Таланту Льва Толстого. О правах женщин

   Толки и рассуждения о правах женщин, об отношениях супругов,
о свободе и правах их, хотя и не назывались ещё, как теперь -
вопросами - были тогда точно такие же, как и теперь;
но эти вопросы не только не интересовали Наташу, но она решительно не понимала их.
Вопросы эти и тогда, как и теперь, существовали только для тех людей, лишь для них,
которые в браке видят одно удовольствие, получаемое супругами друг от друга в своей семье,
то есть одно начало брака, а не всё его значение, состоящее в семье.
   Рассуждения эти и теперешние вопросы, подобные вопросам о том,
каким образом получить как можно более удовольствия от обеда,
тогда, как и теперь, не существуют для людей, для которых цель обеда
есть питание и цель супружества — семья, конечно, и вне обеда.
  Если цель обеда — питание тела, то тот, кто съест вдруг два обеда,
достигнет, может быть, большего удовольствия, но не достигнет цели,
 ибо оба обеда не переварятся желудком  и пропадут без главной цели.
  Если цель брака есть семья, то тот, кто захочет иметь много жён и мужей,
может быть, получит много удовольствия,
но ни в каком случае не будет иметь семьи,  как то главное во все мгновения жизни удовольствие.
   Весь вопрос, ежели цель обеда есть питание, а цель брака — семья,
 и разрешается он только тем, чтобы не есть больше того, что может переварить желудок,
и не иметь больше жён и мужей, чем столько, сколько нужно для семьи,
то есть одной и одного – но ведь таков с давних времён у нас в семьях порядок!
   Наташе нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью.
 И в другом, лучшем муже она не только не видела надобности,
но, так как все силы душевные её были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье,
она и не могла себе представить и не видела никакой надобности
и интереса в представлении о том,
что бы было, если б было что-то другое в этом.
_____
Л. Н. Толстой. Война и мир. Эпилог. Часть первая.
X
Толки и рассуждения о правах женщин, об отношениях супругов, о свободе и правах их, хотя и не назывались еще, как теперь, вопросами, были тогда точно такие же, как и теперь; но эти вопросы не только не интересовали Наташу, но она решительно не понимала их.Вопросы эти и тогда, как и теперь, существовали только для тех людей, которые в браке видят одно удовольствие, получаемое супругами друг от друга, то есть одно начало брака, а не все его значение, состоящее в семье.Рассуждения эти и теперешние вопросы, подобные вопросам о том, каким образом получить как можно более удовольствия от обеда, тогда, как и теперь, не существуют для людей, для которых цель обеда есть питание и цель супружества — семья.Если цель обеда — питание тела, то тот, кто съест вдруг два обеда, достигнет, может быть, большего удовольствия, но не достигнет цели, ибо оба обеда не переварятся желудком.Если цель брака есть семья, то тот, кто захочет иметь много жен и мужей, может быть, получит много удовольствия, но ни в каком случае не будет иметь семьи.Весь вопрос, ежели цель обеда есть питание, а цель брака — семья, разрешается только тем, чтобы не есть больше того, что может переварить желудок, и не иметь больше жен и мужей, чем столько, сколько нужно для семьи, то есть одной и одного. Наташе нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью. И в другом, лучшем муже она не только не видела надобности, но, так как все силы душевные ее были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье, она и не могла себе представить и не видела никакого интереса в представлении о том, что бы было, если б было другое.


Рецензии