Жизнь натуралиста- биолога и врача Делеза. Перевод

Жизнь натуралиста- биолога и врача Делеза. Перевод
Зера Черкесова
Мой перевод. 20 сентября 2024 Источник текста:Академия Google
С французского.

20.09.2024 20:24

ЖИЗНЬ ДЕЛЕЗА.

Жизнеописание автора этого труда было переведено дамой из тщательно продуманного тома доктора Фойссака. Тот, кто прочтет это, обнаружит, что его доверие непреодолимо притягивается к нему свидетельством характера, которому приятно довериться.Каким бы ни было наше мнение о месмеризме, которым Делез безвозмездно занимался более полувека, мы не можем отказать ему в искренности ума и прямоте намерений. Его различные работы свидетельствуют о внимательном и скрупулезном характере, продиктованном целеустремленностью, которая редко приводит к пагубным ошибкам. Мы доверяем ему как проводнику, потому что видим его осторожность; если он не привносит убедительности в свою теорию, он отводит подозрения от своих мотивов. И ему мало чему можно позавидовать, который страдает от вульгарного предубеждения, влияющего на его суждения, когда предмет первостепенной важности, подкрепленный практикой и свидетельствами Делеза, требует от него, как от профессионала, серьезного и тщательного расследования.

ЖОЗЕФ ФИЛИП ФРАНСИС ДЕЛЕЗ родился в Систероне, Нижние Альпы, в марте 1753 года. Желая сделать военную карьеру, он приехал в Париж в 1772 году, намереваясь изучать математику; но кандидатуры не состоялись, и он поступил в пехоту в звании младшего лейтенанта. Три года спустя корпус, в котором он служил, был расформирован, он оставил службу и посвятил себя изучению естественных наук. Проживая в деревне близ Систерона в 1785 году, он впервые прочитал отчет об исцелениях, проведенных в Бузанси, которому он не доверял; действительно, он подозревал, что это были измышления, призванные вызвать насмешки над приверженцами магнетизм. Но, услышав, что один из его друзей (М. Д. д'Экс), человек хладнокровного и просвещенного ума, был у Месмера у м. Сервана, и по возвращении в Экс ему удалось вызвать сомнамбулизм, он решил навестить его и выяснить правду.

"Я проделал это путешествие пешком, - сказал он, - изучая ботанику по пути, и прибыл в Экс на второй день в полдень, пройдя пешком с четырех часов утра. Я немедленно сообщил моему другу цель моего путешествия, попросив его рассказать мне, что он думает о чудесах, о которых я слышал; он улыбнулся и холодно сказал: "Подождите и убедитесь сами; пациент будет здесь через три часа".

По истечении этого времени она прибыла, а с ней несколько человек, которые должны были образовать цепочку. Я присоединился к этой цепочке и через несколько минут увидел, что пациентка спит. Я смотрел с удивлением, но, заснув сам менее чем через пятнадцать минут, перестал слушаться. Во сне я много говорил и был так возбужден, что потревожил цепь. Об этом у меня не было никаких воспоминаний , когда я

проснувшись, я обнаружил, что все смеются вокруг меня. На следующий день, вместо того чтобы спать самому, я наблюдал за другими и попросил своего друга научить меня этим процессам. Вернувшись домой, я попытался намагнитить больных, которые были в соседних деревнях. Я старался не будоражить их воображение, прикасаясь к ним под разными предлогами и пытаясь убедить их в благотворном эффекте нежных фрикций. Таким образом, я получил несколько очень любопытных и полезных результатов, которые укрепили мою собственную веру.Осенью, будучи в городе, я обратился к молодому врачу, человеку с большими заслугами, который к мудрости, в которой иногда сомневается, добавил желание убедиться на собственном опыте. Я попросил его найти для меня пациента, и если я добьюсь излечения, он мог бы считать это убедительным доказательством, предполагая в то же время, что субъекта не следует рассматривать в критическом состоянии, чтобы моя неопытность не привела к фатальным последствиям. Он представил мне молодую женщину, которая болела семь лет, постоянно испытывая сильные боли и будучи сильно раздутой; у нее также была местная опухоль снаружи, вследствие сильного увеличения селезенки, которую она нам показала. Она не могла ни ходить, ни лежать. Мне удалось устранить препятствие, кровообращение восстановилось, отек постепенно спал, и она смогла выполнять свои обычные обязанности. Когда я прикоснулся к ней, она уснула, но не стала сомнамбулой. Вскоре после этого мой близкий друг (мистер Д.,) намагничивал шестнадцатилетнюю девушку, которая стала сомнамбулой. Она была дочерью очень респектабельных родителей. Я помогал в лечении этого пациента и никогда не знал более совершенного сомнамбулиста.

Она диктовала лекарства для других больных, а также для себя. Она представила большинство явлений, наблюдавшихся М. де Пюисегюром, М. Тарди и членами страсбургского общества. Среди них были явления, которые я не мог себе представить или объяснить; я могу только утверждать, что видел их, и после этого для меня невозможно предположить ни малейшей иллюзии или возможного обмана ".

С этого времени М. Делез не упускал возможности умножать и наблюдать факты, принося облегчение и излечивая огромное количество людей. Два года спустя, в 1787 году, он вернулся в Париж и с удвоенным рвением занялся литературой, наукой, философией и особенно ботаникой. В 1798 году он был избран помощником натуралиста в Саду растений; и когда профессора, принадлежащие к этому учреждению, объединились в 1802 году для публикации "Анналов музея естественной истории", он был назначен секретарем этой ассоциации.*

М. Делез впервые был известен ученому миру благодаря своему переводу "Любви Дарвина к растениям" в 1799 году; "Времен года" Томсона в 1801-6 годах, в это время он опубликовал свой труд "Евдокс, или Беседы об изучении наук, литературы и философии", 2 тома. 8в.; Париж, 1810. Разнообразные знания, проявленные в его произведениях, основательность его доктрин, его утонченные суждения, его стиль, такой ясный, такой простой и в то же время такой элегантный, ставят его в ряд писателей первого ранга.; и его книга, лучшая из тех, что предназначены для наставления молодежи, получила от ученых самую лестную и почетную оценку.

И все же, несмотря на свои многочисленные обязанности в Саду Растений, он не пренебрегал этим новым порядком физиологических явлений, до сих пор презираемых учеными. Он не сказал, подобно Фонтенелю и другим: "Если бы у меня в руках была правда, я был бы осторожен с тем, как ее раскрывать"; но во время яростной борьбы, происходившей между сторонниками и врагами магнетизма, он довольствовался молчаливым наблюдением; и дождался, пока утихнет возбуждение, чтобы опубликовать свою "Критическую историю магнетизма”,
Несколько великих натуралистов Европы писали на тему месмеризма: среди них Нис фон Эзенбек, упомянутая Делезом, стр. 204 и 205. Его великий труд "Genera Plantarum Flore Germanice", напечатанный в 1839 году в 20 томах, рекламируется в Лондоне по цене 4 фунта стерлингов за том.-Пер. С англ.

результат двадцати девяти лет исследований и размышлений.— Эта работа появилась в 1813 году, положив начало эпохе в анналах науки, и в настоящее время переведена на все основные языки Европы. В этой работе он пошел иным путем, чем те, кто был до него. Я не позволю себе, сказал он, выдвигать какие-либо гипотезы, но изложу то, что было засвидетельствовано мной и людьми, заслуживающими доверия. После общего очерка истории открытия и препятствий, стоящих на его пути, он посвящает весьма примечательную статью рассмотрению доказательств, на которых основано новое учение. Сначала он устанавливает принципы неоспоримой правильности, касающиеся вероятности свидетельских показаний, и применяет их с равной логикой и проницательностью к исследованию доказательств магнетизм. Он показывает, что его воздействие было засвидетельствовано тысячами свидетелей, в рядах которых есть врачи, ученые и просвещенные люди, которые не побоялись подвергнуться насмешкам, повинуясь голосу совести и выполняя долг перед человечеством; что те, кто опубликовал свое мнение, и гораздо большее число тех, кто делает свои наблюдения молча и довольствуется признанием своей веры, когда их спрашивают по этому вопросу, все либо были свидетелями, либо действительно произвели явления, о которых они говорят; в то время как среди противников магнетизма есть те, кто не боится подвергаться насмешкам. Невозможно найти человека, который исследовал бы предмет единственно правильным способом, экспериментируя на себе с самым скрупулезным вниманием и в точном соответствии с предписанными указаниями.

С таким же убедительным рассуждением он говорил о средствах, с помощью которых магнетизм действия, методы его получения, влияние, которое вера пациентов и сравнительная сила магнетизеров могут оказывать на эффективность лечения. Говоря о терапевтическом применении магнетизма, он указывает на случаи, в которых мы можем надеяться на успех, и показывает, что при условии соблюдения надлежащих мер предосторожности его применение никогда не может нанести вреда. В описании феноменов сомнамбулизма мы видим, что автор излагает их сдержанно, что он пытается лишить их удивительного характера и показать, что они не противоречат законам природы.* Его объяснения по этому поводу полностью совпадают

* Интересная статья на эту тему появилась в "Бостонском медицинском и хирургическом журнале" от 25 октября 1837 года. Она принадлежит перу Бенджамина Хаскелла, доктора медицины из Южного Бостона.
LIFE OF DELEUZE.

THE life of the author of this work was translated by a lady from the elaborate volume of Doctor Foissac. Whoever reads it, will find his confidence irresistibly drawn towards him by the evidence of a character in which it is delightful to confide.Whatever may be our opinion of Mesmerism, which Deleuze has practised gratuitously for more than half a century, we cannot refuse to accord to him sincerity of mind, and uprightness of intention. His various works indicate a careful, and scrutinizing spirit, dictated by a single-mindedness which rarely leads into mischievous error. We trust in him as a guide, because we see his caution; if he does not bring conviction to his theory, he drives suspicion from his motive. And he is little to be envied, who suffers a vulgar prejudice to influence his judgement, when a subject of the first importance, supported by the practice and testimony of Deleuze, claims from his as a professional man, a serious and careful investigation.

JOSEPH PHILIP FRANCIS DELEUZE was born at Sisteron, Lower Alps, in March, 1753. Desirous of pursuing a military career he came to Paris in 1772, intending to study mathematics; but the nominations not having taken place, he entered the infantry, with the rank of sub-lieutenant. Three years after, the corps in which he served being disbanded, he left the service and devoted himself to the study of the natural sciences. While residing in the country near Sisteron, in 1785, he read for the first time an account of the cures performed at Buzancy, in which he put no confidence; indeed, he suspected them to be fabrications, designed to bring ridicule on the partisans of magnetism. But hearing that one of his friends, (M. D. d'Aix,) a man of cool reason and enlightened mind, had been to see Mesmer at M. Servan's, and on his return to Aix had succeeded in producing somnambulism, he resolved to visit him and ascertain the truth.

"I performed the journey on foot," said he, "botanizing as I went, and arrived at Aix the second day at noon, having walked since four o'clock in the morning. I immediately imparted to my friend the object of my journey, desiring him to tell me what he thought of the prodigies I had heard; he smiled, and said coolly, 'wait and see for yourself; the patient will be here in three hours.'

At the end of that time she arrived, and with her several persons who were to form a chain. I joined this chain, and in a few minutes saw the patient asleep. I looked with astonishment, but falling asleep myself in less than fifteen minutes, I ceased to ob serve. During my sleep I talked much, and was so much excited as to trouble the chain. Of this I had no recollection when I

awoke, and found them all laughing around me. The next day, instead of sleeping myself, I observed others, and desired my friend to teach me the processes. On my return home, I attempted to magnetize the sick who were in the neighboring villages. I was careful not to excite their imaginations, touching them under various pretexts, and trying to convince them of the salutary effect of gentle frictions. In this way I obtained some very curious and beneficial results, which strengthened my own faith.In the autumn, being in the city, I applied to a young physician, a man of much merit, who to the wisdon that sometimes doubts, added the desire to be convinced by actual experience. I requested him to obtain for me a patient, and if I effected a cure, he might consider this conclusive proof; suggesting at the same time that the subject should not be considered in a critical state, lest fatal consequences might follow from my inexperience. He introduced to me a young woman who had been sick seven years, suffering constantly great pain, and being much bloated; having also a local swelling externally, in consequence of the great enlargement of the spleen, which she showed to us. She was not able to walk or lie down. I succeeded in removing the obstruction, circulation was restored, the swelling gradually disappeared, and she was enabled to attend to her customary duties. When I touched her, she slept but did not become a somnambulist. Soon after, an intimate friend of mine, (Mr. D.,) magnetized a young girl of sixteen, who became a somnambulist. She was the daughter of very respectable parents. I assisted in the treatment of this patient, and I have never known a more perfect somnambulist.

She dictated remedies for other sick persons as well as for herself. She presented most of the phenomena observed by M. de Puysegur, M. Tardy, and the members of the society at Strasburg. Among these were phenomena I could not have imagined or explained; I can only affirm that I saw them, and after this it impossible for me to suppose the least illusion, or the possibility deception."

From this time M. Deleuze neglected no opportunity to multiply and observe facts, relieving and curing a great number of persons. Two years after, in 1787, he returned to Paris, and pursued with renewed ardor, literature, science, philosophy, and particularly botany. In 1798, he was chosen assistant naturalist of the Garden of Plants; and when the professors belonging to that establishment united in 1802 in publishing the Annals of the Museum of Natural History, he was appointed secretary of that association.*

M. Deleuze was first known to the learned world by his translation of "Darwin's Loves of the Plants," in 1799; "Thomson's Seasons," in 1801-6, at which time he published his "Eudoxus, or Conversations on the Study of the Sciences, Letters and Philosophy," 2 vols. 8vo.; Paris, 1810. The various knowledge displayed in his writings, the soundness of his doctrines, his exquisite judgement, his style, so clear, so simple, and at the same time so elegant, place him among writers of the first rank; and his book, the best of those intended for the instruction of the young, has received from the learned, praise the most flattering and honorable.

Yet notwithstanding his various duties in the Garden of Plants, he did not neglect this new order of physiological phenomena, until now despised by the learned. He did not say, like Fontenelle and others," If I had my hand full of truth I should be careful how I opened it;" but during the furious contest occurring between the partisans and the enemies of magnetism, he was contented to observe in silence; and waited until the excitement was over, in order to publish his "Critical History of Magnetism,”

Several of the great naturalists of Europe have written upon the subject of Mesmerism: among them Nees Von Esenbeck, mentioned by Deleuze, page 204 and 205. His great work, "Genera Plantarum Flore Germanice," printed in 1839, in 20 volumes, is advertised in London at ;4 per volume.-TRANS.

the result of twenty-nine years of investigation and reflection.— This work appeared in 1813, forming an era in the annals of science, and is now translated into all the principal languages of Europe. In this work he took a different course from those who had preceded him. I shall not, said he, permit myself to form any hypothesis, but shall state what has been witnessed by myself and by men worthy of credit. After a general sketch of the history of the discovery and the obstacles opposed to it, he devotes a very remarkable article to the examination of the proofs on which the new doctrine is founded. He first lays down principles of indisputable correctness, concerning the probability of testimony, and applies them with equal logic and sagacity to the examination of the proofs of magnetism. He shows that its effects have been attested by thousands of witnesses, in whose ranks are found physicians, savans, and enlightened men, who have not been afraid to brave ridicule in obeying the voice of conscience, and fulfilling a duty to humanity; that those who have published their opinions, and by far the larger number who make their observations in silence, and content themselves with avowing their belief, when questioned on the subject, have all either witnessed, or actually produced the phenomena of which they speak; while among the adversaries of magnetism, not a man can be found who has examined the subject in the only proper way, by experimenting for himself with the most scrupulous attention, and in exact accordance with the prescribed directions.

With the same powerful reasoning, he has treated of the means by which magnetism acts, of the methods of producing it, of the influence which the faith of the patients and the comparative power of magnetizers, may have upon the efficacy of the treatment. In speaking of the therapeutical application of magnetism, he points out the cases in which we may hope for success, and shows that, provided the proper precautions are taken, its employment can never be injurious. In the description of the phenomena of somnambulism, we see that the author brings them forward with reserve, that he endeavors to rob them of their mar ;vellous character, and to show that they are not in contradiction to the laws of nature.* His explanations of them agree perfectly

*An able paper in relation to this subject, appeared in the Boston Medical and Surgical Journal of October 25th, 1837. It is from the pen of Benjamin Haskell, M. D. of South Boston.

« ПредыдущаяПродолжить

20.09.2024 20:07


Приложение.
Перевод из франц.Википедии.

Жозеф-Филипп-Франсуа Делез (12 апреля 1753, Систерон – 29 октября 1835, Париж) – французский натуралист 18-19 веков.


Жозеф Филипп Франсуа Делез
Содержание
Biography
редактировать
J. P. F. Deleuze studied in Paris and became assistant naturalist at the National Museum of Natural History in 1795. He collaborated with Antoine Laurent de Jussieu (1748-1836). An assistant naturalist and librarian of the Natural History Museum, he is best known for being a proponent of the theory of animal magnetism and suggested the French Academy of Sciences study it.[2] Joseph Philippe Fran;ois Deleuze was a resident member of the Soci;t; des observateurs de l'homme. In 1817, Deleuze was elected a member of the American Philosophical Society.

Honours
редактировать
The genus Leuzea was dedicated to Deleuze by Swiss botanist Augustin Pyrame de Candolle.

The standard author abbreviation Deleuze is used to indicate this person as the author when citing a botanical name.

Selected publications
редактировать

Commemorative plaque, rue Deleuze, in Sisteron.
1804: "Историческая справка об Андре Мишо" [Historical Notice on Andre Michaux]. Annales du Mus;um National d'Histoire Naturelle, Par Les Professeurs de Cet Etablissement – Ouvrage Orn; de Gravures [Annals of the National Museum of Natural History, By the Professors of this Establishment – Work Decorated With Engravings]. 3. Year XII (1804) ; [twelfth year of the French Republican calendar]. Paris: National Museum of Natural History: 191–227. ISSN 1256-2599; OCLC 9137885 (all editions); OCLC 1039516294 (all editions).
Via Google Books (National Museum of Natural History). Free access icon
1807: Историческая похвала Франсуа Перону, включенная в "Путешествие открытий по землям Австралии", выполненное на корветах "Географ", "Натуралист" и "Казуарина" в 1800-х, 1801, 1802, 1803 и 1804годах, 3 тома (1807-1816), Impressionale (Париж). третий том доступен в Галлике
1813: Критическая история животного магнетизма, два тома, in-8 °, переиздана в 1819 году, Мама (Париж).
1819: Практическое введение в животный магнетизм, за которым последовало письмо, написанное автору иностранным врачом, переизданное в 1836 году. Ж.-Ж. Денту (Париж), in-8 °, ii + 472 стр.
1810: Евдокс, беседы об изучении естественных наук, литературы и философии, два тома, in-8 °, Ф. Шоэль (Париж).
1823: История и описание Королевского музея естественной истории, А. Руайе (Париж): 720 руб. произведение доступно в Галлике.
1826: Письмо господам членам Медицинской академии о мерах, которые необходимо предпринять для закрепления общественного мнения относительно реальности животного магнетизма, Беше Жен (Париж): 39 стр. работа доступна в Галлике.
Translations
1799: "Любовь к растениям", стихотворение в четырех песнях, за которым следуют заметки и диалоги о поэзии, переведенное с английского произведение Дарвина ("Любовь к растениям") Эразма Дарвина (1731-1802).
1801: Les Saisons by James Thomson (1700–1748), preceded by a Notice sur la vie et les ;crits de Thomson by the translator.
1805: "The Annotated Memoirs of the Life and Botanical Travels of Andr; Michaux". Annals of Botany. 1. Первоначально на французском языке: "Историческое уведомление об Андре Мишо". Translated by the editors, Charles Konig, FLS (1774–1851) and John Sims, FLS (1749–1831). London: R. Taylor and Co. (Richard Taylor; 1781–1858): 321–355. OCLC 1644096 (all editions) (journal).
Via HathiTrust (Harvard). Free access icon
Via Internet Archive (Harvard). Free access icon
Via Google Books (Michigan). Free access icon
Ссылки
редактировать
 Bliss, Eugene L. (1986). Multiple Personality, Allied Disorders, and Hypnosis. Oxford University Press. p. 17. ISBN 978-0-19-503658-9.
 Goldstein, Jan (2011-11-20). Hysteria Complicated by Ecstasy: The Case of Nanette Leroux. Princeton University Press. p. 237. ISBN 978-0-691-15237-0.
 "APS Member History". search.amphilsoc.org. Retrieved 2021-04-02.
 International Plant Names Index. Делез.
Bibliography
редактировать

Wikimedia Commons has media related to Joseph_Philippe_Fran;ois_Deleuze.
F;raud, Jean-Joseph-Maxime (1810–1897) [in French] (1850). "Делез (Жозеф-Филипп-Франсуа)". Биография выдающихся людей Нижних Альп, или Исторический словарь всех персонажей этого отдела, которые выделялись своим гением, своими талантами, своими делами, святостью своей жизни, своими добродетелями., или их благотворительные акции, с самых древних времен до наших дней [ правитьBiography of Remarkable Men of the Basses-Alpes, or Historical Dictionary of All the People of This Department Who Have Distinguished Themselves by Their Genius, Their Talents, Their Works, the Holiness of Their Life, Their Virtues, or Their Acts of Charity, From the Most Remote Times to the Present Day]. Digne: ;tienne Repos, Publisher, Printer-Bookseller. pp. 89–90. OCLC 260055929, 253194728, 457892926, and 27410647.
Via Google Books (Bavarian State Library). Free access icon
Филипп Жоссо и Эдуард-Рауль Брюгу, От сада до музея: в 516 биографиях, Научные публикации Национального музея естественной истории, Париж, 2004 г., 630 стр. (ISBN 2-85653-565-8)
Kremer-Marietti, Ang;le [in French] (2005). "Беседы Жозефа-Филиппа-Франсуа Делеза" [Беседы Жозефа-Филиппа-Франсуа Делеза]. Эпистемологические, философские, антропологические (на французском). Paris: L'Harmattan. pp. 201 and following. LCCN 2005-397072; ISBN 978-2-7475-7805-9, 2-7475-7805-4; ISBN 978-2-2963-8691-4, 2-2963-8691-1; OCLC 57637024 (all editions).
Via Google Books (very limited preview).
The book is divided into three dialectical parts or main moments of an investigation which takes the epistemological point of view on philosophy.
External links
редактировать
Joseph-Philippe-Fran;ois Deleuze on Data.bnf.fr


Рецензии
Жизнь натуралиста- биолога и врача Делеза. Перевод
http://stihi.ru/2024/09/20/6141

Зера Черкесова
Мой перевод. 20 сентября 2024 Источник текста:Академия Google
С французского.

20.09.2024 20:24

http://stihi.ru/2024/09/20/6152
Золотой век гипноза. Маркиз де Пюисегюр

Зера Черкесова   20.09.2024 21:22     Заявить о нарушении