадулина

  Отзыв Е. Добина на портрет Анны Ахматовой в книге Л. Чуковской" Записки об
Анне Ахматовой " -
  Какое богатство оттенков в картинной галерее.
 Строга , прекрасна и ясна; - и слабая , несчастная , раздражённая,волосы
неприбраны , из под пышного халата на груди торчит ночная рубашка .
Возбуждённая , приподнятая , весёлая , в туфлях на босу ногу . Живая ,
весёлая , очаровательная - мне было жаль , что никто не видит её такою .
А через три страницы -лицо серое , отёкшее . А дальше - напряжённая ,
тревожная , недобрая.
  Вы рассказали о крёстном пути , терновом венце ,о растянутом на многие годы
восхождении на Голгофу , показали её истерзанной , измученной (...)и всё - таки
Вы неизменно возвращались к величавости , как главенствующей черте .

              Ахматова в ста зеркалах

  Ахматова в ста зеркалах
  И в ста девяноста портретах
  Внушает мне всё - таки страх
  В альбомах и пышных буклетах ,

  Позировать - странный глагол -
  Так часто , так страстно , так много ...
  Что век с его копищем зол ?
  Что предупреждение Блока ?

  А дальше я чувствовал стыд .
  И тышлеровский предо мною
  Портрет её чудный висит
  Ташкентский - с прямою спиною .

  Бурбонский свой профиль на нём
  Подправила , подрисовала.
  А вспомним стихи и вздохнём ,
  И скепсиса как не бывало.
                А. Кушнер

          Анне Андреевне Ахматовой

  Закричат и захлопочут петухи .
  По проспекту загрохочут сапоги .
  Засверкает лошадиный изумруд .
  В одночасье современники умрут .

  Запоёт над переулком флажолет .
  Захохочет над каналом пистолет .
  Загремит на подоконнике стекло.
  Станет в комнате особенно светло .

  И помчатся , задевая за кусты ,
  невредимые солдаты духоты
  вдоль подстриженных по - новому аллей ,
  словно тени яйцевидных кораблей .

  Так начнётся двадцать первый золотой
  на тропинке , красным солнцем залитой ,
  на вопросы и проклятия в ответ ,
  обволакивая паром этот свет.

  Но на Марсовое поле дотемна ,
  Вы придёте одинёшенька - одна
  В синем платье , как бывало уж не раз ,
  но навечно , без поклонников , без нас .

  Только трубочка бумажная в руке,
  лишь такси за Вами едет вдалеке .
  Рядом плещется бумажная вода ,
  до асфальта провисают провода .

  Вы поднимете прекрасное лицо ,
  Громкий смех как поминальное словцо
  - звук неясный на нагревшемся мосту -
  на мгновенье взбудоражит пустоту .

  Я не видел , не увижу Ваших слёз ,
  не услышу и шуршания колёс,
  уносящих Вас к заливу , к деревам ,
  по отечеству , без памятника Вам.

  В тёплой комнате , как помнится без книг ,
  без поклонников , но также не для них ,
  опирая на ладонь свою висок ,
  Вы напишете о нас наискосок .

  Вы промолвите тогда : О мой Господь!
  Этот воздух загустевший только плоть
  душ , оставивших призвание своё ,
  а не новое творение твоё!
                И. Бродский
         Анна
  В вечернем платье, в ожерелье и перстнях ,
  В прозрачной воздушно - белой шали
  Вздыхала  , и стихи дышали
  Трепетным волнением огня .

  Говорила плавно и легко,
  Но , бывало , тяжко говорила ...
  Мучалась , любила и творила,
  Мыслями взлетала высоко .

  Ожидала , плакала , звала ,
  Утешала , горячо молилась,
  До изнеможения трудилась ,
  Засыпая прямо у стола .

  Не боялась "Заветные Свечи"
  Возжигать на просторах Ночи ,
  И светились крылатые плечи
  Над тенями притихших ключиц .

  Старица - уставшая пророчица...
  Лунная психея - междустрочница ,
  Божья неслучайная избранница,
  Русская таинственная странница .
                В . Константинов 
   


        Ахматова

  Её детскую чёлку и грещный рот -
  Её гордый и царственный профиль
  Отчеканил монетой признанья народ
  серебром отзвеневшей эпохи .
                А. Креславская


Рецензии