1. Пролог
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные...»
Плевать он хотел на этот голос. Он и прежде никогда к нему не прислушивался. Может, он существует, может, нет. Но голос произнес одно слово, которое заинтересовало его. Одно единственное слово.
«Все», — сказал голос.
Он никого не отметил особо. Никому не отдал предпочтения.
Он сказал: «Все».
/Эрик Фрэнк Рассел. «И послышался голос»/
1. ПРОЛОГ
Человек очнулся и осознал себя в замкнутом помещении, полном пространства и вещей.
Наверное, подумал человек, если я досконально изучу все эти вещи и все принципы их взаимодействия, то пойму окружающий меня мир. Я узнаю, что, как, зачем и почему здесь происходит и будет происходить.
Это показалось интересным. Был смысл постараться.
Вскоре он понял, что не может всесторонне изучить стены.
Ничто в помещении не позволяло определить, что собой представляют обратные стороны стен, и какое влияние они оказывают на происходящее внутри. Любое предположение могло оказаться и правдой, и неправдой.
Значит, надо попасть вовне, решил человек и начал ломать стену.
За стеной оказалось ещё большее помещение.
Там было больше пространства, были другие вещи, и были свои стены.
Человеку пришлось пробиться через них тоже.
Третье помещение оказалось поистине огромным.
Человек снова бросился к стенам, но остановился.
Интересно, подумал он, пока стены есть, мне будет не хватать знания о том, что за ними. Но если однажды за очередной стеной новых стен не окажется, я столкнусь с бесконечностью, в которой по определению невозможно изучить всё.
Значит, мои знания в любом случае будут неполными, догадался человек.
Значит, этим путём мир не понять.
Где-то вдалеке негромко посмеивался Гёдель.
* * *
Я живу в парадоксе.
При этом удручает меня даже не столько незнание смысла жизни, сколько сам факт существования в невозможном мире. Невозможном с точки зрения моего разума.
То есть, я — человек — вижу, осязаю, всячески чувствую окружающий мир, взаимодействую с ним, но не могу не то, что объяснить его существование, не могу даже представить, как такое вообще может существовать.
Говорят, это происходит из-за того, что мой разум конечен, а мир — бесконечен.
Возможно.
Мне довольно просто согласиться с существованием бесконечности.
Достаточно представить, что бесконечности нет. Значит, есть край. А что за краем? То-то и оно...
Получается, я нахожусь в бесконечном нигде и никогда. Вообще все ориентиры — блеф!
Не понимаю. Не в состоянии понять.
Какой там смысл жизни, если я не понимаю того, что вижу?!
Можно не обращать на это внимания и просто жить, не задаваясь лишними вопросами.
Увы, не судьба. Однажды задумавшись, никуда уже от этих вопросов не убежишь.
Или можно придумать объяснение типа Бога или Дао, словом, неважно чего, лишь бы было красиво и недоказуемо. Это действенно. Вера отвечает на все вопросы.
Наконец, можно согласиться с тем, что ответа не существует, примириться с этим фактом и... жить в невозможном мире. Жить в парадоксе.
Выходит, путь познания — путь в никуда?
Но если я и так «в нигде», то какая разница, куда идти?
Тем более, что идти — познавать — интересно.
Можно наблюдать, строить предположения и даже делать какие-то выводы…
Значит, в путь! Хоть по сторонам подивлюсь.
* * *
— Скажи, мудрец, где Истину искать?
За нею я собрался в путь-дорогу.
Кого мне слушать?
А кому — внимать?
Чьи знания ведут к её порогу?
— Куда?
За Истиной?
Желаю долгих лет!
Пусть камни и года щадят твой посох.
Вопросы вечны,
А ответы — нет.
Поэтому — ищи её в вопросах!
========
Курт Фридрих Гёдель (1906 — 1978) — австрийский логик, математик и философ математики, наиболее известный сформулированной и доказанной им теоремой о неполноте.
Свидетельство о публикации №124092100965
Ведь в никуда ведут пока нас все пути,
Движенье — это жизнь, гласит нам мудрость,
Только поэтому и мне надо идти.
Александр Даниленко 4 12.01.2025 09:58 Заявить о нарушении