Конкурс 47. Лепестки сакуры. Уединение в хайку

 Дорогие наши друзья - постоянные участники и гости, продолжаем наш проект, открытый для всех любителей, опытных и начинающих познавать тонкости редкого уникального жанра!

   При всей простоте в описательной картинке сезона в хайку, кажется, мы склонны увидеть нечто большее, что позволит нам размышлять и думать, даже философствовать. Но есть и то, что может помешать этому. Суета, например. Сиюминутность ещё не означает выхваченный из круговерти жизни момент. Летящий лист, сорвавшийся с ветки дерева, своей формой напоминает нам о самом дереве. И мы, не поднимая головы, рассматриваем именно его, любуемся как он тихо опускается на землю, как играет всеми оттенками красок. Остальное будет фоном. Так происходит, когда мы останавливаем свой взгляд на чём-нибудь одном. Поэтому в хайку не приветствуется множественное число. И вы не раз, дорогие участники, сами это комментировали при оценке конкурсных работ. Но не стоит возводить всё в букву закона. Давайте поразмышляем...

    Поэзия хайку - это неторопливость и уединение, отдалённость от суеты и громких звуков. Не потому ли прыгающая лягушка в пруд произвела когда-то такой фурор и до сих всплеск от прыжка доносится до нас через века. Контраст... Эффект неожиданности. Возникающая ощутимая напряжённость. Всё это возможно при уединении. Именно оно позволяет подметить что-то малозаметное и ощутить желаемое послевкусие от возникшего чувства, а может быть, и воспоминания. Да, уединение легко найти именно на природе. Но оно возможно и в городских условиях. Вспомните 32 Лепесток сакуры "Граница урбанизации в хайку" http://stihi.ru/2023/11/01/470. Мы работали над этой границей дозволенного, и неплохо. Теперь нам надо пойти чуть-чуть дальше и прочувствовать его, это уединение. А для этого напомним ещё один сорванный Лепесток сакуры "23. Звуки одиночества в хайку" http://stihi.ru/2023/10/21/7985. Там мы работали над фонетикой, передающей окружающую обстановку без называния самих звуков.

   Как видите, можно подключать разные приёмы, и даже в черте города увидеть такое, что наведёт нас на нужные размышления.

   Не забываем, что, уединяясь, человек должен быть сам не виден, но всё-таки быть, о чём мы вели разговор в прошлый раз. След человека тихий и негромкий. Никакой суеты, ведущей к растерянности и потери сосредоточенности, которую мы хотим в это осеннее время особенно подчеркнуть. Контраст фона к тому, на что обращаем внимание, усилит наше внимание. Представьте серое полотно, на нём легко заметить что-то яркое, выделяющееся. И наоборот, на ярком полотне мы ничего не заметим, и взгляд наш рассеется по сторонам. Читатель растеряется, куда смотреть!  И момент будет упущен. А ведь хайку и есть момент!

   Обращаем внимание, что не всегда красивости в пейзажной зарисовке жизненно естественны. А ведь именно всё естественное связано как нельзя лучше с жизнью, и именно оно создаёт материал для недостроенных мостов и размышления, ведущего далеко и надолго. Вот мы и вернулись к простоте, с которой начали. Значит, цикл рассуждений завершён. Самое время сформировать задание и уединиться где-то для вдохновения. Погода располагает, не медлите...

================

  Итак, дорогие друзья, давайте особо поработаем над обстановкой уединения при отсутствии суеты. На этот раз особое внимание обращаем на слова в единственном числе, избегая употребления множественного. А также не стараемся приукрасить обстановку, берём её из жизни окружающего мира. Формируем контраст, при котором легче будет обратить внимание на что-нибудь одно. Это филигранная работа!

  Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона. В рисунке не должно быть самого автора.
 
   Итак, задание для конкурса «УЕДИНЕНИЕ В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 2 или 3, см. условие ниже) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).

2. В хайку будет оцениваться то, НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ АВТОРУ ОТОБРАЗИТЬ ПРОСТУЮ ОБСТАНОВКУ УЕДИНЕНИЯ, НАВОДЯЩУЮ НА РАЗМЫШЛЕНИЯ, ЧЕРЕЗ КОНТРАСТ УВИДЕННОГО, ЧЕГО-НИБУДЬ ОДНОГО, ИЗБЕГАЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ. Картинка не должна быть просто красивой зарисовкой и всё.  Она должна быть взята из жизни и быть уникальной в своём роде, должна быть информативной. Количество всевозможных разночтений и созданий дополнительных образов приветствуется, как всегда.  Помните о недосказанности и недостроенных мостах. Позвольте читателю самому их достраивать! Доверяйте вашему читателю. Но и сами проверяйте, что видите по прочтению. Обратите внимание на добавленный 26 пункт к списку перечисленных тезисов по написанию хайку.

 Для настроения рекомендуется тема «БАБЬЕ ЛЕТО», но совсем не обязательно.

 ТЕКСТ ХАЙКУ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

ВНИМАНИЕ!  Текст хайку в количестве от 1 до 2 (!) от каждого автора присылайте мне НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ПО АДРЕСУ:

            ignattur@gmail.com

Обязательно должен прийти от ведущей ответ, ДОЖДИТЕСЬ или сообщите об этом в рецензии к этой статье, что заявка отправлена.

   За 3 дня до окончания срока приёма работ, если останутся вакантные места, будут приниматься от участников третьи хайку!!! Ниже по тексту сроки оговариваются.

Заявка принимается на почту ведущей по форме: На конкурс Лепестки сакуры

Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ, но не обязательно.

Призовой фонд:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:

1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двухчастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное отсутствие рифмы, даже ассонансной и самой слабой
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10) Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) Стараться не использовать прилагательных и наречий. Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) Не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.
25) Присутствие человека, косвенное или прямое, должно быть обязательно. Но ничего не должно быть слишком. Полная гармония между человеком и окружающим его мире пейзажа в конкретный момент сезона.
26) На контрасте обстановки видим что-нибудь одно (иначе взгляд будет рассеиваться). Избегаем слов во множественном числе

И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.

   Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

С теорией хайку на основании прошлых конкурсов проекта "Лепестки сакуры" можно ознакомиться на личной страничке ведущей  в виде отдельных статей-конспектов с примерами призовых работ-победителей конкурсов в разделе "Учимся писать хайку. Лепестки сакуры" - с 1- 32 конкурсы. http://stihi.ru/avtor/ignattur

 С 33 по 46 конкурсами можно ознакомиться в папке "Пишем хайку. Лепестки сакуры" на нашей конкурсной площадке Маллар Ме.

Жду только новые работы! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 7 ОКТЯБРЯ 2024 года или до 30 работ максимум! Но с 5 ОКТЯБРЯ, если не будет набрано 30 хайку, откроется набор от участников ДО 3-Х ХАЙКУ! После чего будет объявлено голосование! Не упустите свою возможность!
________________

Принято на данный момент: 30 хайку.

Принимаю только неопубликованные хайку!

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.


Рецензии
Дорогие друзья! Приём закрыт! Всем спасибо!

Так получилось, что у нас много участников и осталось всего одно вакантное место. Оно отдаётся тому, кто первым прислал третью хайку! Другие работы не приняты, к сожалению. Их можно опубликовать или придержать до следующего раза, как пожелаете.

Голосование здесь: http://stihi.ru/2024/10/06/398

Маллар Ме   06.10.2024 01:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.